zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Российская господдержка частной космонавтики США
zelenyikot


Роскосмос собирается закрыть производство ракеты “Протон”. Самый конкурентоспособный и самый доходный на внешнем рынке гражданский продукт, заработавший за двадцать лет до $10 млрд (4 годовых бюджета Роскосмоса) закрывается в рамках "программы финансового оздоровления Центра им. Хруничева". “Протон” закрывается чтобы освободить дорогу ракете “Ангара” — экологически чистой, но неконкурентоспособной на мировом рынке ракете.


Конечно отказ произойдет не сразу, обещают выполнить все сегодняшние контракты, хотя их не так уж и много. Т.е. пару лет “Протон” еще полетает, но потом всё. Фактически это означает, что Роскосмос полностью уходит с мирового рынка запуска геостационарных спутников — самой денежной части рынка коммерческих космических запусков, на котором всего 9 лет назад Россия занимала до 60%.

Мировой коммерческий космический рынок развился в 90-е и 2000-е годы во-многом благодаря дешевым российским ракетам. То есть голодающие постсоветские инженеры на технологическом заделе СССР создали условия для развития космических услуг по всему миру так, что сегодня коммерческие космические компании на телекоммуникации, навигации, съемке Земли в год зарабатывают примерно в четыре раза больше чем все государства мира ежегодно тратят на космос. В 2010-е на этот развившийся рынок пришел американский предприниматель Илон Маск, который cумел предложить ракету чуть дешевле и чуть надежнее русских. До сегодняшнего дня он сумел снять неплохой слой сливок с рынка запусков, но сегодня Роскосмос вообще отказывается от конкуренции и сдается без боя.



Единственная ракета в мире, которая могла бы почти наравне конкурировать с самой современной и частично многоразовой ракетой Falcon 9 Block 5 — это “Протон Средний”, который без госфинансирования и в инициативном порядке разрабатывался в агонизирующем Центре им. Хруничева. “Ангара” на такое неспособна в принципе.

Отказ от “Протона” объясняется экономией. Центр им. Хруничева погряз в долгах, которые частично пытается погасить за счет продажи московской территории предприятия. Сейчас идет перевод производственных мощностей в Омск. Московские площади Центра им. Хруничева сокращаются, кадры урезаются вдвое, а оставшиеся промышленный площадки заполняются оборудованием “эвакуированным” с освобождаемых под жилую застройку площадей. Средств и ресурсов на сборочную линию “Протона” в Омске, кажется не хватило. Дополнительно теперь можно сэкономить забросив пусковые площадки “Протонов” на Байконуре. Казахстан с радостью воспримет прекращение пусков ядовитой-гептиловой ракеты, которыми там давно недовольны, но пока терпят.

В перспективе, закрытие “Протона” ведет к уходу России с Байконура совсем. Уже закрывается “Гагаринский старт”. Казахской стороне передаются две пусковые площадки “Зенитов” по программе Байтерек. С 2014 года закрыт проект конверсионной ракеты “Днепр” из-за разногласий с Украиной. После отказа от “Протона” на Байконуре останется одна действующая пусковая площадка для ракеты “Союз-2”. То есть из космического порта, который сегодня позволяет запуски всех типов полезных нагрузок на все типы орбит, Байконур вернется к функционалу 1961 года: запуск пилотируемых околоземных кораблей и низкоорбитальных спутников ракетой средней грузоподъемности “Союз”. А после завершения пилотируемой программы МКС в 2024 году космодром можно просто закрыть за ненадобностью — стартовые столы “Союза” есть и на Плесецке, и на Восточном.

С отказом от “Протона” Россия потеряет доступ к геостационарной орбите для своих тяжелых спутников, и “Ангара” сможет заменить его только через 3-4 года, т.е. на это время Роскосмос не только теряет коммерческие перспективы, но и ставит под угрозу государственную задачу сохранения доступа в космос.

Принятие решения о закрытии “Протона” сложное, но вынужденное. Эта ракета, которая сегодня имеет низкую цену за счет отработанности технологии и низкой оплаты труда, и востребована на мировом и внутреннем рынке. Правда из-за подпорченной статистики аварийности имеет высокую процентную ставку по страховке, и проигрывает Falcon 9. “Протон” создается по устаревшим технологиям, имеет токсичное дорожающее топливо, и запускается только с Байконура, т.е. его пуски зависимы от политического климата в отношениях России с Казахстаном. По предыдущим планам Роскосмоса “Протон” должен был летать до 2025 года, хотя нет никаких видимых причин останавливаться на этом году.

С другой стороны “Ангара” — “экологически чистая” (точнее, просто не токсичная) ракета, которая находится только в экспериментальном производстве, имеет более сложные и дорогие двигатели, требует летных испытаний, и в полтора-два раза дороже “Протона”. Под “Ангару” построена только одна пусковая площадка в Плесецке, с которой невозможны пуски тяжелых геостационарных спутников нынешней версией “Ангары”. Возможно увеличение ее грузоподъемности примерно в полтора раза за счет водородной ступени — теперь такую ракету называют “супертяжелый вариант”, хотя он в полтора раза будет уступать ракете Falcon Heavy. Либо потребуется строительство стартового стола под “Ангару” на Восточном. Такие планы были, но стройка “второй очереди космодрома Восточный” задерживается. Высокая цена строительства и урезание бюджетов сначала вынудила Роскосмос отказаться от одного из планируемых двух стартовых столов для “Ангары”, а потом расходы на строительство решили переложить на Минобороны. Сегодня уже можно забыть прежнюю характеристику Восточного как “первого гражданского космодрома России”.



Получается экономия на “Протоне” мнимая — перенести производство и сохранить стартовые столы выйдет дешевле, чем осваивать серийное производство с нуля и строить новые пусковые площадки. Проблема в том, что Роскосмос не может отказаться от “Ангары” поскольку слишком долго убеждал всех вокруг и самого себя в ее выгоде для будущего отечественной космонавтики. Ставка на “Ангару” — это попытка сэкономить дважды: отказаться от накладных расходов на “Протон” и переложить расходы на стартовые столы и летные испытания “Ангары” на Минобороны, которому больнее всего отказ от геостационарных пусков хотя бы на год. Это воплощение нынешнего стремления Роскосмоса снизить расходы и повысить доходы, чего от него давно все требуют. К сожалению, этот “бизнес-план” практически исключает попытки конкурентной борьбы на внешнем рынке и замыкает Роскосмос на государственном заказе.

Зато отказ от “Протона” освобождает возможности для российских частников. Например, компания S7 Space намерена активно выходить на внешние рынки с восстановленным "Зенитом" или будущей ракетой “Союз-5” производства РКК “Энергия” или даже многоразовой ракетой “Союз-5 SL” собственного производства. Отказ от “Протона” выгоден S7, поскольку освобождает долю рынка. Хотя сейчас бизнес компании заблокирован тем же Роскосмосом из-за его неготовности продавать компоненты для российско-украинской ракеты “Зенит”, которую S7 Space могла бы запускать сегодня. Вариант запускать с морской платформы S7 Space что-то кроме “Зенита” или будущего “Союза-5” исключен по техническим причинам.

Кажется пока никто не рассматривает возможность отдать “Протон” частникам, хотя определенный смысл в этом есть. Производство “Протона Среднего” почти налажено, производственные мощности есть, кадры есть, пусковые площадки есть, все необходимые международные соглашения есть, рынок есть. Если бы в России появился частник, готовый инвестировать $300-500 млн в собственный ракетный бизнес и продолжать конкурентную борьбу на мировом рынке, то возможно Роскосмос согласился бы уступить ему заслуженную, но ставшую ненужной ракету вместе с производством и пусковыми площадками.

zelenyikot

Вы можете поддержать выход новых постов в блоге через сервис Patreon, оформив ежемесячную спонсорскую поддержку от 60 р., которая будет автоматически списываться после однократной регистрации. Через Facebook это довольно просто patreon.com/zelenyikot (Кнопка Become a Patron).

Там же можно поддержать развитие моего сообщества Открытый космос в соцсетях: https://www.patreon.com/ruspacelive

Другие способы оказать поддержку.


Чтобы не пропускать новые посты, подпишитесь на мои страницы:
в ЖЖ, Facebook, Вконтакте, Twitter.

Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot june 20, 08:50 197
Buy for 800 tokens
Закончился важный период в моей жизни, связанный с частной космической компанией Dauria Aerospace. С апреля 2013 года я там работал специалистом по связям с общественностью. Мы ездили на Байконур на запуск нашего спутника, проводили пресс-конференции, организовывали встречи с журналистами,…

Не будет «Протона», а будет ли «Союз-5»?
Очень странные решения принимаются сейчас в отрасли...
ЦиХ ведь важен ещё, как производитель крупных, в том числе базовых модулей для орбитальных станций. Школа будет потеряна окончательно. :-(

А он сейчас может модули?

помнится мне, некоторое время назад, автор заметки постил прямо противоположное по сути.
что то вроде "все хорошо прекрасное маркизо, а остальное что не хорошо - то зло пыхатели"

хотя может склероз меня не подводит и постил не автор а кто то другой

зы. вот гулглом рыть не буду. мне достаточно моих ощущений

Просто тогда Роскосмос маркетинговые бюджеты на блогеров выделял, а сейчас - нет.

Перевел 300 р на карту.
Протон жалко.

Ну да, а потом национализируют :-D Хитрый план роскосмоса

А Собянин отдает пощади Хруничева под коммерческую застройку жильем.
Производство, понимаешь, из города "выводят". ЗИЛ "вывели", АЗЛК "вывели", Войкова, Фрезер, МЭЛЗ и пр.
Заменят мышцы и мозги жировой тканью, причем НЕБЕСПЛАТНО.

Если бы в России появился частник, готовый инвестировать

Вы про ракеты, а между тем, Прохоров отказался от Ё-мобиля. Хотя казалось бы: рынок автомобилей в меньшей степени зависит от политики. Покупатели - не государство, не крупные фирмы, а простые люди. Им не надо давать откаты. Риска меньше. Но всё равно в России не создан конкурентоспособный на мировом рынке автомобиль. Автомобиль проще, чем ракета.

Если даже автомобиль не разработан, то что говорить о создании ракеты. В России об этом можно мечтать. А реализовать можно, например, в США. Как это сделал Илон Маск. Странно: США - страна возможностей, Россия - нет.

Tesla - в США, а не в России.
SpaceX - в США, а не в России.

На самом деле ракета проще. Ракета и проще технологически, и стоит дешевле, разница только в объеме рынка. Машин в год покупают миллионы, а ракет - штуки.

С таким руководством Роскосмоса что-то перспективное можно сделать только случайно. Надо думать, мечтать, жить для развития человечества, а не для личной выгоды.

Думаю, что такое руководство сделает все возможное чтобы не допустить подобных случайностей. Уж чего-чего, а тащить и не пущать наши чиновники умеют.

А если думать и мечтать о развитии человечества, то можно ненавязчиво ради блага будущих поколений несколько миллионов людей превратить в радиоактивный пепел.

Рискну предположить, что существуют некие большие риски, которые неизвестны широкой публике, связанные именно с доступом к Байконуру - где расположены пусковые площадки Протонов

Да нет никаких рисков. Есть только один риск - сжимающийся не от хорошей жизни бюджет Роскосмоса, который вынуждал скидывать с воза сначала всё ненужное, а сейчас уже по живому резать начали.

Запуск «Днепров» гораздо раньше 2014 года перенесли в позиционный район Ясный.


Перенесли, но теперь и там всё законсервировано.

ой ой ой как все плохо то

и за что тока денег жертвовал.
ну Кот ну е.... т.. м...

что это за дерьмо ?
достойное журналамеров ?
"Зато отказ от “Протона” освобождает возможности для российских частников. Например, компания S7 Space намерена активно выходить на внешние рынки с восстановленным "Зенитом" или будущей ракетой “Союз-5” производства РКК “Энергия” или даже многоразовой ракетой “Союз-5 SL” собственного производства. Отказ от “Протона” выгоден S7, поскольку освобождает долю рынка. "

какой плять с7 какие плять пуски, да еще активно да еще на восстановленном зените ?

ВСЕ что несут тупые е...ны из с7 это лютый бред и треш

поддерживать своим "авторитетом" что за этим говном от с7 есть хотя бы крупинка чего то стоящего ? это за гранью.
фу таким быть.

нда. как в интернетах говорят - дизлак и отписка.
такая говно публицистика нам не надо.
если захочу что бы мне в лицо нассали пойду телевизор посмотрю
про многоразовый союз-5.

За S7 стоят деньги и желание, сочетание уникальное в нынешних условиях. Что будет потом - посмотрим, но их амбиции мне нравятся. Должна же оставаться хоть какая-то надежда.

"Если бы в России появился частник, готовый инвестировать $300-500 млн в собственный ракетный бизнес".

А ещё могут прилететь инопланетяне и всем помочь.

Последнее реальнее.

«Все сегодняшние контракты» это один?


Несколько пусков OneWeb. Ну и федеральный ЭкзоМарс-2020 не забывайте.

Себестоимость производства 1 УРМ Ангары неизвестна, а значит тема (не)конкурентоспособности Ангары - гадание на кофейной гуще в общем-то.
Но.
Из расчета 10 пусков Протона: 10 пусков Ангары-А5 = 50 УРМов, это хорошая серия.
Ангара имеет резервы развития - перелив топлива, КВСК/КВТК.
Ангара имеет перспективы повышения серийности - легкий и средний варианты А1 и А3.

Подозревается, что на самом деле проблема Ангары - социальная. Нужно волевым усилием убить не только Протон, но и грузовой Союз. Другими словами - разогнать большую толпу народа и зарезать священную корову.

Пока летают "Союзы" про А1 и А3 можно забыть. Десять А5 в год откуда взять? Минобороны хорошо если 3 даст.

Западные заказы на Протон принесли конечно много денег - но вот больше ли чем стоит его производство и запуск?

Там всё окупалось и приносило прибыль.

Ничего они в омске не построят.там кадров мало.и там вокруг везде омск.


Вы так сейчас сказали "Омск", словно это что то плохое дыра какая то!

А там, между прочим, даже тролейбусы ходят.

Омск.jpg

Эвфемизм про "из-за разногласий с Украиной" развеселил.

Эти эвфемизмы не от хорошей жизни. За прямой текст вполне реально и поплатиться.

?

Log in

No account? Create an account