zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Город на Марсе
zelenyikot


Я привстал на глыбе вулканической породы, окинул взглядом окружающие безжизненные пустоши, прислушался к завыванию ветра в металлических фермах высоковольтных линий. “Когда-нибудь мы принесем жизнь на Марс. - Подумал я - Построим комфортное жилье, вырастим первый урожай, создадим новый мир полный надежды и красоты - воплощенное торжество человеческих возможностей…” Над горами витали ароматы серы и хлора, а холодный ветер обещал морозную ночь. “... А пока надо сделать такое в Норильске” - закончил я мысль, и отправился читать лекцию о Марсе на научно-популярном фестивале Arctic Wave.

Строительство города на Марсе не обойдется без опыта Норильска. Более того, норильчане это те люди, для которых акклиматизация и переход к инопланетному образу жизни пройдут наиболее мягко и просто. Они уже сейчас живут в отрыве от “материка” в природных условиях абсолютно неприспособленных для большинства земных организмов. Связь с Землей через космос, минусовая среднегодовая температура, переполненные химическими соединениями воздух и грунт - это же Марс.

У Норильска перед любым инопланетным городом есть только одно преимущество - он нужен. Мечта всех покорителей Марса - найти на нем какой-нибудь ценный ресурс, который сделает осмысленным и экономически обоснованным строительство инопланетной колонии. Пока ничего подходящего не нашли, поэтому Илон Маск предлагает лететь и жить просто так, ради гипотетической возможности сделать человечество первым межпланетным видом. Норильск построен для освоения богатейших месторождений металлов плато Путорана, он нужен и экономически выгоден, но это отнюдь не облегчает жизнь горожанам.



Прогуливаясь по его голым улицам, с искусственными деревьями, любуясь страшными многоэтажками цвета “мокрый бетон” и ядовито-лимонными сталинками, вдыхая приятно отдающий серной кислотой воздух, поневоле задаешься вопросом о причинах, удерживающих людей в городе. Да, есть работа на Комбинате, но ее можно было бы наладить и вахтовым методом. Норильчане же живут, учатся, влюбляются, создают семьи и гордятся своей жизнью.



Город основали в 1935 году под лозунгами индустриализации и освоения полярных регионов страны. Самая сложная начальная работа была сделана рабским трудом заключенных Норлага и только в 50-е началась свободная жизнь, насколько она тогда была таковой для других жителей Советского Заполярья.



Сейчас на улицах города уже не встретишь пропагандистских лозунгов о покорении Сибири или Севера. Только реклама “Норильского никеля” - градообразующего предприятия, благодаря и ради которого город и продолжает жить.

Что-то подобное когда-то ждет марсианский город. Пройдет ажиотаж и энтузиазм первых поселенцев, безумцы исчезнут в пустынях, первые герои и первооткрыватели займут свои места на памятниках, а марсиане останутся один на один с Марсом. Безжизненным и смертельно опасным местом, в котором надежда на лучшую жизнь будет связана только с космодромом и возвращением на Землю.



Раньше я как-то не задумывался об этом, полагая, что сейчас приоритетной целью космонавтики должно быть достижение Марса, а что будет дальше там как-нибудь разберутся земляне и марсиане будущего. После посещения Норильска пришло понимание, что сейчас город на Марсе даже в мечтах не нужен. Американский промышленник и мечтатель Илон Маск предлагает переселить на Марс 1 миллион человек, но в ближайшем столетии, даже если эта цель будет достигнута, такой полет - весьма изощренная форма самоубийства. И даже не потому, что сам полет весьма опасен - солнечные вспышки, трещины в топливопроводе, метеориты... - а в том, что на Марсе возможно лишь выживание. Существование ради поддержания существования - не самая светлая мечта, которой хотелось бы следовать.

И что теперь? Забыть про Марс и навсегда остаться на околоземной орбите?
Нет! Если Марс непригоден для жизни, целью должно стать его преобразование в более комфортную планету - терраформинг.

Создание клона Земли - это теоретически возможная, но крайне энергоемкая задача, которая будет недостижима для человечества еще многие сотни лет. Вся наша цивилизация, последнюю пару сотен лет усиленно и ежечасно работает над венероформингом Земли, и только сейчас это воздействие стало хоть немного выделяться над статистической погрешностью. Марс нам явно сейчас не по плечу. Но уже сейчас можно начать готовиться к его терраформингу: изучать климат, атмосферу, солнечно-марсианские связи, геологию, эволюцию планеты. Собственно сейчас уже активно ведется эта работа, и грех жаловаться: спутник MRO, марсоходы Curiosity и Opportunity изучают геологию; спутники Mars Express и MAVEN - атмосферу и магнитосферу. Скоро атмосферой и разведкой запасов воды займется недавно прилетевший российско-европейский спутник Trace Gas Orbiter.

Но пилотируемая космонавтика могла бы вывести эти исследования на новый качественный уровень. Только люди способны провести глубинное бурение, оценить геологическое строение коры планеты, детально изучить эволюцию планеты, разведать полезные ископаемые. Все эти знания будут необходимы для дальнейшего освоения планеты, поэтому есть все основания для создания на Марсе постоянной обитаемой базы, возможно передвижной, по типу антарктических транспортируемых конвоев.

Работа там потребуется многолетняя, вахтовым методом по два-четыре года, где найдут свое применение и сверхтяжелые многоразовые ракеты, и гладковыбритые буровики, и сентиментальные ботаники фанатеющие от диско.

Всему свое время, но работать нужно уже сейчас.

zelenyikot
Я в Facebook, Twitter, Вконтакте, Patreon.

Фоторепортаж Норильска произведен на смартфон LG G5se, черновик текста набран на нем же.


promo zelenyikot december 8, 07:51 25
Buy for 800 tokens
Я не только пишу о космосе, но могу и рассказать о любимых темах для широкой или узкой аудитории. За последние два года я уже провел несколько десятков лекций во многих городах России. Часто приглашают на фестивали науки, профориентационные мероприятия для студентов, на конференции и выставки.…

(Deleted comment)
Нам бы в Европе порядок навести, а потом об Америке думать,... говорили мудрые старцы Колумбу, в своё время. Ничего не напоминает?

(Deleted comment)

Да, без изменения климата на Марсе плстоянно жить (а тем более строить города) там будет невозможно. Но сделать это будет ещё сложнее чем долететь. Нет пока у нас мощных источников энергии... Даже синтез пока не освоили.


Ну, если с помощью земных технологий лет через сто смогут полностью отгородить от воздействия энергетическими барьерами какую-нибудь зону на Марсе, а потом создать или переделать климат внутри этих барьеров, то не все потеряно. Может быть тогда и осуществится мечта многих ученых и писателей-фантастов - можно будет жить на Марсе.

А сейчас можно только смотреть на эту замечательную планету и мечтать о будущем слушая музыку, которую можно взять тут: http://compusic.livejournal.com/2391.html

;-)



Норильчане приспособились использовать всю наличествующую воду. Даже сточные воды местного комбината. А чё? — тёплые же! (фото Сергея Максимишина).

Edited at 2016-11-03 05:08 am (UTC)

Действительно, почему бы р нет?)


У нас 65% страны занимает вечная мерзлота. Вообще русские-самый продвинутый народ в плане освоения нежизнеспособных территорий.

Edited at 2016-11-03 05:15 am (UTC)

Согласен. У меня родня в Салехарде - он, по тамошним меркам, "совсем рядышком" с Норильском, всего на неполных 3 градуса южнее, тоже Полярный круг.
Но там картинка уже гораздо веселее:):

-___Салехард1
-___Салехард2
-___Салехард3-___Салехард8
-___Салехард7
-___Салехард4
-___Салехард5
-___Салехард6

Жаль там дышать недьзя, а так бы можно вахтой. У нас сейчас вся Россия на вахте. Кто в Сибирь, кто в Москву и т.д.

Раньше ссылали русские в Сибирь, англичане в Австралию, а теперь на Марс. А Земля для избранных. Я так понимаю?

К этому может и придёт лет через 300-500...
Или как в каком-то фильме: земная элита и богачи переселились на огромную околоземную станцию, а на Земле в грязи остались все остальные.



Луну надо колонизировать, нафиг Марс.

Из неё нужно сделать планету-завод.

Много полезных ископаемых, прорва халявной энергии и никаких проблем с экологией.

Ну а доставка товаров на Землю катапультой экономически оправданна.

Какая ж там энергия кроме солнечной?


Этой Земле осталось очень мало времени, посему не заботьтесь о завтрашнем дне.

Господь Бог

А по каким меркам мало? А то вы, веруны, уже 2000 лет всё кукарекаете о конце.

А Маск пример показать не хочет? На Марсе ему самое место :)

" Вся наша цивилизация, последнюю пару сотен лет усиленно и ежечасно работает над венероформингом Земли, и только сейчас это воздействие стало хоть немного выделяться над статистической погрешностью. Марс нам явно сейчас не по плечу."
---
зачем же так "литературно". есть же существенное различие между решением поставленной задачи и побочными явлениями обычной жизнедеятельности.

венероформинг - "вскрыть" метановые гидраты и задача наполовину решена =)

“Когда-нибудь мы принесем жизнь на Марс. - Подумал я - Построим комфортное жилье, вырастим первый урожай, создадим новый мир полный надежды и красоты - воплощенное торжество человеческих возможностей…”

Марс вздрогнул, пришли паразиты и он уже чувствовал как они быстро замусорят всю его поверхность

Марс - планета. Он неживой, ему все равно, даже если его ядро откачать, и закачать обратно гуана.

А я тут же придумал основной конструктив для будущего марсианского поселения - панельная хрущёвская пятиэтажка на сваях! :-D Именно в такой я прожил там в с 1973 по 1977 год, т. е. в возрасте с 3 до 7 лет. Тогда этот дом был крайним по ул. Пушкина, и из окон открывался прекрасный вид на бескрайние пустоши и зону. А, так вот кого надо в первую очередь посылать на Марс, норильских зэков! Они уже акклиматизированы и обучены выживанию по самое не могу! :-D

Чем не альтернатива смертной казни (для стран, где она применяется)?

(в каждой шутке...)

Слабенько как-то и коротко, на статью не тянет.

Воспринимайте за лытдыбр.

Вообще, мысль пришла: пока развитая часть человечества не объединиться в союз типа ЕС, денег на глобальные космические программы не будет даже у Маска.
Необходимые суммы сейчас тратятся на оружие и армию - триллионы баксов, если сложить оборонные бюджеты крупнейших стран. Плюс новейшие технологии и производственная база - всё у военных! Так что придётся выбирать: либо освоение космоса, либо оружие и армии.


ООН же. Не помогло.

Привет всем
у меня вопрос: почему не отправить на марс робота в виде человека, который повторяет движения с земли, и чтобы им управлять дистанционно в "костюме"? Понятно что задержка в сигнале до 10 минут, но движения простые можно делать, открутить-прикрутить, приподнять... много чего.

И "поселение", в таком свете, может выглядеть как поселение "роботов" управляемых с земли, как игра компьютерная... даже смысл экономический есть - "пожить" на марсе три дня - 30 тыс уе )))

Edited at 2016-11-03 06:56 am (UTC)

Хотите совершать одно движение за 10 минут, устройтесь на "Почту России".

Нет больших подвижек в терраформинге Марса, потому что нет глобального социального запроса на это. Нам бы желательно чтобы терраформинг был спроектирован тихонько и незаметно каким-нибудь институтом в рамках его ежегодного бюджета в переве между новым сезоном "Игры престолов" и второй частью "Марсианина".
А вот шарахнул бы ледниковый период, быстренько бы извлекли ученые с инженерами "опытный, еще недоработанный образец", который "в целом может справиться с задачей, но имеет пару побочных эффектов".

Терраформинг - абсолютная фантастика на любое обозримое будущее. То есть на сотни лет как минимум.

Я видел Норильск только с самолёта, с высоты 10 000 м. Город походил на грязную чёрную кляксу посреди белого поля, и даже дымовые завесы над Комбинатом можно было видеть с такой высоты.

Ходят слухи, что без комбинезона передвигаться по Норильстку опасно для жизни, и то, что вокруг этого города выжжена земля радиусом в 10 км.

Скажите, это правда?)


это всё фантастика!

Марс от Солнца в полтора раза дальше, чем Земля. Следовательно света доходит в два с четвертью раза меньше. Значит, на экваторе Марса Солнце греет, как на Земле у полярного круга. Это минус. Зато атмосфера тоньше, на поверхность энергии доходит больше. Это плюс. Но не фильтруется ультрафиолет и прочие не желательные для людей излучения. Это минус.
Возобновляемый источник энергии есть, но людям нужна постоянная защита.
Если бы я разрабатывал программу освоения Марса, то на первым этапом считал бы достижение стабильной поставки полезных грузов в заданную точку, вторым - заброску и запуск роботов для сборки помещений и энергетических установок, третьим - создание автономного и замкнутого сельского хозяйства, выращивания биомассы, потенциально пригодной в пищу людям. А уже потом можно набирать добровольцев-романтиков-самоубийц.

Не соберут роботы никакие помещения/заводы. Абсолютно нереальная задача для нынешней робототехники.

Ну если только не иметь в виду удаленное управление людьми... Но это, учитывая возможности манипуляторов и задержку, будет эпопея на годы.

Европейское космическое агентство (ESA) разместило сделанный из космоса
высококачественный снимок горного массива Плато Путорана в Сибири,
признанный ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия человечества.
Космические новости в фотографиях, октябрь 2016 года (https://ria.ru/photolents/20161101/1480339752_1480252635.html)

Низшие хлорфторуглероды или элегаз. Даже 40 млн тонн их хватит для терраформирования -- по крайней мере лед с шапок согнать и давление до 0,3 земных поднять. Сырье для них на Марсе есть.
На восполнение вообще надо 170 тыс. тонн в год:
http://www.pnas.org/content/98/5/2154.full.pdf

Кстати, вряд ли прямая аналогия Норильск-Марс верна. Чукчи жили в условиях близких к норильским и вряд ли променяли бы свое местообитание на Камерун. То, что кажется враждебным здесь, самими норильчанами тоже воспринимается сильно иначе.

Edited at 2016-11-03 08:18 am (UTC)

Заключенные Марслага будут осваивать...

Категорически не согласен. Если не идти за пределы Земли, то человечество навсегда останется однопланетным видом, что сулит различные проблемы для него. Если двигаться за пределы (не важно куда - Марс, луна, Венера), то когда-нибудь надо начинать. Чем плохо начинать сейчас, а не через 50 или 100 лет? Почему мы должны спихивать эту задачу на потомков? Неужто сами не можем решать вопросы, которые будут возникать при освоении Марса? Безусловно проблемы будут, будут жертвы (они всегда есть при выходе за грань привычного), но сталкиваясь с трудной задачей, будут в конечном итоге находиться и решения. Быстро или медленно, но будем двигаться.

Спихивать? Хм. Я бы смотрел на это так: "какого чёрта оставлять потомкам всё самое интересное?" :)

Норильчане очень любят свой город. Но они вам этого не напишут здесь, потому что в Норильске нет интернета.


ох уж эти мечтаки безтолковые. марс им подавай. освоение антарктиды или сахары перспективнее безжизненного марса. но нет им марс свербит. разные климатические зоны, разнообразные ландшафты, животные, растения не устраивают мечтак. подавай им пустынный, каменистый марс где даже нельзя дышать. вот что им нужно. 7 миллиардов человек, разные расы и народы не нужны мечтакам. они одиноки во вселенной. марс им подавай и инопланетян. они готовы засрать всю землю токсическими отходами ракет только лишь бы сдохнуть на марсе

вот вот, еще ни одну пустыню на земле не терраформировали, а уже на марс собрались.

?

Log in