?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Новая лунная гонка
zelenyikot


За последний месяц поступило сразу несколько новостей о планах запустить людей к Луне. Из России и США, от государственных агентств и частных компаний. По большому счету, началась новая лунная гонка. Началась «без объявления войны» и теперь она развивается не между странами, а между частным бизнесом и государством.

Ближайший пуск к Луне ожидается в 2018 году: в рамках миссии EM-1 к естественному спутнику Земли должен отправиться космический корабль Orion на сверхтяжелой ракете SLS. NASA готовит этот пуск с 2011 года как наследие закрытой более амбициозной программы Constellation. В 2014 году уже провели летные испытания спускаемой капсулы Orion. Полет EM-1 ожидается концу 2018-го: полностью готовая космическая система должна отправиться в беспилотном автоматическом режиме. Пилотируемый полет с облетом Луны запланирован на 2021 год. Посадочные системы пока не разрабатываются, то есть очередной лунной высадки пока не предполагается.

SLS — это очередной сверхпроект NASA, который должен отправить человека «к Луне и дальше». Технологически ракета многое наследует от программы Space Shuttle: твердотопливные ускорители, кислород-водородные двигатели первой ступени RS-25, топливный бак первой ступени… Подрядчиками выступают аэрокосмические компании США, которые работали еще в проекте «челноков». В различных модификациях ракета SLS должна обладать возможностью запуска пилотируемых космических кораблей к Луне, астероидам или Марсу. Хотя для достижения Красной планеты потребуется несколько пусков. В то же время ракета SLS в максимальной комплектации немного превысит характеристиками сверхтяжелую ракету Saturn V.

С приходом новой президентской администрации в 2017 году началось обсуждение возможности пилотируемого запуска Orion сразу в первом лунном полете 2018 года. Логика проста: «Если мы и так запускаем полностью готовый корабль, то почему не сажаем туда экипаж?» Риск очевидно велик, но для космонавтики США такое не в новинку — первый космический полет Space Shuttle сразу был пилотируемый. Полный комплекс наземных испытаний должен подготовить ракету, корабль и экипаж к безопасному полету, хотя и может сдвинуть срок старта. Окончательное решение NASA еще не принято, но я склоняюсь к мнению, что пилотируемый полет состоится. По крайней мере, нынешняя президентская администрация сделает все возможное для этого. Но сдвиг даты старта более чем возможен.

Спустя полмесяца после начала дискуссий об Orion частная космическая компания SpaceX объявила, что готовится запустить двух туристов к Луне в 2018 году. Для этого предполагается использовать космический корабль Dragon 2 и сверхтяжелую ракету Falcon Heavy. Ни корабль, ни ракета, как и в лунном проекте NASA, на сегодняшний день не готовы и не испытаны в реальном полете, но компания настроена амбициозно и уже приглашает желающих в лунный рейс. Цена турпутевки официально не называется, но речь может идти о $70 млн.



По сообщению SpaceX, первый старт ракеты Falcon Heavy мог состояться уже этим летом, а первый беспилотный околоземный полет Dragon 2 ожидался к концу 2017 года. Правда, чуть позже стало ясно, что пуск Falcon Heavy точно не состоится летом из-за неготовности стартового стола, и его не стоит ждать раньше октября 2017-го. Это далеко не первый перенос испытательного пуска, но в конечном счете SpaceX никто не гонит с этой ракетой, и создается она исключительно на внутренние инвестиции компании. В SpaceX надеются, что спрос на такие ракеты возникнет, когда появится предложение, хотя два предзаказа уже есть.



В одноразовом варианте Falcon Heavy станет самой грузоподъемной ракетой современности, превосходящей в возможностях существующую Delta IV Heavy и несуществующую «Ангара-А5В». Нынешний мировой рекордсмен-тяжеловес — это Delta IV Heavy, способная вытянуть 28,7 т на низкую околоземную орбиту. Falcon Heavy должна обладать возможностью выведения 54,4 т. Даже если она это успеет сделать до 2018 года, на пьедестале она простоит недолго — лунная SLS должна поднять уже 70 т в 2018-м.

Возможностей Falcon Heavy должно хватить для отправки пилотируемого корабля Dragon 2 к Луне и возвращения его обратно. В этом полете корабль не будет выходить на орбиту Луны, а только долетит до нее и под воздействием лунной гравитации будет отправлен обратно к Земле, куда долетит уже под действием земного притяжения. Люди смогут провести в космосе около семи дней. Главная техническая сложность ожидает Dragon 2 на входе в атмосферу. Тут его скорость будет больше 11 км/с, а в штатном варианте возвращения околоземного корабля тепловой щит обеспечивает встречу с атмосферой на скорости 8 км/с. Впрочем, существенных доработок не потребуется — достаточно увеличить толщину щита и рассчитать жесткость корпуса.



Несмотря на широкий резонанс заявления Илона Маска, компания SpaceX не первой предложила туристам пролететь над Луной. Компания Space Adventures с 2011 года ищет заказчиков лунного тура для полета на российском «Союзе». Готовность реализовать подобный полет неоднократно заявлялась руководством российской РКК «Энергия». По сути, двухпусковая схема полета позволит реализовать часть так и не воплощенной Лунной пилотируемой программы СССР. Именно для нее создавался «Союз», и его беспилотные прототипы «Зонды» не раз посещали окрестности Луны и возвращались на Землю.

По заверениям представителей «Энергии», нашлось уже восемь желающих, имеющих готовность и возможность оплатить $120 млн за кресло в лунном «Союзе». Возможность такого запуска называлась к 2021-2022 году, но о практической реализации речи не шло. По слухам, «Энергия» запросила сразу десять заказов, после которых корпорации становилось интересно и выгодно заниматься проектом. Учитывая, что монополизм на пока несуществующем рынке лунных турпутевок уже утрачен, а цена билета у конкурента в полтора раза ниже, рассчитывать на десять выкупленных билетов уже сложнее.

Согласно Федеральной космической программе Роскосмоса к 2024 году должен быть готов к пилотируемым полетам новый корабль «Федерация», создаваемый сейчас в РКК «Энергия» (обойдется в 60 млрд рублей, без ракеты). Его конструкция предполагает длительные автономные полеты в открытом космосе и возвращение на Землю со второй космической скоростью, то есть это потенциально лунный корабль. Только пока нет ракеты, которая могла бы отправить его в рейс вокруг Луны, и в программе до 2025 года такая ракета не предполагается.

В США же в настоящий же момент развивается интересная ситуация: и государство, и частник обещают запустить людей к Луне в конце 2018 года. Официально никто не подчеркивал это совпадение, хотя NASA выпустила пресс-релиз, который начинается со слов: «Мы высоко оцениваем возможности SpaceX», но текст больше похож на выговор: «Вы нам еще околоземный корабль не сделали, куда на Луну замахиваетесь?»

Героические покорители Луны от NASA в корабле Orion, на вершине самой мощной ракеты современности SLS, будут выглядеть не столь героически, если перед ними тем же курсом «сгоняют» какие-то отпускники, в гавайках и с цифромыльницами. И тут Маск ввязывается в очень провокационную игру: демонстрирует свое преимущество, поскольку оказывается способным реализовать ту же задачу в десять раз дешевле, чем NASA. Ставка в игре более чем серьезная — возможный госконтракт на полноценную лунную программу: с флагами и базами.

Интерес натоптать новых тропинок на далеких планетах был высказан Дональдом Трампом сразу после заявления Илона Маска, хотя очевидно, что такие идеи возникли тогда же, когда развернулась дискуссия о пилотируемом пуске SLS/Orion. Вслед за Маском и Трампом о своих лунных амбициях заявили другие представители нового поколения частной космонавтики США. Основатель Amazon Джефф Безос, создавший компанию Blue Origin, выразил готовность обеспечить на Луну поток грузов массой до 2 т своими разрабатываемыми ракетами New Glenn.



А основатель компании Bigelow Aerospace Роберт Бигелоу напомнил, что создаваемый в его компании надувной орбитальный модуль BA330 может быть успешно развернут не только на околоземной орбите, но и окололунной.



Пока успехи Blue Origin ограничиваются созданием многоразовой суборбитальной ракеты New Shepard и прототипа кислородно-метанового двигателя BE-4. А Bigelow Aerospace успешно создал только экспериментальный девятиметровый надувной модуль для МКС. Но крупный госзаказ на лунную инфраструктуру будет желанным для каждого.

Пока на международном уровне только обсуждается возможность создания совместной окололунной станции, которая должна стать мировым проектом в космосе взамен МКС. Какие страны туда войдут, какими средствами будет обеспечиваться создание и функционирование, пока не определено, да и будет ли она — неизвестно. С точки зрения стратегии дальнейшего продвижения человечества в космос такая станция станет новым шагом вперед. С точки зрения практики же никакого преимущества такая станция без лунной базы иметь не будет, микрогравитация там будет такая же, как на МКС, а лунная поверхность останется столь же недостижимой. В то же время все понимают, что Луна — это следующий шаг для космонавтики человечества, и возможность его сделать обозначит глобальных лидеров на десятилетия вперед.

Подготовлено для Forbes.ru. (Публикуется с некоторыми правками).

zelenyikot

promo zelenyikot september 5, 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
Частные компании работают ради прибыли.
А космос прибылей не принесет.

Нет, частные компании работают ради частных интересов. Прибыль - лишь один из интересов.

А SpaceX работает с прибылью. Хоть и не такой большой, если бы они работали только ради нее.

SpaceX возит грузы на орбиту, с этого и живет.
Теоретически какой то увлеченный бизнесмен может заняться космическими исследованиями не за деньги, а по велению души.
Но полет и колонизацию Луны ему не осилить. Деньги не те.

Это вы так думаете. Ваше мнение, конечно, не важно, не буду делать вид.

Илон Маск полагает, что запустит вскоре двух людей вокруг Луны. Для начала, в качестве испытаний своего носителя и своего корабля. А потом отправит свой корабль на своем носителе на Марс. Тоже испытания за свой счет. Деньги нашлись.

Вот и Джефф Безос собирается за свой счет построить завод, испытать тяжелый носитель и корабль и осваивать Луну. Он, правда, богаче Илона Маска.

А еще Роберт Бигелоу за свои создал надувной космический аппарат и испытывает его. А до того задолго Эндрю Билл создал свой тяжелый носитель, но ему государственный надзор США не дал разрешение на пуск. А еще Пол Аллен оплатил разработку SpaceShipOne, который летал с человеком выше 100 км, и изготовление Stratolaunch для воздушного пуска средних носителей. Ну и Ричард Брэнсон, его можно вспомнить. А еще XCor, которые ведут самостоятельные работы, пользующиеся спросом среди аэрокосмических технологических лидеров. Ну и фирма из Новой Зеландии, которая скоро впервые запустит свой носитель...

Это разные подходы, разные деньги, разные задачи. Но вам все ясно с дивана.

Не слишком много будущего времени? Сделают, запустят, создадут. Давайте подождем штоле. Я почему-то уверен что все уйдет в гудок. Хотя вам с другого дивана виднее.

Хотите обсуждать только происшедшее? Не мешаю, начинайте.

Ваше мнение на развитие космонавтики не спрашивал. Вы неверно поняли.

Дело не в гудках. Речь идет о сотнях миллиардов долларов. Причем не о первых сотнях.
Это в разы или на порядок больше чем капиталы богатейших людей Земли.

Это полвека назад столько надо было.
А сейчас достаточно сотен миллионов.

Мое мнение подкреплено простыми рассчетами. Приблизительными, но все же.
Программа Аполлон стоила 25 млрд в ценах 1969 года и оответственно 170 млрд в ценах 2017 года.
А у вас кроме трепотни вообще ничего нет.

>Илон Маск полагает, что запустит вскоре двух людей вокруг Луны.
Это ради бога. Можно сделать хоть сейчас Протоном и Союзом. Протон выводит разгонный блок с дополнительными баками, стыкуется с Союзом, и полетели.

170 млрд у Маска есть? Всего 10 млрд? Идет со своими мечтами в лес.

>Вот и Джефф Безос собирается за свой счет построить завод, испытать тяжелый носитель и корабль и осваивать Луну. Он, правда, богаче Илона Маска.

У него 170 млрд есть? Всего 70? Идет вслед за Маском но с большим достоинством.
А, подождите, так он про БАЗУ на Луне. Тогда это уже не 170 а раза в 2-3 больше.
Значит не идет а бежит в припрыжку за Маском.

>Роберт Бигелоу, Эндрю Билл, Пол Аллен, Ричард Брэнсон
Всем эти нищеброды имеют лишние 170 млрд? Нет? даже если вместе сложатся?
Ну на нет и суда нет.

>Это разные подходы, разные деньги, разные задачи. Но вам все ясно с дивана.
Знаете в чем проблема таких бестолковых мечтателей как вы? вы считать не умеете. В принципе.
Даже богатейшие люди мира не потянут программу колонизации Луны. Она стоит дороже на порядок чем все их состояние.
Про Марс я вообще молчу. По очень грубым оценкам там речь идет о триллионах.
Так что продолжайте мечтать, это как известно, не вредно.

Edited at 2017-03-17 12:57 pm (UTC)

Расчеты - намного лучше простого нытья.

Мне и не надо подтверждать, что в SpaceX лучше вас знают и умеют считать. Факты вы не видите. Ни сами, ни когда я их вам привожу. Они ведь мешают вам мечтать победить Илона Маска по космонавтике.

SpaceX на ОКР Falcon 9, вместе с испытаниями (часто неудачными), потратили $390 млн. Роскосмос до испытаний спустил на Ангару более $5 млрд, при "прощеном" заделе СССР и внебюджетных поступлениях от США, в основном. Не считая трат на Восточный (Маск построил две пусковые за те деньги) и на разгонную ступень.

Программа Apollo хороша в этом смысле тем, что не затягивалась почти (хотя отменить разработку F1 успели), корооткие сроки часто снижают издержки. Но делали "грубой силой". Деньгами и кадрами заваливали сложности.

Знаете в чем сложности обывателей-нытиков? Они ищут предлог не делать, потому без психокоррекции не способны стать инженерами. Инженер ищет решение. Точнее, находит, даже если решение не то, что мечталось с дивана обывателю.

Edited at 2017-03-17 01:06 pm (UTC)

Да, и они не обещают никакой базы на Луне. Даже посадку на Луне не обещают.
А облет? А почему бы и нет. Бюджетно и сравнительно просто.

>Они ведь мешают вам мечтать победить Илона Маска по космонавтике.
Мне? У меня есть своя космическая компания? Надо будет срочно проверить, а вдруг и правда.

Деточка, НАСА 60-70-х годов это не современный Роскосмос. НАСА со своими 17 млрд бюджета делает столько что Роскосмосу, ЕАСА и китайцам и не снилось. Я уже не говорю о Маске и прочей шушере. Так что вы сравнивайте сравнимое.

>Деньгами и кадрами заваливали сложности.
Вы хоть представляете сложность и стоимость строительства базы на Луне??? Аполлон рядом не лежал.
Я про Марс и не говорю, эта задача далеко за пределами современных возможностей космических агентств. А уж частников тем более.

>Знаете в чем сложности обывателей-нытиков?
Да, мы деньги считать умеем. Многие знания умножают скорбь. А вы продолжайте мечтать, это не вредно.

>Инженер ищет решение.
Да хрен там. Ему сначала выделяют финансирование. Кто выделяет тот все и решает.
А уже потом инженер ищет решение.
А вы по простоте душевной этот самый важный этап пропустили.

Edited at 2017-03-17 01:48 pm (UTC)

А, вот оно в чем дело - этот Карлсон с моторчиком не одному мне хамит:)

Вы всё верно пишете, Дмитрий.
Но до вашего собеседника это вряд ли дойдет - он и со мной выше в такой же агрессивный и беспредметный (с его стороны) спор вступил. Вот я и решил посмотреть, может он ещё где отметился:)
Эдакий "космический гопник":))

Он всем хамит.
Кроме тех случаев когда тупит и пишет чушь.

Вот с цифрами фигню пишешь.
Корабль ему НАСА оплатило. Правда для полётов к МКС, но и вокруг Луны годится.
Ракету он тоже сделал. Пусть не Сатурн5, но где-то треть-половинку о него. Три запуска - 270 млн. В 50 раз дешевле! Причём это не себестоимость как тогда, а коммерческая цена, с учётом прибыли.

Ну да, НАСА.
А теперь хотите сюрприз? Бюджет НАСА 17 млрд баксов в год.
Т.е. на программу Аполлон 2 уйдет 10 летний бюджет НАСА.
Они все прочие программы свернут? Нет, конечно.

>но и вокруг Луны годится.
Вокруг Луны не вопрос. Вокруг Луны можно прямо сейчас лететь.
Берем Протон и вытаскиваем на орбиту разгонный блок с дополнительными баками.
Если ебанется - не страшно, без экипажа же.
Потом выводим Союз с космонавтами (или туристами), стыкуем с разгонным блоком и "Здравствуй Луна!".
Просто, бюджетно, безопасно. Без приземления естественно.
Вот только желающих выкинуть на это кучу бабок не нашлось.

>Ракету он тоже сделал. Пусть не Сатурн5, но где-то треть-половинку о него.
К сожалению даже не половинку. 23 тонны на НОО. Это самый максимум, без возвращения 1 ступени.
А у Сатурна 140.
И да, учтите, вес РН с ростом полезной нагрузки растет экспоненциально.

И да насчет вашего оптимизма с ценами разработки.
Разработка Сатурна стоила 6 млрд из 35 млрд общих затрат на программу Аполлон. Это в долларах 1969 года.
Программа SLS по оценкам будет стоить 35 млрд. нынешних долларов. Причем это ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ оценка.

А теперь следите за руками. Накопленная инфляция доллара с 1969 года по 2017 год - 6,8 раз.
Умножаем. Стоимость разработки Сатурна в современных долларах 41 млрд.
Т.е. 50 лет научно технического прогресса дали экономию в 14% от стоимости.
Причем мы сравниваем фактические затраты с запланированными. Как раздуваются затраты на инновационную технику объяснять надо?

Ну что? Как насчет прогресса в космических технологиях?

  • 1