zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Первые люди на Луне
zelenyikot
Прекрасный репортаж о советских Луноходах:
Оригинал взят у pkk_avia в Первые люди на Луне.
Советский Союз остался для многих из живших в то время, страной героического прошлого, светлого будущего, не совсем обильного, но полного оптимизма настоящего. Да, многого в этой великой стране не хватало, однако с символами было всё в порядке. Мало кто сейчас скажет, что является символом современной России, однако любой россиянин будет утверждать что самым главным символом СССР был Космос - именно так, с большой буквы. И великая троица рукотворных образов, знакомых всем и понятных каждому - шарик первого спутника с четырьмя антеннами, белозубая улыбка Гагарина и металлический цилиндр на восьми колёсах - Луноход! Вспоминаю, как маленький я, увидев первые фото лунохода в газете, тут же отправился мастерить этот символ покорённой советским народом Луны. Консервная банка как нельзя лучше подходила для корпуса, её открытая крышка изображала солнечную батарею, колёса выпиливались из деревянных кругляшей, видеокамеры изображали катушки от ниток. И надпись СССР во весь борт красной краской. Это был мой луноход и маленький я тоже был покорителем Луны, как и все советские люди тогда. И никто не тогда думал о том, что до посадки лунохода на Луну на ней уже трижды побывали американцы. Всё равно об этом писали в наших газетах на последних страницах и мелким шрифтом, и это были всего-навсего американцы, всего-навсего летавшие на Луну за свои американские доллары. Наши же луноходы отвезли тогда на луну всех граждан СССР и мы могли уверенно говорить тогда - "Мы - первые люди на Луне".





Лунная эйфория довольно быстро подошла к концу. В июне 1973 года, зачерпнув лунной пыли солнечной батареей, остановился Луноход-2. Он проработал на лунной поверхности больше пяти месяцев. Луноходу Один повезло больше, он проработал на Луне почти год. В декабре 1972-го завершилась и американская лунная программа, Аполлон-17 в последний, шестой раз высадил астронавтов на Луну.
Лунного продолжения не получилось. Третий луноход не полетел, ожидаемые постройкой в 90-х годах лунные поселения построены конечно-же не были, человечество увлеклось сначала гонкой вооружений, затем перестройкой, затем интернетом и электронными гаджетами с тачскринами.
Прогресс остановился. И только уголковые отражатели установленные на безжизненных советских луноходах, оставшихся на лунной поверхности, иногда посылали отраженные сигналы на Землю, как бы снова призывая человечество начать новое покорение поверхности своей ближайшей космической соседки...
В 90-х годах вообще стало как-то не до космоса и луноходов, бывших советских людей больше занимали другие, более земные дела. Символы космоса тоже стали другим, на смену восторженным статьям советских газет пришло американское кино, и фантастическая литература, иностранная и отечественная, типа романа Виктора Пелевина "Омон Ра", где автор создал потрясающий по своей силе образ советского первопроходца луны, сидящего в корпусе лунохода в телогрейке, противогазе и приводящего луноход в движение велосипедными педалями под последние аккорды "Пинк флойд". Оставим этот постмодернистский образ на совести автора и попробуем коротко проследить историю советских луноходов, тем более повод для этого у нас есть.

Известно, что луноходов было четыре:
- Луноход-0 — автоматический луноход, который должен был стать первым. Не был доставлен на поверхность Луны ввиду неудачного старта ракеты-носителя с аппаратом Е-8 № 201 19 февраля 1969 года;
- Луноход-1 — первый автоматический луноход. Был доставлен на поверхность Луны 17 ноября 1970 года советской межпланетной станцией Луна-17 (Е-8 № 203), стартовавшей 10 ноября 1970 года. Официальное завершение миссии 4 октября 1971 года.
Луноход-2 — второй автоматический луноход. Был доставлен на поверхность Луны 16 января 1973 года советской межпланетной станцией Луна-21 (Е-8 № 204), стартовавшей 11 января 1973 года. Официальное завершение миссии 3 июня 1973 года.
- Луноход-3 — третий автоматический луноход. Должен был быть доставлен на поверхность Луны в 1977 году советской межпланетной станцией Луна-25. Запуск не состоялся, в настоящее время находится в музее НПО имени С.А.Лавочкина.

В конце ноября, в небольшой компании блоггеров мне удалось посетить музей НПО имени С.А.Лавочкина, который находится на территории предприятия и теперь переехал в новое просторное помещение. Работники этого известнейшего предприятия, одного из крупнейших в отрасли, создали отличный музей, где можно отследить не только историю предприятия, но и практически весь путь отечественной космонавтики, особенно той её части, которая касается межпланетных исследовательских полётов и высадок на поверхности ближайших планет. Руководителем предприятия долгое время работал Георгий Николаевич Бабакин, один из основных разработчиков и организаторов межпланетных полётов, человек, на долгие годы вперёд определивший приоритеты в исследовании планет и межпланетного пространства.
Под его непосредственным руководством и создавались советские Луноходы.



Выставленный в музее Луноход-3 как уже было сказано должен был быть доставлен на поверхность Луны в 1977 году, но по различным причинам этот запуск и миссия лунохода не состоялись. Аппарат 8ЕЛ №205 (заводское обозначение Л-3) был полностью укомплектован научным оборудованием, прошел весь цикл наземных испытаний и подготовлен к экспедиции. Однако, к тому времени изменилось отношение к лунной тематике руководства космической отраслью. Было видно, что американцы не собираются возвращаться на Луну, тем более уже тогда представлялась более интересной программа доставки на Землю марсианского грунта. Все силы КБ были брошены на решению этой задачи, и хотя аппарат был готов, сами же его творцы запускать его не собирались. Кроме того, получилось так, что в графике космических пусков 1977 года для Л-3 попросту не нашлось свободного носителя.
Благодаря этому стечению обстоятельств мы получили возможность рассмотреть поближе этот полностью укомплектованный для работы на поверхности Луны аппарат.

1. Луноход-3 выставлен в музее в посадочной конфигурации, съезжающим с посадочной ступени, за мгновение до касания колёсами поверхности Луны.


2. Вид с другой стороны, хорошо видна стереоскопическая носовая телекамера, блок уголковых отражателей и конусовидная малонаправленная антенна.


3. Самоходное шасси для лунохода было создано во ВНИИ ТрансМаш под руководством Александра Леоновича Кемурджиана, где до этого разрабатывались ходовые части советских танков. Организации также была поручена разработка самоходного шасси с блоком управления движением и системой безопасности с комплектом информационных датчиков. В музее мы можем хорошо рассмотреть знаменитые спицованные мотор-колёса лунохода, хорошо видна независимая торсионная подвеска.


4. Эскизный проект лунохода был утверждён осенью 1966 года. К концу 1967 года была готова вся конструкторская документация. Масса и геометрические размеры создаваемых луноходов были обусловлены следующими предпосылками: максимальной возможной массой, доставляемой на поверхность Луны унифицированной посадочной ступенью, и габаритами головного обтекателя ракеты-носителя «Протон», с помощью которой связка «посадочная ступень — луноход» выводилась на траекторию полёта к Луне.
Можно хорошо рассмотреть посадочную ступень (ПС) Лунохода-3, унифицированную с ПС других спускаемых лунных аппаратов.


5. Герметичный корпус лунохода является основной частью конструкции и служит для размещения аппаратуры бортовых систем и защиты её от воздействия окружающей среды. Корпус выполняет также роль несущей конструкции шасси и служит для крепления на нём элементов ходовой части. Корпус имеет форму усечённого конуса с выпуклыми верхним и нижним днищем. С целью уменьшения массы корпус изготовлен из магниевых сплавов. Корпус лунохода для сохранения тепла покрыт снаружи теплоизолирующим покрытием, толщиной около 20 см.


6. Остронаправленная управляемая антенна. С её помощью осуществлялась связь с Землёй.


7. Телевизионная система лунохода (привет Wall-e) — она была стереоскопической. Конструктивные отличия Лунохода-3 от предыдущих моделей заключались в размещении двух телекамер на подъемной платформе, а также возможности одновременной передачи на Землю изображения с обеих телекамер для стереоскопического обзора местности. У предыдущих моделей луноходов тоже были парные телекамеры, но работать они могли только поодиночке, и просто резервировали друг друга. Телевизионная стереопара Л-3 стояла в поворотном гермоблоке, который значительно расширял возможности обзора. Теперь аппарату было достаточно повернуть стоящий на выносной штанге гермоблок, а не разворачиваться целиком для обзора местности.


8. Верхняя поверхность корпуса лунохода используется как радиатор-охладитель системы терморегулирования, закрываемый на ночь крышкой с солнечной батареей для сохранения тепла. Крышка приборного отсека, она же солнечная батарея, самая запоминающаяся деталь дизайна лунохода. Крышка закрывалась во время передвижения и в период лунной ночи.


9. Вид на посадочную ступень, её основу составляла связка из четырёх основных сферических топливных баков, с двух сторон к которым крепились сбрасываемые отсеки (СО) и цилиндрические баки. В СО находились системы, обеспечивавшие перелёт к Луне и функционирование на орбите ИСЛ.


10. На посадочной ступени располагались антенны для связи с Землёй, радиовысотомер, доплеровский измеритель скорости, посадочное устройство. Сам луноход жёстко крепился с помощью пироузлов. Перед съездом по радиокоманде производился их подрыв, луноход несколько приподнимался — «отскакивал», – освобождались механические связи и происходило разъединение электрических связей, после чего посадочная ступень дополнительно опускалась для улучшения схода.


11. Складывающиеся трапы для съезда лунохода на поверхность Луны. Одна пара трапов предназначалась для съезда вперёд, другая — назад. Направление съезда выбиралось в зависимости от положения посадочной ступени на грунте, углов съезда и окружающей обстановки. Для предохранения от сваливания лунохода с трапов при «отскоке» или наклоне посадочной ступени на трапах имелись небольшие перила.


12. Ещё один вид на луноход сзади. Для обогрева аппаратуры применялся радиоизотопный источник тепла, содержащий ампулы с полонием-210. Источник был вынесен за пределы корпуса. Использовалась активная двухконтурная система терморегулирования.


13. Лапа посадочной ступени. Именно эти устройства первыми касались поверхности Луны, амортизировали энергию толчка при посадке. Также виден один из управляющих двигателей.


Непосредственно про миссии луноходов и управлении ими с земли я рассказывать не буду. Об этом можно много писать писать и уже написаны целые книги. Упомяну только, что Управление луноходами осуществлялось группой операторов из 11 человек, составлявших посменно экипаж аппарата: командир, водитель, оператор остронаправленной антенны, штурман, бортинженер. Каждый сеанс управления длился ежедневно до 9 часов, с перерывами в середине лунного дня (на 3 часа) и на лунную ночь. Отработка действий операторов проводилась на действующей модели лунохода на специальном полигоне с имитацией лунного грунта.
Дистанционное управление осуществлялось при помощи комплекса аппаратуры контроля и обработки телеметрической информации на базе ЭВМ Минск-22.
Основную сложность при управлении луноходом составляла задержка времени: радиосигнал проходит до Луны и обратно около 2 секунд, а частота смены картинки малокадрового телевидения составляла от 1 кадра в 4 секунды до 1 кадра в 20 секунд. Общая задержка в управлении доходила до 24 секунд в зависимости от рельефа. Несколько фотографий, найденных мной в интернете.

Действующая модель лунохода на специальном полигоне с имитацией лунного грунта.


Центр управления луноходами.


Капитан Вячеслав Довгань - один из первых водителей лунохода.


Пара снимков сделанных мной во время посещения так называемого "Ангара-18" где группа энтузиастов под руководством Руслана Владимировича Комаева готовит к экспозиции в музее предприятия и в создающемся образовательном детском космическом центре различные космические аппараты, в том числе и действующую модель Лунохода-2, полностью индентичную той, что работала на Луне. О посещении "Ангара-18" можно почитать здесь.

14. В задумке Руслана Владимировича сделать в детском космическом центре полноценный лунодром, на котором можно было бы практиковаться в управлении луноходом. Предполагаются два режима: «Луноход», когда управление полностью соответствует тому, как оно осуществлялось в 1973 году; и «Марсоход», когда необходимо написать программу действия, отправить на аппарат, а он уже займется выполнением. Для первого режима будет сделан пульт управления, который соответствует оригинальному пульту.


15.


Такой получился репортаж и только об одном из экспонатов музея НПО им. Лавочкина. А там их много и каждый заслуживает подобной (или более развёрнутой) статьи. Да пребудут с нами наши силы!





promo zelenyikot december 8, 07:51 25
Buy for 800 tokens
Я не только пишу о космосе, но могу и рассказать о любимых темах для широкой или узкой аудитории. За последние два года я уже провел несколько десятков лекций во многих городах России. Часто приглашают на фестивали науки, профориентационные мероприятия для студентов, на конференции и выставки.…

  • 1
О,отличный исчерпывающий пост о луноходе,да еще на понятном языке.Многое стало мне понятно,спасибо большее! Интересно было прочесть.А где можно найти фотки лунной поверхности,снятые этим луноходом?

Спасибище большее!:) С первыми днями зимы!

Лиричненько!

А для меня в детстве Космос начался с любимой папиной книги Иосифа Шкловского "Одиноки ли мы во Вселенной" из серии Вселенная. Жизнь. Разум. Он мне ее читал на ночь, вместо сказок. Но то романтическое время, когда советские люди, просты инженеры увлекались Космосом прошло. Теперь это удел профессионалов. И популяризаторов мало, к сожалению.
А луноходы с виду кажутся такими неказистыми, но столько в них конструкторской мысли и воплощений!

А как качественно они изготовлены! :)
А время не прошло. На том же Лавочкине на космос сейчас работают тысячи человек, а через железную дорогу от него работает ещё более крупное предприятие - Энергомаш, а рядом с ним другое ракетное предприятие - Факел! И это только в Химках.
Просто космос сейчас стал более прикладным, программы сейчас не столь яркие, как сорок-пятьдесят лет назад, но они более приближены к людям, больше работают на них.

Edited at 2013-12-02 08:59 pm (UTC)

О, Вы совершенно правы! На Космос работают многие замечательные специалисты. Я только имела в виду, что время романтики Космоса прошло, нет хороших популяризаторов, подвижников, которые бы увлекли темой Космоса, интересно бы рассказывали о достижениях и целях. А то ведь сейчас с удовольствием показывают про аварии или, как рухнул зонд к Фобосу.

Популяризаторов, да, не хватает. Но с другой стороны, повторюсь, космос стал сейчас очень прикладным, а прикладные штуки очень трудно популяризировать. Есть ведь такие фантастически интересные виды деятельности, как производство микрочипов, современная металлообработка, металлургия в конце-концов. Однако они существуют сами по себе, мало кто стремится рассказать, как делается чип для вашего телефона или прокатывается лист для кузова вашего автомобиля. Это довольно скучно, да и интересно это мало кому.
Плюс к тому существует параллельный и куда как более интересный космос - кино и книжная фантастика. В реале, человечество с колоссальным трудом пытается добраться до Марса и почти забросило исследования Луны, а в воображаемом мире фантастики люди легко и непринуждённо перемещаются между галактиками и покоряют далёкие планеты.

Про металлургию поспорю ( я из Новокузнецка, города металлургов, и эта тем очень интересна и понятна)
А с разделением науки на множество секторов, ушло понятие энциклопедичности, универсальности. Мне очень нравилась передача "Очевидное-невероятное" с Сергеем Петровичем Капицей, она и на канале Куьтура потом шла. Он приглашал ученых и они рассуждали о тенденциях, движения, даже опасностях науки, не вдаваясь в не понятные большинству детали. но Капица ушел и не нет такого уровня передач.

это он вам её на ночь читал, когда вам было сколько лет?

Не помню, сколько лет было. Но книжка до сих пор есть.

Прелестно!
Благодарю!

Для усиления впечатления о сложности и масштабности шагов на пути в Космос -


http://www.youtube.com/watch?v=mbdLM547DLQ

Спасибо за экскурсию )
У меня такое впечатление что эта техника до сих пор фору может дать современникам

Спасибо, все фантастически интересно. Я даже не слышал, например, про "Луноход-3".
Есть только одно мелкое техническое замечание - все картинки в этом посте хранятся на "Яндекс-фотках", которые у меня на работе недоступны (корпоративная политика). Если бы они были размещены в фотохостинге ЖЖ, то с их просмотром не было бы никаких проблем. Думаю, что такая проблема не только у меня.
Музей в НПО им Лавочкина - замечательная идея. Меня только беспокоит то, что он существует на чистом энтузиазме в условиях, когда само НПО испытывает не самые лучшие времена. В результате возможна ситуация, когда администрация НПО может сдать в аренду, например, лишние площади (не забываем, что НПО находится в Химках на золотой без кавычек земле). Было бы неплохо, если бы этот музей как-то отпочковался от НПО и существовал бы, как автономная культурная организация. Я думаю, что его даже можно было бы финансировать добровольными пожертвованиями, если не получится получить государственное финансирование. Такое существование (отдельно от НПО) было бы безопаснее с точки зрения сохранности его экспонатов.

первый раз в жизни мне ИНТЕРЕСНО читать о космосе!
я никогда эту тему не любила и не интересовалась.
Сегодня открыла ваш блог "посмотреть перед сном" и уже больше четырех часов поглощаю информацию!
Спасибо вам огромное за легко и доступно преподнесенный материал.
Даже не так.
СПАСИБИЩЩЕ! :)

Вам спасибо за отзыв. Значит не зря стараюсь :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account