zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Подводная лодка С-189
zelenyikot
В СПб добрался до интереснейшего музея - дизель-электрической подводной лодки С-189. Это, конечно, не космос, но условия на борту субмарин наиболее приближены к тем, в которых придется обитать первым экипажам до Марса и дальше. Ограниченность пространства и кислорода, жизнедеятельность в тесном соседстве с другими людьми, постоянный риск - все эти "прелести" одинаковы как для подводников, так и для космонавтов.

IMG_0444(1)

Посещение подлодки настоятельно рекомендуется всем фанатам Mars One и вообще межпланетной экспансии.

С-189 пришвартована у набережной Лейтенанта Шмидта. Рядом швартуются океанские лайнеры, поэтому может создаться впечатление, что музей закрыт, и путь к нему перегородила "таможня". Но это не так, путь к подлодке отгорожен, а на пристани посетителей ждут экскурсоводы в красных жилетках. Из посетителей формируют группы не более 10 человек - теснота не позволяет больше.

Мне еще повезло, экскурсия началась почти сразу, как подошел, а люди, говорят, ждали полтора часа.

IMG_0392(1)

Экскурсовод Валерий Креслатый попался очень душевный, рассказывал с любовью к судну. Как оказалось, он сам служил на таком, поэтому чувства не случайны. Думаю, для тех кто интересуется темой подводного флота, беседа с ним была бы намного интереснее чем для меня. Хотя после экскурсии мы немного обсудили сходства и различия между покорением морских и космических бездн.

IMG_0377(1)

К моему удивлению С-189 не воевала в Великую Отечественную, зато тянула лямку подводного противостояния в Холодную, как и 214 своих собратьев. Лодки этого типа были самые многочисленные в СССР и эксплуатировались аж до конца 80-х, хотя многие, в том числе и я, наверняка о них даже ничего не слышали. Мне, например, всегда казалось, что подводное противостояние в Холодную войну было между ракетными атомоходами. С-189 же имела простые возможности: дойти до берегов США, пальнуть атомными торпедами и уйти домой. Хотя основная ее задача была борьба с кораблями и подводными лодками.

Экскурсия начинается с кормы.

IMG_0389(1)

Здесь можно осмотреть два торпедных аппарата, аварийный гидрокостюм и узнать о том, какие возможности спасения были у экипажа, в случае аварии под водой.

IMG_0386(1)

Синим подсвечен люк, через который можно было выйти в гидрокостюме, если глубина не превышала 100 метров. Если глубже, то оставалось только ждать спасательный батискаф и петь "Над нами ласковое море...".

Предельная глубина погружения субмарины - до 200 метров, но глубже 120 старались не нырять.

IMG_0385(1)

Далее переходим в двигательный отсек.

IMG_0391(1)

Электродвигатель, который работал в подводном режиме.

IMG_0388(1)

Электроэнергия бралась от аккумуляторов, который подзаряжались дизелем во время надводного хода. Запас хода под водой со скоростью 13 узлов (24 км/ч) - 24 км, со скоростью 2 узла ( 4 км/ч) - 650 км. На дизелях - до 13 тыс. км. Да, все дизель-электрические подводные лодки, на самом деле, скорее ныряющие, чем подводные. Хотя если идти на дизеле и со шноркелем, то получается почти подводное положение.

Под настилом - переплетение коммуникаций: топливоводов, водопроводов, воздуховодов, кабелей... Раздолье для Чужого и практически недоступное для человека место.

IMG_0393(1)

Камбуз.

IMG_0399(1)

Если вы думаете, что у меня за спиной во время съемки еще было пространство, то ошибаетесь. На фото - примерно две трети всего кухонного пространства.

Дальше экскурсия перемещается в носовой отсек. Здесь самое интересное - торпеды.

IMG_0420(1)

Есть еще "имитатор подводной лодки" чтобы вводить в заблуждение торпеды противника.

Обратите внимание на четыре койки для экипажа. Как думаете, тесно им тут было? А теперь представьте, что над ними крепится еще четыре койки... И на другой стороне столько же! В носовом отсеке служило 16 (!) человек. Представьте каково им спалось на ядерных торпедах.

В случае аварии лодки, из торпедного аппарата можно было эвакуироваться.

IMG_0405(1)

Синим выделен люк для загрузки торпед.

IMG_0414(1)

Люки между отсеками диаметром 85 сантиметров. Я такие уже видел на "Марс-500", где сымитированы стандартные люки для советской/российской космонавтики.

IMG_0390(1)

За переборкой торпедного отсека - офицерская кают-компания.

IMG_0426(1)

Обратите внимание на лампы над столом. При необходимости он становится операционным.

Вдоль стен в розовых коробках - дыхательные приборы замкнутого цикла. Под водой с ними далеко не уплывешь, но их задача иная - они должны спасти экипаж в случае пожара. Система пожаротушения на лодках основана на вытеснении кислорода фреоном, т.е. противогаз не поможет, и нужен автономный источник для дыхания.

Следующий отсек - командный. Здесь располагаются устройства управления, навигации, связи. У посетителей музея есть возможность заглянуть в перископ, покрутить штурвалы.

IMG_0433(1)

А вот забраться в верхнюю рубку нельзя.

IMG_0432(1)

Радиокомплекс. Говорят, когда-то такой был мечтой всех советских радиолюбителей.

IMG_0424(1)

Внутренний радиотелефон.

IMG_0437(1)

Не удивлюсь, что он вообще не был радио и строился на принципе детской игрушки, с двумя спичечными коробками и ниткой между ними.

Последнее, что можно рассмотреть на экскурсии - каюты командного состава. Боцман, старпом, замполит, капитан (точнее "командир ПЛ"): разница в объеме жилой площади незначительная. Если рост более 150 см, вытянуть ноги получится только стоя.

IMG_0428(1)

Каюты отличаются только оборудование вроде шифровальной машинки, подборкой книг и наличием бюста Ленина.

IMG_0429(1)

"Кабинет" гидроаккустика с капитанскую каюту. Сразу видно уши - важный инструмент на подлодке.

IMG_0441(1)

И рядом с кассой, воплощение самого страшного события на субмарине и космическом корабле: неисправный гальюн.

IMG_0442(1)

На кассе можно приобрести книги и сувениры. Вход для взрослых 400 р., для студентов 300 р. школьников и пенсионеров 200 р., детям до 7 - бесплатно. Все можно фотографировать, но не все трогать.

IMG_0387(1)

И пенсионеры должны быть гибкими и стройными иначе им там будет нелегко забраться и передвигаться.

Что любопытно, эта лодка - частный музей. Не так давно она была грудой металлолома на дне бухты в Кронштадте.



Но нашлись энтузиасты-подводники, которые дали денег, организовали подъемную операцию и реставрацию. Собрали по крупицам экспонаты, вроде гидрокостюма, дыхательных аппаратов, радиостанции, навигационных карт и книг в капитанской каюте. Так, что эта лодка не только памятник Холодной войны, пропахший морем и соляркой, но и памятник любви к своему делу моряков-подводников.

У С-189 есть сайт и группа Вконтакте.
Берегите голову и помните: в люк первой идет нога.

zelenyikot
Подпишитесь, если еще не сделали этого.


promo zelenyikot december 8, 07:51 25
Buy for 800 tokens
Я не только пишу о космосе, но могу и рассказать о любимых темах для широкой или узкой аудитории. За последние два года я уже провел несколько десятков лекций во многих городах России. Часто приглашают на фестивали науки, профориентационные мероприятия для студентов, на конференции и выставки.…

Сделай ещё пометочку, что людям крупных габаритов и с ограниченными физическими возможностями туда лучше не ходить. Проходы ооочень узкие.

Во Владивостоке стоит "Щука". Тоже музей. Там учили в люк прыгать двумя ногами, держась за рычаг

Там стоит не Щука, а С-ка - C-56.

Спасибо интересно. Может когда-нибудь из "Акулы" ("Тайфуна") музей сделают.

"Представьте каково им спалось на ядерных торпедах."
Какие еще ядерные торпеды? Еще бы ядерные мины написали )))

Интересно, куда утилизировали "выхлоп" с камбуза, т.е. пар, запахи и т.д.?

О, спасибо за рассказ!
Я бывал в подводной лодке в Питере, только в другом музее: Подводная лодка Д-2 «Народоволец» . Там не менее интересно.

Это которая возле Ленэкспо? До нее еще не добрался. Надо будет тоже заглянуть.

Как-то по ТВ было интервью с Савицкой, и она рассказывала, что однажды побывала на подводной лодке, и ее поразил запах: так пахнет и на космической станции.

в Калининграде стоит Б-413, примерно такая же экспозиция...

Кстати, в "Секретном фарватере" роль U-127 "Летучий голландец" исполняла подводная лодка той же серии.

Подводная лодка в роли подлодки... Чудны дела твои... )

Интересно )))
Такое впечатление, что лодку намеренно хотели утяжелить - столько толстого металла! Даже внутренний телефон сделан так чтобы уцелеть при ядерном взрыве.
Такого обилия металла на космическом корабле точно не будет =)

Дело скорее не в утяжелении, а в технологиях 50-х годов и требованиях надежности. На поездах тоже все с запасом прочности сделано.

(Deleted comment)

Интересный Вы все же человек ))

Несмотря на четкую специализацию по космосу, даже репортаж с ПЛ (за другой стороной воздушного океана) получается интересным)

(Deleted comment)
Оказался в Питере, гулял мимо, дай, думаю, загляну, вдруг открыто.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Спасибо за рассказ.
Только, наверное, это все же корабль, а не судно. Пусть и на "пенсии".

А в чем разница?

В космосе и на других планетах хуже. Холоднее, теснее, меньше даже воды. Но океан почему-то не заселяют.

С заселением космоса тоже как-то затягивают )))

А про самовар еще никто не спросил ??

В Штатах стоит подводная лодка класса Фокстрот, там в кают-компании такой же самовар стоит на столе. А еще деревянные ложки и открытая бутылка водки Русской. Стереотипы.

?

Log in

No account? Create an account