zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Американская история "ДЗЗ"
zelenyikot


Конкуренция спутникостроителей в США вышла на новый виток. Годы, когда компании создающие спутники появлялись как грибы, уходят и начинается эпоха слияний и поглощений. Последняя обсуждаемая новость: поглощение стартапом Planet Labs спутникового подразделения Google Terra Bella. Где прибыль в космосе и куда всё движется мы и попробуем разобраться.

Компании Planet Labs и SkyBox появились примерно в одно время - в конце 2000-х. Это были молодые команды вчерашних студентов и аспирантов, которые решили заняться космонавтикой при помощи строительства малых космических аппаратов и захвата части растущего рынка дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). SkyBox выбрали более сложный путь: взялись за довольно серьезный проект группировки из 36 микроспутников SkySat, каждый из которых весит 70 кг и размером почти метр в поперечнике.



Используя свои ноу-хау в оптической схеме, матрицах и обработке данных они смогли добиться впечатляющих характеристик. С высоты 600 км их аппарат смог снимать с детализацией около 1 м, причем не только фото, но и видео.

Что более важно, снимки SkySat обладают еще и коммерческой ценностью, как мультиспектральная съемка высокого разрешения, благодаря нескольким спектральным фильтрам, и системе ориентации, обеспечивающей надежную геопривязку.



В общем, технологии SkyBox можно назвать безупречными. Есть хорошая статья об их разработках. Неплохо шло у них и привлечение инвестиций: $3-18-70 млн раунд за раундом. В конце-концов, когда они изготовили три спутника, запустили с Байконура два из них, и заказали производство еще 16-ти, их купила компания Google за полмиллиарда и переименовала в свое подразделение Terra Bella. Хотя первоначальные оценки компании достигали $0,7 и $1 млрд.

Коммерческое применение SkySat предполагалось шире чем у существующих спутников за счет большого количества аппаратов, для повышенной частоты съемки заданных участков местности, но, в целом, бизнес модели не сильно отличалось от предложения других подобных компаний, только что видеосъемка добавилась.



Компания Planet Labs пошла другим путем, и стала делать спутники еще меньше - в стандарте CubeSat. Преимущества этого стандарта в том, что его можно запускать практически любой попутной ракетой, возить на МКС, закупать компоненты в интернет-магазине, в США огромное количество студентов имеет опыт разработки таких спутников, т.к. он и развивался как образовательный стандарт. Недостатки CubeSat происходят от их преимуществ: низкая надежность индустриальных компонентов (хотя у SkyBox тоже industrial), малые габариты не позволяют поставить достаточно производительную оптику, систему электропитания, радиолинию, двигательную установку... До Planet Labs практически никто не рассматривал CubeSat в качестве прикладной технологии, на которой можно заработать или получить ценные научные данные (в России до сих пор не рассматривают).

В 2013 году Planet Labs запустила два своих спутника Dove, массой по 5 кг на орбиты высотой 260 и 550 км, а через пару месяцев опубликовала первые снимки с них (судя по всему, оказавшиеся и последними).



Снимки оказались цветными, с разрешением 3-5 метров. Но полноценными мультиспектральными данными их считать нельзя, т.к. на всех спутниках Planet Labs стоит обычная фотоматрица с фильтром Байера, поэтому применение таких снимков в сельском или лесном хозяйстве или в геологии ограничено. Фактически они не показывают ничего, чего нельзя увидеть невооруженным глазом. Dove можно было бы считать “космической цифромыльницей” за простоту, и ограниченные возможности, по сравнению с конкурентами. В то же время в категории CubeSat это очень хорошие аппараты - практически лучшие. К примеру, несколько спутников выжили в сокрушительном взрыве ракеты Antares осенью 2014 года. В космос они не полетели, но, по заверению сотрудников компании, смогли включиться и показать работоспособность систем.



Еще у Planet Labs была Идея, революционность которой переплюнула всех предшественников, превосходящих в оптике, и качестве данных. Компания предложила запускать много спутников. Не три десятка, как SkyBox, а больше сотни. По их планам 125 спутников на околоземной солнечно-синхронной орбите должны стать “сканирующей линейкой” снимающей изображение всей земной суши раз в сутки. Фото Земли раз в сутки с разрешением 5 м. Каждый день. Это фантастическая возможность, даже с поправкой на облачность, о которой многие могли только мечтать, по сути - видеорегистратор всей планеты. Сейчас такая возможность есть только в разрешении 500 м благодаря спутникам NASA Terra и Aqua.

И слова не расходились с делом. Через полгода, после первых летных испытаний, Planet Labs запустила уже 28 штук. Затем больше полусотни каждый год. Запуски идут при любом удобном случае: с МКС, при государственных пусках, на конверсионных баллистических ракетах, ракетами США, России, Индии, Японии - не важно на какую орбиту и высоту, лишь бы летали.



На новом красивом сайте можно посмотреть многочисленные фоточки с этих спутников.

Дешевизна компонентов, оперативность сборки и запуска, большие партии, обеспечили эволюционность развития технологий, немыслимую ранее в космической отрасли. За два года с момента первых пусков, компания реализовала двенадцать поколений спутников, каждое из которых было технологичнее, производительнее и эффективнее предыдущего. Хотя фундаментальные ограничения все-таки не перепрыгнуть: слабая энергетика, маленький телескоп, слабая система ориентации...

По части инвестиций компании тоже поперло после первых фоточек. С лета 2013 года компания получила более $180 млн в четырех раундах, в том числе $50 млн от российского инвестора Юрия Мильнера. Новых инвесторов привлекали десятки запущенных аппаратов, красивые фотографии Земли, и, конечно, же Идея. К августу 2015 компания достигла психологической отметки: 101 спутник на орбите, и это несмотря на то, что за два года потеряла 36 аппаратов в двух ракетных взрывах.

До вчерашнего дня численность спутниковой группировки насчитывала шесть десятков аппаратов. Большая часть из запущенных аппаратов выводилась с Международной космической станции, а после таких запусков они живут около года - потом сгорают в атмосфере.

Но вчера индийская ракета PSLV-37 вывела еще 88 спутников на солнечно-синхронную орбиту, где их общее число достигло 100 штук!



Руководство Planet Labs предполагало и более амбициозные шаги. Отчасти благодаря им и родился проект лунного микроспутника, когда я узнал, что Planet подумывает запустить свои кубсаты на Луну, причем ракетой Роскосмоса. Это выглядело будто компания просто не в состоянии эффективно переварить свои миллионы. Более опытные участники микроспутникового рынка заговорили об “опьянении кубсатами”, намекая на раздуваемый рыночный пузырь, который не сможет окупить вложения.

В то же самое время, представители компании поделились и своими коммерческими успехами: сумма заключенных контрактов на поставку данных превысила объем вложенных средств. Хотя заключить контракт - еще не означает его исполнить и получить прибыль - спутниковые мультиспектральные данные так и не достигли коммерческого качества.

В Planet быстро нашли применение своим деньгам. Понимая, что Луна не сулит прибыли, они сделали более перспективное вложение: приобрели германскую компанию RapidEye, которая со своими спутниками работает на рынке космической съемки с 2011 года.

Спутники RapidEye далеко не кубсаты: масса 150 кг, метр в поперечнике, пять штук летает с 2008 года. Разрешение снимков тоже около 5 м как и у PlanetLabs, но это уже профессиональные мультиспектральные данные коммерческого уровня. Несмотря на качественную технику, у проекта был сложный путь: в 2011 году пережил банкротство, был выкуплен за $19 млн, в 2012 году показал прибыль в $40 млн. В 2015 году компания привлекла $18 млн инвестиций для развертывания новой группировки однометрового разрешения (фактически - аналог SkySat), но в том же году была куплена Planet Labs (сумма сделки не разглашается). Это приобретение серьезно усилило Planet, обеспечив богатейшим архивом данных за предыдущие годы, и стабильным бизнесом с сотней постоянных клиентов. Демонстрируя возможности объединения данных с RapidEye и Dove компания выпустила видеоролик, где можно наблюдать изменения на Земле в течение 6 лет.



Ранее такое было возможно только в разрешении снимков 22 метра и периодичностью примерно в две недели благодаря спутникам Landsat.

В конце 2016 года в Кремниевой долине поползли слухи: Google избавляется от Terra Bella и продает ее не кому-нибудь, а Planet Labs. Поговаривают про стоимость приобретения в $300 млн, т.е Google потеряет на этой сделке $200 млн, хотя условия пока неизвестны, возможно разницу компенсирует спутниковыми снимками.

Как же получилось, что компания, превосходящая конкурентов технологически, в которую вложено в несколько раз больше средств, оказалась поглощена создателем “игрушечных” кубсатов? Terra Bella составляла бОльшую угрозу нынешнему лидеру мирового рынка дистанционного зондирования Земли - DigitalGlobe, который поставляет сверхдетальные снимки до 30 см государственным и коммерческим заказчикам - тому же Google. Но оказалось, что Google выгоднее покупать снимки на стороне, чем содержать собственное подразделение.

Сложно понять и мотивацию Planet Labs - это приобретение противоречит заявленной стратегии: снимать всю Землю в разрешении 5 м. Спутники Terra Bella снимают в несколько раз лучше, а значит их потребуется несколько сотен для достижения той же цели.

Возможно, Planet Labs покупает прежде всего технологии и компетенции Terra Bella для применения их в своем проекте. Также возможно, что компания идет навстречу запросам клиентов, которые хотят видеть больше и лучше. Тут уместно вспомнить, что с 2015 года Национальное агентство геопространственной разведки США (NGA) сообщило об интересе к данным, поставляемым коммерческими компаниями Planet Labs, Terra Bella и Black Sky.

В октябре 2016 года Planet Labs получила пробный контракт на 7 месяцев на $20 млн за, фактически, шпионскую съемку. Вражеские танки и пуск ракет они не увидят, но возведение долговременных сооружений или перемещение крупных соединений техники определять смогут с высокой оперативностью, которую Пентагон не обеспечит своими средствами.



Тут уместно вспомнить о предыдущем резонансном слиянии двух частных космических компаний DigitalGlobe и GeoEye в 2013 году. Они в 2010 году получили контракты NGA на $3+ миллиарда каждый, а потом решили объединиться для более эффективного освоения государственных средств. Похоже, что объединение Planet Labs и Terra Bella решили провести сразу, не дожидаясь трех лет, так проще и государству, работающему с одним подрядчиком, и спутникостроителям - так они могут развивать одну наземную сеть приема и обработки данных.

В целом, слияние Planet Labs и Terra Bella может указывать на закат романтических ожиданий от микро- и наноспутниковой революции. Ожидалось, что применение индустриальных компонентов и миниатюризация космических аппаратов приведет к удешевлению данных, развертыванию огромных спутниковых группировок, работающих в интересах точного земледелия, Google и “Яндекс”, биржевых аналитиков и инвестиционных исследований, а свелось всё в конечном счете к госзаказам из военного бюджета. Конечно, коммерческая деятельность сохранится и будет доходной, но Пентагон довольно четко обозначил свой интерес: “мы должны иметь возможность купить то, что нам нужно и когда нам нужно”, т.е. независимо от коммерческих успехов, государство намерено поддерживать функционирование существующих спутниковых группировок, и, судя по всему, их дальнейшее развитие.


Источник

В этом контексте, опыт Planet Labs и Terra Bella стоит учитывать отечественным коммерческим спутникостроителям, возможно, сохраняющим “революционную романтику” коммерческого космоса, и госструктурам, ответственным за космическое государственно-частное партнерство. Технические команды, способные к реализации проектов сравнимых с Planet Labs и Terra Bella в России есть. Но без достаточно четко обозначенной заинтересованности государства в результатах работы таких спутников, пройти путь от готовности сделать спутник к поставкам снимков с орбиты - невозможно.

zelenyikot

promo zelenyikot december 8, 07:51 25
Buy for 800 tokens
Я не только пишу о космосе, но могу и рассказать о любимых темах для широкой или узкой аудитории. За последние два года я уже провел несколько десятков лекций во многих городах России. Часто приглашают на фестивали науки, профориентационные мероприятия для студентов, на конференции и выставки.…

  • 1
во первых ходил и много и да с бумажными картами всегда (Верхнетуломск-Анис-Улита-Чалм-тундра-Тальша-И так далее: мы там рыбу браконьерим :))

во вторых туристы/браконьеры - не среднестатистический человек

ну и главное: если у тебя имеется инструмент, поставляющий тебе геосъемку с привязкой по времени 5 дней, то тут сажается два программиста и они тебе пишут интересный такой мониторинг, который в красивом виде дает подробный отчет о СОБЫТИЯХ, а дальше - продаешь инфу о них и этот траффик монетизируется.
событиями можно считать причем не только изменения на поверхности земли но и над поверхностью. Правда для мониторинга над поверхностью и успешности монетизации имхо хочется почаще, но опять же имхо можно монетизировать

короче при нормальном подходе окупить можно многократно, даже помимо геокарт

>во вторых туристы/браконьеры - не среднестатистический человек

бинго! среднестатистическому человеку топография вообще не нужна, она нужна человеку который не из толпы. Отсюда вылазят размеры топографического рынка. Идею улавливаете?


>ну и главное: если у тебя имеется инструмент, поставляющий тебе геосъемку с привязкой по времени 5 дней, то тут сажается два программиста...

зачетный бред... вы программист? Я и не спорю, что ваши программисты могут написать и обработать что угодно, откуда они исходные данные брать будут? покупать спутниковые снимки каждые 5 дней? ну классно, разорите контору в ноль... а то, что вы там напишите, что будет вылавливать 5-и дневные изменения будет, во-первых, еще дороже, вы же хотите тоже денег за свой продукт, во-вторых, нужно еще более незначительному кругу людей, чем в первом, картографическом, случае.
Так что ваше имхо - это не бизнес-проект, и на вашей имхе, контора прогорит

> бинго! среднестатистическому человеку топография вообще не нужна

среднестатистический владелец автомобилей пользуется навигатором
среднестатистический владелец смартфона использует карты для того чтобы дойти до незнакомого места когда ему туда надо итп

> зачетный бред... вы программист?

ага, причем довелось поработать с геоданными довольно много

> Я и не спорю, что ваши программисты могут написать и обработать что угодно, откуда они исходные данные брать будут? покупать спутниковые снимки каждые 5 дней?

дык инвестор на что?

> во-вторых, нужно еще более незначительному кругу людей

мониторинг того что происходит НАД поверхностью вполне может быть интересен значительному кругу людей, ибо за погодой например наблюдает практически каждый владелец смартфона опять жеж


> реднестатистический владелец автомобилей пользуется навигатором
среднестатистический владелец смартфона использует карты для того чтобы дойти до незнакомого места когда ему туда надо итп
и их преспокойно устроят карты 2-3 летней давности, 5-и дневные обновления им не нужны.

> ага, причем довелось поработать с геоданными довольно много
ну вот, почему-то сразу так и подумалось... не в обиду...

> дык инвестор на что?
"А-а-а-тлично, Константин"(с). Бред крепчает. "А деньги я беру из тумбочки"(с) Вот по этому вы и программист, а не хозяин своего бизнеса. Опять же, не в обиду...

> мониторинг того что происходит НАД поверхностью вполне может быть интересен значительному кругу людей, ибо за погодой например наблюдает практически каждый владелец смартфона опять жеж
наблюдать и платить за это деньги - это "две большие разницы". Вы за прогноз погоды деньги платите? Кстати, разрешение в 5 метров на пиксел для метеорологов не интересны. им надо 100-200 метров на пиксел.
и да, хотя бы в общих чертах, кому же интересны изменения на поверхности с 5-и дневным интервалом, причем так, что он готов за это платить не хилые деньги? Это и был, кстати, мой самый первый вопрос...

> "А-а-а-тлично, Константин"(с). Бред крепчает. "А деньги я беру из тумбочки"(с) Вот по этому вы и программист, а не хозяин своего бизнеса. Опять же, не в обиду...

а вот тут - пальцем в небо, я - как раз и есть хозяин нескольких IT бизнесов, которые выросли из программирования (все в области автоматизации транспортных услуг)
но разговор не обо мне

деньги от инвестора, а не из тумбочки. если Вы когда-либо поработаете над задачей - привлечь инвестора, то поймете, что дееьги они дают только под четкий план с хорошим обоснованием.
в случае если имеется поток обновляющихся данных я примерно вижу что бы я в таком плане планировал и о чем думал бы :)

Не верю я в то, что вы программист - хозяин бизнесов. Так не бывает. Или трусы или крестик. Одновременно - никак

ну я как бы не стремлюсь убедить Вас в этом :)

просто сейчас воемя такое что IT бизнес довольно просто создать, вот у нас и получилось кой что

заработать миллиарды - да, сложно и без инвесторов пожалуй невозможно, а на уровень зарабатывать хорошо - выйти довольно несложно.

> для того чтобы дойти до незнакомого места когда ему туда надо итп и их преспокойно устроят карты 2-3 летней давности, 5-и дневные обновления им не нужны.

вот я наблюдаю фирму Навител с очень близкого расстояния.
они держат несколько машин в одной только Москве, в задачи которых входит непрерывный съем треков внутри нее. эти треки, а так же отснятые этими машинами фото/видео используются для перманентной корректировки карт.

подозреваю (не знаю) что у гугла/яндекса в штате есть такие же инструменты, либо что-то их заменяющее

вот дураки, да? пользовались бы 2-3 летним материалом!

Edited at 2017-02-17 05:29 am (UTC)

Ну мне и интересно, кто из гражданских использует такой степени свежести глоданные и для чего?

> зачетный бред... вы программист?

спорили очень схожим образом с одним человеком но по медицинской тематике.

представьте что в смартфон встроят скажем некий датчик радиоактивности и ПО и он сможет скажем постоянно при помощи этого датчика и естественной радиоактивности скажем формировать подобие современных рентгеновских/МРТ-снимков.

и вот человек точно так же говорил "нафиг это нужно?" "это путь вникуда итп"
и что характерно совершенно не видит перспектив.

у Вас появляется [при уже понесенных кем-то затратах] некий источник ПОСТОЯННЫХ данных.
и то что это поток данных, дает Вам некие вещи которые Вы раньше не делали.
в случае с гео - мониторинг событий НА и НАД поверхностью.
в случае с медициной - возможность предупреждения некоторых заболеваний на оч ранних стадиях итп

и сами по себе эти мониторинги вполне могут (а при неудачной организации, разумеется могут и не) себя окупать многократно. Мониторинг событий на[д] поверхности можно продавать скажем правительствам стран. мониторинг состояния суставов - просто частным лицам итп.
ну и конечно можно продолбать бизнесплан и разориться.

о чем спорим?

вот видите, вы даже не видите разницы о чем мы спорим...

одно дело, когда вы уже купили смартфон со встроенными инструментами и вам только и делов, что придумать как использовать БЕСПЛАТНЫЙ источник данных, другое - когда за каждый мегабайт даты приходиться платить свои кровные, да еще в не кислых размерах...

Действительно, о чем спор...

вот скажем есть GPS
один условный инвестор оплачивает работу инфраструктуры, сотни тысяч бизнесов пользуются этой инфраструктурой.

если владелец трафика фоток поверхности с 5-дневным интервалом будет требовать миллион за фотку, то конечно, бизнесы вырасти на этом могут только те, что он сам вырастит (если оно ему нужно). тут я с Вами спорить конечно не буду :)

другой вопрос что часто те же спутники пускаются для решения конкретной задачи, за которую заплатить УЖЕ есть инвестор, а допинфраструктура - уже бывает доступна относительно недорого.
Возможно не было бы никакого гуглеарт если б кто-то фарцевал снимками земли по миллиарду за фотку. А вот оптом - гугл использует вполне.

Нет. Не скажем. GPS оплатили военные. От и до и только потом его стали приспосабливать для гражданских нужд. И да жпээсом вы пользоваться можете каждый день, а вот новый спутниковый снимок раз в 5 дней для чего вам? Ну вот реально, не спора ради, но любопытства для!

> придумать как использовать БЕСПЛАТНЫЙ источник данных

давайте с другого бока посмотрим. предположим что не бесплатный, а очень дорогой.
посмотрим сколько чего стоит.
погуглив немного вы быстро обнаружите, что пуск одной ракеты с набором (sic!) спутников стоит в диапазоне 80-200 млн$

как правило все запускаемое оборудование входит в эту цену.

то есть бизнес, который мы хотим построить на базе трафика от запущенного девайса для старта должен принести хотя бы жту сумму.
большая сумма? с одной стороны да. но тут выше приводили в пример мониторинг лавиноопасных мест. когда лавина наносит ущерб, думается мне он всегда соизмерим с указанной разовой суммой.
то есть теоретически даже на одном мониторинге лавин можно найти инвестора (в лице нескольких государств)

Стоимость ракеты и пусковых услуг посчитали, а кто будет учитывать стоимость разработки, создания и управления самими спутниками? Стоимость создания или аренды наземного комплекса управления?
Лавинщики и лестнички = государство.,оно может себе это позволить. Я спрашивал про частников, в который раз уже это говорю

  • 1
?

Log in

No account? Create an account