zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Не одними ракетами
zelenyikot


Несмотря на провал в сфере коммерческих пусков, говорить о закате российской космической отрасли нельзя.

​В 2016 году Россия впервые за 13 лет уступила первенство по количеству ракетных запусков. В августе 2017 года «Роскосмос» оказался обойден всего одной американской компанией — SpaceX. И хотя в сентябре удалось вернуть преимущество, в зачете по странам лидерство утрачено. Такая ситуация у многих вызвала опасения за российскую космонавтику. Поэтому стоит разобраться в сегодняшнем значении «Роскосмоса» в освоении космоса.

Назначение запусков

Сокращение числа ракетных пусков имеет по большей части внешние причины, которые далеко не всегда говорят о проблемах «Роскосмоса». Кроме того, не стоит забывать, что ракета — это только «такси», на котором спутник или корабль добирается до рабочего места. Космическая деятельность начинается после отделения полезного груза от ракеты-носителя. Поэтому попытки оценить всю космонавтику только по количеству ракетных запусков приводят к однобоким результатам, не отражающим полную картину. Для более цельного восприятия требуется как минимум оценить назначение пусков.


Российские ракетные запуски можно разделить по нескольким направлениям: военные, гражданского назначения (научные и прикладные), коммерческие, иностранные некоммерческие и по пилотируемой программе. Стоит подчеркнуть, что такой спектр назначений весь XXI век имеет лишь Россия. У Китая есть пилотируемые запуски, но из-за санкций практически нет иностранных коммерческих заказов. Когда у США летали пилотируемые шаттлы, тогда не было коммерческих запусков; когда начался выход на коммерческий рынок, прервалась пилотируемая программа.

Далеко не все запуски «Роскосмос» осуществляет для себя. По сути, NASA и ESA частично вывели в Россию на аутсорсинг запуск своих гражданских и научных космических аппаратов, а также поддержание государственной пилотируемой программы. Тут российское ракетостроение удачно вписалось в мировое распределение космического труда. Это позволяло поддерживать работоспособность российской отрасли в годы бюджетного безденежья. Заодно некоторые дивиденды получала российская наука. На условиях «совместная наука за запуск» с 2003 года на российских ракетах были запущены европейские межпланетные станции Mars Express, Venus Express, ExoMars TGO, астрофизическая обсерватория Integral. Ряд запусков ESA оплачивает на коммерческих основаниях: например, в этом году «Рокот» запустил с Плесецка европейский геофизический спутник Sentinel-5P.

Пилотируемая программа остается важнейшим направлением деятельности «Роскосмоса». Ее значение еще возросло в 2011 году, когда США закрыли программу Space Shuttle и утратили возможность доставки экипажей на Международную космическую станцию (МКС). С тех пор пилотируемое обеспечение станции поддерживается исключительно российскими кораблями «Союз», на которых летают российские космонавты, американские, европейские и японские астронавты. Грузовое снабжение осуществляется совместно: ранее летали европейские грузовые корабли ATV, сейчас в США частные компании создали по заказу NASA грузовики Dragon и Cygnus, продолжаются редкие рейсы японского корабля HTV. Но три-четыре грузовых российских «Прогрессов» продолжают ежегодно совершать полеты на МКС.



Ракетный демпинг

Ко второй половине 2000-х дешевые российские ракеты заняли до половины мирового космического рынка. Благодаря капитальным расходам, покрытым еще советским государством, и низкой оплате труда стоимость на мировом рынке «Протонов» и «Союзов», конверсионных «Днепров» и «Рокотов» была запредельно низкой в сравнении с конкурентами. Единственным конкурентом в низком ценовом сегменте была также частично российская ракета «Зенит», производимая на Украине. Но «благодаря» дешевым «Протонам» и низкому росту спроса на рынке коммерческих запусков обанкротился международный проект Sea Launch, запускавший «Зениты» с плавучего космодрома в Тихом океане. Оставался только Land Launch с Байконура, и эти пуски считались российскими. Конверсионный российско-украинский «Днепр», запускаемый по программе утилизации баллистических ракет, вообще не имел аналогов по стоимости. Несмотря на украинское участие, «Днепры» запускались из России и тоже засчитывались ей.

Утрата позиций

В последние годы рынок коммерческих запусков пережил серьезный передел. Россия утратила прежние позиции по ряду внутренних и внешних причин.

Снижение качества производства «Протонов» повлекло ряд громких аварий в 2010-е, привело к многомесячным задержкам пусков и отзыву продукции для устранения брака. Как следствие — рост страховых ставок и утрата доверия коммерческих заказчиков. Усугубило ситуацию ухудшение отношений России и США. Санкционная война повысила риски запрета ввоза американской электроники, в том числе в составе готовых спутников, на территорию России. Подобные ограничения были во времена холодной войны и до сих пор распространяются на Китай. Россия пока не настолько разругалась с Америкой, но разговоры в 2014 году были, и разрядки с тех пор не наблюдается, поэтому у коммерческих заказчиков присутствуют обоснованные опасения, что запрет могут ввести в любой момент.

Обострение российско-украинских отношений поставило крест или как минимум привело к заморозке сотрудничества по «Зенитам» и «Днепрам», несмотря на их экономическую выгоду.

Внутренние проблемы «Роскосмоса» и политические разногласия между странами совпали с выходом на рынок молодой амбициозной американской компании SpaceX. Опираясь на господдержку и современные производственные технологии, грамотный маркетинг и позиционирование, SpaceX сумела невозможное — предложить ракету дешевле русской. Заказчики на мировом рынке тут же выстроились в очередь.



Отчасти «Роскосмос» сам виноват, что снижение интенсивности ракетных пусков тут же вызвало опасение за отрасль. Ранее при любом удобном случае чиновники подчеркивали: «Зато мы по ракетам впереди планеты всей». Теперь же не осталось даже этого козыря.

Приоритеты

Между тем в задачах «Роскосмоса» на первом месте стоит обеспечение государственных интересов в космосе. Это прежде всего выполнение заказов Минобороны и запуски в интересах «народного хозяйства». Аппараты гражданского назначения — это спутники связи, дистанционного зондирования Земли, науки, навигации (формально ГЛОНАСС — это военные спутники, но по своему характеру и открытости данных всему миру они гражданские).

Военных спутников в 2010-х запускается меньше, чем в первой половине 2000-х. Это кажется нехорошим симптомом, но высокая интенсивность военных пусков была связана с коротким периодом активной работы космических аппаратов. Не секрет, что до недавнего времени Минобороны продолжало использовать спутники-шпионы, снимающие на фотопленку и вырабатывающие ее запасы за несколько недель. Но сейчас им на смену приходят более долгоживущие цифровые системы.

Освоение космоса ассоциируется прежде всего с пилотируемой космонавтикой и гражданскими спутниками прикладного назначения. Здесь дела стали идти лучше — результат возросшего бюджетного финансирования отрасли с середины 2000-х годов. Запускаются спутники как для Минкомсвязи, так и для внутреннего коммерческого заказчика «Газпром космические системы». В последнюю пятилетку пополняется группировка спутников дистанционного зондирования Земли сериями «Канопус», «Ресурс-П» и «Метеор-М», запустили два геостационарных метеоспутника серии «Электро-Л» (хотя один уже вышел из строя).

В 2000-е «Роскосмос» реализовывал амбициозную программу формирования группировки навигационных спутников ГЛОНАСС. Для штатного функционирования системы по всему земному шару требуется 24 спутника. С учетом запуска резервных и замены вышедших из строя ГЛОНАСС вносила существенный вклад в статистику пусков в прежнее десятилетие. Без нее показатели гражданских запусков выглядели бы еще скромнее. Сейчас систему требуется лишь иногда пополнять, что обеспечивается единичными стартами.

Проблемы

В целом обзор запусков по назначению показывает, что в последние годы Россия даже увеличивает свое присутствие в космосе, по крайней мере в гражданской части. Динамика военных пусков тоже не показывает серьезного снижения. Заметный провал мы видим только в коммерческой деятельности. Для продолжения конкурентной борьбы в «Роскосмосе» прорабатывают модернизацию прежде популярного «Протона» и создание новой ракеты «Союз-5». При участии частной компании «С 7 Космические транспортные системы» появляется возможность возрождения ракеты «Зенит» и проекта Sea Launch.

Конечно, мы оставили за рамками немало проблем: растущее число аварий российских ракет, редкие запуски научных аппаратов и практически полное отсутствие автоматических межпланетных станций. Длительность активного существования спутников и их прикладное применение в интересах государства, экономики и бизнеса тоже оставляет желать лучшего. И все же российская космонавтика сохраняет возможности освоения космоса широким спектром автоматических аппаратов и кораблей различного назначения, важно только реализовать их.

Подготовлено для РБК.

zelenyikot

Чтобы не пропускать новые посты, подпишитесь на мои страницы
в ЖЖ
Facebook
Вконтакте
Twitter.


Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot december 8, 2016 07:51 25
Buy for 800 tokens
Я не только пишу о космосе, но могу и рассказать о любимых темах для широкой или узкой аудитории. За последние два года я уже провел несколько десятков лекций во многих городах России. Часто приглашают на фестивали науки, профориентационные мероприятия для студентов, на конференции и выставки.…

Почему-то в России "провал в коммерческой деятельности" не только в космонавтике.
Мы не умеем зарабатывать деньги?
Или не хотим?

Судя по количеству российских миллионеров "мы" исключительно хорошо умеем зарабатывать деньги

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Screened comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Снисходительное отношение к конкурентам в коммерции никогда не остается без последствий.

Предлагаете устраивать диверсии на ракетах Маска?)

> Сокращение числа ракетных пусков имеет по большей части внешние причины, которые далеко не всегда говорят о проблемах «Роскосмоса».

То, что Маск предлагает более дешевые пуски, а Россия попала под санкции из-за крымняша не отменяет застоя, а точнее даже регресса области. Кладовщица ушла в отпуск, и предприятие начинает выпускать дефектные двигатели -- это Кафка какая-то.

> NASA и ESA частично вывели в Россию на аутсорсинг запуск своих гражданских и научных космических аппаратов, а также поддержание государственной пилотируемой программы
> пилотируемое обеспечение станции поддерживается исключительно российскими кораблями «Союз»

Это все постепенно уходит в прошлое. Россия оказалась ненадежным партнером, к сожалению.

> Для штатного функционирования системы по всему земному шару требуется 26 спутников.

24 же.

Edited at 2017-11-23 05:23 am (UTC)

Всё рано или поздно уходит в прошлое. Надо учиться адаптироваться к новым условиям.

Спасибо, поправил, по ГЛОНАССу.

(Deleted comment)
Ну так "Протоны" тоже не просто так падать стали... проблемы профессионального образования дотянулись и до космоса... Кто на ЗиХе сейчас работает? Либо старики, либо неучи молодые, как я понимаю... технологии контроля сборки - тоже под вопросом...
А отсутствие качества услуги - хреновый аргумент в конкурентной борьбе...

А что слышно про Глонасс, он работает?)

(Deleted comment)
однако доля. и перспектива никакая.

Рассмотрим запуски в космос. Успешные запуски по годам:

2014. Россия - 31, Китай - 16, США - 22.
2015. Россия - 24, Китай - 19, США - 18.
2016. Россия - 18, Китай - 20, США - 22.
2017. Россия - 17, Китай - 11, США - 27 (год не закончился, еще что-то будет).

До нуля, конечно, российская рыночная доля не дойдет. Что-то останется, валютная выручка будет, но небольшая. А вы что думаете?

Edited at 2017-11-23 07:21 am (UTC)

Не смотря на то, что Вася давно не дышит, сердцебиение отсутствует, а на некоторых частях Васиного здорового тела копошатся черви, говорить о смерти Васи нельзя.

Я искренне надеюсь, что за эти гнойные высеры тебя хотя бы много платят.

Роскосмос не платит. Я стремлюсь к объективности от чистого сердца.

На фото СИЧ МИККА Восточного. Как думаете есть ли перспективы у этого космодрома, будет ли он приносить прибыль, и когда?
Строят огромную инфраструктуру для одного стартового стола, космодром превращается в долгострой который пожирает огромный бюджет. Каким количеством запусков можно выйти на самоокупаемость, с учетом того что много объектов не достроено и необходимо еще не один год вливать средства в Восточный только на стройку?

Я про это отдельно рассказывал: https://zelenyikot.livejournal.com/116801.html
Если коротко: Восточный выполняет политические задачи - демонстрирует и частично обеспечивает космическую независимость России от других стран (в первую очередь Казахстана). Но пока есть Байконур, и пока Казахстан не против присутствия России на Байконуре, с практической точки зрения Восточный не нужен.

Вы нам лучше расскажите, продолжают ли работники российской космической отрасли так же пьянствовать на работе, как и 10 лет назад.

А что им может помешать, нищенские зарплаты?


Не впечатляет. Незачот.

Очень хочется верить, российская космонавтика что-то может. Очень. И мне. А толку-то?

Может быть, всему виной - работающая бедность в российской космонавтике?

Может, всему виной то, что российским инженерам и квалифицированным рабочим, работающим в отраслях космонавтики, платят смешные удельные часовые/годовые доходы по меркам единого глобального рынка труда?

Не с чего платить больше.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
1). Слово "Ангара" в тексте отсутствует как класс.
2). О произошедшем за последние годы на "Хруничева" тоже ни слова.

Личное мнение: слишком слащаво.

Вам мало чернухи в жизни ?

Мы не обосрались, мы не обосрались, мы не обосрались....
Краткое содержание статьи зелёного кота.

Главная проблема российской космонавтики - это работающая бедность, низкие зарплаты обычных инженеров, программистов, квалифицированных рабочих на предприятиях. На эту тему есть вот такие материалы:

http://labor-union.wikia.com

И вот:

http://ttolk.ru/?p=8302

"Уровень зарплат в российской космической науке и индустрии" - прекрасный обзор. Прошлись, пожалуй, по всем предприятиям.

Сделаноунас пошатнулся.
Сколько там в космической отрасли людей надо будет на пособие посадить?
Какое сделано у нас следующее гикнется? Атомная отрасль? Надеюсь не неудачным взрывом на АЭС, лучше пусть заранее на профилактику закроются.

АЭС сейчас строить смысла нету никакого при дешевой нефти и газе, которые, видимо, упали в цене надолго, если не навсегда. Новых заграничных контрактов у Росатома нет. Впереди геморрой с остановкой и утилизацией отработавших свой срок энергоблоков. Перспективы, мягко говоря, не радужные.

Господин Дракон потерял одну голову для выравнивания линии фронта. © Е.Шварц.

Перевёл в запас жы!

Когда руководитель отрасли предлагает партнерам "прыгать на батуте", это при всем их нежелании, заставляет опасаться.
Как бы дешев, надежен и эффективен не был бы например российский двигатель, американцам придется создавать ему альтернативу.
И как бы не были доступны цены на запуск астронавтов "Союзами", но то, что цены задрали втрое, позволило Боингу и SpaceX получить средства на пилотируемые корабли.

Изменение положения России в миров разделении труда связано с непродуманными политическими и экономическими решениями.

> Изменение положения России в миров разделении труда связано с непродуманными политическими и экономическими решениями.

Скорее, это связано с работающей бедностью инженеров в России. Вспомнилась забавная статейка:

http://labor-union.wikia.com

Оттуда:

> ...простой русский инженер Андрей Перепелкин проживает на архипелаге Амвадж в государстве Бахрейн, а работает в соседнем государстве Саудовская Аравия инженером, проектирующим насосы для нефтяного промысла...

> Он проговорился, что стартовая з/п для таких инженеров у них - $15 000 в месяц. На этой прекрасной ноте олигархи Сечин и Миллер должны схватиться за сердце на своих яхтах. Ситуация такая: обычная компания в Саудовской Аравии готова простому русскому инженеру платить от $15 000 ежемесячно при стандартной 40-часовой рабочей неделе. А в месяц Рамадан рабочая неделя там составляет 30 часов.

?

Log in

No account? Create an account