zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Космические ожидания 2018 года
zelenyikot



Космонавтика в 2018 году обещает много интересного: новые большие и маленькие ракеты, новые корабли, новые межпланетные миссии, посещение астероидов, настоящий лунный ренессанс…
Рассказываем совместно с научно-популярным порталом N+1.

Ракеты

Falcon Heavy (SpaceX)

Пожалуй, самое крупное ожидаемое событие, к которому будет привлечено внимание всего мира, — это предстоящие в январе или феврале летные испытания сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy американской частной компании SpaceX.

Дата пуска в течение нескольких лет неоднократно переносилась и до сих пор не объявлена, хотя ракета уже устанавливалась на стартовом столе. Falcon Heavy, которая вдвое мощнее самой грузоподъемной ракеты современности, — Delta IV Heavy — должна запустить на межпланетную траекторию имитатор груза, на роль которого выбран личный электромобиль Tesla Roadster основателя SpaceX Илона Маска.



Falcon Heavy представляет собой развитие семейства ракет Falcon. Сверхтяжелая ракета собрана из трех первых ступеней ракет Falcon 9. Боковые ускорители готовящейся к пуску Falcon Heavy уже участвовали в космических запусках, были безопасно возвращены и подготовлены к новому пуску. Центральный блок сверхтяжелой ракеты близок по конструкции боковым, но имеет усиленную конструкцию с элементами креплений боковушек.

Все три блока рассчитаны на возвращение, что серьезно снижает грузоподъемность ракеты, хотя она сохраняет двукратное превосходство в грузоподъемности перед конкурентами и при этом стоит меньше большинства из них. Falcon Heavy оценивается в 90 миллионов долларов в многоразовом варианте, что вчетверо дешевле Delta IV Heavy, вдвое дешевле Ariane 5 и в полтора раза дешевле Atlas 5. Единственный конкурент Falcon Heavy в грузоподъемности — это «государственная» сверхтяжелая ракета SLS, которую производит консорциум американских компаний по заказу NASA. При этом один пуск SLS оценивается в миллиард долларов, а первый из них ожидается в 2019 году.

Пост на тему: Как Илон Маск обманул формулу Циолковского.

SS-520-4 (JAXA)



Экспериментальная сверхлегкая японская ракета должна вывести на низкую околоземную орбиту спутник массой около 3 килограмм. Первый пуск такой ракеты произвели в январе прошлого года, но он закончился неудачей. Хотя изначально японское космическое агентство JAXA не предполагало возвращаться к этому проекту, современный интерес к малым ракетам побудил его выделить еще три миллиона долларов и повторить попытку.

Пост на тему: Всемирная микроракетная лихорадка.

Electron (RocketLab)



Новозеландская частная космическая компания RocketLab на деньги американских инвесторов разработала сверхлегкую ракету для коммерческих запусков. Ракета должна выводить 200 килограмм на низкую околоземную орбиту, запланированная стоимость пуска — пять миллионов долларов.

Это ожидание уже реализовалось, пока я готовил пост:



RocketLab разработала ракетные двигатели собственной конструкции, провела их испытания по отдельности и в составе первой и второй ступени. В мае 2017 года компания предприняла попытку космического запуска имитатора полезной нагрузки, но пуск пришлось аварийно прекратить уже в космосе на этапе работы второй ступени. В начале 2018 года состояться второй тестовый пуск, на котором уже было несколько коммерческих спутников от двух заказчиков.

Космические корабли и станции

Dragon 2 (SpaceX)



Пилотируемый космический корабль для полетов астронавтов на низкую околоземную орбиту NASA заказывало компании SpaceX еще в 2014 году, стоимость программы Commercial Crew Development оценивалась в 2,6 миллиарда долларов. Еще ранее были проведены предварительные работы по пилотируемому кораблю, которые обошлись в полмиллиарда долларов. В стоимость разработки входит и создание скафандра для повышения безопасности космического полета.

Корабль должен обладать способностью доставлять на МКС до семи членов экипажа. По словам Илона Маска, полет корабля будет проходить в автоматическом режиме, хотя предусмотрена возможность и ручного управления. Корабль создается частично многоразовым — спускаемая капсула будет запускаться многократно.

Судя по всему, SpaceX по собственной инициативе создает не просто корабль для обслуживания околоземной станции, а закладывает возможности межпланетного перелета. Сюда входит длительный срок автономного полета — не менее недели — и возможность входа в атмосферу на второй космической скорости (около 11 километров в секунду). Илон Маск год назад объявил о готовности запускать космических туристов к Луне в Dragon 2 на ракете Falcon Heavy.

Пост на тему: Новая лунная гонка.

В 2018-м году ожидается первый запуск корабля в беспилотном режиме, и на самый конец года заявлен пилотируемый пуск, но скорее всего его перенесут на следующий год. Стоимость одного полета Dragon 2 на Falcon 9 с экипажем для государственного бюджета должна составить 405 миллионов долларов, что в пересчете на одного пассажира дает 58 миллионов. Таким образом, Илон Маск сдержал свое обещание доставлять астронавтов на станцию дешевле, чем это делает Роскосмос, цена которого для NASA сегодня составляет 81 миллион долларов за астронавта.

Starliner (Boeing)



Этот космический корабль производится в рамках той же программы NASA, что и Dragon 2, — Commercial Crew Development. Boeing точно так же создает частично многоразовый космический корабль для пилотируемых полетов к МКС, только суммарно за 4,8 миллиарда долларов. О возможности межпланетных полетов не объявлялось. Зато этот корабль сможет стать первым американским кораблем капсульного типа, который будет садиться на сушу, в отличие от всех предыдущих и последующих, которые спускаются в море.

Starliner должен обеспечивать полет на МКС до семи человек. Стоимость полета корабля для NASA составляет 654 миллиона долларов, или 94 миллиона за астронавта. Boeing рассматривает возможность использования Starliner не только по государственным заказам, но и частным, например для полетов к проектируемой частной коммерческой космической станции компании Bigelow Aerospace.

Запуск модуля МЛМ «Наука» («Роскосмос»)



Аббревиатура МЛМ означает «многофункциональный лабораторный модуль», но на место первой буквы в ней хочется подставить «многострадальный» — производство лабораторного модуля российского сегмента Международной космической станции началось еще в 1995 году, а полететь он должен был в 2011 году. Доработки и исправление заводского брака потребовали еще несколько лет.

Запуска «Науки» ожидает большое количество научных экспериментов и исследований, которые должны проводиться на МКС. МЛМ будет использоваться для проведения экспериментов, поддержания ориентации станции, стыковки пилотируемых и грузовых кораблей, транзита топлива от грузовиков «Прогресс». На внешней части модуля может размещаться дополнительное оборудование, плюс манипулятор European Robotic Arm. По текущим планам «Роскосмоса», модуль должен быть доставлен на МКС до декабря 2018 года тяжелой ракетой «Протон-М».

Пост на тему: Наука без "Науки" на МКС.
Эксперименты на людях в космосе.


Низкоорбитальный интернет

OneWeb (Qualcomm, Airbus, Virgin и другие)



Новый спутниковый оператор, который появился в 2014 году, планирует запуск низкоорбитальной спутниковой группировки для глобального интернет-вещания. В начале проекта количество спутников предполагалось от 648 штук, сейчас планируется более 2000. OneWeb основала группа компаний, в которую вошли производители электроники Qualcomm, производители аэрокосмической техники Airbus и Virgin, несколько венчурных фондов и даже Coca Cola. Один миллиард долларов вложил японский SoftBank.

Для производства такого количества спутников компании пришлось изменить все подходы к конструированию космической техники, которые выработали производители на сегодняшний день. Практически впервые спутники потребовалось производить в конвейерном режиме. В этом году предполагается совершить несколько пусков ракет, чтобы вывести первую часть группировки для проведения тестов бортовых систем спутников и наземных средств.

Пуски будут совершаться как средствами участников проекта — компанией Virgin Orbital, так и заказанными пусками у Arianspace, «Роскосмоса» и Blue Origin.

Посты на тему: Всемирный Wi-Fi ближе чем кажется.
Спутниковый интернет сегодня
.

Первый коммерческий пуск с «Восточного»



Две ракеты серии «Союз-2.1 б» должны запустить сначала 10, затем 32 спутника коммерческой компании OneWeb в конце года. Компания уже подписала соглашение с «Роскосмосом» на 21 «Союз», которые будут запущены с космодрома «Восточный» или с космодрома «Куру» во Французской Гвиане, через оператора Arianspace.

Межпланетная космонавтика

InSight (NASA)



Марсианский посадочный аппарат NASA должен отправиться к Красной планете в мае. Главная его задача — пробурить шестиметровую скважину и заняться изучением сейсмических волн и тепловых потоков, распространяющихся в недрах Марса.

Аппарат должен высадиться на равнине Элизий, которая достаточно удобна для безопасной посадки и близка к экватору, чтобы солнечные батареи аппарата смогли его питать несколько лет. Химических исследований или поиска жизни на такой глубине не предполагается, хотя пока рекордная глубина, до которой добирался марсоход Curiosity составляет 7,5 сантиметра.

BepiColombo (ESA, JAXA)



Целая группа автоматических межпланетных станций должна вылететь к Меркурию в октябре. Перелетный блок Mercury Transfer Module должен вывести на околомеркурианскую орбиту европейский спутник Mercury Planetary Orbiter и японский спутник Mercury Magnetospheric Orbiter. Аппараты займутся изучением поверхности и экзосферы ближайшей к Солнцу планеты — ее атмосферы, ионосферы, магнитного поля, и их взаимодействие с солнечным ветром.

Российский прибор МГНС (Меркурианский гамма- и нейтронный спектрометр), размещенный на европейском зонде, сможет определить некоторые химические элементы в коре планеты, в том числе радиоактивные, и заняться поиском воды в приповерхностном слое грунта. Правда, произойдет это нескоро — из-за сложности полета к Меркурию аппараты выйдут на орбиту планеты только к концу 2025 года.

Пост на тему: Знакомство и прощание с Меркурием.

Parker Solar Probe (NASA)



Еще ближе к Солнцу должен подобраться аппарат NASA. Солнечный зонд должен выйти на орбиту вокруг Солнца на экстремально близком расстоянии от звезды — около 6,5 миллиона километров, то есть почти в десять раз ближе Меркурия, над поверхностью солнечной фотосферы.

Аппарат погрузится в солнечную корону, чтобы изучить ее изнутри и установить процессы, которые становятся причиной выбросов солнечной радиации и солнечного ветра. От интенсивного облучения зонд будет прикрываться карбоновым композитным щитом. Старт ожидается ближайшим летом, а прибытие к Солнцу — в конце 2024 года.

Встреча астероида Рюгу и Hayabusa 2 (JAXA)



Японская автоматическая межпланетная станция, стартовавшая в 2014 году, должна прибыть к своей цели — астероиду Рюгу. 900-метровый астероид из околоземного семейства Аполлонов обнаружили в 1999 году. Он относится к распространенному типу углеродистых астероидов, в составе которых, кроме горных пород, присутствует большое количество углерода. Предполагается, что в породе Рюгу найдется какой-то процент воды.

В 2018 году произойдет сближение Hayabusa 2 с астероидом и его картографирование. В следующем году на поверхность будут сброшены взрывающийся импактор и прыгающий исследовательский зонд, созданный в Европе. Hayabusa 2 должна добыть несколько грамм астероидного вещества и вернуть на Землю к концу 2020 года.

Встреча астероида Бенну и OSIRIS-REx (NASA)



Похожая на Hayabusa 2 программа реализуется и американским зондом OSIRIS-REx. Даже цели у них примерно одинаковы: Бенну — тоже астероид группы Аполлонов, размером в полкилометра, только углерода в нем еще больше, чем у Рюгу. Ученые надеются добыть на нем породу с органическими соединениями, которые остались со времен формирования Солнечной системы и с которых, вероятно, началась и жизнь на Земле.

К августу OSIRIS-REx приблизится к астероиду на расстояние до двух миллионов километров и начнет процедуру сближения для научных операций — картографирования и спектрального зондирования. Процедура забора грунта ожидается в 2019 году, а возвращение зонда — осенью 2023 года.

Сближение MU69 и New Horizons (NASA)



Астероид (более правильное название «транснептуновый объект пояса Койпера») MU69 вращается на расстоянии около 6,5 миллиарда километров (44 астрономические единицы) от Солнца и станет самым дальним космическим телом, которое когда либо посещал космический аппарат землян.

Зонд NASA New Horizons летом 2015 года пронесся мимо Плутона и его спутников и на протяжении двух следующих лет передавал полученные снимки на Землю. Прямолинейную траекторию зонда, несущегося из Солнечной системы на третьей космической скорости, можно лишь слегка подкорректировать ракетными двигателями с небольшим запасом топлива. Поэтому телескоп Hubble специально высматривал подходящие объекты и нашел MU 69.

Транснептуновый объект, предположительно, имеет 30 километров в поперечнике и очень вытянутую форму, либо представляет собой двойную систему. Самое тесное сближение MU69 и New Horizons произойдет 1 января 2019 года, но первые снимки, сделанные с расстояния в несколько миллионов и даже сотен километров, мы сможем увидеть только осенью следующего года.

Пост на тему: Свидание с Плутоном.

Возвращение на Луну

Google Lunar XPrize



В этом году наступает кульминационный момент для участников конкурса Google по запуску частного лунохода на Луну. До конца марта коллективы разработчиков, претендующие на призовые 30 миллионов долларов, должны совершить запуск своих аппаратов.

К финалу вышло пять команд: Moon Express (США), SpaceIL (Израиль), HAKUTO (Япония), TeamIndus (Индия), Synergy Moon (международная). Для достижения цели некоторые команды-участники привлекли инвестиции, в несколько раз превышающие размер приза от Google, но на этом этапе деньги для них не главное — они рассматривают свое участие в конкурсе как первый шаг в деле коммерческого освоения дальнего космоса. Тем не менее, ряд команд все же столкнулся с нехваткой финансирования. Индийцам не хватает 20 миллионов долларов, израильтянам — около 10 миллионов.

Участников могут ждать и другие сложности. По неподтвержденной информации, индийская команда не готова к полету не только финансово, но и технологически — многие элементы системы еще не подготовлены и не прошли испытания, а контракт на использование ракеты PSLV, заключенный в 2016 году, на сегодня расторгнут.

У других команд не все хорошо с носителями. Так, Moon Express планирует запускать свой аппарат на ракете Electron, хотя ее возможностей не хватает, чтобы что-то существенное отправить на Луну, а Synergy Moon собирается лететь на ракете Neptune 1000, разработка которой находится в неопределенной фазе — она еще не проходила летные испытания, и ее старт к назначенному сроку маловероятен. Японская команда HAKUTO получила средства, необходимые для завершения проекта, но их полет на индийской ракете PSLV предполагается совместно с TeamIndus и находится под угрозой, если индийская команда не найдет необходимые средства.

Сейчас в прессе появляются сообщения, что ни один из финалистов Google Lunar XPrize не успевает к марту, а сам Google не планирует переносить финал, так, что участники могут остаться без приза несмотря на многолетние усилия. Но это не значит, что всё было напрасно, в мире появилось несколько компаний, желающих начать освоение Луны. Об этом расскажу еще отдельно.

Пост на тему: Как заработать на Луне и "Аполлоне".

Chandrayaan 2 (ISRO)



Индийское космическое агентство продолжает покорять Луну, намереваясь совершить первую в истории автоматическую посадку в приполярном регионе и спустить на поверхность небольшой луноход. Полюса Луны интересуют многих ученых из-за возможных залежей водяного льда или соединений гидроксильной группы.

Повышенное содержание водорода в приполярных областях обнаружил американский зонд Lunar Prospector в 90-е годы и уточнил российский прибор LEND на спутнике NASA LRO. Радар индийского зонда Chandrayaan 1 тоже определил в приполярных регионах возможные залежи водяного льда. Интерес к полюсам проявляет и «Роскосмос», однако отправка российских зондов серии «Луна» постоянно откладывается, так что ближайший запуск назначен на 2019 год.

Chandrayaan 2 должен стартовать в марте 2018 года и спустя несколько недель выйти на 100-километровую окололунную орбиту. На ней должен остаться орбитальный модуль, а спускаемый аппарат отправится на встречу с поверхностью. Спускаемый аппарат и луноход проработают всего пару земных недель — один лунный день, после чего ночной холод приведет к выходу их из строя. Орбитальный аппарат должен работать в течение года и снимать Луну в разных спектральных диапазонах, в том числе «дальнобойной» камерой с разрешением 25 сантиметров. Для сравнения, сейчас самые лучшие снимки Луны — разрешением 35 сантиметров — получил LRO, когда снимал место посадки Apollo 17.

Пост на тему: Луна после “Аполлона”: кто летает и как изучает.

Chang'e 4 (CNSA)



У Китая еще более амбициозная лунная программа. Запустив два лунных спутника в 2007 и 2010 годах и высадив луноход в 2013 году, китайская космонавтика планирует наращивать успех. В 2018 году планируются два запуска с целью доставки лунохода на обратную сторону Луны. Это будет уникальная посадка, не имеющая аналогов — ранее все садились на видимой стороне.

Пост на тему: Китайская Луна.

Для управления луноходом летом запустят орбитальный ретранслятор, и если запуск пройдет успешно и спутник будет работоспособен, то к концу года полетит и луноход. Технически он будет повторять проект Chang'e 3, только некоторые эксперименты и приборы будут иными. Любопытно, что в этот раз планируется провести биологический эксперимент с разведением мучных червей в условиях лунной гравитации. Предполагается, что личинки большого мучного хрущака могут стать основой для пищевого рациона будущих лунных поселенцев.

Подготовлено для научно-популярного портала N+1.

Об этих и других проектах мы поговорим 25 января в 19:30
В Музее космонавтики в Москве. Приглашаю всех интересующихся.



zelenyikot

Чтобы не пропускать новые посты, подпишитесь на мои страницы:
в ЖЖ, Facebook, Вконтакте, Twitter.


Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot december 8, 2016 07:51 25
Buy for 800 tokens
Я не только пишу о космосе, но могу и рассказать о любимых темах для широкой или узкой аудитории. За последние два года я уже провел несколько десятков лекций во многих городах России. Часто приглашают на фестивали науки, профориентационные мероприятия для студентов, на конференции и выставки.…

  • 1
претензия обоснованная

Да, ракета действительно не собрана из трех первых ступеней Falcon-9. Там, как минимум, еще есть и вторая ступень между центральным блоком и обтекателем. Конечно, не то чтобы это никто не знал... но уточнить и вправду можно было. Но только если уж придираешься к словам, не надо делать ошибок в словах

В американской традиции центральный блок называется первой ступенью, сверху на нем стоит вторая ступень, а по бокам -- два ускорителя

В советской традиции первой ступенью назвали бы два боковых ускорителя, второй ступенью -- центральный блок, а третьей -- то, что стоит на нем (вторая ступень по американской терминологии)

Нигде эту ракету не назвали бы собранной из двух ступеней. Либо две ступени и ускорители, либо три ступени.



Edited at 2018-01-23 07:28 am (UTC)

Я понимаю, что создателям ракеты далеко до Вас в правильном понимании названия ступеней.
Однако я уважаю их мнение и подход.
http://www.spacex.com/falcon-heavy
Там написано,
Three cores make up the first stage of Falcon Heavy.
что три части составляют первую ступень Falcon Heavy.
Пишите им.
Какие претензии ко мне. Не может быть никаких.
Я же не буду спорить с ними, я не такой умный и грамотный как Вы.

Edited at 2018-01-23 10:12 am (UTC)

и ровно в том-же тексте боковые блоки называются ускорителями :)

однако ОК, аргумент принят, был неправ

Ускорителями обычно называют твердотопливные движки. Если же по бокам те же самые двигатели, называть их ускорителями как минимум странно. Что они ускоряют?

У Delta IV Heavy похожая конструкция, и "те же самые двигатали по бокам" таки считаются ускорителями.

В моём понимании, отлчиие ускорителя от полноценной ступени в том, что он включается одновременно со следующей ступенью, а не сам по себе.

А ускоряют они центральную первую ступень.

В моём понимании, когда следующая ступень включается, предыдущая отбрасывается (зачем её тащить?) вместе с ускорителями на ней висящими. Нет? :)))

На самом деле, двигатели с одинаковыми характеристиками (тягой, например) не могут ускорять друг друга, а просто повышают общую грузоподъёмность, не более того.

Нет, ускорители сбрасываются раньше, чем ступень, на которой они висят. Их часто делают твердотопливными, потому что в случае ускорителя не так важен удельный импульс, как тяга. А сделать твердотопливный двигатель с большой тягой намного легче, чем ЖРД.

Смысл ускорителей в том, что они создают дополнительную тягу на начальном этапе работы первой ступени, пока в той еще много топлива и она еле-еле может поднять тяжелую ракету. Иногда на ракету вешают ускорители с разным временем работы, например два, которые отрабатывают и сбрасываются совсем быстро и еще три -- секунд на 20 позже.

В случае Falcon Heavy эффект достигается за счет регулирования тяги двигателей

На старте все три блока работают на полной тяге (ракета тяжелая, иначе не взлетишь), затем, по мере выработки топлива тяга двигателей центрального блока снижается, а боковые работают на полной тяге. Они вырабатывают топливо,сбрасываются и после этого двигатели центрального блока снова выходят на полную тягу. То есть по сути, боковые блоки выполняют ту-же функцию, что и ТТУ у других ракет



Edited at 2018-01-24 08:04 am (UTC)

Спасибо, Кэп Очевидность. :)))

а зачем двигателям ускорять друг друга?
и почему тяга двигателей не может складываться? у вас какая-то альтернативная физика?

А зачем вообще нужны ускорители? Подсказка: термин "ускоритель" пришёл из авиации, впервые их ставили ещё на поршневые машины.

Разумеется, тяга двигателей складывается, это увеличивает их грузоподъёмность, в первую очередь. Скорость тоже, ну, так же как на самолёте 2 двигателя лучше одного, но в 2 раза скорость самолёта от этого не увеличивается, поэтому 2-ой двигатель никто не называет ускорителем.

я ж говорю, у вас какая-то альтернативная физика - "два двигателя лучше одного", "в 2 раза скорость самолета не уувеличивается" .. извините, но не повторить бы вам школьный курс физики, а?

название "ускоритель" достаточно условно. например, БлокА комплекса Энергия иногда называют "боковым ускорителем", иногда - первой ступенью (соотвественно, БлокЦ иногда называют второй ступенью, а иногда - первой). по функционалу - блок А является аналогом ТТУ Шаттла. Но жидкотопливный.
В случае флакон-хэви боковые блоки отбрасываются раньше окончания работы первой ступени и разделения, поэтому их можно выделить в "ускорители". а можно и не выделять.
Опять же, у семейства Р-7 блоки Б, В, Г, Д считаются первой ступенью, а блок А- второй. но работать они начинают одновременно. поэтому БВГД можно было бы считать ускорителями, но исторически их считают первой ступенью, а блок А - второй.

По-моему, "ускоритель" должен ускорять. А эффективно это могут делать только твердотопливные движки с большой тягой. Например, у "Шаттла" - в 3 раза больше.

А вот у "Энергии" тяга 4-х боковушек больше всего примерно на 20%. Поэтому называть их "ускорителями" спорно. Не хочу сказать, что "Энергия" хуже (на самом деле, наоборот), просто "Шаттл" и "Буран-Энергия" при внешней схожести существенно различны по мммээээ... архитектуре.


У энергии общая тяга блоков А на уровне моря - примерно 740 тс*4=2960тс
у шаттла общая тяга ТТУ 2600 тс.
что чего на 20% больще - хз, если прямое деление дает 13%. видимо, математика у вас тоже какая-то отличающаяся от общепринятых, альтернативная...
поэтому спорны только ваши высказывания о "спорности"..
Различия "в архитектуре", как и причины этих различий - давно известны. и то, что "энергия лучше" утверждать столь же глупо, как "шаттл лучше" - сделав хорошую мину при плохой игре (не получилось в срок и в габаритах сделать двигатели), наши сделали дороже и одноразовей всю систему, но с ее помощью возможно запускать полезную нагрузку лишь с двигателями довыведения . у американцев и ТТУ, и маршевые использовались многократно - но без орбитера, на которых стояли маршевые, система не работала.

Ага, только у "Шаттла" - 2 ускорителя, а у "Энергии" - 4 боковушки. Кто бы говорил о математике. Говорят, даже вороны считают до 5.

ХЗ знает как прямое деление даёт точное число, если данные тяги приведены "плюс-минус". 20% - это максимум навскидку.

Чем "Энергия" лучше? Ну, хотя бы тем, что твердотопливные ускорители менее безопасны, что и подтверждено историей. Да, американцы по твердотопливным вырвались вперёд в своё время, это не секрет. Однако то, что хорошо для боеголовки, оказалось не очень хорошо для школьной учительницы.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account