zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Как в России сделать частную ракету
zelenyikot


Основатель частной ракетной компании "Космокурс" Павел Пушкин, после успеха своих заокеанских конкурентов, делится своим опытом и рассказывает о российской специфике ракетного конструирования.



Как многие знают, компания Blue Origin в очередной раз запустила свою суборбитальную ракету с суборбитальным космическим аппаратом. Первый раз запуск был показан в прямом эфире, а также была продемонстрирована безопасность выбранной схемы полёта и её отказоустойчивость (в этот раз не был выпущен один из трёх основных куполов парашютов). Мы со своей стороны поздравляем наших коллег с приближением к первому пуску с пассажирами на борту. Ведь это общий успех нового и такого перспективного рынка суборбитальных туристических полётов.



На фоне успехов компании Blue Origin нас засыпали различными вопросами по продвижению нашего проекта, зачастую с претензиями, что у нас не делается какая-то железяка и вообще достаточно слабый маркетинг и реклама. Постараемся в данном посте подробней рассказать про наше сегодняшнее положение и видение всего процесса.

Как многие уже слышали, в марте 2016 года мы согласовали ТТЗ на аванпроект по созданию многоразового суборбитального космического комплекса (МСКК) в Госкорпорации «Роскосмос». Это комплексный документ объёмом более 30 страниц, в котором приведены все требования к комплексу и порядку его создания. При этом Госкорпорация «Роскосмос» согласовала данные требования в качестве федерального органа исполнительной власти и далее будет по данным требованиям контролировать качество работ и соответствие требованиям надёжности и безопасности. После выполнения аванпроекта мы будем защищать его в Роскосмосе, как это делают все предприятия ракетно-космической отрасли. Здесь следует учесть, что мы разрабатываем не ракету, а комплекс, который включает в свой состав также наземную инфраструктуру, испытательную и производственную базы, а также вопросы отбора и подготовки потенциальных туристов. Естественно, что многое мы будем создавать в кооперации с другими предприятиями, большинство которых входят в состав Госкорпорации «Роскосмос».

Сейчас мы находимся на стадии подбора кооперации, которая вместе с нами будет создавать комплекс. Одновременно мы сейчас работаем с более чем 30 предприятиями, согласовываем с ними ТЗ на отдельные изделия и определяем схему и порядок взаимодействия. По многим элементам (изделиям) мы уже согласовали ТЗ и готовы приступить к работам. При этом, зачастую мы не можем выполнять опережающую работу по отдельным изделиям. Сначала мы должны согласовать и взаимно увязать требования по всем изделиям комплекса, а потом уже начинать углублённое проектирование. Иначе мы рискуем сделать работу, которая будет уже не актуальна, и мы просто выкинем деньги на ветер. Поэтому у нас нет железяк. Там, где мы уверены, железяки создавать не имеет смысла, так как всё и так понятно. А по другим системам мы ещё не готовы и надо сначала всё изложить на бумаге. Другим сдерживающим фактором является ограниченный доступ к нормативной документации ракетно-космической отрасли. Из-за соблюдения режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ) большой объём документации имеет пометки ДСП и гриф Секретно.

Но при этом именно в данной документации прописаны требования, выполнение которых гарантирует создание качественной ракетно-космической техники, которая не будет постоянно отказывать и огорчать нас различными сюрпризами. Например, компании SpaceX и Blue Origin были допущены к такой документации со стороны США, так как они являются чисто Американскими компаниями и на них распространяются ограничения по ITAR. Мы как чисто Российская компания тоже будем допущены к данной документации, над чем активно работаем при содействии Роскомоса. Это накладывает на нас много обязательств и ограничений, но оно того стоит.

Серьёзной нашей проблемой является очень ограниченное количество специалистов и компетенций в нашей отрасли. У SpaceX были похожие проблемы, но нам кажется, что всё-таки им было несколько проще в силу специфики рынка труда США. Так нам необходим квалифицированный и опытный специалист, который бы курировал вопросы создания ЖРД и пневмогидравлической системы подачи (в сумме всю двигательную установку ракеты и аппарата). Если найдётся Российский Томас Мюллер, который может возглавить создание ЖРД самостоятельно, то это будет просто прекрасно. Также в силу большого количества систем, нагрузка на наших проектантов очень большая. Ведь даже одно ТЗ имеет объём более 30 листов, а у каждого специалиста этих ТЗ не менее пяти штук. Поэтому мы ищем ещё одного опытного проектанта, который готов разбираться в различных системах, выполнять проектировочные расчёты, искать смежников, общаться с ними, писать ТЗ и курировать создание данных систем. А ещё у нас имеется достаточно неплохой штат специалистов, с которыми надо взаимодействовать ежедневно, а лучше ежеминутно. Есть также вакансия главного технолога проекта, которого мы тоже ищем и готовы рассматривать кандидатуры людей с опытом организации производств, которые знают и понимают вопросы механической обработки, сварки, испытаний, сборки и т.п. Следует отметить, что в ближайшее время мы переезжаем в новое более просторное помещение и будем осуществлять набор молодых специалистов, в подавляющем большинстве это будут проектанты и компоновщики. Также мы не отказываемся от опытных специалистов, в том числе по другим специальностям. Это могут быть специалисты по надёжности, динамике полёта, систем термостатирования, аэро- и газодинамике. В общем пишите нам и может быть именно Вы нам необходимы.

По технике мы ведём очень большой объём проектно-компоновочных работ самостоятельно. У нас имеются и модели, и чертежи. Мы знаем все тензоры инерции, посекундное распределение положение центра масс и прочие другие вещи. У нас даже проработаны толщины свариваемых кромок и схемы по работе с изделием на космодроме. Мы это всё не публикуем, так как многие вещи ещё инвариантны, многое может поменяться, а также существует режим конфиденциальности. При этом многие схемы и картинки перегружены служебной информацией и их надо чистить. Как только наберётся хороший набор данных для размещения, то мы их обязательно опубликуем. Думаю, что ближе к осени мы опубликуем новую схему нашей ракеты с аппаратом.

Аппарат значительно изменился по форме.





В ходе аэродинамических расчётов у старой формы мы нашли области неустойчивости при спуске в атмосфере. Стоит упомянуть, что спускаемый аппарат космического корабля «Союз» имеет проблему с устойчивостью, он имеет два устойчивых положения при спуске – днищем в поток и люком в поток, что и было реализовано при спусках. Нам удалось найти приемлемую форму, где имеется очень хороший запас по устойчивости при спуске в атмосфере и аппарат не имеет второго устойчивого состояния в перевёрнутом положении. Сейчас мы заканчиваем все расчёты и меняем компоновку аппарата. Потом мы будем проводить аэродинамические испытания для подтверждения рассчитанных нами круговых аэродинамических характеристик. Поэтому если кто-то может помочь с планированием продувок и осуществлением продувок на скоростях от 2 до 0,3 маха, то очень просим связаться с нами.

Нас часто спрашивают почему у нас такой слабый сайт, некрасивые картинки и нет анимации. К сожалению, на это всё нужны силы и время, а иногда и деньги. Сайт надо наполнять информацией и картинками. Картинки у нас есть, но они сильно перегружены и их надо делать в хорошем качестве. Даже для схемы полёта мы по имеющимся моделям делали картинки в течении нескольких недель. То свет не тот, то качество страдает, то какая-то ось через весь аппарат проходит. Для анимации тоже требуется очень много времени для формирования исходных данных и денег для собственно создании анимации. Поэтому, даже если нам предлагают помощь в некоторых вопросах, то мы иногда не можем её принять из-за того, что надо готовить очень много исходных данных в удобном для представления виде. Но мы от помощи не отказываемся и очень надеемся на волонтёров, которым не чужд наш частный космос.

Подытожим тем, что у нас идёт нормальный рутинный процесс создания комплекса. Он сейчас очень бумажный и стрессовый. Хочется конечно, чтобы всё двигалось быстрей, а будущее было более определённым. После защиты аванпроекта всё должно пойти намного быстрее, начнёт появляться первое железо и пойдут испытания. Нас очень воодушевляет тот факт, что у аналогичной нам схемы Blue Origin всё идёт хорошо и они подтверждают стоимость межполётного обслуживания на уровне пары тысячи долларов США.

Сейчас мы должны будем определиться с космодромом. Изначально мы ориентировались только на Капустин Яр в Астраханской области и сейчас ждём решения вопроса нашего появления там от МО РФ. Также со стороны Роскосмоса появились предложения по другим космодромам, и мы будем плотно работать в данном направлении тоже. В качестве хорошей новости можем сказать, что у нас появились первые туристы, которые планируют забронировать у нас билеты. Хорошо, что мы уже на данном этапе начали работу с ЦПК им. Ю.А.Гагарина и ИМБП РАН по вопросам отбора и подготовки туристов. Так что работа у нас движется и думаю осенью вас ждут более интересные новости о нашем проекте!

Павел Пушкин.


promo zelenyikot december 8, 07:51 25
Buy for 800 tokens
Я не только пишу о космосе, но могу и рассказать о любимых темах для широкой или узкой аудитории. За последние два года я уже провел несколько десятков лекций во многих городах России. Часто приглашают на фестивали науки, профориентационные мероприятия для студентов, на конференции и выставки.…

Очередной прожектер на гос.бюджете. Например, ЛИН - это реально частная ракета, у которой есть реальные задачи. Условно-российская Даурия тоже норм проект.

А это... "космонавтика в пауэрпойнте"

У Пушкина нет госбюджета.

"Потом мы будем проводить аэродинамические испытания для подтверждения рассчитанных нами круговых аэродинамических характеристик"

интересно где и за чей счёт. цены там "космические"...

Полагаю за тот же счет, за чей в принципе основан "Космокурс". Пушкин фамилий не называет, но Медуза раскопала имя Искандера Махмудова.

Госчиновники любят такие проэкты. Футуристические. Денег можно под "инновации" получить. Позже забыть о тратах вместе с похеренным проэктом.
Надеюсь, здесь не так будет.

В данном случае "Космокурс" интересен чиновником в качестве заказчика от госпредприятий.

А платить кто будет? Пушкин?

с этого дня расхожее присловье заиграло новыми красками.

не заиграло. этот всего лишь "осваивает" ))

его задача потом написать отчёт на 30 страницах почему "не шмогла".

а вообще, кмк, псто проплачен ))

Хочу сразу отметить, я рад что вообще что то делается, пусть пока на бумаге, в тоже время у меня есть несколько вопросов.

1. Я правильно понимаю что это не выход на орбиту, а просто долетание до определенной высоты? То есть изначально, проектируется (no offence) туристический аттракцион.

2. Вопрос с космодромами, для такого дела очень важен. Я думаю всех подряд на тот же Капустин Яр не пустят. То есть даже те же клиенты, которые захотят добраться до космоса. Нужен какой-то clearance, наши военные не любят посторонних.

3. Вызывает любопытство roadmap, когда можно ждать новостей? Есть ли он, или просто работается, пока деньги есть?

4. Есть ли необходимая производственная база для таких сложных изделий, доступная частному лицу?

Edited at 2016-06-24 05:39 am (UTC)

Отвечу что знаю:
1. Да. Но как и в случае с Безосом, разработанная суборбитальная ракета может стать первой ступенью будущей ракеты для орбитальных запусков.
2. За деньги пустят.
4. Есть, на Хруничева можно арендовать за недорого, там куча простаивающих площадей и мощностей.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
А какой у этого всего бизнес-план? Ваши риски больше чем у американцев (дорогие кредиты, низкая доступность оборудования и специалистов, фора в несколько лет) при сравнимой цене полета для туриста.

Им не нужны кредиты

Схема один в один как у Blue Origin?

Да, только больше и длиннее )

-- Ведь это общий успех нового и такого перспективного рынка суборбитальных туристических полётов.

Вот не представляю. Даже будь у меня куча денег - зачем бы я тратился на этот пятиминутный парк аттракционов? Только в тысячи раз дороже, чем любой парк.
Это не космический полет, это фигня на постном масле. Ничем не лучше самолетной "горки" для создания тренировочной невесомости.


(Deleted comment)
Смешно - "частная компания".

"мы согласовали ТТЗ на аванпроект по созданию многоразового суборбитального космического комплекса (МСКК) в Госкорпорации «Роскосмос». Это комплексный документ объёмом более 30 страниц, в котором приведены все требования к комплексу и порядку его создания. При этом Госкорпорация «Роскосмос» согласовала данные требования в качестве федерального органа исполнительной власти и далее будет по данным требованиям контролировать качество работ и соответствие требованиям надёжности и безопасности."

Позорище.

Интересно ещё - какая часть вложенных ресурсов будет вложена независящими от государства частными лицами, а какая - в той или иной форме профинансирована или передана государством и окологосударственными структурами.

Пока никакое госфинансирование не планируется. Госкомпании - подрядчики, а Роскосмос - контролер. Если он передаст какие-нибудь патенты и технологии Пушкину, только порадуюсь, но сильно сомневаюсь, что это реально.

Edited at 2016-06-24 07:00 am (UTC)


Очень здорово. Спасибо.

А им максимальной удачи.

.. в афёре по типу Петрика с "Чистой водой"

http://zelenyikot.livejournal.com/98073.html?thread=26042393#t26042393

а нельзя ли пойти своим путем? зачем калькировать спорные проекты?

Идите. Кто мешает?

успехов им. даже если у них и не получится, все равно куча специалистов получит новый опыт, который потом пригодится для развития космонавтики.

в принципе хорошее дело, российские выпускники получат здесь какой то опыт, а потом уже уедут (в США например), заниматься реальными проектами за реальные зарплаты, благое дело ясчитаю

Edited at 2016-06-24 07:50 am (UTC)

Каргокульт?

В США частные коммерческие ракеты аналогичны появлению ПК на фоне суперкомпьютеров в конце 70-х годов(тоже в США, какое совпадение!). Этому есть экономическое обоснование, это сделано было в первую очередь, иначе там не бывает. Рынок космических полетов уже вырос от военных применений до коммерческих, вплоть до развлекательных, необходимые технологии стали доступны для гражданских. Пока в России изготовление и запуск игрушечных пороховых ракет сопряжено с риском получить реальный уголовный срок, то в США уже запускают гражданские "батуты" с вполне ощутимой выгодой, скоро людей будут катать на ракете.

Потому любые прожекты российской частной ракеты класса "А чем мы хуже американцев, давайте сделаем, у нас же первый космонавт полетел!" вызывают только вопросы - Кто платит и кто распиливает?
Даже если представить, что в России появилась совершенно рабочая гражданская ракета, откуда ее запускать? Кто разрешит? А где гарантии что эта ракета не попадет в ИГИЛ через чеченцев, или ракетные технологии?

А вы дальше первого абзаца читайте и найдете ответы на свои вопросы.

Имхо, пока "частная космонатвтика" взлететь не может. "Артели", при деятельном участии и заказе государства (государства --- как производственной базы, прежде всего) --- да. А именно как частные инициативные проекты --- нет.

Просто потому, что нет наработанной индустрии широко коммерчески - доступных "запасных частей" и модулей. И каждая ошибка требует расследования по всей технологической цепочке.

Вот когда такая индустрия "готовых модулей" появится --- тогда пожалуйста, "частный" или "венчурный" космос никого удивлять не булет.

меня тут за подобные утверждения какашками закидали

очередной попил, одна вода и картинка ах да ..билеты для туристов распечатали :)))
гугл о нем ничего не знает, а в ВК огн рекламирует пиццу :))))

Edited at 2016-06-24 08:06 am (UTC)

hahaha
чуствуется рука професионалов из бизнесс молодости))))

?

Log in

No account? Create an account