?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Наши на не наших кораблях
zelenyikot


Сдержанная фраза Сергея Крикалева, оброненная на Международном астронавтическом конгрессе в Аделаиде, стала для многих настоящей сенсацией: оказывается наши космонавты готовятся к полетам, на американских космических кораблях Dragon от SpaceX, Starliner от Boeing и Orion от Lockheed Martin.

В оригинале было сказано: “после того как у американской стороны появятся собственные пилотируемые корабли, рассматривается возможность перекрестных полетов совместных экипажей как на российских, так и на американских кораблях” — цитирует Интерфакс.

Что же это значит?

Да, ничего сверхъестественного! Люди работают. Сотрудничество в космосе продолжается.

Первый полет советского космонавта на американском корабле состоялся еще в 1975 году, и тогда же американцы впервые полетали в “Союзе”. Речь, конечно же, про “Союз”-Apollo — совместный полет космических кораблей СССР и США. Уже тогда космос показал, что можно работать, и не только жать руки и меняться тюбиками, но и делать науку и обмениваться опытом, обогащая друг друга.



Потом, правда, совместные полеты долго не повторялись. Советский Союз предпочел катать “туристов” из стран Варшавского договора и других союзных режимов. Но технологический задел, который сделали NASA и Минобщемаш в 70-е пригодился в 90-е. Да, и сейчас потомки Андрогинно-периферийного агрегата стыковки АПАС-75 стоят на Международной космической станции, и даже на будущих кораблях NASA Starliner и Dragon. Да-да, в суперсовременных частно-космических кораблях США тоже есть российские детали с “Энергии”. Это называется “сотрудничество в освоении космоса”. И бизнес.

Что касается обменов креслами в космических кораблях, то они начались еще в 90-е.



В 1994 года тот же самый Сергей Крикалёв полетел на Space Shuttle, а по обмену в 1995 года американец Норман Тагард полетел на «Союз ТМ-21». За это его назвали первым американским космонавтом — еще не знали, что после 2011 года астронавты вообще исчезнут как вид и останутся одни космонавты: российские американские, европейские, японские… Особняком останутся только отверженные от МКС тайконавты.

За всю программу “Мир”-Space Shuttle, а потом МКС на шаттлах слетало 20 россиян, причем четверо по два раза, а Крикалев трижды. Какое-то время американцы держали паритет, но после свертывания программы Space Shuttle все участники МКС вынужденно пересели на российские “Союзы”. Сейчас уже 39 американцев воспользовались услугами Роскосмоса, пятеро — по два раза.

Впереди еще несколько лет полетов иностранцев с Байконура, независимо от того сделает NASA свои корабли или нет. Еще проплачен абонемент за полеты и есть резерв в несколько мест, полученных Boeing как компенсация долга за платформу Sea Launch. Но и после того, как полетят “иномарки”, никто не собирается запирать переборки между американским и российским сегментом станции. Из космоса границ не видно, поэтому политические игры остаются на поверхности, а наверху работа идет совместно.

Что дадут России полеты на кораблях SpaceX и Boeing?
Опыт, обмен компетенциями, изучение найденных технологических решений.

Что дадут NASA полеты россиян на кораблях SpaceX и Boeing?
Доверие международных партнеров, убедившихся в готовности дальнейшего сотрудничества.

Есть и более утилитарные мотивы — в космосе привыкли всё дублировать, поэтому космонавт умеющий пилотировать два, а лучше три корабля повышает надежность всей станции и безопасности экипажа.

Если получится начальный околоземный этап, то может и случиться такое, на что в тайне надеются все космонавты, зажимая пальцы крестиком.

Луна.



Сейчас NASA решилось-таки двигаться к Луне и отложить Марс на потом. На саму Луну пока не собираются, зато планируют построить станцию Deep Space Gateway на окололунной орбите. Она будет в несколько раз меньше МКС, и не будет постоянно обитаемой. Если когда-нибудь вообще будет. Слишком часто NASA меняло планы за последние двадцать лет с приходом новой власти, не добравшись ни до Марса, ни до астероида.

Зато от предыдущих прожектов у NASA остались почти готовые сверхтяжелая ракета SLS и межпланетный корабль Orion. По задумке, они и станут основой окололунного строительства в 20-е годы.



Если строительство начнется, то в нем сможет поучаствовать и Россия, добавив один-два своих модуля. Проблема в том, что без тяжелой “Ангары-А5В”, которой не будет, даже если будет "Ангара-А5", доставить их к Луне российскими носителями не получится. Свою сверхтяжелую ракету Роскосмос начнет делать только после 25-го года, если найдутся на нее деньги в бюджете, а когда сделает и испытает, то вообще никто не скажет. Зато SLS сможет одним рейсом подкинуть к Луне и наш модуль и Orion.

И кто сможет пристыковать и подключить русский модуль?
Конечно тот, кто подберет нужные слова к изделиям отечественных инженерных умов!

Потом, когда-нибудь, появится российская сверхтяжелая ракета, на которой российский межпланетный корабль “Федерация” доберется до окололунной орбиты, а там, глядишь, и посадочную платформу сделают. Кстати, если использовать станцию, то получится сэкономить на массе и отправить на поверхность более тяжелый и просторный модуль, с луномобилем, можно даже колоду карт захватить...

В общем, есть о чем мечтать.



zelenyikot
Чтобы не пропускать новые посты, подпишитесь на мои страницы
в ЖЖ
Facebook
Вконтакте
Twitter.


Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot сентябрь 5, 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
Интересно, а как?
Доставить на орбиту Марса ракету с достаточным количеством топлива?
Насколько я понимаю, для этого необходима просто астрономическая сумма денег, которая позволила бы кормить всех голодающих на Земле лет 100.

С Марсом проблем много. Начиная с того зачем именно сейчас это нужно. Притом даже не с возвращении проблема, а в онкологии. С существующими технологиями космонавты пробудут без защиты магнитного поля порядка двух лет. Статистики нет, пессимисты пишут о вероятности возникновения опухоли 0,6 и более. Плюс прочие последствия нахождения в невесомости.


Высадка на Марсе тоже та еще затея. Атмосфера на нем неплохо мешает космонавтам, но не защищает от излучения.


Если не путаю, то тот же Маск для начала предлагает снизить стоимость вывода груза на околоземную орбиту в несколько раз. И только потом стооить корабль.


Ну, как-то марсианская атмосфера все-таки защищает. Плюс защищает сам Марс, он обрезает половину лучей. Уровень радиации на поверхности Марса примерно соответствует МКС

Предположительно, за одно такое путешествие космонавт получит дозу, которая разрешена за всю карьеру. Это приблизительно на 5% увеличит риск заболеть раком

От вредоносного излучения Солнца нас защищает не атмосфера, а магнитное поле Земли, которое у Марса в 500! раз меньше. МКС летает не очень высоко и тоже находится под защитой магнитного поля.

Edited at 2017-09-27 12:16 pm (UTC)

Все не так, как кажется. Магнитное поле земли снижает уровень радиации всего лишь приблизительно втрое. От галактических частиц оно не защищает вообще никак.

~99% защиты обеспечивает атмосфера

Edited at 2017-09-27 12:26 pm (UTC)

Да, я погорячился.
Радиация бывает разной.
Однако от заряженных частиц (в основном это протоны, летящие от Солнца), Землю защищает именно магнитное поле.
От ультрафиолетового излучения Землю защищает озоновый слой, который у Марса в 3000! раз тоньше.
Атмосфера защищает от космических частиц высоких энергий. У Марса атмосфера существенно слабее чем на Земле
Так что Ваши 99% ну никак не получаются.

Edited at 2017-09-27 12:37 pm (UTC)

Я думаю, что защита от вредоносного излучения это далеко не самая сложная задача. Просто не надо бестолку шляться по Марсу, надо вырыть глубокую нору и оттудова не высовываться без крайней необходимости:)
Удешевление выводов груза на околоземную орбиту в несколько раз, конечно же удешивит этот проект, вместо 3 сикстиллионов получится всего один :)


Edited at 2017-09-27 12:05 pm (UTC)

> тот же Маск для начала предлагает снизить стоимость вывода груза на околоземную орбиту в несколько раз. И только потом стооить корабль.

Не совсем так, корабль (включающий в себя встроенную многоразовую вторую ступень) — это часть программы по снижению стоимости вывода.

Ну, я знаю два варианта, оба предусматривают производство топлива на Марсе

К первому вроде как склоняется НАСА, там на Марс садится первый корабль, с ядерным реактором и запасом водорода. С их помощью из СО2 непосредственно на Марсе посредством реакции Сабатье производится метан и кислород. Этим топливом заправляется второй корабль, уже с астронавтами, который прилетает через два года

Второй вариант у Маска. Большой корабль, привозит на Марс только источник энергии, без водорода. Производится добыча воды, ее электролиз, а затем все та-же реакция Сабатье.

Про эти варианты я знаю, однако реализация их, на мой взгляд, просто фантастична, по крайней мере в ближайшие десятилетия. А вот отправить желающих в один конец за очень большие деньги вполне возможно.

Я не вижу каких-то принципиальных причин, по которым Маск не сможет довести свой проект до конца.

Да у него и выбора особого нет. В течение года у него высвободятся производственные мощности и команда инженеров, создавших Falcon и Dragon. Их надо либо разогнать, сделав царский подарок конкурентам, либо чем-то занять.

Ресурсы есть, опыт есть, деньги на прокорм команды нужны те-же, что тратятся сейчас (а значит, они тоже есть). Только вот осетра урежет послезавтра, раза эдак в три, и начнет.

Насколько я знаю, для реализации этого проекта нужны такие деньжищи, которых нет не только у Маска, но и у всех существующих в наше время космоконтор суммарно. Кстати, в своей феерической презентации он как бы намекает на то, что нужны ну очень большие деньги. Команда у Маска не такая уж и многочисленная и она вполне может быть занята земными делами - совершенствованием и удешевлением космических запусков грузов на орбиту.

На презентации он называл сумму в 10 миллиардов на разработку. И это первоначальная, циклопическая вервия ITS. Новая должна быть существенно дешевле, с учетом того, что ее под существующие производственные мощности адаптируют

Что касается удешевления пусков, то план тут какой. К концу года они запускают Falcon-9 block 5, с межполётным интервалом 24 часа и на этом с первой ступенью заканчивают, удешевлять в ней больше нечего. Все начинает упираться в керосиновые двигатели и небольшой диаметр ракеты.

А следующим этапом удешевления пусков на околоземную орбиту должна стать уже полностью многоразовая ITS


*****************
Возможно, конечно, еще займутся возвращением второй ступени для Falcon Heavy, но это странный проект. Я так понимаю, сильно второстепенный. И в перспективе он будет сильно проигрывать ракете, которую делает Безос, поэтому нет смысла на него закладываться





Edited at 2017-09-27 12:46 pm (UTC)

>>Да у него и выбора особого нет. В течение года у него высвободятся производственные мощности и команда инженеров, создавших Falcon и Dragon. Их надо либо разогнать, сделав царский подарок конкурентам, либо чем-то занять.

О, вот и еще один "спец" по Маску нашелся! Не в HR у SpaceX, часом, работаешь? :D

P.S. Смешные тут комментаторы в общей массе (за редчайшими исключениями). "Искперт на искперте сидит и искпертом погоняет"... Ну, неужели так уж сложно хоть чуток умишком подумать?! "Выбора нет, разгонять"... Детский сад, подготовительная группа (вашу мать!)ю

Ну вот как это называется... прилетел, насрал, улетел? Такой вот признак интеллекта и взрослого поведения.

По теме-то есть что сказать?


  • 1