?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Наши на не наших кораблях
zelenyikot


Сдержанная фраза Сергея Крикалева, оброненная на Международном астронавтическом конгрессе в Аделаиде, стала для многих настоящей сенсацией: оказывается наши космонавты готовятся к полетам, на американских космических кораблях Dragon от SpaceX, Starliner от Boeing и Orion от Lockheed Martin.

В оригинале было сказано: “после того как у американской стороны появятся собственные пилотируемые корабли, рассматривается возможность перекрестных полетов совместных экипажей как на российских, так и на американских кораблях” — цитирует Интерфакс.

Что же это значит?

Да, ничего сверхъестественного! Люди работают. Сотрудничество в космосе продолжается.

Первый полет советского космонавта на американском корабле состоялся еще в 1975 году, и тогда же американцы впервые полетали в “Союзе”. Речь, конечно же, про “Союз”-Apollo — совместный полет космических кораблей СССР и США. Уже тогда космос показал, что можно работать, и не только жать руки и меняться тюбиками, но и делать науку и обмениваться опытом, обогащая друг друга.



Потом, правда, совместные полеты долго не повторялись. Советский Союз предпочел катать “туристов” из стран Варшавского договора и других союзных режимов. Но технологический задел, который сделали NASA и Минобщемаш в 70-е пригодился в 90-е. Да, и сейчас потомки Андрогинно-периферийного агрегата стыковки АПАС-75 стоят на Международной космической станции, и даже на будущих кораблях NASA Starliner и Dragon. Да-да, в суперсовременных частно-космических кораблях США тоже есть российские детали с “Энергии”. Это называется “сотрудничество в освоении космоса”. И бизнес.

Что касается обменов креслами в космических кораблях, то они начались еще в 90-е.



В 1994 года тот же самый Сергей Крикалёв полетел на Space Shuttle, а по обмену в 1995 года американец Норман Тагард полетел на «Союз ТМ-21». За это его назвали первым американским космонавтом — еще не знали, что после 2011 года астронавты вообще исчезнут как вид и останутся одни космонавты: российские американские, европейские, японские… Особняком останутся только отверженные от МКС тайконавты.

За всю программу “Мир”-Space Shuttle, а потом МКС на шаттлах слетало 20 россиян, причем четверо по два раза, а Крикалев трижды. Какое-то время американцы держали паритет, но после свертывания программы Space Shuttle все участники МКС вынужденно пересели на российские “Союзы”. Сейчас уже 39 американцев воспользовались услугами Роскосмоса, пятеро — по два раза.

Впереди еще несколько лет полетов иностранцев с Байконура, независимо от того сделает NASA свои корабли или нет. Еще проплачен абонемент за полеты и есть резерв в несколько мест, полученных Boeing как компенсация долга за платформу Sea Launch. Но и после того, как полетят “иномарки”, никто не собирается запирать переборки между американским и российским сегментом станции. Из космоса границ не видно, поэтому политические игры остаются на поверхности, а наверху работа идет совместно.

Что дадут России полеты на кораблях SpaceX и Boeing?
Опыт, обмен компетенциями, изучение найденных технологических решений.

Что дадут NASA полеты россиян на кораблях SpaceX и Boeing?
Доверие международных партнеров, убедившихся в готовности дальнейшего сотрудничества.

Есть и более утилитарные мотивы — в космосе привыкли всё дублировать, поэтому космонавт умеющий пилотировать два, а лучше три корабля повышает надежность всей станции и безопасности экипажа.

Если получится начальный околоземный этап, то может и случиться такое, на что в тайне надеются все космонавты, зажимая пальцы крестиком.

Луна.



Сейчас NASA решилось-таки двигаться к Луне и отложить Марс на потом. На саму Луну пока не собираются, зато планируют построить станцию Deep Space Gateway на окололунной орбите. Она будет в несколько раз меньше МКС, и не будет постоянно обитаемой. Если когда-нибудь вообще будет. Слишком часто NASA меняло планы за последние двадцать лет с приходом новой власти, не добравшись ни до Марса, ни до астероида.

Зато от предыдущих прожектов у NASA остались почти готовые сверхтяжелая ракета SLS и межпланетный корабль Orion. По задумке, они и станут основой окололунного строительства в 20-е годы.



Если строительство начнется, то в нем сможет поучаствовать и Россия, добавив один-два своих модуля. Проблема в том, что без тяжелой “Ангары-А5В”, которой не будет, даже если будет "Ангара-А5", доставить их к Луне российскими носителями не получится. Свою сверхтяжелую ракету Роскосмос начнет делать только после 25-го года, если найдутся на нее деньги в бюджете, а когда сделает и испытает, то вообще никто не скажет. Зато SLS сможет одним рейсом подкинуть к Луне и наш модуль и Orion.

И кто сможет пристыковать и подключить русский модуль?
Конечно тот, кто подберет нужные слова к изделиям отечественных инженерных умов!

Потом, когда-нибудь, появится российская сверхтяжелая ракета, на которой российский межпланетный корабль “Федерация” доберется до окололунной орбиты, а там, глядишь, и посадочную платформу сделают. Кстати, если использовать станцию, то получится сэкономить на массе и отправить на поверхность более тяжелый и просторный модуль, с луномобилем, можно даже колоду карт захватить...

В общем, есть о чем мечтать.



zelenyikot
Чтобы не пропускать новые посты, подпишитесь на мои страницы
в ЖЖ
Facebook
Вконтакте
Twitter.


Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot september 5, 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
пока оплаченные контракты есть.
продлевать они не будут - внутренние перевозчики смогут неплохо уронить цены.
поэтому на федерации американцы скорее всего летать уже не будут
тут вопрос будет ли вообще сама федерация летать когда нибудь.

Обмен креслами будет 1:1, без денег. Вы текст вообще читали?

читал.
про обмен креслами 1:1 нашел только в контексте исторической хроники.
в тексте с интерфакса ничего такого нет, там сказано достаточно обтекаемо "идут переговоры с NASA".

учитывая что прагматичные люди все переводят в деньги и бартер не приветствуется без оценки стоимости - маловероятно что будет какой либо обмен креслами 1:1.
это было популярно в 90-х, на фоне потепления отношений и нового сотрудничества - а сейчас-то нафиг оно нужно?
не понимаю.

Вы очень плохо представляете себе взаимодействие в рамках МКС. Там бартер везде.

полностью согласен, что я совершенно не представляю взаимодействие в рамках МКС.
да, там наверняка взаимоотношения в духе "ты мне - я тебе".
это нормальная практика в замкнутых системах.

но вот беда - запуски с земли, тем более посредством оплаченных контрактов частным компаниям находятся за рамками МКС.
и они имеют вполне конкретную стоимость за место и сопутствующие услуги, включая доставку, проживание и подготовку космонавта.
и когда поднимается вопрос в стиле "ты мне - я тебе" на земле, одновременно поднимается вопрос стоимости.

Запуски с Земли по программе МКС находятся в рамках МКС. Это госпрограмма и регулируется она не на рыночных условиях. Про поднятие стоимости на Земле вы придумали на ходу.

Это всё работает на свободном рынке эквивалентных продуктов. На МКС даже порты не совместимы.

Летать будут, но уже не за деньги. Бартер. Американец на Союзе или Федерации (если она полетит), русский на Dragon или CST-100

бартер имеет актуальность в случае низкой экономики с дефицитом денежных средств в обороте.
нормальные люди бартером пользуются разве что по политическим мотивам.
в данном случае - бартер американцам нафиг не нужен.

Нужен. Потому что иначе при ротации экипажей американский сегмент будет без ихнего астронавта, что несет угрозу безопасности станции. То-же самое российский без российского.

И это именно бартер, причем элементарный.

В рамках МКС проводилось множество куда более сложных бартерных сделок. Например, европейцы строили модули для американцев и доставляли грузы на МКС в обмен на доставку шаттлами Коламбуса и европейских астронавтов

мы, собственно, тоже модуль чужой доставляли.
я в курсе.
но я совершенно уверен что полеты по бартеру проводиться не будут.

у них достаточно средств доставки и почти наверняка наши космонавты будут летать ихними кораблями (ввиду стоимости полета), а их космонавты нашими не будут.

время покажет кто прав.

тук тук, открыто

В американском сегменте четыре астронавта на четыре места. Вы не можете впихнуть туда восемь человек.

В корабле прилетает тоже четверо, и корабль летит раз в полгода.

Это значит, что раз в полгода вы сначала отправляете домой старый экипаж, а потом прилетает новый.

Но вы на можете отправить домой всех четверых, потому что в этом случае сегмент останется без присмотра. Поэтому один астронавт сидит и ждет следующий экипаж.

Ну и на чем он должен лететь обратно???

Edited at 2017-09-27 07:24 am (UTC)

Экономической отдачи от МКС нету, как нет ее и в БАК-е, и в ИТЭР-е, и на других больших научных приборах типа телескопов в Чили.

вы уверены? :)
а что вы подразумеваете под "экономической отдачей"?
денег как таковых они действительно не приносят государству.
но в экономику они деньги приносят - все эти проекты.
как именно - поясню на примере автоваза.
его давным давно пора было закрыть, как убыточное предприятие, ничего кроме низкосортного хлама с болтами не производящего.
но государство постоянно вливало туда деньги в качестве долгосрочных кредитов.
и каждый год автоваз набирал краткосрочные обязательства и гасил их из государственных дотаций с процентами, разумеется.
чем обеспечивалась эмиссия денежек и росты показателей.
а это приносило доход банкам, дилерам, приносило зарплаты сотрудникам - ржавый и не эффективный механизм автоваза обильно смачивался нефтедолларами, благодаря чему офисные клерки могли позволить себе купить последние айфончики и принести домой лишнюю копеечку.
покупательная способность населения увеличивалась и это приносило гешефт всему реальному сектору экономики в регионе.
то есть, весь регион жил себе в нулевые, вставлял пластиковые окна, думал о том что наконец-то пришел бравый президент Путин, которые победил лихие 90-е и вытащил народ из бедности, благодаря чему стало веселее и радостнее жить и все такое.

одна проблема во всем этом деле - поток нефтедолларов, которыми смазывался весь этот механизм стабильности, не вечен.
и сейчас это четко ощущается по всей стране, последние несколько лет.
и будет ощущаться еще очень и очень долго.

так же и с космосферой - она не приносит дохода, но она дает занятость и деньги в экономику.
за счет бюджета.
поэтому экономическая отдача есть и от МКС и от БАК и от ИТЭР.
И даже от телескопов в Чили.
вопрос только в том, насколько государство в силах инвестировать в эту сферу.
ибо когда бюджет кончится - все схлопнется как карточный домик.

понятно объяснил?

Под экономической я понимаю доход от использования сих "гаджетов", а тут нет дохода, а только новые научные данные, за которые, в последующем, дадут Нобелевку ученым, а стране престиж и новые технологии, которых пока нет. Согласитесь, это не совсем та прибавочная экономика, которым нас кормят с утра до вечера.


> вопрос только в том, насколько государство в силах инвестировать в эту сферу.
Судя по интеграции России в ведущие научные проекты типа тех же МКС, БАК, ИТЭР, а также менее известные рентгеновского лазера на свободных электронах (в Германии) и Южной европейской обсерватории государство понимает важность и инвестирует в эту сферу.

Edited at 2017-09-28 08:33 am (UTC)

  • 1