zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Очередная попытка посадки многоразовой ракеты SpaceX
zelenyikot


Этой ночью американская частная космическая компания SpaceX запустила спутник DSCOVR по заказу Военно-воздушных сил и Метеорологического ведомства США. Спутник отправился в точку Лагранжа L1 системы Солнце-Земля, на расстоянии 1,5 млн км. Находясь всегда между Солнцем и Землей он будет оповещать о солнечных вспышках, и наблюдать их реакцию в магнитосфере, ионосфере и атмосфере Земли.

Но более интересное действо происходило через 6 минут после старта ракеты - основатель SpaceX Илон Маск снова попытался посадить в море первую ступень ракеты. (Не он лично, но инициатива создать многоразовую ракету - его).

В предыдущий раз для этого использовалась плавучая платформа.



В этот раз подвела погода - сильное волнение в океане. Поэтому пришлось увести баржу, и мягкая посадка осуществлялась в воду, зато она прошла почти идеально - промахнулись всего на 10 метров и сели мягко и вертикально.



Это и не удивительно: учтены ошибки предыдущей попытки, да и топлива на торможение можно затратить больше, т.к. спутник весил чуть больше полутонны, а в прошлый раз был семитонный корабль.



Сегодня видимость в небе была просто идеальна. На старте удалось пронаблюдать не только запуск, но и отделение первой ступени, и раскрытие створок головного обтекателя, а это расстояние под 100 км. Теперь будем ожидать видео спуска первой ступени, снятое через телескопы с берега, и, возможно, будет видео с самолетов и с самой ракеты.

Вот так это выглядело полгода назад:



[Почему не парашют, почему на воду, за чей счет и другие частые вопросы]Почему не на парашюте, а на ракетных двигателях?
Куча аргументов:
а) Посадка на парашютах отнюдь не обеспечивает мягкости. Кто прыгал - знает. К примеру, при посадке космического корабля "Союз" на парашютах, в последний момент, у поверхности земли срабатывают ракетные тормозные двигатели. Но при этом "Союз" намного меньше и легче первой ступени Falcon-9, и используется один раз. На парашютах пытались сажать боковые разгонные ступени Space Shuttle, но даже при посадке на парашютах и в воду, ракеты переживали такие ударные нагрузки, что их приходилось перебирать почти полностью.
б) Морская операция по ловле ракетных блоков Space Shuttle было весьма накладным предприятием.
в) Соленая морская вода тоже отнюдь не благотворно влияет на материалы двигателя. Говорят это главный аргумент почему выбрана именно плавучая платформа.
г) Парашюты не обеспечивают высокую точность посадки. Сегодня Маск подтвердил, что посадить ракету на пятачок 10х10 метров в море реально. С парашютами - нереально.
д) SpaceX уже сейчас, при помощи ракетных двигателей и неизрасходованного топлива добилась мягкости приводнения, которое может конкурировать с парашютами. При этом на старте горючего заливать приходится на 15-20% больше. По мнению инженеров SpaceX это проще, а по мнению их бухгалтеров - дешевле, чем возиться с парашютами, и их восстановлением после удара и погружения воду.
е) Всякая десантируемая военная техника, тоже переживает высокие ударные нагрузки, хотя к ним и прицепляют, кроме парашютов, еще тормозные ракетные двигатели и демпфирующие платформы. Но то танки или джипы, а то пустая 30 метровая алюминиевая труба, ей нужна на порядок более высокая деликатность посадки, с максимальной экономией массы.

И еще про парашюты. Кому-то может показаться, что они ничего не весят и не занимают полезного объема. Это не так. Нашлись тут армейские примеры:

1363288207_5

На фото самый легкий комплект: ПБС-950

1363287819_1244667603_o

Сколько можно использовать одну и ту же ступень, ведь ресурс двигателя не восполнить?
Цель Маска - 10 полетов. Пример с сертификацией советских "РД-170" на те же 10 полетов, говорит, что технически это вполне реально. В реальных многоразовых полетах они не участвовали, но на стендах их прогоняли по всем режимам полета. И не забываем о двигателях Space Shuttle, которые использовались более 10 раз.

Почему сажают в океан?
Запуск спутника осуществляется с мыса Канаверал, который располагается на берегу Атлантического океана. Его и строили с такой целью, чтобы все элементы ракет падали в воду и не представляли опасности для людей на суше. SpaceX сейчас строит свой космодром в Техасе. Они получат разрешение на его эксплуатацию когда подтвердят надежность и безопасность своей многоразовой технологии в тестах над океаном.

Кто оплачивает все эти испытания? (Не попил ли это бюджетных денег?)
Испытания оплачиваются средствами компании SpaceX, которые состоят из вложенных личных средств Илона Маска и сторонних инвесторов. Данный запуск проводится в интересах ВВС и NOAA, но государствj платит за доставку спутника на орбиты. Если бы ракетные ступени молча падали в океан, Маску заплатили бы столько же.


UPD: Маск выложил один кадр с видео посадки ступени на воду:



На фото видна одна "ласта" решетчатых аэродинамических рулей.

А следом фото из космоса, где спутник DSCOVR продолжает свое путешествие за 1,5 млн км от Земли. Ракета Falcon-9 свою работу выполнила, далее спутник будет путешествовать самостоятельно и в нужную точку выйдет только через 110 дней.

dscovr

zelenyikot

promo zelenyikot december 8, 07:51 25
Buy for 800 tokens
Я не только пишу о космосе, но могу и рассказать о любимых темах для широкой или узкой аудитории. За последние два года я уже провел несколько десятков лекций во многих городах России. Часто приглашают на фестивали науки, профориентационные мероприятия для студентов, на конференции и выставки.…

в тви маска был одиночный кадр со ступени вроде

(Deleted comment)
Я соточку поставил на успешное "прибаржение"((((

кинули на деньги, блин...

Есть деньги на эксперименты и это хорошо.

кончатся, ещё напечатают, не проблема для американцев.

Все страны, что бы они не делали, АБСОЛЮТНО ВСЁ делают с единственной целью - ПОТРОЛЛИТЬ РОССИЮ, и позлить ватников!


Edited at 2015-02-12 05:55 am (UTC)

Не все, только одна.


интересно есть где оценки спецов -насколько вообще перспективно многократное использование ступеней?
в моем простом понимании дешевле каждый раз новую делать чем такой огород городить, а вот как обкатка кораблей будущего оч. даже интересно.

10% топлива дешевле нового двигателя. Намного дешевле

Разве корректно сравнивать только по массе? До этого был 7ми ионный корабль на орбиту 400км, а сейчас полтонны намного дальше, десятки тысяч километров

ну, первая ступень то сейчас улетела так же далеко как и в первый раз

По поводу многоразовости SSME - это несколько натянуто. Двигатели перебирались после полета, и "история жизни", точнее налет считался отдельно для каждого турбонасоса и других блоков, если мне память не изменяет, десятков.

Каждое отдельно инспектировалось и потом могло полететь в составе совсем другого движка.

Малопохоже на многоразовость

> да и топлива на торможение можно затратить больше, т.к. спутник весил чуть больше полутонны, а в прошлый раз был семитонный корабль.

Сами SpaceX говорили, что в этот раз будет труднее посадить:
“There are a couple of differences in the trajectory,” Koenigsmann said. “We will perform an entry burn and a landing burn. The speed of the stage coming in to entry is actually higher, and that … makes it a little less likely to succeed.”
The initial “boost-back” burn designed to drive the rocket back toward Florida has been omitted for Sunday’s mission.
“We had an early burn originally,” Koenigsmann said. “That burn is what we can’t do this time because all the propellant goes to the primary mission.

Первая "Deep Space" миссия Фалкона, отсюда и новые трудности.

"Всего на 10 метров промахнулись", пардон, мимо чего, если сажали не на баржу? Мимо океана? :D

корявый перевод. посадили в 10 метрах от баржи, как я понял. ждем видео

:-) rzdbux Expand
так жаль, что когда отделилась первая ступень камера продолжила снимать вторую
гораздо интереснее посмотреть что делала первая ступень дальше
так не привычно было видеть, что она не просто отвалилась, а стала там чет дальше двигателями делать - круть )

это видео будет через пару дней

Молодцы! Когда-нибудь все случится.

Когда следующий запуск?

Через пару месяцев.

(Deleted comment)
Надеюсь сейчас до Маска дойдет, что смысла в его идее нет.

Так напишите ему, авось прозрее и откажется от своей глупости. А еще расскажите об эффективности бензина и угля, а то выдумал тут: электромобили, солнечные батареи...

(Deleted comment)
В первый раз недоработка с рулями (добавили масла ?), сейчас проблема с метео (еще чего-нибудь добавят ... ну или будут ждать у баржи погоды чтобы успешно прибортиться, а не приводниться)

Напомнюсь.
http://zelenyikot.livejournal.com/61399.html?thread=11935959#t11935959 ... Кстати, всего 300 км на восток, а погодка то другая ;)

Сомнения по поводу эффективности выбранной схемы все те же.


Про посадку на воду читайте FAQ.

Фиг с ним, с Маском! Лучше "кот" пусть расскажет про "Очи" министерства обороны.

Зачем? Чтобы в очередной раз обвинили в русофобии и злорадстве?

И вообще, о мёртвых либо хорошо либо никак.

Нужна не одна баржа , а несколько.
Иначе фиг попадут.

(Deleted comment)
Абсолютно идиотская затея. Просто распил денег на "вечном двигателе".

Вот они, дети Навального. Если чего не понимаешь - значит распил :D
Это деньги Маска и инвесторов - хотят и пилят.

(Deleted comment)
Запуски всегда зависят от погоды. Этот запуск – третья попытка, предыдущие два были отменены как раз из-за погоды. Слишком сильный ветер был, на высоте.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
вопрос - как ты сам оцениваешь вероятность успешной посадки на баржу? Все таки в море довольно сложно получить устойчивую ровную площадку.

Баржа там довольно массивная, а ракета относительно легкая и центр тяжести в нижней части. Если не шторм, то проблем быть не должно. Правда, говорят, в той местности пора хорошей погоды как раз зимой, а к лету все ухудшается, поэтому Маск и торопится попробовать сейчас как можно больше запусков. Посмотрим. Рано или поздно посадит, он упертый.

Люди просто не понимают, что такое 10 метровые волны в океане. Даже для авианосца это много. А тут плоскодонная баржа для перевозки бурового оборудования. Мало того что раскачивается, так ещё и борта низкие и волны перелетают через платформу. Плюс не работал один из четырёх двигателей, удерживающих баржу в одной точке. От греха подальше баржу отправили в порт, а посадку произвели на воду. Вполне удачно, строго вертикально и медленно.
Позже или бОльшую баржу построят или получат разрешение сажать на землю в пустынных районах Техаса.

Когда нет баржи под ногами плохо видно погашена или нет боковая скорость которая стала причиной аварии в предыдущей попытке.

Проклятые пендосы! Ничего ничего, бох накажет!

Так а ракету потом выловили или нет?

Только ступень всё, наверно - раскалённые тонкостенные конструкции в воду

Конечно все. Ее и не собирались вылавливать. Они только садиться учатся.

Не проще ли было на земле соорудить амортизирующую конструкцию из пружин? Ракета так же бы притормаживала перед посадкой, но вероятность её успешности была бы в разы выше.

С тем же успехом можно попросить ее поймать Супермена.

После всех этих танцев с бубном ну очень хочется верить, что американцы все таки были на луне )))

Рекомендую ознакомиться, чтобы больше не возникало вопросов:
http://www.skeptik.net/conspir/moonhoax.htm

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
?

Log in