?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Демпинг Маска: миф или реальность
zelenyikot


В Роскосмосе распространено мнение, что коммерческие успехи компании SpaceX объясняются исключительно господдержкой и искусственно заниженной ценой на ракеты — демпингом. Компания Илона Маска оставила Роскосмос практически полностью без коммерческих заказов на тяжелые ракеты, поэтому оправдание приходится искать в происках Пентагона, Госдепа или ЦРУ. Пора отделить факты от домыслов и узнать в чем секрет коммерческого успеха SpaceX.

Космическая компания SpaceX появилась в 2002 году и к настоящему моменту совершила 67 пусков ракет своей разработки и производства. Из них среднего и тяжелого классов 62 штуки. Заказчиками выступает космическое агентство США NASA, Пентагон, коммерческие и государственные компании и агентства других стран. Официально обнародованной коммерческой ценой запуска полезной нагрузки ракетой Falcon 9 является $62 млн, куда входит как стоимость ракеты так и работы по обеспечению запуска. Фактически это самая выгодная цена на мировом рынке для тяжелых ракет, поэтому популярность SpaceX вполне очевидна. Реальная стоимость коммерческого контракта может колебаться от $55 млн (скидка около 10% на экспериментальные пуски) до $70 млн за тяжелую или сложную нагрузку. В исключительных случаях ракеты летели и в три раза дешевле.

SpaceX наиболее прославился разработкой ракеты с многоразовой первой ступенью. Заявленная цель многоразовых ракет — снижение стоимости в десять раз, но пока удалось сбить цену примерно в полтора раза.



Главный конкурент Falcon 9 на мировом коммерческом рынке — российская ракета «Протон-М». В стремлении сохранить клиентов в 2015 году на него снизили цену с $100 до $65 млн, но это уже не помогло. «Протон-М» проигрывает в страховых ставках, которые поднялись из-за высокой аварийности и сегодня вчетверо превышают страховку на пуске Falcon 9: 12% против 3%. Ситуация усугубляется политическим обострением в отношениях США и России и санкционной войной. Также SpaceX проводит активную рекламную кампанию продвигая свои ракеты как средство упрощающее доступ в космос благодаря многоразовости и открывающее дорогу на Марс.

Государственные заказчики SpaceX — NASA и Пентагон — платят за пуски дороже. Запуск по программе CRS для снабжения грузами Международной космической станции оплачивается NASA в сумме $133 млн. В эту сумму входит и ракета, и грузовой космический корабль, и обеспечение запуска. Стоимость грузового космического корабля Dragon не разглашается, но если сравнить аналогичные показатели по российским «Союз»/«Прогресс»/запуск: (1,2 млрд руб/0,8 млрд руб./0,6 млрд руб.), то можно сделать вывод, что цена ракета+запуск составляет примерно 2/3 от общей стоимости. В такой пропорции NASA платит за Falcon 9 около $90 млн. Сходную сумму мы видим в отдельных контрактах NASA на запуски космических аппаратов: $82-87 млн. Стоимость части выполненных контрактов Пентагона не разглашается, однако две цены мы можем узнать из контрактов на запуски спутников GPS: $82,7 млн и $96,5 млн, и автоматическую станцию DSCOVR за $97 млн.

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, объясняя коммерческие успехи Илона Маска заявил, что Пентагон платит SpaceX $150 млн за запуск, и это дает возможность компании занижать стоимость коммерческих контрактов. По мнению главы российского ведомства, только демпинг Маска, оплаченный из кармана американских налогоплательщиков, оставляет Роскосмос без клиентов. Звучит логично, если не учитывать, что SpaceX выполнила всего четыре военных запуска. Даже если предположить, что информация главы Роскосмоса о стоимости контрактов Пентагона верны, всё равно существенного влияния на бизнес Маска они не окажут.



Всего по программе NASA COTS и CRS выполнено 18 пусков, научные аппараты NASA запущены двумя ракетами, Пентагон оплатил 4 пуска, и 37 ракет пущено по коммерческим контрактам (за исключением 1-го неудачного). Получается средняя цена около $72 млн. что не сильно отличается от рыночной стоимости, и значительно ниже $100 млн «Протона-М», которые были самой низкой ценой до выхода SpaceX на рынок тяжелых ракет.

Пуски Falcon 9


Государственная поддержка SpaceX выражается не только в контрактах. Компания активно эксплуатирует государственные стартовые комплексы на Мысе Канаверал и авиационной базе Ванденберг, откуда осуществляет запуски, в том числе и коммерческие. ВВС США и NASA заключили со SpaceX контракты на аренду, которые включают в себя поддержание работоспособного состояния, строительство и модернизацию в интересах коммерческой компании. О стоимости аренды информации нет, и, судя по всему, ее либо вообще нет, либо она незначительна. Для государственного собственника это снятие с себя части расходов на те же задачи, плюс поддержание своего частника, который создает новые возможности и повышает в том числе и государственный потенциал.

Предоставление государственной инфраструктуры частному оператору США точно так же не является оправданием для коммерческих неудач Роскосмоса. Ведь российские ракетостроители точно так же не содержат Байконур или Восточный, для этого есть Федеральная целевая программа «Развитие космодромов» и финансируемый за счет бюджета Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры. Да и убытки космических предприятий России компенсируются за счет бюджета.

Получается, что в США государственная поддержка Илона Маска оказывается удобным инструментом для завоевания мирового рынка, и Роскосмос не в состоянии справиться с этой конкуренцией располагая всей государственной космонавтикой и всеми инструментами государственной поддержки.

Ситуацию обостряет еще тот факт, что в России госконтракты значительно менее выгодны чем в США. Норма прибыли для госпредприятия Роскосмоса по госконтракту составляет считанные проценты, и только на коммерческих заказах можно «наесть жирок». Попытка продажи «Протона-М» российскому Министерству обороны за $100 млн стала бы основанием уголовного дела о нецелевом расходовании бюджетных средств. Реальная стоимость пуска «Протона-М» по госзаказу составляет около $53 млн. Поэтому-то Маск и вызывает бурю эмоций у российских ракетостроителей, что может получать госконтракты в полтора раза выгоднее чем коммерческие. С точки зрения Пентагона или NASA эти контракты все равно намного выгоднее всего, что есть на внутреннем рынке США, поэтому их не смущают даже $97 млн за ракету, ведь ближайшая альтернатива — Atlas 5 — обойдется в $160 млн.

Вместо того чтобы пересказывать друг другу мифы о демпинге Илона Маска, нашим ракетостроителям стоило бы принять реальность. Де факто это уже произошло, только вместо серьезной конкурентной борьбы за потребителя Роскосмос решил сдаться без боя. Иначе никак нельзя объяснить тот факт, что единственный рыночный конкурент Falcon 9 — облегченный вариант «Протона» фактически закрыт так и не начавшись. Россия еще пытается бороться за спрос на легкие и средние ракеты, но практически полностью сдала самый денежный рынок геостационарных пусков. Глава Роскосмоса обещает вернуться с обновленной «Ангарой», через несколько лет, но экономических перспектив у этой ракеты еще меньше чем у «Протона».

zelenyikot

Финансово поддержать выход новых материалов можно через сервис Patreon.
Другие способы
оказать поддержку.

Чтобы не пропускать новые посты, подпишитесь на мои страницы:
в ЖЖ, Facebook, Вконтакте, Twitter.


Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot сентябрь 5, 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
А эти так называемые профессионалы через одного готовы сдристнуть в Штаты ради куска икры на колбасу и производственные секреты при этом вообще согласны отдать бесплатно, лишь бы икрой поманили

так назначай не так называемых профессионалов, а просто профессионалов...


Вы хоть одного профессионала-управленца, например, в строительстве космодромов знаете?
А откуда путину знать? Он что, строитель? Или он раньше управлял строительством космодромов? Он такой же человек как вы, просто доступ к власти у него. Но мысли он не читает и не знает кто из профессионалов сдриснет и прихватит с собой все разработки.
В такой ситуации лучше всего назначать тех, кого хотя бы знаешь

Ну если главное, чтобы топ-менеджеры не сдристнули, то я Роскосмос заранее оплакал. Впрочем, туда ему и дорога в таком случае

Странно, а Маск почему-то знает, кого на работу брать...

Чтобы профессионалы не съёбывали в США, надо платить и относиться к ним так же, как в США, а не насиловать и ломать позвоночники за то, что им за цену одной модификации подлодки сделали три, обломав этим кому-то распилы.

Огласите весь список

«Так называемые» профессионалы нахер в штатах не нужны. А вот реальные, они задают себе вопросы: 1) где мне обеспечивают лучшие условия работы, так что я могу достичь больших результатов, сделать это быстрее и/или с меньшими усилиями?
2) где моя работа более ценится (в том числе и как результат более высокой производительности труда из предыдущего пункта)
3) где мне достойно оплачивают мои услуги (как результат предыдущих двух пунктов)

Сделай работу в России более привлекательной по этим трём пунктам - и к тебе будет стоять очередь желающих приехать на работу со всего мира. Но ты конечно можешь ожидать что кто-то будет за еду (а ещё лучше - совсем забесплатно, типа по ночам бомбить на своём старом жигуле, а на заработанные деньги покупать жидкий гелий для лаборатории, как в святые 90е) заниматься наукой или инженерией мирового уровня.

Вы не понимаете ментальности нынешних топов в управлении страной и крупными компаниями. Они же из тех самых 80х - 90х, когда страна развалилась и исчезла и выжить можно быто только наворовав денег и получив гражданство другой страны.
И с тех самых пор иначе работать они не умеют. Как говорится, что в молодости заложено, то на всю жизнь. Пока они сменятся на новое поколение, десяток лет должен пройти минимум.

Я как раз прекрасно ее, эту ментальность, понимаю. Даже больше, я очень давно догадывался что одним поколением тут не обойдется, так что "жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придется - ни мне, ни тебе". Собственно, как раз поэтому через 10 дней будет ровно 24 года как я вышел из самолета в JFK...

Открою страшную тайну - в России люди такого уровня обеспечены икрой. И колбасой.

Такое мудило как рогозин скорее сдриснет, прихватив пачки секретной документации. Только при этом предварительно развалит отрасль.
Или вы реально думаете что он такой прям дохера патриот?))

Я полагаю, что Темнейший назначает на высшие посты своих знакомых и доверенных лиц (как раз непрофессионалов) именно потому, что рассчитывает что они и не сдристнут )) типа выбор между ненадежным профи и надежным ламером

Точнее не поймёт, какие листы из секретной пачки действительно важны...

Если начальник выбирает себе в подчинение глупцов, в конечном счете это приводит к краху предприятия.
В нашем случае таковым предприятием рискует оказаться вся Россия...

  • 1