zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Взрыв стартапа
zelenyikot


В 44-ю годовщину последнего шага человека по Луне, в московской промзоне прогремел взрыв, который ознаменовал выход на новый уровень частного ракетостроения в России. Частная компания и сколковский стартап "Лин индастриал" перешла к огневым испытаниям своего первого жидкостного ракетного двигателя. Испытания закончились взрывом, от которого пострадал непричастный человек.

Компания "Лин индастриал" появилась в середине 2014 года. Создана настоящими энтузиастами космонавтики, которые вдохновились успехами западных частников и решили выйти на зарождающийся рынок микроракетных пусков. Сейчас в мире появилось множество мелких и крупных частных проектов, создающих ракеты для запуска микро- и наноспутников на околоземную орбиту. “Лин индастриал” был первой и, фактически, единственной подобной частной инициативой в России. Как у всякого приличного стартапа у "Лин" есть и программа-максимум: план строительства лунной базы "Луна семь".



Генеральный конструктор компании, инициатор и идейный вдохновитель известен многим как блогер ___lin___, и редактор журнала “Новости космонавтики” Александр Ильин. Его инженерно-космическое образование помогало писать о космосе, но в какой-то момент он не выдержал и взялся за свой собственный проект. Насчет экономических перспектив микроракет я бы с ним поспорил, но, в конце-концов, с чего-то начинать надо. Кто-то строит микроспутники, кто-то микроракеты.



“Лин” стал резидентом Фонда Сколково, и двинулся по сложному и тернистому пути получения микрогранта Сколково в размере 5 млн руб. По дороге ему повезло: нашелся частный инвестор, правда не из России, а из соседней Беларуси. Сооснователь компании Wargaming Сергей Буркатовский, и давний знакомый, вложил в инициативу Александра несколько миллионов рублей. Для создания первой микроракеты, по расчетам Ильина требуется не меньше 500 млн руб, но первые инвестиции позволили начать практическую деятельность.



Основную разработку назвали “Таймыр”. Это должна быть модульная трехступенчатая ракета, которая, в зависимости от количества боковых ускорителей, смогла бы выводить на низкую околоземную орбиту от 10 до 150 кг груза, по цене $15-20 тыс. Это примерная стоимость за кг выведения на Space Shuttle, но дешевле чем $40 тыс у конкурирующей RocketLab. Микроракеты дороже чем современные попутные пуски на обычных ракетах типа “Союз” или Falcon-9, но их перспективы в удобстве выбора орбиты и даты пуска, и на этом поле ожидается активная конкуренция в будущем.

Инновацией в ракете стало выбранное топливо: жидкостная пара перекись водорода и керосин. Думаю упоминание перекиси водорода заставило вздрогнуть тех, кто немного интересовался историей техники в XX веке. Этот компонент топлива где только ни пытались применить, и почти всегда дело заканчивалось взрывами, жертвами и катастрофами. Последняя крупная жертва перекиси - подводная лодка “Курск”. Но инженеры “Лина” знакомы с историей, поэтому решили использовать концентрацию перекиси не выше 85% - это обещало низкую опасность и достаточно высокие характеристики ракеты. Причина такого выбора еще и конструктивная, обычно для окисления керосина в ракетах используется жидкий кислород, но это криогенный компонент, требующий серьезной заправочной инфраструктуры и металлических ракетных баков. Для снижения массы и удешевления конструкции ракеты инженеры решили остановиться на композитных баках.



В разработке “Таймыра” самым простым показался этап создания электронной системы управления ракетой. С этой целью “Лин” стал запускать по сути любительские ракеты на высоту в несколько сот метров, при этом пытаясь оборудовать их аэродинамическими рулями и контролировать полет.



Для этих пусков использовались твердотопливные двигатели.



Кое-какой прогресс в этом был, через какое-то время ракеты становились больше и сложнее. Дошло до сверхзвуковых пусков и двухступенчатых “летающих стендов”.



Одновременно с этим “Лин”, как сколковский стартап часто светился на различных технологических выставках со своим пластиковым макетом космической ракеты (не в масштабе) и металлическими макетами ракетных двигателей своей разработки.



Но за любительскими пусками пластиковых “карамельных” ракет, выставочной картинкой, фотосессиями и пиаром в СМИ оставалось немало трудностей, на которые не рассчитывали стартаперы увлеченные космосом. Все два с лишним года, до сегодняшнего дня прошли для “Линов” в режиме превозмогания. Александр в своем блоге и страницах соцсетей живописно рассказывал о постоянно сваливающихся проблемах, которые никто не ожидал.

Компания сталкивалась с бесконечными бюрократическими препонами в получении лицензии на космическую деятельность. То есть компания до сих пор юридически не является космической. По сути с 2012 года, когда этот статус получили “Спутникс” и “Даурия Аэроспейс”, ни один частник в России, мечтающий стать космическим, не получил заветной лицензии.

Испытания своего первого жидкостного ракетного двигателя “Атар-100” “Лин индастриал” планировал произвести на испытательном стенде Московского авиационного института. Когда двигатель был готов, МАИ отозвал свое согласие без объяснения причин, и намекая на свои опасения за сохранность стенда.



Согласилось помочь с испытаниями одно из предприятий космической отрасли, но потом тоже передумало.

В это же время возникли большие трудности с поиском полигона для проведения любительского “РакетФеста”. В глазах Александра Ильина всё выглядело словно заговор, направленный конкретно против его стартапа. Кому выгоден его провал? Неужели Роскосмос опасается молодого амбициозного конкурента и строит козни?

Надо сказать, что образ благородного борца с обстоятельствами Александр Ильин с радостью бы принял на себя, но не всё так однозначно. Многие представители отрасли со стороны Роскосмоса отмечали его высокомерие и заносчивость, поэтому, даже если и не ставили палки в колеса сознательно, то и помогать не горели желанием.

Так или иначе “Лину” пришлось заняться изготовлением своего собственного испытательного стенда. Для небольших ракетных двигателей там не такая уж масштабная конструкция, изготовление которой для предприятий Роскосмоса-то вообще детская забава, но для небольшого стартапа это были существенные расходы и потеря времени.



К осени 2016 года разработчики начали т.н. “проливочные испытания”, когда через двигатель и топливные системы проливается обыкновенная дистиллированная вода. Это позволяет проверить готовность топливопроводов, клапанов, насосов. Следующий этап уже огневой.



Конечно, инженерам-энтузиастам, которые два с половиной года шли к своей ракете, не терпелось скорее увидеть первое пламя. Тратить время в бесконечных согласованиях полигонных испытаний никто из них не хотел, причем предыдущий опыт показывал, что такого согласования может вообще не быть. Отказ от варианта “выехать в чистое поле” они объяснили сами: “сейчас зима, а стенд собран на базе обычного автомобильного прицепа, который имеет весьма посредственную проходимость”.



Причины спешки, понятное дело, не только в желании поскорее бахнуть, но и банально финансовые: инвестиции иссякают с каждым днем, нужно демонстрировать результат и прогресс, чтобы рассчитывать на следующий раунд. Подозреваю, что и отчетность в Сколково требовала испытаний для закрытия этапа.

В результате воспользовались предложением знакомого, который знал удобный пустырь в промзоне. Казалось, что в 12 часов ночи, в 15-градусный мороз, в воскресенье на складе лома черных металлов уж точно не найдется посторонних. Сами участники испытаний спрятались за старым грузовиком и ощущали себя в безопасности. С пульта отдали команду пуск…





Что произошло потом точно не известно. По данным СМИ, при взрыве двигателя, один из металлических фрагментов пролетел 20 метров, пробил забор из оцинкованного железа, стену бытовки на соседнем участке и серьезно повредил кистевой сустав находившегося там рабочего. Серьезность повреждения точно не установлена. “МК” сообщал об открытом переломе, LIFE весь день писал про ампутированную конечность. По данным “Лина”, повреждение серьезное, задеты сухожилия, но рука в гипсе и на месте.

Основатели компании уже заявили свою готовность возместить стоимость лечения и выплатить денежную компенсацию, но комментариев самого пострадавшего пока никто не получил. Кроме этого МВД еще не решило что делать с юными и не очень последователями Илона Маска и Сергея Королева, пока с них взяли лишь обязательства помогать следствию.

Очевидно "Лин" увлекся и утратил чувство опасности, без которого нельзя в работе с ракетной техникой. Но несмотря на нарушения техники безопасности, серьезную травму человека, и провал испытаний, будущее “Лин индастриал” еще не определено. Кто-то желает компании скорейшего прекращения существования. Хотя я бы напомнил пересказанную в “Марсианине” историю появления одного из самых сильных подразделений NASA - Jet Propulsion Laboratory: “студенты устроили взрыв в общежитии, но их не наказали, а дали испытательную базу и велели продолжать”. Да и история королёвского ГИРДа не сильно отличается: тоже были гаражи, пустыри, и взрывы экспериментальных двигателей, которые через тридцать лет привели к полету Гагарина.

Думаю Роскосмос без труда бы нашел безопасную площадку для испытаний не только Ильину, но и всем частникам, студентам и энтузиастам, мечтающим о космосе и желающим что-то делать своими руками.



Желающие оказать поддержку "Лин индастриал" могут заглянуть в их магазин и приобрести что-либо из предложенного. Подписаться на их страницу Facebook или Вконтакте чтобы следить за новостями.

zelenyikot
Чтобы не пропускать самое интересное в космосе, добавьте меня в ЖЖ или соцсетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Одноклассники, Pikabu.



promo zelenyikot april 12, 2016 07:10 183
Buy for 800 tokens
Сегодня 55 лет со дня эпохального шага Человечества в космос. Он сказал "Поехали", Он взмахнул рукой... Его портрет на значках, магнитиках, билбордах и вагонах метро. Скоро на хоругви поднимут, и причисление к лику святых - лишь вопрос времени. Все "истинные патриоты" знают,…

Как то не серьёзно всё получилось у них.(

(Screened comment)
https://spacelin.ru/proekty/sverkhlegkaya-raketa-taymyr/ цены у них впечатляют, кто инвестировать будет?

понятно
очень жаль но возможно что точные науки это не все что требуется для человека

это технологии двойного назначения - без 2го отдела просто запретить

Подзамковая копипаста из одного сообщества

"Дражайшия коммунары, есть вопрос темктовсёзнает.
Задача: провести испытания небольшого космического движка в Москве, размер движка - примерно с автомобиль Ока.
Двигатель предназначен для вывода 9килограммового спутника на орбиту.
При испытаниях планируется хлопок и большое кол-во дыма, есесно что есть небольшая вероятность того. что всё пойдёт по пизде.
Нужен ангар или похожее по функционалу помещение где-то в промзоне, без электричества и прочей хуйни. Если нет крыши, ещё лучше.
Осложняет задачу необходимость провести испытания днём, поэтому без палева куда-то завезти эту дуру и ёбнуть не получится.
Может кто сможет помочь советом или контактами хозяев какой-либо промзоны.
Такой вот блядь квест, угадавшему/подсказавшему босяцкий подгон, ежели не размажет при испытаниях.

Upd. Не прокатило
https://topnews-ru.ru/2016/12/12/v-stolichnoj-promzone-po-vremya-ispytanij-vzorvalsya-reaktivnyj-dvigatel/"

Сам из Кирова и мне не понятно как в Москве не может быть мечта где нельзя по тихому "ебнуть" движком размером с Оку, в конце концов можно было на те же деньги что потратили этому бедлаге на лечение вывезти как можно дальше от города в чисто поле и там...

К этому всё и шло. :-(

Вы так прикалываетесь с какой целью?


Да ну ей богу, выехать куда-то в область подальше, лесов как грязи. Берег речки. Даже зимой. И даже днем.
Можно было трактористу проплатить бутылкой, чтобы расчистил и укатал площадку.

А чего на двигателе все сварные места черные? Они электродами варили что ли?

P.S. Мы в студенчестве, не таясь, испытывали твердотопливные двигатели прямо в сквере перед Менделевским институтом.

Edited at 2016-12-14 06:03 am (UTC)

у меня благоверный тоже в пионерской юности баллончики из-под углекислоты на твердом топливе запускал - и то они в зеленя уходили с пацанами.
но так то баллончик. Он, на крайняк, метров на сто разлетится, и то не факт - все-таки сосуд для работы под давлением.

а тут, извините, уровень планирования рисков — "дети в подвале играли в стартапы...". Как будто не было всего ХХ века с опытом пусков и статистикой происшествий.

Ужасная новость по целому букету последствий.

блин, ну глупо же, неужели так сложно было выехать за город?
в конце концов договориться с военным полигоном, там хоть настоящую ракеты взрывай.

Вообще конечно формально надо наказать, но делать выводы надо государству, иначе так и будет у нас только одна космическая компания.

Нужно, чтоб пострадавший в итоге оказался доволен.
Договориться за символические деньги с любым карьером было ну никак нельзя :(

В детстве запускал ракеты на селитре и то у нас были нормы безопасности - выходили на пустырь, что бы ни кого не повредить и не поджечь, а тут мильёны в руках и экономят. Пострадавшему здоровья и многих лямов компенсаций.

Кстати да, мы для подобного выбирались в большой котлован заброшенной стройки.
Где гарантированно не было никого в радиусе 100 м.



Видимо второго этапа Сколково не оплатит, но возможно в Кремниевой долине кто нибудь с удовольствием будет готов приютить изобретателей и бац: чемодан-вокзал-вагон. Выглядит вполне закономерно

Проще послать резюме сюда или сюда
Вакансий полно на любой вкус

Это несколько не та область инженерной деятельности, где ныне можно чего-то добиться силами 5 человек за 5 млн руб

А перекись - это несколько не то топливо, с которого нужно начинать эксперименты
Не они первые, не они последние


Edited at 2016-12-14 06:16 am (UTC)

> А перекись - это несколько не то топливо, с которого нужно начинать эксперименты
> Не они первые, не они последние

Тут вспоминается старая шутка, что Нобель был первым _выжившим_ изобретателем динамита.

JPL не начинали с продажи памятных медалей, да и вообще не были креаклами
в современном понимании этого слова.

JPL - было собранием иммигрантов и марксистов-оккультистов из золотой молодежи на деньги магнатов и пронацистов.

Очень жаль, и человека, и проект. Надеюсь, как-нибудь переживут.

Глупо, очень глупо. В Подмосковье столько места и без людей. А тут в городе прям. Теперь уже репутация подмочена не самим взрывом, а тем что место для запуска выбрали в городе. Кроусаучеги.

Им бы сварщика найти для начала. С такими швами - не взлетит.

Да и испытания надо поближе к заправке проводить. Тогда - точно взлетит.

Как-то сварка у них подозрительно выглядит, отбойники на джипы и то варят аккуратнее. Описание ахтунга тоже хромает - осколки гранат и минометных мин вряд ли смогут нанести такие повреждения на расстоянии 20м и через две стенки.

Да сами варили явно, полуавтомат в руках держат впервые.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Ну и что, сколько мы на этот раз этим хипсторам через сколково платим? Хотя лучше этим, чем на завод электрических аккмуляторов.

Сказочные долбозвоны. Не удивлюсь если они и кожух у болгарки снимают.

Да!
Причём тот, который корпус

"Желающие оказать поддержку "Лин индастриал" могут заглянуть в их магазин"
Первое, что бросается в глаза на их сайте, - это американский флаг справа на черном фоне. Это ребята, видите ли, так кнопку переключения языков оформили))) Выглядит совершенно по-идиотски.
Если у них во всех мелочах так, то неудивительно, что их не любят ни Роскосмос, ни МАИ, ни кто там еще.

"Подозреваю, что и отчетность в Сколково требовала испытаний для закрытия этапа" - это нет. Минигрант даётся на "бумажные работы", грант на прототип они так и не получили пока.
Отчитывались несколькими папками документов.

Бородатые хипстеры, клетчатый пиджак, блогер, нано-, Сколково... Результат был немного предсказуем.

Да не хипстеры они. Это в журнале такую комедию придумали, они сами ржали над этими фотками.

Неприятно осознавать, что никому неизвестный инвалид закроет дорогу в космос для миллионов людей.
Всё-таки мы в XXI веке должны мыслить масштабнее, чем какими-то сиюсекундными неудачами.

Правила техники безопасности написаны кровью и пренебрежение оными приводит к жертвам.

Спешка всему виной...

ага, америкашки торопят с высадкой на луне.

Ура! партни дошли доМоделиста-контруктора-70х! что будет в Сколоково когда им пачку журналов за 80е подарят?:)

)))

Вся эта суета очень напоминает очередную попытку построить в России демократию... )))

(Deleted comment)
(Deleted comment)
"Многие представители отрасли со стороны Роскосмоса отмечали его высокомерие и заносчивость" - посмеялся. Представителям отрасли и Роскосмоса надо в зеркало чаще смотреть. :-)

?

Log in