zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Новая лунная гонка
zelenyikot


За последний месяц поступило сразу несколько новостей о планах запустить людей к Луне. Из России и США, от государственных агентств и частных компаний. По большому счету, началась новая лунная гонка. Началась «без объявления войны» и теперь она развивается не между странами, а между частным бизнесом и государством.

Ближайший пуск к Луне ожидается в 2018 году: в рамках миссии EM-1 к естественному спутнику Земли должен отправиться космический корабль Orion на сверхтяжелой ракете SLS. NASA готовит этот пуск с 2011 года как наследие закрытой более амбициозной программы Constellation. В 2014 году уже провели летные испытания спускаемой капсулы Orion. Полет EM-1 ожидается концу 2018-го: полностью готовая космическая система должна отправиться в беспилотном автоматическом режиме. Пилотируемый полет с облетом Луны запланирован на 2021 год. Посадочные системы пока не разрабатываются, то есть очередной лунной высадки пока не предполагается.

SLS — это очередной сверхпроект NASA, который должен отправить человека «к Луне и дальше». Технологически ракета многое наследует от программы Space Shuttle: твердотопливные ускорители, кислород-водородные двигатели первой ступени RS-25, топливный бак первой ступени… Подрядчиками выступают аэрокосмические компании США, которые работали еще в проекте «челноков». В различных модификациях ракета SLS должна обладать возможностью запуска пилотируемых космических кораблей к Луне, астероидам или Марсу. Хотя для достижения Красной планеты потребуется несколько пусков. В то же время ракета SLS в максимальной комплектации немного превысит характеристиками сверхтяжелую ракету Saturn V.

С приходом новой президентской администрации в 2017 году началось обсуждение возможности пилотируемого запуска Orion сразу в первом лунном полете 2018 года. Логика проста: «Если мы и так запускаем полностью готовый корабль, то почему не сажаем туда экипаж?» Риск очевидно велик, но для космонавтики США такое не в новинку — первый космический полет Space Shuttle сразу был пилотируемый. Полный комплекс наземных испытаний должен подготовить ракету, корабль и экипаж к безопасному полету, хотя и может сдвинуть срок старта. Окончательное решение NASA еще не принято, но я склоняюсь к мнению, что пилотируемый полет состоится. По крайней мере, нынешняя президентская администрация сделает все возможное для этого. Но сдвиг даты старта более чем возможен.

Спустя полмесяца после начала дискуссий об Orion частная космическая компания SpaceX объявила, что готовится запустить двух туристов к Луне в 2018 году. Для этого предполагается использовать космический корабль Dragon 2 и сверхтяжелую ракету Falcon Heavy. Ни корабль, ни ракета, как и в лунном проекте NASA, на сегодняшний день не готовы и не испытаны в реальном полете, но компания настроена амбициозно и уже приглашает желающих в лунный рейс. Цена турпутевки официально не называется, но речь может идти о $70 млн.



По сообщению SpaceX, первый старт ракеты Falcon Heavy мог состояться уже этим летом, а первый беспилотный околоземный полет Dragon 2 ожидался к концу 2017 года. Правда, чуть позже стало ясно, что пуск Falcon Heavy точно не состоится летом из-за неготовности стартового стола, и его не стоит ждать раньше октября 2017-го. Это далеко не первый перенос испытательного пуска, но в конечном счете SpaceX никто не гонит с этой ракетой, и создается она исключительно на внутренние инвестиции компании. В SpaceX надеются, что спрос на такие ракеты возникнет, когда появится предложение, хотя два предзаказа уже есть.



В одноразовом варианте Falcon Heavy станет самой грузоподъемной ракетой современности, превосходящей в возможностях существующую Delta IV Heavy и несуществующую «Ангара-А5В». Нынешний мировой рекордсмен-тяжеловес — это Delta IV Heavy, способная вытянуть 28,7 т на низкую околоземную орбиту. Falcon Heavy должна обладать возможностью выведения 54,4 т. Даже если она это успеет сделать до 2018 года, на пьедестале она простоит недолго — лунная SLS должна поднять уже 70 т в 2018-м.

Возможностей Falcon Heavy должно хватить для отправки пилотируемого корабля Dragon 2 к Луне и возвращения его обратно. В этом полете корабль не будет выходить на орбиту Луны, а только долетит до нее и под воздействием лунной гравитации будет отправлен обратно к Земле, куда долетит уже под действием земного притяжения. Люди смогут провести в космосе около семи дней. Главная техническая сложность ожидает Dragon 2 на входе в атмосферу. Тут его скорость будет больше 11 км/с, а в штатном варианте возвращения околоземного корабля тепловой щит обеспечивает встречу с атмосферой на скорости 8 км/с. Впрочем, существенных доработок не потребуется — достаточно увеличить толщину щита и рассчитать жесткость корпуса.



Несмотря на широкий резонанс заявления Илона Маска, компания SpaceX не первой предложила туристам пролететь над Луной. Компания Space Adventures с 2011 года ищет заказчиков лунного тура для полета на российском «Союзе». Готовность реализовать подобный полет неоднократно заявлялась руководством российской РКК «Энергия». По сути, двухпусковая схема полета позволит реализовать часть так и не воплощенной Лунной пилотируемой программы СССР. Именно для нее создавался «Союз», и его беспилотные прототипы «Зонды» не раз посещали окрестности Луны и возвращались на Землю.

По заверениям представителей «Энергии», нашлось уже восемь желающих, имеющих готовность и возможность оплатить $120 млн за кресло в лунном «Союзе». Возможность такого запуска называлась к 2021-2022 году, но о практической реализации речи не шло. По слухам, «Энергия» запросила сразу десять заказов, после которых корпорации становилось интересно и выгодно заниматься проектом. Учитывая, что монополизм на пока несуществующем рынке лунных турпутевок уже утрачен, а цена билета у конкурента в полтора раза ниже, рассчитывать на десять выкупленных билетов уже сложнее.

Согласно Федеральной космической программе Роскосмоса к 2024 году должен быть готов к пилотируемым полетам новый корабль «Федерация», создаваемый сейчас в РКК «Энергия» (обойдется в 60 млрд рублей, без ракеты). Его конструкция предполагает длительные автономные полеты в открытом космосе и возвращение на Землю со второй космической скоростью, то есть это потенциально лунный корабль. Только пока нет ракеты, которая могла бы отправить его в рейс вокруг Луны, и в программе до 2025 года такая ракета не предполагается.

В США же в настоящий же момент развивается интересная ситуация: и государство, и частник обещают запустить людей к Луне в конце 2018 года. Официально никто не подчеркивал это совпадение, хотя NASA выпустила пресс-релиз, который начинается со слов: «Мы высоко оцениваем возможности SpaceX», но текст больше похож на выговор: «Вы нам еще околоземный корабль не сделали, куда на Луну замахиваетесь?»

Героические покорители Луны от NASA в корабле Orion, на вершине самой мощной ракеты современности SLS, будут выглядеть не столь героически, если перед ними тем же курсом «сгоняют» какие-то отпускники, в гавайках и с цифромыльницами. И тут Маск ввязывается в очень провокационную игру: демонстрирует свое преимущество, поскольку оказывается способным реализовать ту же задачу в десять раз дешевле, чем NASA. Ставка в игре более чем серьезная — возможный госконтракт на полноценную лунную программу: с флагами и базами.

Интерес натоптать новых тропинок на далеких планетах был высказан Дональдом Трампом сразу после заявления Илона Маска, хотя очевидно, что такие идеи возникли тогда же, когда развернулась дискуссия о пилотируемом пуске SLS/Orion. Вслед за Маском и Трампом о своих лунных амбициях заявили другие представители нового поколения частной космонавтики США. Основатель Amazon Джефф Безос, создавший компанию Blue Origin, выразил готовность обеспечить на Луну поток грузов массой до 2 т своими разрабатываемыми ракетами New Glenn.



А основатель компании Bigelow Aerospace Роберт Бигелоу напомнил, что создаваемый в его компании надувной орбитальный модуль BA330 может быть успешно развернут не только на околоземной орбите, но и окололунной.



Пока успехи Blue Origin ограничиваются созданием многоразовой суборбитальной ракеты New Shepard и прототипа кислородно-метанового двигателя BE-4. А Bigelow Aerospace успешно создал только экспериментальный девятиметровый надувной модуль для МКС. Но крупный госзаказ на лунную инфраструктуру будет желанным для каждого.

Пока на международном уровне только обсуждается возможность создания совместной окололунной станции, которая должна стать мировым проектом в космосе взамен МКС. Какие страны туда войдут, какими средствами будет обеспечиваться создание и функционирование, пока не определено, да и будет ли она — неизвестно. С точки зрения стратегии дальнейшего продвижения человечества в космос такая станция станет новым шагом вперед. С точки зрения практики же никакого преимущества такая станция без лунной базы иметь не будет, микрогравитация там будет такая же, как на МКС, а лунная поверхность останется столь же недостижимой. В то же время все понимают, что Луна — это следующий шаг для космонавтики человечества, и возможность его сделать обозначит глобальных лидеров на десятилетия вперед.

Подготовлено для Forbes.ru. (Публикуется с некоторыми правками).

zelenyikot

promo zelenyikot december 8, 07:51 25
Buy for 800 tokens
Я не только пишу о космосе, но могу и рассказать о любимых темах для широкой или узкой аудитории. За последние два года я уже провел несколько десятков лекций во многих городах России. Часто приглашают на фестивали науки, профориентационные мероприятия для студентов, на конференции и выставки.…

Обитаемая станция на окололунной орбите имеет большое преимущество - с нее можно дистанционно управлять роботами на лунной поверхности без задержек, характерных для межпланетной радиосвязи.

Хотя с поверхности Луны это делать, конечно же, еще удобнее - можно использовать нормальные бытовые предметы - кофеварку там, кресло, унитаз etc, которые на орбитальной станции неприменимы.

А учитывая еще и метр реголита, которым можно засыпать обитааемый модуль для защиты от радиации, пожалуй, станция управления роботами на поверхности Луны выйдет дешевле, чем на окололунной орбите.

управлять роботами на лунной поверхности без задержек

спирит, оппортьюнити и курьосити несколько недоумевают по поводу такой проблемы

Неужели я доживу до исчезновения апокрифа о лунном фейке?:)

С этим может сравниться только запуск в машине времени беспилотника с хорошей камерой в Иерусалим на две тысячи лет назад:)


Что-то толковое из этого получится?

Вряд ли, на Марс надо лететь

Кажется, экономика и политика стоят стеной на пути лунных прожектов.
Россия и США всё больше склоняются к урезанию бюджетов на научные проекты ради ВПК. И вообще разругались. Китай хочет быть сам по себе, планирует свою орбитальную станцию, если не ошибаюсь. А у всех остальных стран, даже вместе взятых, недостаточно технологий и денег.

Мне вообще кажется что реальное освоение космоса (лунные базы и далее по списку) возможно только совместнми усилиями всех больших стран. Соперничество в этом деле не имеет смысла и слишком затратно для каждой стороны по отдельности.
И да, частные компании могут разрабатывать технику, но без государственных денег никогда не смогут построить ракеты/корабли/станции/базы.

Edited at 2017-03-16 08:00 am (UTC)

Международное сотрудничество в области орбитальных станций - это худшее, что могло случиться в смысле торможения развития космонавтики. Как раз то, что все разругались может привести к тому, что начнется здоровая конкуренция.

Технологий и денег для космических запусков в общем-то достаточно даже у Северной Кореи. А уж у Индии, которая в отличие от России способна запускать аппараты к Марсу...

Спасибо! Как всегда написано очень интересно!

Слегонца попутаны все сроки по SpaceX

Стартовый стол уже готов, с него сегодня очередную ракету запустили.

Первый пуск Falcon Heavy намечен на лето этого (2017) года, первая стыковка Dragon2 с МКС без людей -- ноябрь 2017, первый полет к МКС с с людьми -- второй квартал 2018 г.

FH летит с другого стола, который сделают к осени 2017, соответственно никакого полета летом не будет.
В D2 в 2017 я тоже не очень верю, хотя тут вы правы, перепутал беспилотный и пилотируемый.

И кому верить?

Блогу,где написано:
"В то же время ракета SLS в максимальной комплектации немного превысит характеристиками сверхтяжелую ракету Saturn V."
Или статье на сайте:
"В то же время ракета SLS даже в максимальной комплектации не превосходит характеристиками сверхтяжелую ракету Saturn V. " ?
Или в блоге можно приукрасить?

Re: И кому верить?

Еще в блоге написано:
Подготовлено для Forbes.ru. (Публикуется с некоторыми правками).

това'ищи, то'жественно предлагаю пе'ебдеть и соби'ать экспеди'ию това'ищи на солн'це, есть мнение что лететь нужно ночью!

дык ночью не видно куды лететь!
давайте дисскутировать....


бесспорно одно: мы стали более лучше одеваться мультипликация про полеты в космосе более лучше, чем в  далеком 1969

да, компьютерная графика серьезно продвинулась с тех пор)

Как-то выпали из упоминания китайские ракеты, включая летавшую уже Чанчжэн-5 и нелетавшую пока Чанчжэн-9, которая будет ровней Сатурну-5 и куда более реальна, чем любая Ангара

LM-5 это аналог "Ангары-А5" или Falcon-9 она для Луны слабовата. Девятку подождем пока. И Китай официально ничего не обещал про пилотируемый лунный полет, поэтому о нем говорить еще рано.

Корабль еще не готов, и не известно когда будет готов. Но это же мелочи, билеты уже можно продавать)

наши как всегда долго запрягают...а потом никуда не поедут...

Да, не за горами частная лунная база... Американская, как представляется.

Будет эпик-фейлом если Россия проиграет эту лунную гонку второй раз подряд. Раз в пять лет кто-то говорит, что уже сейчас-сейчас полетим к 2015 точно. Да-да, уже к 2030 точно полеттим.

Это как в той истории с Хаджой Насреддином. К 2030 году то ли шах сдохнет, то ли ишак. то ли говорящий.

"вместо коммунизма к 1980 году будет Олимпиада"

(Deleted comment)

Кэп Очевидность

Конечно лунная гонка гонка идет не между странами, ибо самое могучее достижение России последнего времени в этой сфере - рогозинский батут - создавался с гораздо более масштабными задачами.

?

Log in

No account? Create an account