?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Наши на не наших кораблях
zelenyikot


Сдержанная фраза Сергея Крикалева, оброненная на Международном астронавтическом конгрессе в Аделаиде, стала для многих настоящей сенсацией: оказывается наши космонавты готовятся к полетам, на американских космических кораблях Dragon от SpaceX, Starliner от Boeing и Orion от Lockheed Martin.

В оригинале было сказано: “после того как у американской стороны появятся собственные пилотируемые корабли, рассматривается возможность перекрестных полетов совместных экипажей как на российских, так и на американских кораблях” — цитирует Интерфакс.

Что же это значит?

Да, ничего сверхъестественного! Люди работают. Сотрудничество в космосе продолжается.

Первый полет советского космонавта на американском корабле состоялся еще в 1975 году, и тогда же американцы впервые полетали в “Союзе”. Речь, конечно же, про “Союз”-Apollo — совместный полет космических кораблей СССР и США. Уже тогда космос показал, что можно работать, и не только жать руки и меняться тюбиками, но и делать науку и обмениваться опытом, обогащая друг друга.



Потом, правда, совместные полеты долго не повторялись. Советский Союз предпочел катать “туристов” из стран Варшавского договора и других союзных режимов. Но технологический задел, который сделали NASA и Минобщемаш в 70-е пригодился в 90-е. Да, и сейчас потомки Андрогинно-периферийного агрегата стыковки АПАС-75 стоят на Международной космической станции, и даже на будущих кораблях NASA Starliner и Dragon. Да-да, в суперсовременных частно-космических кораблях США тоже есть российские детали с “Энергии”. Это называется “сотрудничество в освоении космоса”. И бизнес.

Что касается обменов креслами в космических кораблях, то они начались еще в 90-е.



В 1994 года тот же самый Сергей Крикалёв полетел на Space Shuttle, а по обмену в 1995 года американец Норман Тагард полетел на «Союз ТМ-21». За это его назвали первым американским космонавтом — еще не знали, что после 2011 года астронавты вообще исчезнут как вид и останутся одни космонавты: российские американские, европейские, японские… Особняком останутся только отверженные от МКС тайконавты.

За всю программу “Мир”-Space Shuttle, а потом МКС на шаттлах слетало 20 россиян, причем четверо по два раза, а Крикалев трижды. Какое-то время американцы держали паритет, но после свертывания программы Space Shuttle все участники МКС вынужденно пересели на российские “Союзы”. Сейчас уже 39 американцев воспользовались услугами Роскосмоса, пятеро — по два раза.

Впереди еще несколько лет полетов иностранцев с Байконура, независимо от того сделает NASA свои корабли или нет. Еще проплачен абонемент за полеты и есть резерв в несколько мест, полученных Boeing как компенсация долга за платформу Sea Launch. Но и после того, как полетят “иномарки”, никто не собирается запирать переборки между американским и российским сегментом станции. Из космоса границ не видно, поэтому политические игры остаются на поверхности, а наверху работа идет совместно.

Что дадут России полеты на кораблях SpaceX и Boeing?
Опыт, обмен компетенциями, изучение найденных технологических решений.

Что дадут NASA полеты россиян на кораблях SpaceX и Boeing?
Доверие международных партнеров, убедившихся в готовности дальнейшего сотрудничества.

Есть и более утилитарные мотивы — в космосе привыкли всё дублировать, поэтому космонавт умеющий пилотировать два, а лучше три корабля повышает надежность всей станции и безопасности экипажа.

Если получится начальный околоземный этап, то может и случиться такое, на что в тайне надеются все космонавты, зажимая пальцы крестиком.

Луна.



Сейчас NASA решилось-таки двигаться к Луне и отложить Марс на потом. На саму Луну пока не собираются, зато планируют построить станцию Deep Space Gateway на окололунной орбите. Она будет в несколько раз меньше МКС, и не будет постоянно обитаемой. Если когда-нибудь вообще будет. Слишком часто NASA меняло планы за последние двадцать лет с приходом новой власти, не добравшись ни до Марса, ни до астероида.

Зато от предыдущих прожектов у NASA остались почти готовые сверхтяжелая ракета SLS и межпланетный корабль Orion. По задумке, они и станут основой окололунного строительства в 20-е годы.



Если строительство начнется, то в нем сможет поучаствовать и Россия, добавив один-два своих модуля. Проблема в том, что без тяжелой “Ангары-А5В”, которой не будет, даже если будет "Ангара-А5", доставить их к Луне российскими носителями не получится. Свою сверхтяжелую ракету Роскосмос начнет делать только после 25-го года, если найдутся на нее деньги в бюджете, а когда сделает и испытает, то вообще никто не скажет. Зато SLS сможет одним рейсом подкинуть к Луне и наш модуль и Orion.

И кто сможет пристыковать и подключить русский модуль?
Конечно тот, кто подберет нужные слова к изделиям отечественных инженерных умов!

Потом, когда-нибудь, появится российская сверхтяжелая ракета, на которой российский межпланетный корабль “Федерация” доберется до окололунной орбиты, а там, глядишь, и посадочную платформу сделают. Кстати, если использовать станцию, то получится сэкономить на массе и отправить на поверхность более тяжелый и просторный модуль, с луномобилем, можно даже колоду карт захватить...

В общем, есть о чем мечтать.



zelenyikot
Чтобы не пропускать новые посты, подпишитесь на мои страницы
в ЖЖ
Facebook
Вконтакте
Twitter.


Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot september 5, 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
Вы очень плохо представляете себе взаимодействие в рамках МКС. Там бартер везде.

полностью согласен, что я совершенно не представляю взаимодействие в рамках МКС.
да, там наверняка взаимоотношения в духе "ты мне - я тебе".
это нормальная практика в замкнутых системах.

но вот беда - запуски с земли, тем более посредством оплаченных контрактов частным компаниям находятся за рамками МКС.
и они имеют вполне конкретную стоимость за место и сопутствующие услуги, включая доставку, проживание и подготовку космонавта.
и когда поднимается вопрос в стиле "ты мне - я тебе" на земле, одновременно поднимается вопрос стоимости.

Запуски с Земли по программе МКС находятся в рамках МКС. Это госпрограмма и регулируется она не на рыночных условиях. Про поднятие стоимости на Земле вы придумали на ходу.

еще раз объясняю - я рассуждаю исключительно с точки зрения экономики.
ну потому что я экономист, в конце концов.
и американцы рассуждают исключительно с точки зрения экономики, иначе до сих пор летали бы себе на Space Shuttle.
да, все это госпрограмма, но в отличии от наших условий, она в штатах вполне себе регулируется на рыночных условиях.
поэтому - сколько там стоит место в союзе для американского космонавта?
если частные компании смогут предложить соразмерную стоимость доставки или даже дешевле - а тут вполне себе демпенгануть может тот же Маск с его многоразовостью.
даже если стоимость будет соразмерна - банально такой немаловажный момент, как старт со своей территории, без необходимости переться на другой конец планеты - это важный фактор.

то есть, поясняю очевидный факт - им нет никакого смысла продлевать контракт на доставку космонавтов союзами - впрочем развитие их пилотируемой программы демонстрирует это и без моих слов, они ее ради этого и начали.
и второй факт - если стоимость полета на союзе не будет значительно дешевле - им нет резона лететь на союзе.
потому что помимо банальной стоимости места, надо помнить что запуск своего корабля привносит еще и деньги в экономику, создает занятость и налоги.
поэтому, чтобы летать на союзах - ценник для американцев должен быть значительно ниже, чем полеты на их собственных ракетах.
бартер в этом контексте для них теряет всякий интерес.
продавать места на своих кораблях - да пожалуйста.
покупать или меняться на запуски на союзах? СМЫСЛ???

нет, я полагаю что в целях невнятного популизма они могут слетать по бартеру пару раз, но на этом все и закончится.
Время, короче говоря, покажет кто именно был прав сегодня.

когда собираетесь прогнать какую-нибудь пургу, не говорите, что Вы экономист. Ладно?

предметно постарайтесь выражаться.

мальчик, когда будешь всем во всеуслышание демонстрировать, что ты дебил, не упоминай, что ты экономист. Так понятнее?

дятел, ты что, не в состоянии понять, что с тебя спросили где ты тут пургу увидел?

Всё что вы придумываете от незнания фактов - пурга.

Это всё работает на свободном рынке эквивалентных продуктов. На МКС даже порты не совместимы.

стыковочные порты есть для всех типов кораблей, которые предполагается швартовать к МКС.
не вижу в чем проблема.
в их количестве?

Штучные продукты без возможности замены. Кооперация необходима для функционирования системы.

не вижу в чем проблема.

Российское экономическое образование?

я понимаю о чем вы говорите, но вы же говорите не о рынке, где можно реализовать монопольные преимущества.
ну вот просто нет там такого понятия как возможность ограничить доставку и ремонт компонентов чужого стыковочного порта.
опять же, на самой МКС тоже границ нет - все космонавты работают сообща обеспечивая жизнедеятельность станции.
не вижу причин, по которым российские космонавты не смогли бы работать на территории американского сегмента и наоборот.

Edited at 2017-09-27 09:47 am (UTC)

Вы спутали космонавта с уборщиком.

да ни в коей мере.
космонавт просто обязан знать как контролировать любой элемент станции отвечающий за ее функционирование, вне зависимости от его расположения.
он обязан знать ее устройство, иметь навыки ремонта ее компонентов.
а то случись что, останется в живых он один и без связи - и что он там будет делать без соответствующих знаний?

  • 1