zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
О патриотизме и реализме
zelenyikot
Сегодня о российской космонавтике в рунете имеется два мнения: “мы в космосе первые” и “мы в космосе последние”.

Souyz

С “последними” всё достаточно ясно: если не интересоваться космонавтикой, а поверхностный взгляд формировать из просмотра популярных СМИ, то перед глазами встают картины взрывающихся ракет и коррупционные скандалы. К примеру, прошлогоднее падение “Протона” затмило, в информационном поле, остальные три десятка успешных запусков. То же самое касается и раздувания новостей о коррупции в Роскосмосе. Она, конечно, есть, но, несмотря на нее, отрасль работает и развивается, хоть и не так быстро как хотелось бы.

Сегодня я хотел поговорить о “мы впереди планеты всей”. Вполне объективные показатели: лидирующие положение на мировом рынке космических запусков, стабильно надежное обеспечение пилотируемой программы МКС, экспорт ракетных двигателей, ракет и разгонных блоков, позволяют России находиться в списке ведущих мировых космических держав. Но те, кому известны эти факты, ударяются в обратную крайность - полагают, что Роскосмос занимает верхнюю ступеньку космического пьедестала.

Тем кто так заблуждается, приведу простые факты, которые не вяжутся со званием лидера:
Во-первых: Россия не имеет ни одного действующего космического аппарата за пределами околоземной орбиты. Во-вторых: за все время своего существования Российская Федерация предприняла всего две попытки покорения межпланетного пространства, и обе завершились в Тихом океане. По межпланетной программе Россию обходят даже Китай и Индия. В-третьих: на общем мировом рынке космических услуг Россия занимает 2-3% (это если с запусками считать). В-четвертых: 75% электронных комплектующих в российских космических аппаратах - иностранного производства (в основном США и Европы). В-пятых, один из самых долгоживущих отечественных аппаратов - "Ресурс-ДК" - разменял только восьмой год, по сравнению с Voyager - это просто насмешка.

Для наглядности можно взглянуть вот эту инфографику, составленную в сообществе Открытый космос Вконтакте:

Interplanetary
Большой размер.

Она устарела на год, но за 2013 год прибавились аппараты США (LADEE, MAVEN), Индии (Mars Orbiter mission), Европы (Gaia) и два Китая (Chang’e-3 и Yutu). При составлении схемы пришлось во врезке справа добавить ракеты, чтобы был повод Россию вспомнить - некоторые европейские аппараты выводились нашими ракетами. Разгонные блоки “Фрегат” рядом с Венерой и Марсом сейчас являются самыми далекими изделиями России в космосе. Разумеется они не активны и фактически представляют собой рукотворные астероиды.

Но сегодня подробнее я хочу поговорить об одной любимой теме урапатриотов - о российских двигателях, без которых якобы не летают американские ракеты. В нынешней политической ситуации снова обострились противоречия между странами, стало модным слово “санкции”, и о свертывании российско-американского космического сотрудничества заговорили не только в интернетах, но и Сенате США и Совете Безопасности РФ.

Новая волна шума поднялась, когда американцы заявили о прекращении поставок своих электронных компонентов для российских военных спутников. Тут же в умах “патриотов” возникли мысли о “симметричном ответе”, которые вылились в болтовню: “прекратим поставки своих ракетных двигателей, не будем возить американцев на МКС, и NASA сразу загнется”.

ISS

Разберемся с обоснованностью подобных рассуждений.
Сегодня два российских предприятия поставляют двигатели для американской космической программы. Это химкинское НПО "Энергомаш" с РД-180, и самарское НТК им. Н.Д. Кузнецова с НК-33. Первый двигатель - это "ополовиненый" РД-170, который создавался для программы "Энергия-Буран" - самый мощный ракетный двигатель в истории. Второй - двигатель, создававшийся для советской лунной пилотируемой ракеты “Н1” - до сих пор самый лучший, в соотношении вес/тяга.

Чтобы проверить насколько сильно космонавтика США зависит от российских двигателей, достаточно сравнить основные “рабочие лошадки” американского космоса. Для этого я подготовил наглядную схему со средними и тяжелыми ракетами, которые сейчас обслуживают NASA и Пентагон. Масштаб изображений не соблюден, перечисление по возрастающей, от легких к тяжелым.

Antaresn

              Delta2n

            Falcon9n

                      Delta4Hn

                                                Atlas5n

Как видим, только самая легкая (из средних) и самая тяжелая ракета зависят от российских двигателей. Поэтому прекращение их поставок не нанесет существенного вреда заокеанской космонавтике, зато лишит российские предприятия существенного дохода. К примеру 1 НК-33 стоит 1-1,5 млн. долларов. Для каждого пуска Antares их нужно две штуки. Во многом благодаря американской космической программе, в Самаре возобновляют производство этих двигателей, хотя изначально компания Orbital Sciences рассчитывала только на те агрегаты, которые хранились “в масле” со времен лунной гонки.

nk33

РД-180 стоит в десять раз дороже, и вообще сейчас полностью загружает мощности “Энергомаша”. Эти двигатели настолько хороши, что из-за них Orbital Sciences подала в суд на United Launch Alliance, обвиняя последних в монополизме. Причину такой страсти к химкинском изделиям лучше всего выразил главный исполнительный директор United Launch Alliance Майкл Гасс: “В России сделали то, о чем наши учебники говорят: “Это невозможно””. Но тут речь идет о соотношении цена/качество/эффективность, а не о том, что в США вообще не осталось ракетных двигателей.

rd-180_large

Допустим, прекратит Россия поставки двигателей, ну порадуются наши “патриоты” пятнадцать минут, и забудут. А потом деньги NASA и Пентагона пойдут в американскую экономику, на более дорогие, но свои двигатели, и на разработку новых. Сейчас же, они идут в экономику России, поддерживают и развивают нашу промышленность.

Более того, прекращение экспорта двигателей для ULA и Orbital Sciences сыграет на руку их конкуренту - компании SpaceX, которая совсем недавно вырвалась на рынок космических запусков, и намерена сократить на нем долю Роскосмоса. То есть прекратив поставки двигателей, Россия умудрится пнуть себя дважды.

Вообще сотрудничество в космосе последние два десятилетия - пожалуй, один из лучших и эффективных примеров совместной работы США и России, со времен Антигитлеровской коалиции. Они платят за двигатели, за полеты своих астронавтов на орбиту, бесплатно устанавливают наши научные приборы на свои исследовательские аппараты на Марсе и Луне, вместе изучаем Вселенную в проекте “Радиоастрон”... Поэтому губить такое взаимодействие в угоду политической ситуации, было бы большой ошибкой, как бы этого ни хотели любители кваса, матрешек и балалаек.

Godspeed

Подпишитесь на блог zelenyikot чтобы открывать для себя реальный космос.



promo zelenyikot декабрь 8, 2016 07:51 25
Buy for 800 tokens
Я не только пишу о космосе, но могу и рассказать о любимых темах для широкой или узкой аудитории. За последние два года я уже провел несколько десятков лекций во многих городах России. Часто приглашают на фестивали науки, профориентационные мероприятия для студентов, на конференции и выставки.…

да политику вообще не надо ни с чем смешивать

Это ещё КАК???

Политика - это концентрированная экономика (с)

(Deleted comment)
спасибо, интеренсый обзор!

А американцы были на Луне или нет? Твое мнение, аффтар.

Во-первых, спрашивать такое значит изначально выставить себя идиотом.
Во-вторых, как думаете, что вам ответит человек разбирающийся и интересующийся космонавтикой?

(Screened comment)
Огромный плюс.
p.s.1 НК-33 стоит 1-1,5 млн. долларов. Для каждого пуска Antares их нужно две штуки.
Это стоимость, всё же, тех самых советских НК-33.
РД-шки (и, что логично, новые НК) стоят уже совсем не так демократично.

Edited at 2014-03-22 04:21 am (UTC)

Будет смешно если после этого поста вас запишут в предатели (как Буслова, например), а вообще пост мне кажется не очень полным, можно было бы разобрать пилотируемую космонавтику и МКС ещё

Некоторые в индивидуальном порядке уже записали, так что мне не привыкать :)

С пилотируемой все ясно - летать можем только мы и китайцы. Америка не полетит еще года три.

Штаты и Европа вспомнят о своих интересах и всё будет ОК. А санкции, хочется верить, встряхнут Россию и заставят работать эффективно.

Только вот не надо "стряхивать" один из редчайших примеров конкурентоспособной в первом мире высокотехнологичной отечественной отрасли.

Edited at 2014-03-22 04:18 am (UTC)

В части замечание автора по комплектующих электроники замечание автора справедливо и не только для космической техники ,
такое же положение в авиационной техники .

В ВПК, в том числе и космической его составляющей всегда был чёткий запрет на использование иностранных комплектующих, ничего не поменялось - лет шесть назад на одном из предприятий был свидетелем вопроса связанного с использования белорусских(!) комплектующих, их использование не было разрешено, пришлось использовать российский аналог обладавший более скромными техническими характеристиками и менее скромной стоимостью. Так что американская электроника в "военном" космосе не используется. Думаю речь идёт об исследовательских проектах.

Запрет, может и был, но необходимость есть, поэтому деваться некуда.

Щас Вам скажут что Вы врагЪ России :(

не скажут, не надо путать здоровый разбор полетов, с шизоидными воплями оппов

аполитично рассуждаешь!

Зачем руководство роскосмоса позорит Россию, содержа на зарплате крестопузых попов, которые специальными метёлками опрыскивают водой ракеты и космонавтов?

Их не содержат на зарплате, прокуратура уже разбиралась с этим вопросом.

Хорошая работа. Сейчас об экономике и науке думают в последний момент, главное чтобы труба трубилась..

вот да, какая печаль в этом....

Спасибо, очень интересный анализ. Я как-то так себе и представлял состояние отрасли по ощущениям.
По комплектующим- думаю, хитрят- заказывают в США без лейблов, те поставляют нашим, наши клеят свою бирку- и вперед. Ну нет у нас элементной базы, просто нет.
Не понял про пилотируемую- как это у американцев нет? Шаттлы же вручную сажали (или я не прав?). А из наших пилотов я слышал только про Джанибекова- мастера ручной стыковки.

Шаттлы -- вручную, да, но они же не летают теперь. Слишком дорого это оказалось.

Чем глубже погружаешься в космонавтику, тем ощущение "мы последние" начинает казаться ближе к истине. Уже почти полностью определилась тенденция к тому, что мы хоть и не уйдем в конце списка, но превратимся в страну второго эшелона. В 2020-х США со своими партнерами займется выводом пилотируемой космонавтики за пределы земной орбиты, а у России для этого не будет ни техники, ни денег, ни, видимо, желания. Мы переориентируется на восток и станем "полноправным партнером" Китая в строительстве очередной низкоорбитальной станции, т. е. просто закрепим свою роль донора накопленных ранее технологий.

Другими словами, на Марс нас уже не возьмут. Незачем.

P.S. И да, в Самаре НЕ возобновили производство НК-33, они всего лишь модифицируют имеющиеся в запасах двигатели.

Насчет "второго эшелона" у меня не такие пессимистичные впечатления, кое-какая работа ведется, только медленно очень. Отчасти, своей писаниной я и пытаюсь ее взбодрить.

"Известия" пишут, что как минимум "интенсифицировать процесс восстановления серийного производства двигателя НК-33" http://izvestia.ru/news/565941

?

Log in

No account? Create an account