?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Демпинг Маска: миф или реальность
zelenyikot


В Роскосмосе распространено мнение, что коммерческие успехи компании SpaceX объясняются исключительно господдержкой и искусственно заниженной ценой на ракеты — демпингом. Компания Илона Маска оставила Роскосмос практически полностью без коммерческих заказов на тяжелые ракеты, поэтому оправдание приходится искать в происках Пентагона, Госдепа или ЦРУ. Пора отделить факты от домыслов и узнать в чем секрет коммерческого успеха SpaceX.

Космическая компания SpaceX появилась в 2002 году и к настоящему моменту совершила 67 пусков ракет своей разработки и производства. Из них среднего и тяжелого классов 62 штуки. Заказчиками выступает космическое агентство США NASA, Пентагон, коммерческие и государственные компании и агентства других стран. Официально обнародованной коммерческой ценой запуска полезной нагрузки ракетой Falcon 9 является $62 млн, куда входит как стоимость ракеты так и работы по обеспечению запуска. Фактически это самая выгодная цена на мировом рынке для тяжелых ракет, поэтому популярность SpaceX вполне очевидна. Реальная стоимость коммерческого контракта может колебаться от $55 млн (скидка около 10% на экспериментальные пуски) до $70 млн за тяжелую или сложную нагрузку. В исключительных случаях ракеты летели и в три раза дешевле.

SpaceX наиболее прославился разработкой ракеты с многоразовой первой ступенью. Заявленная цель многоразовых ракет — снижение стоимости в десять раз, но пока удалось сбить цену примерно в полтора раза.



Главный конкурент Falcon 9 на мировом коммерческом рынке — российская ракета «Протон-М». В стремлении сохранить клиентов в 2015 году на него снизили цену с $100 до $65 млн, но это уже не помогло. «Протон-М» проигрывает в страховых ставках, которые поднялись из-за высокой аварийности и сегодня вчетверо превышают страховку на пуске Falcon 9: 12% против 3%. Ситуация усугубляется политическим обострением в отношениях США и России и санкционной войной. Также SpaceX проводит активную рекламную кампанию продвигая свои ракеты как средство упрощающее доступ в космос благодаря многоразовости и открывающее дорогу на Марс.

Государственные заказчики SpaceX — NASA и Пентагон — платят за пуски дороже. Запуск по программе CRS для снабжения грузами Международной космической станции оплачивается NASA в сумме $133 млн. В эту сумму входит и ракета, и грузовой космический корабль, и обеспечение запуска. Стоимость грузового космического корабля Dragon не разглашается, но если сравнить аналогичные показатели по российским «Союз»/«Прогресс»/запуск: (1,2 млрд руб/0,8 млрд руб./0,6 млрд руб.), то можно сделать вывод, что цена ракета+запуск составляет примерно 2/3 от общей стоимости. В такой пропорции NASA платит за Falcon 9 около $90 млн. Сходную сумму мы видим в отдельных контрактах NASA на запуски космических аппаратов: $82-87 млн. Стоимость части выполненных контрактов Пентагона не разглашается, однако две цены мы можем узнать из контрактов на запуски спутников GPS: $82,7 млн и $96,5 млн, и автоматическую станцию DSCOVR за $97 млн.

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, объясняя коммерческие успехи Илона Маска заявил, что Пентагон платит SpaceX $150 млн за запуск, и это дает возможность компании занижать стоимость коммерческих контрактов. По мнению главы российского ведомства, только демпинг Маска, оплаченный из кармана американских налогоплательщиков, оставляет Роскосмос без клиентов. Звучит логично, если не учитывать, что SpaceX выполнила всего четыре военных запуска. Даже если предположить, что информация главы Роскосмоса о стоимости контрактов Пентагона верны, всё равно существенного влияния на бизнес Маска они не окажут.



Всего по программе NASA COTS и CRS выполнено 18 пусков, научные аппараты NASA запущены двумя ракетами, Пентагон оплатил 4 пуска, и 37 ракет пущено по коммерческим контрактам (за исключением 1-го неудачного). Получается средняя цена около $72 млн. что не сильно отличается от рыночной стоимости, и значительно ниже $100 млн «Протона-М», которые были самой низкой ценой до выхода SpaceX на рынок тяжелых ракет.

Пуски Falcon 9


Государственная поддержка SpaceX выражается не только в контрактах. Компания активно эксплуатирует государственные стартовые комплексы на Мысе Канаверал и авиационной базе Ванденберг, откуда осуществляет запуски, в том числе и коммерческие. ВВС США и NASA заключили со SpaceX контракты на аренду, которые включают в себя поддержание работоспособного состояния, строительство и модернизацию в интересах коммерческой компании. О стоимости аренды информации нет, и, судя по всему, ее либо вообще нет, либо она незначительна. Для государственного собственника это снятие с себя части расходов на те же задачи, плюс поддержание своего частника, который создает новые возможности и повышает в том числе и государственный потенциал.

Предоставление государственной инфраструктуры частному оператору США точно так же не является оправданием для коммерческих неудач Роскосмоса. Ведь российские ракетостроители точно так же не содержат Байконур или Восточный, для этого есть Федеральная целевая программа «Развитие космодромов» и финансируемый за счет бюджета Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры. Да и убытки космических предприятий России компенсируются за счет бюджета.

Получается, что в США государственная поддержка Илона Маска оказывается удобным инструментом для завоевания мирового рынка, и Роскосмос не в состоянии справиться с этой конкуренцией располагая всей государственной космонавтикой и всеми инструментами государственной поддержки.

Ситуацию обостряет еще тот факт, что в России госконтракты значительно менее выгодны чем в США. Норма прибыли для госпредприятия Роскосмоса по госконтракту составляет считанные проценты, и только на коммерческих заказах можно «наесть жирок». Попытка продажи «Протона-М» российскому Министерству обороны за $100 млн стала бы основанием уголовного дела о нецелевом расходовании бюджетных средств. Реальная стоимость пуска «Протона-М» по госзаказу составляет около $53 млн. Поэтому-то Маск и вызывает бурю эмоций у российских ракетостроителей, что может получать госконтракты в полтора раза выгоднее чем коммерческие. С точки зрения Пентагона или NASA эти контракты все равно намного выгоднее всего, что есть на внутреннем рынке США, поэтому их не смущают даже $97 млн за ракету, ведь ближайшая альтернатива — Atlas 5 — обойдется в $160 млн.

Вместо того чтобы пересказывать друг другу мифы о демпинге Илона Маска, нашим ракетостроителям стоило бы принять реальность. Де факто это уже произошло, только вместо серьезной конкурентной борьбы за потребителя Роскосмос решил сдаться без боя. Иначе никак нельзя объяснить тот факт, что единственный рыночный конкурент Falcon 9 — облегченный вариант «Протона» фактически закрыт так и не начавшись. Россия еще пытается бороться за спрос на легкие и средние ракеты, но практически полностью сдала самый денежный рынок геостационарных пусков. Глава Роскосмоса обещает вернуться с обновленной «Ангарой», через несколько лет, но экономических перспектив у этой ракеты еще меньше чем у «Протона».

zelenyikot

Финансово поддержать выход новых материалов можно через сервис Patreon.
Другие способы
оказать поддержку.

Чтобы не пропускать новые посты, подпишитесь на мои страницы:
в ЖЖ, Facebook, Вконтакте, Twitter.


Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot september 5, 07:45 73
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

Все просто. Если Маск выиграл (а он уже выиграл) конкуренцию у РК, значит и он как менеджер и его ракеты лучше, чем менеджеры и ракеты РК.
Меньше, чем через год, он забирает себе пилотируемые запуски, и зачем после этого нужен РК, вообще не ясно.

Скушал и не подавился.
Браво.

А его не посадят? Все-таки под следствием чувак.


США, фактически, запретили европейцам запускать космические аппараты, в которых содержатся американские комплектующие, на российских ракетах-носителях
http://expert.ru/2014/04/29/podstavili-soyuznikov/
https://ria.ru/world/20140428/1005830350.html

Edited at 2018-10-04 12:29 pm (UTC)

Разве санкции это новость для РФ? Не далее как вчера ваш президент Путин сказал, что "пусть вводят все санкции сразу". Что вы жалуетесь?

и не читать нельзя, и почитаешь - тошно становится

Я бы лучше и не сказал.

В прошлом году Комаров с АвтоВаза подписал бумаги с НАСА по прилунным воротам в дальний космос.
В этот год послали мужика лоскутова, который известен только какими-то скандалами в Приднестровье и он сказал, что вообще не надо РФ этого вашего Гейтэвея.

Путин впал в маразм

Идиота пиарщика Рогозина назначили рулить космической отраслью.
Вчера идиота Полтавченко назначили рулить судостроением.

Путин уже в маразм впадать начал, только приближенных назначает, вместо профессионалов

1 RuHavoc Expand
Можно ещё вспомнить, как долго и с каким трудом Маск добивался контрактов от военных.

Ага. Долгое время мне казалось, что его туда в принципе никогда не пустят, "всё поделено".

Но добился; и уронил цены в разы. (Наверное, демпингует у военных за счет сверхдоходов на коммерческом рынке, лол.)

Как-то вы по-белоленточному недушескрепно.

Ничо, зато докладчик метнулся к гоблинцу, отработал телом свою слабину, так сказать.

Значит, на Марс, все-таки, по графику? Отлично!
Еще удачно за мошенничество не закрыли, значит, все получится!

Виталий спасибо!

Давно ждал такой материал.

Я давеча не выдержал и полез поучать ребят из проекта Alpha Centauri - потому что в ответ на околесицу Рагозина они начали нести ответную пургу.

А тут - все сухо, четко и по делу.

Сразу видна разница в классе - Виталий разделал под орех.


Edited at 2018-10-04 01:02 pm (UTC)

информация интересная, но еще интереснее было бы понять, как самому стать Маском

Учиться, мрачно вджобывать, но делать это в стране без госкапитализма в стиле Муссолини. Хошь эту аккуратно меняй, хошь другую ищи.

Честно говоря, мне не понятно, в чем проблема предложить пуски по цене Минобороны - 53 млн. $.
При таких раскладах цена будет дешевле спейсх же.

Это почти себестоимость. Т.е. прибыль в единицы процентов. Жаба давит привыкли две-три цены снимать с контракта.

Что-то за последнюю неделю третья статья в ЖЖ восхваляющая Маска. Похоже на проплаченный заказ!!! Только не пойму, госдепа или сам Илон забашлял... Вата, как думаете?

Они не думают, они вещают!

И что имеем в сухом остатке?

1) Маск снизил цену запуска чуть более чем на четверть. С протоновских 100 до 72.
При этом для госбюджета Протон стоит 53, т.е. дешевле Маска. Т.е. себестоимость у Маска видимо либо сравнима с Протоном, либо немногим ниже.

2) Есть сильные подозрения, что основной части снижения цены Маск добился не многоразовостью и прочими "3д принтерами", а банальным созданием маленькой фирмы с одним заводом. В отличии от конкурентов, которым надо таскать ракету в процессе изготовления туда-обратно и содержать десятки тысяч рабочих и толпу менеджеров.
Т.е. типичный пример эффективности преимущества среднего бизнеса над большими корпорациями.

"маленькой фирмы с одним заводом"
И сколько делает пусков такая "маленькая" конторка?

с сайта спейс-х убрано упоминание о прибыльности. так что говорить о том, что пуски продаются по рыночной стоимости не корректно. компания может и демпинговать, живя на деньги инвесторов. тем более, что таких примеров масса. и у самого маска тоже

Ну, прямо скажем, про прибыльность Роскосмоса мы уж точно ничего не знаем. Хотя, учитывая нищенские по сравнению со СпейсХ зарплаты специалистов и льготы от РФ там должно зашкаливать.

Какого коэффициента многоразовости удалось достичь на текущий момент? где-то 1.5? Едва ли оно покрывает издержки.
И десятиразовое использование уже сам Маск опроверг. Сказав на какой-то из конференций, что флаконы вплоть до конца эксплуатации РН слетают в среднем где-то по 2-3 раза. При том что когда-то и про 40 раз болтали. Получается как в анекдоте "...и не выиграл, а проиграл".

> Сказав на какой-то из конференций, что флаконы вплоть до конца эксплуатации РН слетают в среднем где-то по 2-3 раза.
Найти вы эти слова, конечно, не сможете. Говорил он совершенно другое.

@elonmusk
SpaceX will prob build 30 to 40 rocket cores for ~300 missions over 5 years. Then BFR takes over & Falcon retires. Goal of BFR is to enable anyone to move to moon, Mars & eventually outer planets.
4:37 - 13 мая 2018 г.

а сколько у Маска заказов на Хеви?

SpaceX на своём сайте сообщает, что четыре
https://www.spacex.com/missions