zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Марсоход Curiosity изучает марсианские холмы
zelenyikot
После того как марсоход преодолел дюну в Dingo Gap он выбрался на новый тип поверхности, напоминающий тот, на который была произведена посадка в августе 2012 года. По нему он устремился к новой своей промежуточной цели - группе холмов под названием Kimberley. Конечная точка этого годового пробега - Entry Point в холмах Murray Buttes еще далеко.



Предыдущие три километра каменистого грунта изрядно поистрепали колеса Curiosity, поэтому новая поверхность, покрытая песком и небольшими дюнами - это очень хорошая новость.

Хотя инженеры JPL подчеркивали, что не видят большой угрозы для научной миссии в появляющихся прорехах на колесах, они предприняли ряд мер, чтобы снизить степень повреждений. До Dingo Gap они примерно вдвое сократили дневной пробег марсохода: было 60-80 м, стало 25-35 м. В программу работы стал входить обязательный каждодневный осмотр колес. Это необходимо чтобы понять насколько интенсивно воздействие камней. Благодаря такой съемке получилось сделать видеоролик, иллюстрирующий движение Curiosity, вид снизу:



Опыт, полученный на Земле, говорит о том, что марсоход может успешно передвигаться и на гораздо более разбитых колесах. Но характер повреждений, которые получает Curiosity на Марсе и сестра-близнец на Земле, разный. Земная гравитация продавливает полотно колеса через протектор и ломает каркас.



На Марсе же каркас пока держится, зато острые камни прорывают полотно колеса.

Колеса Curiosity изготовлены из алюминиевого сплава, и имеют диаметр 50 см. Они имеют внутренний обод, шириной несколько сантиметров, к нему крепятся на винтах изогнутые титановые спицы. Ребра каркаса выполняют еще роль протектора, их толщина 3-4 мм. Основное полотно колеса толщиной всего 0,8 мм, поэтому, даже если марсианские камни смогли его повредить, вовсе не означает, что они смогут повторить такое с каркасом или ободом. В общем, пока каркас цел, за двигательные возможности марсохода можно не переживать.



Часто задают вопрос: почему NASA не использовало для изготовления колес, например, титан? Ответ прост: титан в два раза тяжелее - катаешься на титане, оставь на Земле 1-2 научных прибора. То же касается и резины. Композиты тоже не самая лучшая идея, учитывая практический вакуум и перепады температуры.

Оригинальным средством продления срока службы колес, стало решение передвигаться задом. Камеры марсоходов смотрят вперед и назад, поэтому позволяют такое движение. Opportunity, к примеру уже несколько лет движется задом, только у него проблемы с электромоторами, а не "покрышкой". Осмотр колес Curiosity показал, что наибольшему износу подвержены передняя и средняя пары. Задняя выглядит вполне сносно, поэтому решено, в дальнейшем, ею штурмовать марсианские бордюры и поребрики.



Правда, новый тип поверхности позволяет обходиться "малой кровью", и снова набрать темп по сотне метров в день.

После Dingo Gap следующей промежуточной научной целью назначили Kimberley. По данным спутниковой съемки, геологи NASA сочли эту группу небольших холмов наиболее подходящим объектом для изучения местного ландшафта.



На пути к холмам, марсоходу под ногами встречались странные борозды, напоминающие следы от движущихся камней в Долине Смерти в Калифорнии или даже о каких-то живых организмов. Однако, мне кажется, объяснение их более прозаично - это полузасыпанные трещины в грунте.



Едва добравшись до Kimberley, Curiosity принялся искать подходящее место для обследований. Сначала снял огромную панораму местности правой мачтовой камерой.


По клику на изображении раскрывается большой формат (17 мб), а просмотреть в полном размере можно на ГигаПан.

Перед нами многочисленные пласты песчаника, которые сформированы, вероятнее всего, на дне водоема. Ученых заинтересовал тот факт, что различные слои по разному реагируют на выветривание. И, хотя песок, похоже, имеет одинаковый состав, в слоях песчаника отличаются цементирующие вещества. Эта разница показывает, что в разные геологические периоды, в кратере Гейла вода содержала в себе отличающиеся наборы растворенных элементов и солей. А их разница сможет больше рассказать об изменениях климата и физических условий в прошлом Марса.



Самый нижний слой, из наблюдаемых перед марсоходом (формация Sheepbed), довольно рыхлый, разрушается под действием ветра и песка так интенсивно, что вышележащий слой образует "козырек". Характерной особенностью нижнего слоя являются желваки из белого минерала, скорее всего гипса. Подобные скопления, в схожих условиях наблюдались раньше в Yellowknifle Bay.



Выше лежит мощный бетоноподобный пласт (формация Gillespie Lake). Несмотря на кажущуюся монолитность, при близком осмотре можно увидеть его слоистую структуру и включения в виде мелкой (3-5 мм) слабоокатанной гальки. Галечник является дополнительным косвенным указанием на водное происхождение породы, а ее неполная округлость - на то, что этот водоем был довольно спокойным.

[Развернуть]

Над "плитами" лежит плитняк - геологическая формация впервые осмотренная в месте Shaler. Для нее характерно плотное скопление четко разделенных тонких слоев. В профиль такие пласты напоминают книги. Любой палеонтолог уселся бы рядом с ними и стал при помощи ножа расслаивать "страницы". На Земле в таких "книгах" можно найти немало интересного, например настоящий гербарии древних растений, отпечатки насекомых и скелеты рыб. Но у Curiosity нет ножа, да и пока ни на одном из осмотренных переломанных слоев не показалось ни одного признака жизни.

Поверх структур типа Shaler во многих местах по пути, марсоходу встречались толстые темные пласты породы. Вероятнее всего это лавовый слой, с брекчией и фрагментами шлака. В Kimberley он уже разрушился, поэтому изучению подвергнутся только три нижележащих уровня.

Любопытно, что ранее ученые уже выделили три этапа развития озера на дне кратера Гейла, на основе спутниковых данных. Поэтому текущие исследования помогут перепроверить гипотезы на основе непосредственного изучения донного материала.

image

Curiosity осмотрел отложения при помощи "лазерной" камеры ChemCam и макрокамерой MAHLI. В то же время он вытряхнул последние образцы глины, которые собрал почти год назад. Чтобы убедиться в чистоте инструментов на манипуляторе, он его внимательно рассмотрел.



Тут снова возник повод для беспокойства - на ситечке инструмента Chimra, для подготовки грунта, обнаружился разрыв. Сито нужно, чтобы отсеивать частички породы менее 0,15 мм - именно такой размер требуется для внутренних приборов химического и минералогического анализа. Без него, качество проводимых научных исследований существенно упадет.



От панических криков "Curiosity разваливается" спасли американские энтузиасты с форума Unmannedspaceflight, когда определили, что разрыв присутствовал уже полтора года назад, и он никак не помешал исследованиям.



Однако, для бура Curiosity подходящей цели так и не нашел, поэтому продолжил движение, обходя Kimberley с востока. Пройдя 100 метров он сделал еще одну панораму. С этого ракурса пласты Shaler напоминают лед на реке во время ледохода. Но какая сила собрала их в такое скопление, пока говорить рано.


По клику - большой размер. Полный - на ГигаПан.

В левой части панорамы мы видим холм Mt. Remarkable. Еще левее, вдалеке, можно рассмотреть метеоритный кратер, заполненный темным песком и характерную рябь не нем. Надеюсь через несколько месяцев мы сможем заглянуть и в этот кратер.

Марсоход приступил к более внимательному осмотру Mt. Remarkable, а то, как он к нему подбирался, изучая подступы к Kimberley, отлично видно на свежем спутниковом снимке MRO.



Во время своего изучения Kimberley Curiosity сделал подарок для фанатов Марса - снял голубой закат.


На рабочий стол.

Сейчас Curiosity продолжает поиск подходящего места для буровых работ. Мы же продолжим следить за его путешествием по соседней планете.

Подписаться на блог zelenyikot

Поделиться:

Подписаться в других соцсетях: Facebook, Twitter, Instagramm, Вконтакте.

promo zelenyikot december 8, 07:51 25
Buy for 800 tokens
Я не только пишу о космосе, но могу и рассказать о любимых темах для широкой или узкой аудитории. За последние два года я уже провел несколько десятков лекций во многих городах России. Часто приглашают на фестивали науки, профориентационные мероприятия для студентов, на конференции и выставки.…

он на солнечных батереях что ли работает ?

Нет, с чего вы так решили?

А сколько он стоит?

Марсоход? Вся миссия Curiosity, вместе с ракетой и зарплатой ученых на 10 лет вперед оценивается в 2,5 млрд долл.

Спасибо, очень интересно. Заодно освежил соотношение размеров Марса и Земли. Предложение- детали на фото, что описываете, помечать в фоторедакторе.

Марс красный, а закат голубой, Земля голубая а закат красный.

Вот и я тоже задумался...

эх, все же жмотится на колесах не надо было...

жмотится на колесах не надо было...

Плюсую!!!

Голубой закат это красиво, но наш мне нравится больше))

Это злые марсиане пытаются ему шины проколоть, чтобы он не ездил по их Марсу! Вот и доказательство, что марсиане существуют!

панорамы - чистая прелесть
дух захватывает
действительно, похоже, что такой песочек и галечка получены не без воды
а вода - это ж совсем другая история...
просто фантастика!
спасибо
ps. извините, но технические подробности лично меня как-то меньше цепляют, хотя атомные батарейки - это, конечно, круто

Edited at 2014-04-24 10:21 am (UTC)

насладился!
Спасибо, А.Ю!

Спасибо! Как всегда, интересно.

Чтобы изучать другие планеты, оказывается, надо быть геологом - у них больше всего работы сейчас "на Марсе" ))

Да, я сам временами жалею, что не пошел на геолога. Сейчас было бы многое понятнее.

В моем детстве тоже были горы, как на первом фото. Тогда наш район был сплошной стройкой, вокруг горы песка и глины.

Очень интересно, хотя мне кажется, что борозды вряд ли образованы из-за трещин. Не видео камушков, будто, что-то двигалось.

Это простая иллюзия )

А всё это действо точно на марсе происходит ? Или где нибудь в неваде ? )))

(Deleted comment)
В тексте написано из чего у него "шины".

Покажите, пожалуйста, снимки с фотоаппарата, работающего на протяжении полутора лет в вакууме, в условиях космической радиации, при температуре от +20 до -110 градусов, которые не кажутся вам "какой-то хренью".

Закат удался.

Среднее атмосферное давление на поверхности Марса составляет 6,1мбар. Это в 160 раз меньше, чем на поверхности Земли,при такой разреженной атмосфере видны звезды и небо темное
на каких движках запускали ракету
есть ли кадры моделирования схемы посадки на земле. то что видел вызывает тока смех мож у вас есть что то путное
скока км он прошел чтоб протереть так колеса
в общем бред на бред да и только

Про звездное небо - это вы, конечно, выдумываете. Днем вы звезд не увидите даже с Луны - солнце слишком яркое, слепить будет. Небо там и есть темное ближе к зениту почти всегда. Но в бежевый ее окрашивает висящая в атмосфере пыль. Чем меньше пыли, тем ближе чернота к горизонту, но абсолютной чистоты там не бывает, поэтому у горизонта всегда небо имеет цвет.

Вот тут про небо Марса подробнее:
http://zelenyikot.livejournal.com/35752.html

Ракету запускали на жидкостном ракетном двигателе закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа после турбины.

Марсоход на Землю не садился, поэтому моделирования схемы посадки на земле нет.

Он прошел 5,5 км.

Да я вижу, что бред, но все равно на него вам отвечаю. Такие у меня принципы - если с заблуждающимися не разговаривать, то они не осознают своих заблуждений.

Рогозину бы этот пост почитать, может быть наконец застрелился. :-)))

Зря запаску не взял, теперь жди когда прилетят русские туристы и поменяют.

Каждый ваш пост очень интересен. читаю с удовольствием, а вы просто энтузиаст или работаете в этой сфере?

В сфере работаю, но не с NASA и не с Марсом. В профиле написано.
Надеюсь, рано или поздно, дело с Марсом исправится.

Всегда интересно читать про Curiosity. Спасибо!

Очень интересный пост. Спасибо большое!

Спасибо Зелёному Коту за очередной очень интересный репортаж про Curiosity! ;-)

Вообще, был сильно удивлён состоянием колёс аппарата. Не слышал, чтобы у Спирита и Оппортьюнити было что-то подобное... или было?

Так масса и конструкция колеса отличается.

вот с колесами не понятно всетаки, аппарат за один олимпиард (олимпион слишком мало) долларов гоняли в хвост и гриву на Земле, для симуляции силы тяжести его и нагружали меньше и подвешивали что массу оставить прежней, неужели не выяснилось ни на одном этапе тестов что такие "покрышки" будут вот так разваливаться ? Ну типа прочность не та, или сплав, или конструкция вообще, вроде ж дооооолго выбирали прототипы колес, и грунт был известен по ранним миссиям, а тут через 5.5км уже столько дырок в них, не критичных, но их есть.

Edited at 2014-04-24 01:33 pm (UTC)

На Земле дырки в колесах тоже возникали, но, я полагаю, они их списали на земную гравитацию, и в этом просчитались. Ничего, на следующем исправятся.

?

Log in

No account? Create an account