zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Куда летит Роскосмос
zelenyikot


Я вообще давно собирался рассказать о том, как меня радуют перемены в Роскосмосе, но тут: бах "Прогресс", ба-бах "Протон", пшик движки на МКС, "я сваливаю" - туристка Сара Брайтман... Кажется валиться стало все сразу, и из космоса и из рук.

После "Протона" каждый эксперт и "эксперт" захочет высказаться. И хотя я скорее отношусь ко вторым чем к первым - постараюсь изложить свой взгляд на ситуацию. Я уверен, что нынешняя серия аварий и сбоев - это прямой результат начавшихся в 2014 году реформ. Но представляю их последствия не в том виде, как многие другие.

Ракеты падали каждый год, но главы Роскосмоса менялись почти столь же часто: упал "Фобос Грунт" - "так его 10 лет собирали, а Поповкин полгода назад пришел". Развалился "Протон" в прямом эфире в небе Байконура - "Так его в 2011 году собирали, когда военную приемку отменили при Перминове"... Аварийный двигатель позавчерашнего "Протона" вроде в 2013 году произвели, когда нынешний глава "Ладу-пятнашку" с конвейера снимал, и о космосе не думал.



Да, сейчас каждый второй комментатор знает "очевидную" причину аварий - ведь Роскосмосом стал рулить бывший директор "Жигулей", значит и ракеты летать будут как "Жигули". Игорь Комаров - экономист по образованию, никогда не работавший в космической сфере, ставленник кого-то там сверху - просто классический стереотип "эффективного менеджера", который может снижать издержки, но не может в космос.

Но позвольте, а до Комарова, т.е. пять месяцев назад, или хотя бы полтора года назад, когда его привели в отрасль, российская космонавтика блистала победами? Тут американцы подсчитали, что за последние шесть лет в российской космонавтике было 13 крупных аварий, 20 космических аппаратов полностью потеряно, 3 спутника выведены не туда. И это “взрослые” спутники, стоимостью десятки и сотни миллионов долларов, не какие-нибудь там кубсаты. В США запуски в полтора раза реже, а аварийность ниже в четыре раза. Это просто так, самый наглядный пример. Можно целую книгу написать о сходствах "докомаровского" Роскосмоса и "докомаровских" Жигулей. (Собственно, есть такая книга).

Да и сами представители отрасли не скрывали проблем: низкая оплата труда, низкая производительность труда, низкая культура труда, нехватка кадров...


Источник графика.

От себя добавлю: безумная забюрократизированность, попытки жить производственными традициями Советского Союза при почти полном развале производственных связей, отсутствие воли руководящего состава, отсутствие у них сколь-нибудь внятного понимания нафига они вообще занимаются космосом... Ну и коррупция, куда уж без нее.

В руководстве страны тоже понимали проблемы, но решать их пытались специфически: ставили одного генерала за другим. Будто Салтыкова-Щедрина в школе не читали, и думали "Ужо генерал-то работать их заставит!" А генералы оказывались бракованные, один и приказы-то отдавать разучился, а второй только приказами пытался управлять. А отрасль - это система, тут вручную не нарулишь.

И, наконец, верхи осенило: "А давай менеджера поставим, их вроде этому учили. Кто тут у нас толковый есть?"

[Краткая история нынешней реформы Роскосмоса]Для начала, небольшая предыстория. Два года назад упал очередной "Протон", и стало совсем уж очевидно, что отрасли нужна реформа. Для этого сменили главу Роскосмоса, заменив одного генерала Владимира Поповкина на другого генерала Олега Остапенко. Основной идеей реформы провозгласили разделение монолитного ведомства, на две структуры: заказчика и исполнителя. Заказчиком и распорядителем бюджетных средств становился Роскосмос, а всю промышленность решили слить в одну Объединенную ракетно-космическую корпорацию (ОРКК). Промышленность доверили Игорю Комарову, бывшему директору "АвтоВАЗа".

В 2014 году Комаров занимался тем, что собирал в ОРКК многочисленные космические ФГУПы и ОАО. А Остапенко, тем временем, рассуждал отказаться ли ему от "Ангары" или не отказаться, строить ли ему сверхтяжелую ракету для полета на Луну или не строить, запускать ли свою космическую станцию или разобрать МКС... Были провалены все сроки по утверждению Федеральной космической программы, передача полномочий по управлению предприятиями в ОРКК постоянно тормозилась, со строительством Восточного вообще творилась какая-то жесть. В общем стало очевидно, что руководство Роскосмоса совсем не хочет делиться властью, при этом не пользуется ею для принятия сколь-нибудь значимых решений. А тут еще рубль с нефтью упали, и импотенция руководства космического ведомства всех достала даже на самом верху. Да настолько, что рубанув шашкой решили избавиться не только от главы, но и от всего Роскосмоса вообще.

Это было названо "вторым этапом реформ", хотя реально решение отказаться от Федерального космического агентства прозвучало как гром среди ясного неба. Разумеется Россия не перестает летать в космос, но теперь этим будет заведовать госкорпорация "Роскосмос" во главе с Комаровым. Да-да, разделение полномочий, с которого началась реформа, снова забыто.

В январе 2015 у Роскосмоса остался один глава - Игорь Комаров.


Я не буду скрывать, мне Комаров нравится и как человек, и как руководитель. Потому, что он провинциал, как и я. Потому, что живой: он запинается в разговоре, искренне удивляется, искренне улыбается, искренне переживает, умеет сказать "я не знаю", если действительно не знает. Он старается не давать обещаний, выполнение которые не может гарантировать, даже если на это откровенно провоцируют журналисты:
- А вы пообещайте, - настаивают они.
- А я не буду, - обламывает он акул пера, уже изготовившихся выдать нам очередное "Роскосмос пообещал Луну на блюде к 2025 году".

В его глазах читается желание делать, и сделать. Он прекрасно понимает, что его дальнейшая карьера зависит от того, что он сделает с нашим космосом: бардак или дворец пионеров. Генералы из Роскосмоса уходили в небытие или в реанимацию. Я уверен, Комаров туда не хочет.

И еще: Комаров, простите, не ссыт! Вот так, да. С французского это переводится как: готов принимать важные ответственные решения, в необходимости которых уверен, даже если понимает, что они будут непопулярны. И в команду себе старается подбирать таких же.

Но это все эмоции. Давайте посмотрим на реальные дела, что новое руководство Роскосмоса успело сделать.

Поначалу многие высказывали опасения, способен ли человек без опыта в ракетно-космической отрасли, экономист, быстро освоиться и эффективно управлять космонавтикой страны. Думаю он это тоже прекрасно понимал. В такой ситуации глупый руководитель, дорвавшийся до власти скажет "Отвалите, я тут главный". Умный же соберет вокруг себя команду из специалистов, которые будут компенсировать его пробелы в знаниях. И Комаров собрал Научно-технический совет Роскосмоса, который возглавил Юрий Коптев - бывший глава Роскосмоса "до генеральского периода", который смог сохранить отрасль в 90-е, когда ситуация кроме как жопой не назовешь. Коммерческие пуски "Протона", контракт на РД-180 с американцами, программы "Мир-Space Shuttle", МКС... - в безденежье 90-е начало 2000-х эти контракты спасали от развала целые предприятия космической отрасли, а сегодня только это и является гордостью отечественной космонавтики, и это, во многом, заслуга Коптева. Да "Мир" тоже он затопил, но в тех условиях это была вынужденная жертва.

Еще в НТС входят главы крупнейших предприятий отрасли. Фактически, Комаров воскресил Совет Главных, который создал и возглавлял когда-то Королев. Правда нынешний Совет является совещательным органом, но пока глава прислушивается к решениям Совета, они друг друга отлично дополняют.

По прошествии четырех месяцев уже можно смотреть на их действия, решения и результаты.

Первое решение, за которое по-человечески хочется пожать руку Комарову - это подтверждение эксплуатации МКС как минимум до 2024-го года. Несколько лет назад Россия с NASA договорились работать на станции до 2020 года. NASA предложило продлить еще на 4 года, и Роскосмос думал целый год. Ускорению мыслительных процессов помогла только пересадка головы.

Это решение важно космонавтике обеих стран. Для США это важно с точки зрения развития пилотируемой программы в сотрудничестве с частными компаниями. Первые корабли от Boeing и SpaceX должны полететь к 2018 году, и отказываться от них через два года - было бы чрезмерно расточительно. А так будут летать как минимум шесть лет. К тому времени им еще какую-нибудь работу придумают. Для России отказ от МКС в 2020 году означал бы либо отказ от постоянного присутствия россиян в космосе, либо авральные темпы создания собственной станции, с фатальным обрезанием финансирования всех остальных программ. К счастью для всех, в том числе Канады, Европы и Японии, летаем вместе до 2024-го, а то и дольше.

Второе принципиальное решение нового руководства Роскосмоса - отказ от сверхтяжелой ракеты. Конечно, многим сторонникам космической экспансии хотелось бы воскрешения "Энергии" или "Вулкана", пилотируемых полетов к Луне или даже Марсу. Но если смотреть на мир объективно, то сверхтяжелая ракета России не нужна. Тратить треть бюджета Роскосмоса на протяжении пятнадцати лет, ради трех дней на поверхности Луны, через 60 лет после американцев - в этом никакой гордости и смысла нет. А после высадки никакой полезной нагрузки таким ракетам не найти. NASA занимается своей SLS, но проблема с нагрузкой есть и у них, т.е. с ее отсутствием. Сейчас, кроме пары стартов космического корабля Orion, рассматривается только запуск исследовательского зонда к Европе, но и этого мало. По слухам, NASA даже Роскосмосу предлагало сотрудничать по проекту SLS.

sls-inflight_afterburn_300dpi_0.jpg

Заменить гипотетический сверхтяж Роскосмос решил доработанной "Ангарой-А5В". По задумке, если мы-таки надумаем лететь к Луне, то можно задачу решить несколькими пусками. Облет можно организовать двумя пусками А5В, а посадку - четырьмя. Ориентация на "Ангару" - это еще одно принципиальное решение обновленного Роскосмоса. Модульная система ракеты тогда начинает приносить выгоду и экономию, когда летает часто. Сейчас "Ангара-5" вдвое дороже "Протона", но поточное производство универсальных модулей должно снизить цену в полтора-два раза. Для этого "пятерка" должна летать не реже 10 раз в год.



Пока от "Протона" никто не отказывается, а вот российско-украинские "Днепры" и "Зениты" практически закрыты. Еще несколько запусков по предварительным договоренностям, а потом аналогичные задачи переложат на "Ангару" "единичку" и, наверно, "тройку". По крайней мере так в задумке. "Зенит" - прекрасная ракета, одна из лучших в мире, и будет трагедией ее безвременная кончина. Но сугубо прагматичные интересы Роскосмоса диктуют такое жесткое, но неизбежное в текущей ситуации решение.

Еще одним неоднозначным, но знаковым событием стало известие об отказе от пилотируемых запусков с Восточного. Очевидная причина такого решения - снижение объемов строительства нового космодрома, что важно в контексте скорейшего завершения первого этапа к концу 2015 г. За этим отказом тянутся интересные последствия: значит Россия продолжает летать на МКС, и не думает о своей высокоширотной станции откуда предполагалось стартовать с Восточного. Пуски с Байконура продолжаются, как бы ни хотелось иного казахским экологам.



Единственным нерациональным решением нового главы Роскосмоса можно считать обещание, данное Самизнаетекому, запустить с Восточного первую ракету до Нового года. Объективно, такой поспешный пуск не нужен никому вообще.

Но в целом, глядя на работу Роскосмоса в последние месяцы, у меня сформировалось ощущение, что здание на ул. Щепкина в Москве, где располагается руководство Роскосмоса, начали облучать космическими лучами, от которых у обитателей начали работать головы, и стали вырабатываться гормоны смелости. Пока работает эта установка, я за будущее отечественной космонавтики не переживаю. Пусть к Луне и Марсу мы не полетим в ближайшие десятилетия, но по крайней мере промышленность не развалится, будет работать и развиваться.

На этом следовало бы завершить хвалебную оду Новому Роскосмосу, но тут с неба посыпались шаро-баллоны и полился гептил. И мы возвращаемся к началу: как при таком грамотном, с моих слов, руководстве, возможна такая печальная работа отрасли?



А на заводах сейчас творится примерно то же, что было на "АвтоВАЗе", в первые годы пришествия Комарова. Идет смена руководства, идут сокращения, закрываются неэффективные направления, проекты переносятся из отдела в отдел и с завода на завод. На Хруничеве, где собирают "Протоны", давно ходят слухи, что завод вообще закроют, производство вынесут в Омск, а территорию сдадут под элитное строительство - Москва же. Грядут слияния и поглощения - это последствия укрупнения ОРКК. И если раньше три завода выпускало три типа, к примеру, звездных датчиков, то теперь можно ожидать, что датчик оставят один, а специалистам оставшихся без работы , предложат переезжать (в лучшем случае), или просто идти на улицу. В условиях таких карьерных перспектив мотивация и культура труда никак не повышается. И если слесарь даже НЕ специально смахнул рукавом в топливопровод горсть металлических опилок, он специально не полезет их доставать - спина не казенная, если завтра придется идти на работу грузчиком на рынок, сейчас себя лучше поберечь.

Вероятно, такого результата своих реформ руководство не ожидало. Тут автовазовский опыт сыграл злую шутку. Вроде бы понятно, что иными оперативными средствами эффективность производства не поднять. Но если бракованую машину всегда можно заменить или исправить по гарантии, или даже отозвать партию, то с ракетой такое уже не сработает. Тут делать либо хорошо, либо никак.

Не знаю, как Комаров предполагает разгребать нынешний бардак, но надо понимать, что это вынужденный путь к дворцу пионеров. Я бы предложил ввести на заводах дополнительный независимый уровень контроля качества - аналог военной приемки или двойногоОТК. Сократил бы по максимуму количество пусков на ближайший год. Обеспечил бы всех желающих работников курсами повышения квалификации, которые как минимум давали бы возможность сохранения места, и как максимум способствовали бы карьерному росту. А руководителей предприятий просто обязал бы объяснять-объяснять-объяснять коллективу мотивацию в принятии тех или иных стратегических решений в жизни предприятия. И не реже раза в месяц проводить личные встречи с работниками. Чтобы ни у одного слесаря не осталось бы чувства неопределенности в своем будущем. Да, а еще бы запретил в ближайшие два года проводить ремонты в административной части предприятий, и закупать новые автомобили представительского класса.

Впрочем, я не "эффективный менеджер", так что нам остается только смотреть, что предпримут профессионалы, и надеяться, что оправдаются мои ожидания, а не комментаторов рассуждающих про Жигули.

zelenyikot
Подписаться на мой Twitter и ЖЖ.

promo zelenyikot december 8, 07:51 25
Buy for 800 tokens
Я не только пишу о космосе, но могу и рассказать о любимых темах для широкой или узкой аудитории. За последние два года я уже провел несколько десятков лекций во многих городах России. Часто приглашают на фестивали науки, профориентационные мероприятия для студентов, на конференции и выставки.…

Спасибо за такой пост! Это обнадеживает.


(Deleted comment)

Какой нафик карьерный рост у работяг

Если поднять производительность труда, и снизить накладные, то поднять зарплату работникам основного производства не сложно. Сейчас рядовым сотрудникам зарплата на предприятиях отрасли начисляется примерно так, как она начислялась в Союзе. Если снизить нормативы накладных расходов, то увеличить зарплаты в основном производстве не сложно. Но пострадает руководство предприятий и блатные, сидящие на синекурах.

(Deleted comment)
ИМХО. Уж если не могут сделать то, во что СССР вбухала миллиардные бюджеты, ничего уже не поможет. Мы уже у Китая закупаем гвозди)

(Screened comment)
Вспомнил по прочтении дедушку Крылова - А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь! Особенно, до кучи, ежЕли в "музукантах" вовсю орудует крысёныш, после партий которого половины деталей в Протонах - "вас тут не стояло"...

Прошу прощения, займу здесь второй уровень, чтобы высказаться :)
Итак, в какой момент дела российского космоса пошли "не туда"? Открываем статистику аварийности российских орбитальных запусков (на левом графике каждая точка это усреднённая аварийность за указанный год плюс/минус пять лет, а у вертикальной оси - логарифмический масштаб; на правом графике точки соответствуют аварийности за каждый год отдельно):


Что мы видим? Дела у российского/советского космоса пошли не в том направлении ещё в 1980-м. Перестройка, 90-е, тучные 00-е: менялось время, люди, обстановка, а дела не улучшались. Сможет ли кто-то переломить этот тренд в момент, когда российская экономика снова затрещала по швам из-за бездумной фашистской политики властей? Ответ очевиден :)

Edited at 2015-05-18 07:00 am (UTC)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Отличный анализ, Виталий. Я полагаю Вы вправе относить себя к экспертам без кавычек.

Роскосмос летит в путизду.

С другой стороны, наблюдая за неописуемой радостью российской общественностью по поводу аварии (впору вводить новый госпраздник), возникает вопрос - нужна ли вообще этим обезьянам космонавтика.

Думающей части нужна.

(Deleted comment)
(Deleted comment)

Коррупция и феодализм победили Роскосмос.

Коррупция и феодализм победили Роскосмос.
Было бы странно, если было бы иначе.

Лоббизм и дерьмократия победили НАСА.

Было бы странно, если было бы иначе.

пока из ВИДИМОГО: указ о работе на оборонных предприятиях в качестве альтернативной службы для профильных специалистов.

Таки мигрантов заменят на студентов/выпускников МАИ и прочих профильных ВУЗов и факультетов. На год. "С нуля". Заменят людьми, которые ручками никогда даже палку не строгали.
И? ;(

Это очень правильный закон. Очень хороший даже. А вы слишком плохого мнения о наших студентах.

(Deleted comment)
Удачи Комарову! Если действительно не ссыт и обещаний не раздает, то правильный человек на правильном месте.

(Deleted comment)
И деньги людям за работу платить )

Ну это как бы подразумевается по умолчанию ) Платить и повышать.

Не переживайте, у нас в правительстве космосом правильные люди занимаются, они и шпионов в Америку отправили, чтобы на батут посмотреть, и ракету к пилотируемому полету на марс сделали, да и в хоккей по 8 шайб за раз забивать научились.

Да ща. Вчера финал просрали 6:1

Как-то странно валить в кучу падающих ракет еще и сбой с коррекцией орбиты. Её ж каждый месяц производят, а то и чаще.

>Как-то странно валить в кучу падающих ракет еще и сбой с коррекцией орбиты

Всё правильно. Проблемы и в отрасли и в стране носят системный характер. Всё взаимосвязано.

Очень интересная статья, огромное спасибо!

Чем можно помочь космической промышленности?

Надо как-то отвечать на ультиматумы.

(Deleted comment)

Ну зачем вы так про Госдепию...

Этим рабам ФРС и так хреново...

(Deleted comment)
Спасибо за статью

Слишком много слов, а все можно уместить с пару продолжений. Вся проблема в российском ракетостроении это то что слишком мало в этой области высококвалифицированных специалистов священников. Если священник с светлыми помыслами без грехов освятит сам спутник то он взлетит в космос без всяких ракет, его вознесет святой дух. А до тех пор все ракеты будут ударатся о небесную твердь.

Да, зачем читать, когда каждый сам знает как управлять космической отраслью ))

Про культуру производства - это верно. Но культура производства начинается не на производстве. Она начинается (вернее начиналась) во Дворцах пионеров, в летных кружках, в кружках авиамоделизма. Вы уж извините за прямоту - специалисты (при нынешних реалиях) нахуй никому не нужны. Потому как вся белохалатная рать - сплошь менеджеры и назначенцы для попила. А человек который что-то понимает и пытается вникать - да на кой он этим эффективным? Поэтому наше ракетостроение стремительным домкратом несётся вниз.
Вот казалось бы - Космодром Восточный. Президент лично смотрящий за ним. Вроде Рогозин ездит туда каждый месяц выписывать очистительных пилюль и что? Да ничо. Взял да и выписал жене зарплату стопятьсот мильёнов. А сколько сфиздили при заливке бетона и строительстве подъездных дорог - вообще не подсчитаем никогда.

>специалисты (при нынешних реалиях) нахуй никому не нужны

Даладна? Хорошие специалисты сейчас на вес золота, ходят кругами по разным конторам "кто больше предложит", а всё потому - что сейчас выгоднее переманить кадры с другого производства, чем вырастить своих. А молодых кадров тупо нет, ушли в манагеры да охранники.

edit: речь идёт, естественно, про коммерческую сферу. В государственной, вы совершенно правы, всё крайне грустно.

Edited at 2015-05-18 06:15 pm (UTC)

На мой взгляд вся беда в некомпетентности руководителей. Комаров - менагер экономист, над ним Рогозин - журналист, над ним Медведев - юрист. Комаров взял Коптева, которого сажать надо, а не привлекать.Совет генеральных, которых никто не знает, а что они умеют. А где взять Берию и Королева? Без них ничего не будет. А может забить на этот космос, вот Швейцария не запускает спутники и живет себе не плохо. Давайте посчитаем: сколько потрачено на этот космос начиная с 50-х или даже 40-х годов и сколько получено. Более неэффективной отрасли не придумаешь.

А где взять Берию и Королева?

Берия, конечно охуительный специалист...

Edited at 2015-05-18 06:05 am (UTC)

Ну реально что Комаров сделал на автовазе??? Говнотаз по заоблачной цене и это при суперкомфортных условиях созданных правительством за счёт народа, никаких заслуг - одни убытки. Теперь он в Росскосмосе!?!?!?!. Всё по канонам самизнаетекого и ожидать чего-то хорошего могут только наивные мальчики или проплаченные блогеры.

последние лет шесть мог наблюдать прогресс в вазиках своими глазами и руками
он есть и очень значительный

Чудесный пост! Очень было интересно и познавательно. Чувствуется , что надо снять кавычки со слова "специалист"

>И если слесарь даже НЕ специально смахнул рукавом в топливопровод горсть металлических опилок, он специально не полезет их доставать - спина не казенная, если завтра придется идти на работу грузчиком на рынок, сейчас себя лучше поберечь.

Да. Недавно в топе был пост http://sapojnik.livejournal.com/1919263.html о таком же положении, когда с заведомым браком отправляют материал в дальнейшее плавание, "потому что это не моя обязанность, его чинить". И это прямое следствие либеральных реформ с моральным опусканием "работника" до "персонала".

И это прямое следствие либеральных реформ

С какого перепугу вы сюда приписали либеральные реформы?

В Союзе вы не видели, как болты в силуминовый корпус молотком вгоняли? А наши машины ведром с гайками когда называть стали? А выпускавшийся пятнадцать лет телевизор "Радуга-716, сходивший с конвеера после того, как пожарнотехническая экспертиза выдала заключение, что этот телевизор обязательно загорится?

Это что - тоже "проклятые либералы"?

Какой пространный пиар этого Комарова, особенно ссылки на его "эффективное руководство" на ВАЗе доставили..
Одна из системных проблем Роскосмоса, та же, что и для остальной России - отсутствие трудовых династий, профессионального класса рабочих и инженеров, одни штрейкбрехеры готовые работать за копейки, что на Вазе - что в Роскосмосе.
Девиз все этих "эфективных менеджеров" : "не нравиться - у..бывай, других найдем, за еду будут работать"

да не в трудовых династиях дело, проблема в элементарном отсутствии уважения к человеку и результатам его труда

Добрый день! У меня вся семья(кроме меня) и много моих друзей работают на прогрессе(Самара)-там полная ЖОПА. Социалку режут(всякие бонусы типа черноморского санатория с большой скидкой, бесплатная зумная поликлиника и т.д. дофига бонусов было), зарплаты многим тоже урезали(перевели со сделки на повремянкуа кто был на времянке посадили на голый тариф,естественно работать мотивация уже не такая-зачем работать много если получишь ты все равно фиксированную сумму. ), идут сокращения, сокращают не только стариков ну и молодежь. В апреле вообще вопиющий случай произошёл, сокращенный сотрудник со зла задушил женщину из отдела кадров.
Какой тут продуктивный труд...

Edited at 2015-05-18 06:05 am (UTC)

Мда... Жесть, конечно.

В нынешние времена в приказах и распоряжениях пишут не "приказываю", а "считаю необходимым". Думайте сами.

В ранешние времена писали ещё "есть мнение"...из одной колоды, не находите?

?

Log in

No account? Create an account