zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Ракетно-космический Хогвартс
zelenyikot


Как подготовить новую ракету или космический аппарат к полету в космос? Их надо испытать: узнать надежны ли двигатели, определить как они поведут себя в космическом холоде в тени Земли, или в космической жаре под палящими лучами Солнца. Значительную часть космической техники СССР и России проверяли в Научно-испытательном центре ракетно-космической техники в г. Пересвет. Там же испытывали и спутники "Даурии", благодаря чему мне удалось побывать в этом легендарном месте.

НИЦ РКП родился практически одновременно с отечественной космонавтикой, когда Королев решил, что постоянно ездить на испытания в Капустин Яр слишком далеко. Поэтому нашли подходящее место для испытания двигателей ракет Р1 в Подмосковье. Решающую роль на появление испытательного стенда, а в последствии и города Пересвет сыграли два фактора: крутые берега речки, что удобно для стенда, и лесная местность богатая на дичь, что удобно для Королева, увлекающегося охотой.

Первый стенд построили в 1949-м.
Помимо первых ракетных двигателей для баллистических ракет, там испытывали и ускорители для межконтинентальной крылатой ракеты “Буря”.



Затем возвели более капитальный и мощный стенд №2, на котором испытывали ступени для ракет Гагарина, вторую и третью ступень лунной ракеты Н1.



По рассказам местных старожилов, мощность двигателей была такова, что бетонные плиты облицовки стенда улетали на другой берег реки.



К сожалению, испытать самую мощную первую ступень тогда не могли, поэтому серьезные проблемы с ней выявились уже на летных испытаниях, что серьезно подорвало успешность всей лунной программы.

В 80-е ракетный стенд переживал два взрыва на испытаниях ракеты "Зенит", и был восстановлен. На нем готовили "Ангару", а недавно проходило испытание с "Союзом-2.1в", который позже полетел в космос.


(Спутник на этом запуске потеряли, но не из-за ракеты, а из-за сбоя системы разделения аппарата и разгонного блока).

Побывать на таком испытании человеку не из отрасли практически невозможно, но мы можем представить себе это зрелище благодаря видео из Самары, с испытания двигателя для ракеты "Союз":



На другом берегу речки виднеются циклопические корпуса самой большой термовакуумной камеры в Европе - ККИ (Комплекс космических испытаний), построенного в 80-е.



Это остались свидетельства былой славы и грусти "Бурана" и “Мира”. Тамошняя камера размером с девятиэтажный дом - это еще одна демонстрация того какие колоссальные ресурсы и средства были направлены на реализацию космической программы СССР. Сейчас камера не используется и вряд ли уже пригодна для реальных испытаний.



Еще раньше, в 1963-м к ракетным стендам НИЦ РКП добавился 18-й корпус с огромной термовакуумной камерой, высотой с трехэтажный дом, которую достроили в 1968-м. Гигантская "бочка" - камера ВК 600/300 создавалась для лунной программы.



Первой практической работой камеры стали испытания "Лунохода", затем испытывались "Луны" с 16 по 24-ю, и все последующие изделия НПО Лавочкина.


(Кстати, в книге про НИЦ РКП удалось найти изображение “Лунохода” в его оригинальном облике - завернутым в “куртку” теплоизоляции. Все фотографии и кинохроника, где аппараты показаны голыми - не соответствуют реальному облику луноходов на Луне).

Термовакуумные испытания должны определить готов ли космический аппарат к условиям космоса. В камере откачивают воздух, достигая технического вакуума, затем по трубопроводу у внутренних стенок “бочки” пускают жидкий азот, охлаждая их до -196 градусов Цельсия. В отдельном отсеке установлены мощные прожекторы, которые выдают световое излучение, эквивалентное солнечному в космосе. Через световод свет подается в термовакуумную камеру, а система зеркал формирует фронтальное освещение, достигая максимального соответствия того, что переживает спутник или корабль на орбите.



Раньше вакуумирование камеры обеспечивалось устаревшей технологией с масляными насосами, из-за чего периодически в камеру происходили выбросы масляной взвеси. Это приводило к тому, что испытания проводились не на летных экземплярах космических аппаратов, а на инженерных макетах.

В 2000-е провели модернизацию камеры, установили современные турбомолекулярные насосы, чем обеспечили высокую чистоту испытаний. Теперь в камеру загружают те аппараты, которые отправятся в космос.



Когда-то туда грузили большие "Спектр-Р" и "Электро-Л", теперь пришло время и наших малышей.



В богатой истории НИЦ РКП впервые космические аппараты не загружали мощной кран-балкой, а просто внесли на руках через дверь для персонала.

В целом же НИЦ РКП производит позитивное впечатление. Местами корпуса выглядят поношенными, но на ключевых участках видно современное оборудование и тщательный уход. Чего стоит только верхняя часть термовакуумной камеры, которая готовилась под лунный пилотируемый корабль. Она никогда не применялась и вряд ли будет применяться, при этом уже полвека аккуратно лежит в сторонке, будто готова к работе прямо сейчас.



Важным показателем состояния предприятия, для меня является настроение сотрудников. О том, что люди действительно любят свою работу красноречиво говорит стенгазета в испытательном цехе с термовакуумной камерой:



Посмотрите этот шарж внимательно. Уверен, у каждого персонажа есть свой реальный прообраз. Особенно меня радуют ребята заливающие ведрами жидкий вакуум в бочку, и крановщица хороша. На мой взгляд это прекрасно :) Вот с таким настроем и надо покорять космос.

И не вина сотрудников в том, что сейчас у них мало работы. Времена космической экспансии увы прошли.



Поэтому-то НИЦ РКП с радостью взялись за заказ “Даурии” по испытанию микроспутников МКА-Н, несмотря на их размеры и кажущуюся несерьезность. И теперь они с интересом смотрят в сторону развития частной космонавтики.

Чтобы больше узнавать о космосе и космонавтике, и не пропускать очередные посты, подпишитесь на блог в ЖЖ, Twitter и Facebook.
zelenyikot

promo zelenyikot december 8, 07:51 25
Buy for 800 tokens
Я не только пишу о космосе, но могу и рассказать о любимых темах для широкой или узкой аудитории. За последние два года я уже провел несколько десятков лекций во многих городах России. Часто приглашают на фестивали науки, профориентационные мероприятия для студентов, на конференции и выставки.…

А все выбросы от испытания двигателя - куда и в каком количестве это все летит? В речку? На окружающие поселки?

Так это керосин с кислородом, выбросы не опасные.

то по месяцу постов не было, то уже три за сутки

wtf?

Время появилось. Тем более гравитационные волны внепланово возникли.

Спасибо, интересно. Не знал. А по движкам сначала испытывали на прогорание или на время сгорания топлива?

Думаю и так и так. Они особенно гордятся, что у них испытываются не только двигатели, но и ступени, т.е. вся топливная система

наверное не "жидкий вакуум", а жидкий азот.

Мне версия с жидким вакуумом больше нравится )

горка зыкая. Вот детям отрада была бы.

Очень интересно.Спасибо.

У меня в родном городе стенд был похожий. Гоняли двигатели.

Чего юто импульс у двигла слабенький такой?

Не на полную врубают.

"Побывать на таком испытании человеку не из отрасли практически невозможно"
А вот это - очень и очень печально.

Для сравнения: народ с нашей фабрики, будучи отправленным на обучение в Германию - внезапно обнаружил, что на большинство заводов можно совершенно легально и недорого попасть с экскурсией.
Местами еще и с мастер-классом.
Есть аж туристические агентства, занимающиеся "промышленным туризмом".
В итоге они посетили сборочный завод Airbus под Штудгартом
werksfuehrung de/en/english/
и завод роботов Kuka в Аугсбурге
kuka-robotics com/en/contact/factory_tours
Впечатлений даже у них, взрослых мужиков, была масса, а у школяров местных на экскурсии просто глаза горели....
По ценам: экскурсия стоит дешевле, чем доехать туда.

У нас же - я не могу показать сыну даже кондитерскую фабрику, где работаю. Никак. Строго запрещено, и все тут. (а на европейские такие же - экскурсии есть, да).

это да:)
Ещё немцы любят устраивать для выпускников школ Tag der offenen Tür на предприятиях. Вход абсолютно свободный, кроме экскурсий устраиваются всяческие мероприятия и конкурсы. Не говоря уже о питании, гриль на улице и всё такое. Правда в эти дни в основном экскурсии ограниченные и заточенные для будущих учеников: показывают классы обучения на предприятии и немного само производство.

Большое спасибо.. Понастальжировал..

и по поводу Загорска.. (тогда он именно так назывался ..) и по поводу фоток того огромного корпуса для испытаний орбитальных станций - я в нем был в 1983 примерно, еще стройка шла и на всю жизнь остались в памяти его циклопические размеры.. та вертикальная камера была на 8000 м3 , и была крупнейшей вакуумной камерой в Европе.. и планировался еще "шарик" тот вообще был на 30000 м3

в одном только не соглашусь - звук от работающего ЖРД.. я в свое время, когда был в командировке на Тюратаме жил на 113 площадке и один раз ходил смотреть пуск Союза на "двойку". Был дикий туман, ничего не увидел но звук остался в памяти .. он был каким то объемным рычащим.. увы никакие спикеоы/колонки это не могут это передать может там еще просто инфразвук идет..

Монументальненько! А как это на окружающей среде отразилось?

Да никак. Сейчас жгут только керосин.

"К сожалению, испытать самую мощную первую ступень тогда не могли, поэтому серьезные проблемы с ней выявились уже на летных испытаниях, что серьезно подорвало успешность всей лунной программы."

Как изящно тут назван полный провал...

Ракета Н-1 -- это не вся лунная программа.
Ваш Кэп.

N.B. Кстати, о том, что "провал" Н-1 носил фамилию Глушко и сидел в его кресле, сейчас не знают только те, кто очень не хочет.

Позитивный репортаж. Гран приятно!

Очень интересно. Нас водили в институте на полигон где тестируют первые ступени твердотопливных ракет. Было прикольно землянки как у хоббитов напичканные оборудованием :). Что там электро-Л2 запустили и тишина фоток новых нет с него?

С "Электро-Л2" да, пока тишина. Одну фотку выложили и всё.

Технологии древних предков, которые скоро будут окончательно утрачены...

В нашем институте тоже построили вакуумные "бочки" для космоса, сейчас простаивают и главное место только занимают.

О! Зелёный разошёлся! Очередной пост! Ура!:) Отпуск что ли?:)

Не отпуск. Просто текучку разгреб немного.

Времена космической экспансии только наступают

В планах одной только Space X порядка 30+ запусков в ближайшие пару лет.
Нужны сотни спутников на орбите для реализации глобальных телекоммуникационых проектов.
И даже блажат о "коллонизации Марса" (хотя кому он реально нужен?).

достигая..вакуума..пускают жидкий азот..

Интересно,а внутреннее пространство кабины пилотируемых аппаратов вакуумом и низкой температурой испытывают? (ну типо аварийная разгерметизация)

Edited at 2016-02-12 11:01 am (UTC)

Когда уже американцы запустят собачку в космос?

Так что выявили испытания в бочке?
Сколько денег стоило испытание ?

Про результаты испытаний отдельный пост будет. Вылез один баг в ПО, а железо себя показало хорошо. Насчет стоимости не знаю.

Спасибо за пост о моём родном НИИХИМАШе. Я родился и вырос в Пересвете, мой отец до сих пор работает в этом НИИ. Испытания двигатаелей там не проводят с начала 90х, но я всё ещё помню этот рёв, который сопровождал меня в школу каждый день. Такое не забывается.
Предприятие действительно уникальное, в былые годы там работало более 6 000 человек. Сейчас дела обстоят крайне плохо. В последний год сократили очень много людей и сокращения продолжатся. Были задержки заработной платы более трёх месяцев. Это конечно не сравнить с 90-ми, когда ЗП не платили совсем и люди выживали только за счёт земли.
На примере этого предприятия можно наблюдать закат нашего космоса и науки в целом. Средний возраст уникальных специалистов 70 лет, передать их уникальные знания некому. Даже если кто то и пойдёт из молодых работать за 25 000 р., столкнётся с дремучим кризисом в управлении (есть множество примеров моих друзей). В НИИ царит страшный совок. Последние 27 лет эти уникальные специалисты ходят на работу пить чай. Работы нет, космос нашей стране больше не нужен.

в 2008 и 2013 проводили испытания ангары и союза здесь, в посте даже есть фото этого

а чего в беспилотной "буре" такая надстройка, смахивающая на кабину?
проводилась отработка и облет первых образцов пилотами? в 50-е годы с системами управления еще не очень было, ну и фашисты придумывали пилотируемыми ракетами США достать, а у кого тогда ноу-хау копировали...

вот так - про "бурю" эту ничего не нашел, и у Чертока не помню, чтоб рассказывал - понятно, что против Р-7 буря эта полная фигня (задачи то одни и те же), но были ведь пуски прототипов, полеты и т.д.


Edited at 2016-02-12 03:08 pm (UTC)

Просто надстройка. Сама ракета очень плотно скомпонованная труба.

О Ла-350 теперь написано много. Но любопытнее смотреть:
https://youtu.be/yP0FGbTe3LE

Знакомые места.
Эх молодость, когда удавалось поработать на оперативной работе....

было: узнать надежны ли двигатели, определить как они поведут себя
будет: узнать, надежны ли двигатели; определить, как они поведут себя

Насчёт любвии Королёва к охоте — спасибо, посмеялся.
Так и представляю эту охоту: врубают ступень двигателя, а потом Королёв по лесу с собаками носится, собирает трупы животных, умерших от разрыва сердца)))

Edited at 2016-02-12 04:15 pm (UTC)

?

Log in

No account? Create an account