?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Клюква-7
zelenyikot


Я посмотрел “Салют-7” одним из первых, но выскажусь одним из последних. Уже было много оценок, и от космонавтов, и от журналистов и от популяризаторов космонавтики. Остается высказать только свое мнение.


Фильм не понравился. Мне довелось посмотреть его в одном зале с Виктором Савиных — космонавтом реально спасавшим реальный “Салют-7”. После фильма я подошел к Виктору Петровичу и сказал “Спасибо, что нашли мужество еще раз посмотреть это вместе с нами”. Наверняка он видел фильм уже не раз и ему было больно, но он терпел из уважения к собравшимся.

Сначала ложка мёда: графика космоса классная. Хорошо б с таким качеством Роскосмос рисовал обучающие документальные фильмы. Невесомость показали неплохо, не хуже “Гравитации”.



О хорошем всё. Теперь остальное.
Еще при просмотре у меня в сознании всплывало одно слово, которым можно вполне охарактеризовать весь фильм: “Клюква”. После просмотра, я проверил по вике:

Развесистая клюква (или под развесистой клюквой, раскидистая клюква, иногда просто клюква) — идиоматическое выражение, обозначающее вымыслы, ложные стереотипы, искажённые представления, вздорные и нелепые выдумки. Выражение обычно употребляется в язвительно-ироническом смысле, чаще всего о бытующих среди иностранцев домыслах о России и русских: о жизни, культуре, истории, языке и т. п.

Вот это всё про фильм “Салют-7”. Советская космонавтика, советское мировоззрение, советская власть нарисована именно так, как себе представляет стандартный среднеамериканский зритель. Русские космонавты бухают, курят, дерутся на орбите. В космических кораблях и станции всё ломается, летают тараканы, на сварных швах торчат 5-сантиметровые заусенцы, в ЦУПе все бьются в истерике от безнадеги и собственной бесполезности. Советская власть готова при любом удобном случае расстрелять своих, лишь бы не замарать международный авторитет и не выдать NASA секрет космического туалета. В финале отважные американцы летят на шаттле спасти мир от глобальной катастрофы, которая неминуема в случае падения станции, но русский Герой справляется сам, при помощи кувалды и друга-инженера. Стандартный голливудский фильм-катастрофа категории “Б”.



Если бы такое сняли в Голливуде, кино бы в России запретили к прокату, в Думе звучали гневные речи о тлетворном влиянии Запада, а у кинотеатров устраивали факельные шествия активисты движения “Космическое государство”.

Если оставить эмоции в стороне, надо отметить, что благодаря фильму многие зрители хоть приблизительно поймут как в космосе летают космические корабли, как они управляются и стыкуются. По технике нареканий множество (см. Приложение), но хоть в общих чертах можно сравнить с реальностью.



Звезды на дневном небе в фильме традиционно киношные. Это бич всего космического кино, и фантастического и исторического. Люди хотят звезды — им дают звезды, зато когда их не оказывается в реальных кадрах из космоса начинаются разговоры про павильон.

Моя главная претензия к фильму — это работа ЦУПа. Кажется начальник полета ничего не может и не знает, а остальные только под руку говорят или вообще статисты непонятно зачем. Космонавты сами стыкуются, сами всё чинят, сами спасают станцию. В этом плане другой отечественный космический фильм этого года “Время первых” на порядок выше: выявили проблему на борту, подняли чертежи, дали четкие инструкции как ее решить. Хотя по отношению к космонавтам — такая же клюква: бросить на орбите, лишь бы не достались китайцам.

В реальности космонавты это глаза и руки Земли, а управление станции и вся координация работы идет снизу. Сейчас это стало особенно существенно, когда связь с МКС обеспечена практически постоянно через спутники. Ранее, когда были короткие сеансы связи, космонавты вынуждены были решать многое на свое усмотрение и опыт, но координируя работу с ЦУП.

На встрече по случаю фильма, Виктор Савиных рассказал интересный факт: благодаря их работе на “Салюте-7” удалось освоить новую технику создания орбитальных станций. Их опыт показал, что необязательно орбитальный модуль станции полностью комплектовать на Земле перед стартом. Можно запускать его в “базовой комплектации” и заполнять оборудованием в ходе последующих рейсов снабжения. Космонавты способны выполнять сложные монтажные работы, а не только ремонтировать. Тем самым можно выигрывать в стартовой массе модуля и делать его более объемным или с дополнительным оборудованием. Вероятно этот опыт был использован в строительстве “Мира” и МКС, и будет востребован при строительстве окололунной станции. Разумеется, при просмотре фильма никто этого не узнает.

Конечно, алкоголь в космос привозили, даже сигареты и таракан возможны. И молоток в инструментах космонавтов имеется.



Но собрать всё это в один полет, это, мягко говоря, художественное преувеличение.

На самом деле, самой большой ошибкой создателей фильма стало всего одно предложение:



Если б не заявка на историчность был бы сносный экшен, про гипотетических героев-профессионалов в гипотетическую эпоху, типа “Укрощение огня”, “Экипаж” или “Семнадцать мгновений весны”. Но если заявил историческую драму, а показал клюкву, то получай по полной и на художественность свои ляпы не спишешь.

Приложение:
Технические ляпы “Салюта-7” (обновляется)
[Spoiler (click to open)]

Рабочее давление скафандра 0,4 атмосферы, поэтому прохудив его никак 0,7 не получишь.

Для компенсации утечки атмосферы в скафандре предусмотрен резервный запас кислорода. Вернуться успеешь.

При выходе женщин космонавтов нештатных ситуаций с риском для жизни не зафиксировано.

Дополнительные секции на третьей плоскости солнечных батарей поставили уже Джанибеков и Савиных после восстановления управления станцией.

Станцию “Салют-7” потеряли не из-за обстрела космическим мусором или метеоритами, а из-за ошибки управления в ЦУПе.

Вращение аварийной станции было гораздо медленнее и только по одной оси.

Стыковку с аварийной станцией произвели с первого раза.

Угроза падения станции существовала, однако никакого сравнения с атомным ударом быть не могло. В результате она действительно упала, и никто не пострадал. Хотя можно допустить, что желтые СМИ могли нагнать страху.

Габариты отсека полезной нагрузки Space Shuttle 18,6х4,65 м, а не 15х6 м, хотя габариты станции 14,4х4,15 м в теории позволяли такую погрузку, хотя пришлось бы “обрить” все внешние элементы и остановить вращение станции. Подобная гипотетическая возможность породила позорный конспирологический документальный фильм от Роскосмоса "Битва за Салют. Космический детектив" в лучших традициях РЕН ТВ, как американцы готовили похищение.

Похищение космической станции противоречит Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, который подписали США, Великобритания и Советский Союз 27 января 1967 года. Право собственности и юрисдикция на космические объекты сохраняется у запустившего.
“Челленджер”, стартовавший 29 июля 1985 года, во время проведения спасательной операции на “Салюте-7”, был оборудован обитаемым блоком SpaceLab в грузовом отсеке и наша станция там просто не поместилась бы.

Шаттлы на орбите открывали грузовой отсек для соблюдения теплового режима. Если створки закрыты, как в фильме, значит корабль идет на посадку.

Пожара на “Салюте-7” не было. Происшествие с загоревшейся кислородной шашкой происходило на “Мире” в 1997 году, но пожар удалось потушить на борту без разгерметизации станции.

Огонь в космосе распространяется не так как в фильме “Гравитация”, откуда создатели “Салюта-7” заимствовали идею с пожаром. В отсутствии вентиляции огонь использует весь кислород в окружающем воздухе и потухает, т.к. конвекция из-за разницы температур воздуха отсутствует.

Для выхода в открытый космос требуется подготовка в течение нескольких часов, когда космонавт дышит чистым кислородом, чтобы вывести азот из крови и избежать кессонной болезни при переходе на пониженное давление 0,4 атмосферы внутри скафандра.

Бленды звездных и солнечных датчиков делают из тонкой жести или пластика, т.к. их задача блокировать боковой солнечный свет, а не выдерживать выстрел из танка.



Ангелы в космосе не летают.

alien3 добавляет:
Станция в фильме была покрыта неправдоподобным количеством инея/льда. Предыдущий экипаж оставил «Салют» в штатном состоянии, никаких утечек воды из системы «Родник» не было (она просто замерзла). Небольшое количество воды из атмосферы конденсировалось на панелях до прилета экипажа, а потом, в те дни, когда он работал над восстановлением электропитания станции, в воздухе увеличивалась влажность из-за выделения воды с выдыхаемым воздухом и пóтом. Система кондиционирования, которая собирает воду из атмосферы, без электричества не работала, поэтому за панелями — там, где было холоднее, — скопилась вода. Изначально, напротив была нехватка воды для питья.

Скафандр, в котором экипаж выходил в открытый космос был скомпилирован из разных скафандров, так, на пульте одного из скафандров «Орлан-ДМ», в которых герои были снаружи станции, отчетливо виден зеленый ЖК-дисплей, который появился лишь несколько лет назад на скафандрах «Орлан-МК».



Во время стыковки в фильме экипаж не закрыл шлемы скафандров «Сокол», что нарушение не только инструкций, но и здравого смысла — спасательные скафандры используются на трёх этапах — выведение, стыковка и посадка, на случай разгерметизации корабля, в том числе из-за столкновения со станцией. Допустить, что опытный экипаж «забыл» закрыть шлемы нельзя, это у них на автоматизме.

anotherdriver
Проблем с нехваткой воздуха на "Салюте-7" не было.

Первый выход в космос был через 2 месяца после стыковки, и абсолютно штатный, как раз для установки дополнительных панелей.


zelenyikot

Читайте также:
Обзоры фильмов
"Марсианин",
"Интерстеллар",
"Последние дни на Марсе".

Чтобы не пропускать новые посты, подпишитесь на мои страницы
в ЖЖ, Facebook, Вконтакте, Twitter.


Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot september 5, 07:45 76
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

Просто нет слов как обидно за наших советских героев-космонавтов.

Раз уж начали "разрабатывать тему", то высосут все что можно.
"Время первых", где все космонавты старики, а Каманин изображен зомби, которому наплевать на людей, еще хуже.

(Deleted comment)

Технически - наверное.

Техника-то, небось, вся импортная...

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Значит правильно я не пошел, и пусть меня заклепочником называют..

Жду, когда появится на торренте. А вот "Матильда" - та ещё клюква.

Edited at 2017-11-03 05:26 am (UTC)

Судя по описаниям, "Матильда" не клюква (что уже обыденно для "исторических" фильмов), а лютый трэш.

(Deleted comment)
Меня больше всего покоробило отбивание датчика молотком. В невесомости мне кажется это бессмысленное занятие.
А вообще если бы в фильм не добавляли драмы и сняли в точности как все было, то фильм получился бы сухой и скучный и не собрал бы кассу.

вот - да.
Кино - это компиляция событий, даже если они случались в течение нескольких лет, их показывают за полтора часа.
как можно это в вину ставить?

Ну... Киношники... У них своё видение :)
Самый простой пример - что бы кофе выглядело как кофе, в чашку наливают кока колу.

Так это и в рекламах так. Реальная еда выглядит не фотогенично.

Удивляют претензии к фильму, снятому по критериям голливудского клюквопроизводства замешанному на антисоветчине и без антисоветчины не имеющему права га прокат в США, в недостаточной щепетильности в отношении следования историческим фактам и к идеологической невыдержанности в изображении реалий соответствующей эпохи.

У меня претензии к тому, что он снят "по критериям голливудского клюквопроизводства".

присоединяюсь.

-- советское мировоззрение, советская власть нарисована именно так, как себе представляет стандартный среднеамериканский зритель

Возможно, что это уже представление стандартного российского зрителя.

годы задувания в уши, через телик, всяких идиотским мифов о "великом и страшном ссср" дали эффект

Это же снимал канал "Звезда".
Подождите, еще снимут, что пиндосы прокололи шилом "Союз-11".

А также 1.
Потому что 1 это телефонный код великой омерики, и присваивать номера из единицев - это оскорбление великой нации.
На половину оскарика мы уже наработали, далее пусть сами. И поделиться не забудут, надеюсь.

Edited at 2017-11-03 02:14 pm (UTC)

ну, технические ляпы это людям в теме всегда обидно :) недавно смотрел фильм, там фоном летают самолеты, в общем, реактивные озвучивают звуком турбо-винтового и наоборот.

а based on a true story вообще перевели с английского дословно. это же "по мотивам", то бишь, необходимого для художественного фильма драматизма надо добавить.

в общем, надо посмотреть :) почитал ссылки в начале, заинтриговало.

//Похищение космической станции противоречит Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, который подписали США, Великобритания и Советский Союз 27 января 1967 года. Право собственности и юрисдикция на космические объекты сохраняется у запустившего.//

(задумчиво) Наверное, в принципе можно изыскать юридическую коллизию... Например, зафиксировать отделение от станции фрагмента (или спровоцировать таковое), и объявить, что раз станция фрагментируется, то исходным объектом уже не является, а становится космическим мусором и т.д. Но только если ОЧЕНЬ надо, потому что скандал неминуем...

На мусор юрисдикция тоже распространяется. Если этот мусор что-то повредит, спрашивать будут с запустившего.

"Звезды на дневном небе в фильме традиционно киношные" - в космосе бывает дневное и ночное небо?

Бывает разница в восприятии у людей и у камер в тени и на свету.

Весь этот "кино-экшн" принято называть постмодернизмом.
А какое кино не посмотришь, - это не постмодернизм, это - деградация.

"Люди хотят звезды — им дают звезды, зато когда их не оказывается в реальных кадрах из космоса начинаются разговоры про павильон."

так киношники стараются показать, как выглядит космос в глазах космонавтов, а не как выглядит космос на фотоснимках...

Космос в глазах космонавтов днем тоже без звезд.