?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Демпинг Маска: миф или реальность
zelenyikot


В Роскосмосе распространено мнение, что коммерческие успехи компании SpaceX объясняются исключительно господдержкой и искусственно заниженной ценой на ракеты — демпингом. Компания Илона Маска оставила Роскосмос практически полностью без коммерческих заказов на тяжелые ракеты, поэтому оправдание приходится искать в происках Пентагона, Госдепа или ЦРУ. Пора отделить факты от домыслов и узнать в чем секрет коммерческого успеха SpaceX.

Космическая компания SpaceX появилась в 2002 году и к настоящему моменту совершила 67 пусков ракет своей разработки и производства. Из них среднего и тяжелого классов 62 штуки. Заказчиками выступает космическое агентство США NASA, Пентагон, коммерческие и государственные компании и агентства других стран. Официально обнародованной коммерческой ценой запуска полезной нагрузки ракетой Falcon 9 является $62 млн, куда входит как стоимость ракеты так и работы по обеспечению запуска. Фактически это самая выгодная цена на мировом рынке для тяжелых ракет, поэтому популярность SpaceX вполне очевидна. Реальная стоимость коммерческого контракта может колебаться от $55 млн (скидка около 10% на экспериментальные пуски) до $70 млн за тяжелую или сложную нагрузку. В исключительных случаях ракеты летели и в три раза дешевле.

SpaceX наиболее прославился разработкой ракеты с многоразовой первой ступенью. Заявленная цель многоразовых ракет — снижение стоимости в десять раз, но пока удалось сбить цену примерно в полтора раза.



Главный конкурент Falcon 9 на мировом коммерческом рынке — российская ракета «Протон-М». В стремлении сохранить клиентов в 2015 году на него снизили цену с $100 до $65 млн, но это уже не помогло. «Протон-М» проигрывает в страховых ставках, которые поднялись из-за высокой аварийности и сегодня вчетверо превышают страховку на пуске Falcon 9: 12% против 3%. Ситуация усугубляется политическим обострением в отношениях США и России и санкционной войной. Также SpaceX проводит активную рекламную кампанию продвигая свои ракеты как средство упрощающее доступ в космос благодаря многоразовости и открывающее дорогу на Марс.

Государственные заказчики SpaceX — NASA и Пентагон — платят за пуски дороже. Запуск по программе CRS для снабжения грузами Международной космической станции оплачивается NASA в сумме $133 млн. В эту сумму входит и ракета, и грузовой космический корабль, и обеспечение запуска. Стоимость грузового космического корабля Dragon не разглашается, но если сравнить аналогичные показатели по российским «Союз»/«Прогресс»/запуск: (1,2 млрд руб/0,8 млрд руб./0,6 млрд руб.), то можно сделать вывод, что цена ракета+запуск составляет примерно 2/3 от общей стоимости. В такой пропорции NASA платит за Falcon 9 около $90 млн. Сходную сумму мы видим в отдельных контрактах NASA на запуски космических аппаратов: $82-87 млн. Стоимость части выполненных контрактов Пентагона не разглашается, однако две цены мы можем узнать из контрактов на запуски спутников GPS: $82,7 млн и $96,5 млн, и автоматическую станцию DSCOVR за $97 млн.

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, объясняя коммерческие успехи Илона Маска заявил, что Пентагон платит SpaceX $150 млн за запуск, и это дает возможность компании занижать стоимость коммерческих контрактов. По мнению главы российского ведомства, только демпинг Маска, оплаченный из кармана американских налогоплательщиков, оставляет Роскосмос без клиентов. Звучит логично, если не учитывать, что SpaceX выполнила всего четыре военных запуска. Даже если предположить, что информация главы Роскосмоса о стоимости контрактов Пентагона верны, всё равно существенного влияния на бизнес Маска они не окажут.



Всего по программе NASA COTS и CRS выполнено 18 пусков, научные аппараты NASA запущены двумя ракетами, Пентагон оплатил 4 пуска, и 37 ракет пущено по коммерческим контрактам (за исключением 1-го неудачного). Получается средняя цена около $72 млн. что не сильно отличается от рыночной стоимости, и значительно ниже $100 млн «Протона-М», которые были самой низкой ценой до выхода SpaceX на рынок тяжелых ракет.

Пуски Falcon 9


Государственная поддержка SpaceX выражается не только в контрактах. Компания активно эксплуатирует государственные стартовые комплексы на Мысе Канаверал и авиационной базе Ванденберг, откуда осуществляет запуски, в том числе и коммерческие. ВВС США и NASA заключили со SpaceX контракты на аренду, которые включают в себя поддержание работоспособного состояния, строительство и модернизацию в интересах коммерческой компании. О стоимости аренды информации нет, и, судя по всему, ее либо вообще нет, либо она незначительна. Для государственного собственника это снятие с себя части расходов на те же задачи, плюс поддержание своего частника, который создает новые возможности и повышает в том числе и государственный потенциал.

Предоставление государственной инфраструктуры частному оператору США точно так же не является оправданием для коммерческих неудач Роскосмоса. Ведь российские ракетостроители точно так же не содержат Байконур или Восточный, для этого есть Федеральная целевая программа «Развитие космодромов» и финансируемый за счет бюджета Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры. Да и убытки космических предприятий России компенсируются за счет бюджета.

Получается, что в США государственная поддержка Илона Маска оказывается удобным инструментом для завоевания мирового рынка, и Роскосмос не в состоянии справиться с этой конкуренцией располагая всей государственной космонавтикой и всеми инструментами государственной поддержки.

Ситуацию обостряет еще тот факт, что в России госконтракты значительно менее выгодны чем в США. Норма прибыли для госпредприятия Роскосмоса по госконтракту составляет считанные проценты, и только на коммерческих заказах можно «наесть жирок». Попытка продажи «Протона-М» российскому Министерству обороны за $100 млн стала бы основанием уголовного дела о нецелевом расходовании бюджетных средств. Реальная стоимость пуска «Протона-М» по госзаказу составляет около $53 млн. Поэтому-то Маск и вызывает бурю эмоций у российских ракетостроителей, что может получать госконтракты в полтора раза выгоднее чем коммерческие. С точки зрения Пентагона или NASA эти контракты все равно намного выгоднее всего, что есть на внутреннем рынке США, поэтому их не смущают даже $97 млн за ракету, ведь ближайшая альтернатива — Atlas 5 — обойдется в $160 млн.

Вместо того чтобы пересказывать друг другу мифы о демпинге Илона Маска, нашим ракетостроителям стоило бы принять реальность. Де факто это уже произошло, только вместо серьезной конкурентной борьбы за потребителя Роскосмос решил сдаться без боя. Иначе никак нельзя объяснить тот факт, что единственный рыночный конкурент Falcon 9 — облегченный вариант «Протона» фактически закрыт так и не начавшись. Россия еще пытается бороться за спрос на легкие и средние ракеты, но практически полностью сдала самый денежный рынок геостационарных пусков. Глава Роскосмоса обещает вернуться с обновленной «Ангарой», через несколько лет, но экономических перспектив у этой ракеты еще меньше чем у «Протона».

zelenyikot

Финансово поддержать выход новых материалов можно через сервис Patreon.
Другие способы
оказать поддержку.

Чтобы не пропускать новые посты, подпишитесь на мои страницы:
в ЖЖ, Facebook, Вконтакте, Twitter.


Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot september 5, 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
Все просто. Если Маск выиграл (а он уже выиграл) конкуренцию у РК, значит и он как менеджер и его ракеты лучше, чем менеджеры и ракеты РК.
Меньше, чем через год, он забирает себе пилотируемые запуски, и зачем после этого нужен РК, вообще не ясно.

Скушал и не подавился.
Браво.

А его не посадят? Все-таки под следствием чувак.


Так вот одна надежда и осталась

Никакого следствия уже нет, они с SEC договорились на штрафе $40 млн и уходе Маска с председателя совета директоров Tesla (при этом должность CEO у него осталась).

Наши зажрались, это раз, аварийность выросла это два, и самое главное это пока холодная война между Западом и Россией, естественно огромная господдержка Маска существует, и если даже наши снизят цены в два раза по сравнению с Маском, всё равно Маск останется с заказами а наши будут простаивать, политика однако и война на истощение, это три. Аварийность, это следствие халтуры на наших сборочных предприятиях, снижение профессианализма наших сборщиков, учились то по тестам, то есть так себе, плюс начальники росскосмоса воруют немеряно. Вывод прост, нужен руководитель всеми этими делами типа Берии, с широчайшими полномочиями карать и награждать на месте, не отходя от кассы так сказать, что бы халтурщики и жулики тряслись от страха. А так при теперешней болтологии всё гниёт потихонечку, и окончательно сгниёт. А Рогозин просто трепло.

Уже закончили - ничего серьезного.

не посадят, он же памятник
это мулька для народа, чтоб волатильность на фондовом рынке создать
максимум что могут сделать сместить, даже не сместить, а подвинуть немного...

Edited at 2018-10-05 05:12 am (UTC)

Пепка, прыгни!

Бля, вова ! там Крымский мост падает, а ты тут над каким то илоном маском и роскосмосом паришься ))))

для выскочек давно изобрели Новичек

Упрощают в талого только идиоты.
Дьвявол всегда деталях, поэтому нормальные люди, имеющие желание разобраться - разбираются в деталях. Что мы и наблюдаем в этой статье. Виталий, как всегда, доступно разъясняет.
Рогозин, как обычно, показывает свою полную несостоятельность.
Роскосмос, как обычно, винит госдеп и пилит бабло.

Нефиг было дрючить морально устаревший "Протон" и платить копейки работникам космической отрасли. Но мы Русские ждём до последнего. Как говорится: "Пока гром не грянет..." - гром грянул, а теперь хоть закрестись.
Есть одно НО, как раз в Том, что мы Русские - есть все перспективы (мы в Жопе и даже тут есть несколько вариантов выбраться) создать либо адекватный ответ, либо развивать альтернативную перспективу ракетным запускам.

По поводу США - совсем недавно (по моему в прошлом году или чуть позже) читал - что США остались без ракет для космических полётов =) (Ох, уж как мы были самоуверенны - по крайне мере журналисты).
США адекватно более богатая и развитая страна, чем Россия, мы сможем обогнать их в том случае, если государственная (чиновьчья) коррупция сойдёт на нет. Сколько бабок было отмыто при строительстве последнего космодрома? Сколько народу посадили?

Всё в наших руках.

РК просто госкорпорация, как и любая ей подобная, она неповоротлива, архаична и тп. В статье же дано, что РК запускает по гос ценам ракеты по 55 млн, НАСА по 150 млн, то есть в сравнении с основным конкурентом она более чем актуальна.
В свою очередь выдержать конкуренцию с частной компанией, намного сложнее, что на протяжении 20-ого века доказывалось постоянно.

anyway you must do shit out at your own face

Глубоко лижешь, правильно. Мало ли что.

  • 1