zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Энергия Амазона
zelenyikot

Мечтатели движут этот мир. Такая мысль возникает когда смотришь на опубликованный вчера проект тяжелой ракеты, разрабатываемой компанией Blue Origin от основателя сайта Amazon.com. Многоразовая ракета на природном газе тягой превышающая все сегодня существующие ракеты. В ней нет практически никакой экономической целесообразности, но кто сможет запретить миллиардеру тратить свои деньги?

Частная космическая компания Blue Origin создана в 2000-м году, но о ней мало что было слышно до ноября 2015 года, пока они не продемонстрировали успешную вертикальную посадку многоразовой водородной ракеты.



Ракета New Sheppard не предназначается для орбитальных пусков. Ее роль скромнее - запуск (фактически подбрасывание) туристической капсулы вверх до высоты чуть боле 100 км. Таким образом экипаж капсулы переживет несколько минут в невесомости и войдет в число людей совершивших космический полет. Для Blue Origin эта технология стала отличной школой разработки водородных двигателей и создания многоразовых ракет на их основе.

New Sheppard летает на сравнительно слабом кислород-водородном двигателе BE-3 тягой 50 тонн. Для сравнения, у немецкой ракеты "Фау-2" была тяга 25 тонн. В то же время, Blue Origin работает над более мощным кислород-метановым двигателем BE-4. Его тяга уже 250 тонн, и он позиционируется как замена российских РД-180 (тягой 390 тонн) на американском рынке. Для этого компания ULA, которая является заказчиком РД-180, сегодня разрабатывает новую ракету Vulcan, и, судя по всему, софинансирует разработку BE-4 из денег выделенных Пентагоном. Конкурентом BE-4 на американском рынке является кислород-керосиновый двигатель AR1 компании Aerojet Rocketdyne, но по ряду причин BE-4 выигрывает гонку. Прежде всего благодаря бездонному карману Джеффа Безоса, способного внести столько средств на разработку, сколько потребуется.



Несмотря на государственный интерес к BE-4 компания Blue Origin в значительно большей степени может считаться частной, по сравнению со своим конкурентом SpaceX, у которого значительная часть доходов от госзаказов. До недавнего времени их конкуренция больше выражалась в медийной сфере, где компании соревновались в гонке многоразовости первых ступеней. В остальном Blue Origin выглядела Моськой по сравнению со слоном, четыре суборбитальных пуска против почти тридцати орбитальных выведений кораблей и спутников. Но со вчерашнего дня соотношение сил существенно изменилось. Blue Origin продемонстрировало свою решимость к запуску таких тяжелых нагрузок, которые сегодня просто не производятся.

О своих космических амбициях Джефф Безос заявил еще в сентябре 2015 года, когда арендовал пусковую площадку SLC-36B на космодроме Канаверал, и продемонстрировал первые изображения своей коcмической ракеты.



Тогда она выглядела как орбитальное развитие ракеты New Sheppard, т.е. казалась способной выводить сравнительно легкую нагрузку, что не внушало опасений коммерческому развитию SpaceX, который давно ушел из сегмента легких грузов и активно занимается запусками средних и тяжелых. Однако с сегодняшнего дня экспансия SpaceX на рынок тяжелых грузов встретила серьезное препятствие в лице конкурента.

Сейчас SpaceX готовит к пуску свою тяжелую ракету Falcon Heavy, которая должна выводить до 40 тонн на низкую околоземную орбиту (в одноразовом исполнении). Практических потребностей в такой ракете сейчас нет, даже рекордсмен грузоподъемности Delta IV Heavy, поднимающая 28 тонн летает раз в два года (и стоит как три ракеты). То есть Falcon Heavy станет самой мощной ракетой современности, если успеет полететь до сверхтяжелой ракеты NASA SLS.

Опубликованный проект ракеты New Glenn с семью двигателями BE-4 обладает стартовой тягой 1750 тонн. Этим он превосходит по возможностям как Falcon-9 (стартовая тяга 750 тонн) так и Delta IV Heavy (стартовая тяга 960 тонн), но проигрывает примерно в полтора раза Falcon Heavy (стартовая тяга 2326 тонн). В то же время, кажется, ранний проект New Glenn предполагал наличие стартовых твердотопливных ускорителей.



Если имеются в виду существующие ускорители, применяемые на ракетах компании ULA, то они смогут повышать стартовую тягу на 170 тонн каждый, а поставить их на пузатую ракету диаметром 7 метров можно немало.

Для второй ступени New Glenn предполагается использовать двигатель BE-4 адаптированный под вакуум, а для третьей BE-3. Первый полет ожидается до 2020 года.

Несмотря на то, что новая ракета Blue Origin существует пока только в виде картинок, можно утверждать, что рынок космических запусков никогда не будет прежним. Конкуренция ужесточается не только за счет развития существующих участников рынка, но и за счет появления новых: Китая, Индии, а тут еще и Безос практически ниоткуда выбрался. Сейчас международный рынок активно захватывает SpaceX прежде всего за счет отъема заказов у Роскосмоса. Появление широких пусковых возможностей за счет новых участников, рост массы выводимого груза за счет повышения грузоподъемности ракет, и существенное снижение стоимости запуска благодаря высокой конкуренции и возможным перспективам многоразовости, обещает и отклик спутникостроителей в повышении спроса. Сейчас спутникостроительная индустрия выработала некоторый компромисс с существующими ракетными возможностями: ничего тяжелее 5 тонн на геостационарную орбиту не запускается и даже не строится, а только эта орбита сейчас позволяет по-настоящему зарабатывать в космосе. Но если будет возможность запускать более тяжелые телекоммуникационные платформы, думаю ею кто-нибудь воспользуется.

В целях Blue Origin, конечно, не только отъем ограниченного объема заказов у конкурентов, но и космическая экспансия, о которой Джефф Безос скромно говорит "миллионы людей живущих и работающих в космосе". И компания активно готовится расширять свои возможности и намекает о проекте следующего уровня New Armstrong, о котором можно только гадать. Тем не менее, что SpaceX для их целей переселения тысяч людей на Марс, что Blue Origin для переселения миллионов людей в космос, потребуются огромные объемы заказов прямо сейчас и в ближайшие годы.

Конечно, рассуждения о заселении космоса и караванах ракет несущих от звезды до звезды не выглядят реалистичными, но когда их ведут не непричесанные популяризаторы в потертых пиджаках, а миллиардеры, вкладывающие свои капиталы в свою мечту, как-то хочется им верить.

zelenyikot

Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot december 8, 2016 07:51 25
Buy for 800 tokens
Я не только пишу о космосе, но могу и рассказать о любимых темах для широкой или узкой аудитории. За последние два года я уже провел несколько десятков лекций во многих городах России. Часто приглашают на фестивали науки, профориентационные мероприятия для студентов, на конференции и выставки.…

Н-да. А я уже и потёртый пиджак давно выбросил. :-)

Теперь нужен не потертый )

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
> экипаж капсулы переживет несколько минут в невесомости и войдет в число людей совершивших космический полет
Разве для того, чтобы официально считаться совершившим космический полёт, аппарату не нужно помимо выхода за пределы линии Кармана ещё и совершить полный оборот вокруг Земли?

Оборот не обязателен. По крайней мере по стандартам США.

(Deleted comment)
(Screened comment)
(Screened comment)
(Screened comment)
(Screened comment)
Поклеп. У меня нет пиджака. И вообще я причесываюсь. :-)

Даже на аваратке вижу пиджак ) И причесанность )

На той картинке мелковаты они для ТТУ. Думается мне, это скорее первоначальный вариант посадочных ног, как на New Shepard.

Учитывая, что диаметр ракеты 7 метров, размер для ТТУ нормальный. Хотя да, может и ноги подразумевались.

Битва картинок:)

Особенно когда к исходной картинке пририсовывают Н1 и Энергию. Политкорректность в дурном смысле.

Можно напомнить , а когда возвращаемая ступень стала многоразовой.
Я как то пропустил повторный запуск.


Ну Буран же например многоразовым называют :)

Звезда миллионера Маска начинает закатыватся!
На смену приходят миллиардеры - уж они то не оступятся! )

у маска был кеш на счету
а у милиардера некое кредитное плечо от оборота... практически, на старте, имхо, их возможности сравнимы -- главное кто стоит за их спинами, насколько они профи

От добавления двух не работавших систем справа -- картинка стала только тоскливее. ((

Все-таки "Энергия" полетала. А добавлены для масштаба.

А N1 и Буран сами подрисовали? Вроде в оригинале их нет. Американцам пофиг что они сейчас даже на МКС не могут доставить астронавтов, они все равно великая держава ))) Видать только из-за этого факта там Союз включен.

Они не склонны истерить по этому поводу, и решают задачи доступными средствами. Им не впервой отказываться от пилотируемой космонавтики после отмены старой и до развития новой системы.

(Deleted comment)
Проблема всё-таки с нагрузками. Что и зачем запускать таких размеров и массы?

Понятно, что миллиардеры соревнуются за Марс, чтобы вписать своё имя в историю человечества. Но в народно-хозяйственном плане предложение опять обгоняет спрос.

отель на орбите/Луне?

Круто быть миллиардером и осваивать космос.

Особенно таким дутым как Амазон, видимо это у них стратегия - при небольшом собственном капитале раздувать капитализацию

То есть шарашка которая едва на 100 км летает с ходу планирует сделать тяжёлую ракету с новым двигателем. Он что у саудитов бизнес план купил - влить мегатонны денег и оно сразу полетит.


Раньше она вообще книги продавала.

Есть подозрение, что при существенном удешевлении вывода тяжёлых нагрузок спрос подтянется под предложение.

(Deleted comment)
А почему именно метановый двигатель?
Каковы его преимущества по сравнению с керосиновым или водородным?
И, если преимущества значительны,почему раньше метановые двигатели не было популярны?

Дешевле водорода, проще в обслуживании, не оставляет нагара как керосин - выгоднее в многоразовом исполнении. Водород чище и энергии в нем больше, поэтому Шаттлы летали на нем.

?

Log in

No account? Create an account