?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Демпинг Маска: миф или реальность
zelenyikot


В Роскосмосе распространено мнение, что коммерческие успехи компании SpaceX объясняются исключительно господдержкой и искусственно заниженной ценой на ракеты — демпингом. Компания Илона Маска оставила Роскосмос практически полностью без коммерческих заказов на тяжелые ракеты, поэтому оправдание приходится искать в происках Пентагона, Госдепа или ЦРУ. Пора отделить факты от домыслов и узнать в чем секрет коммерческого успеха SpaceX.

Космическая компания SpaceX появилась в 2002 году и к настоящему моменту совершила 67 пусков ракет своей разработки и производства. Из них среднего и тяжелого классов 62 штуки. Заказчиками выступает космическое агентство США NASA, Пентагон, коммерческие и государственные компании и агентства других стран. Официально обнародованной коммерческой ценой запуска полезной нагрузки ракетой Falcon 9 является $62 млн, куда входит как стоимость ракеты так и работы по обеспечению запуска. Фактически это самая выгодная цена на мировом рынке для тяжелых ракет, поэтому популярность SpaceX вполне очевидна. Реальная стоимость коммерческого контракта может колебаться от $55 млн (скидка около 10% на экспериментальные пуски) до $70 млн за тяжелую или сложную нагрузку. В исключительных случаях ракеты летели и в три раза дешевле.

SpaceX наиболее прославился разработкой ракеты с многоразовой первой ступенью. Заявленная цель многоразовых ракет — снижение стоимости в десять раз, но пока удалось сбить цену примерно в полтора раза.



Главный конкурент Falcon 9 на мировом коммерческом рынке — российская ракета «Протон-М». В стремлении сохранить клиентов в 2015 году на него снизили цену с $100 до $65 млн, но это уже не помогло. «Протон-М» проигрывает в страховых ставках, которые поднялись из-за высокой аварийности и сегодня вчетверо превышают страховку на пуске Falcon 9: 12% против 3%. Ситуация усугубляется политическим обострением в отношениях США и России и санкционной войной. Также SpaceX проводит активную рекламную кампанию продвигая свои ракеты как средство упрощающее доступ в космос благодаря многоразовости и открывающее дорогу на Марс.

Государственные заказчики SpaceX — NASA и Пентагон — платят за пуски дороже. Запуск по программе CRS для снабжения грузами Международной космической станции оплачивается NASA в сумме $133 млн. В эту сумму входит и ракета, и грузовой космический корабль, и обеспечение запуска. Стоимость грузового космического корабля Dragon не разглашается, но если сравнить аналогичные показатели по российским «Союз»/«Прогресс»/запуск: (1,2 млрд руб/0,8 млрд руб./0,6 млрд руб.), то можно сделать вывод, что цена ракета+запуск составляет примерно 2/3 от общей стоимости. В такой пропорции NASA платит за Falcon 9 около $90 млн. Сходную сумму мы видим в отдельных контрактах NASA на запуски космических аппаратов: $82-87 млн. Стоимость части выполненных контрактов Пентагона не разглашается, однако две цены мы можем узнать из контрактов на запуски спутников GPS: $82,7 млн и $96,5 млн, и автоматическую станцию DSCOVR за $97 млн.

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, объясняя коммерческие успехи Илона Маска заявил, что Пентагон платит SpaceX $150 млн за запуск, и это дает возможность компании занижать стоимость коммерческих контрактов. По мнению главы российского ведомства, только демпинг Маска, оплаченный из кармана американских налогоплательщиков, оставляет Роскосмос без клиентов. Звучит логично, если не учитывать, что SpaceX выполнила всего четыре военных запуска. Даже если предположить, что информация главы Роскосмоса о стоимости контрактов Пентагона верны, всё равно существенного влияния на бизнес Маска они не окажут.



Всего по программе NASA COTS и CRS выполнено 18 пусков, научные аппараты NASA запущены двумя ракетами, Пентагон оплатил 4 пуска, и 37 ракет пущено по коммерческим контрактам (за исключением 1-го неудачного). Получается средняя цена около $72 млн. что не сильно отличается от рыночной стоимости, и значительно ниже $100 млн «Протона-М», которые были самой низкой ценой до выхода SpaceX на рынок тяжелых ракет.

Пуски Falcon 9


Государственная поддержка SpaceX выражается не только в контрактах. Компания активно эксплуатирует государственные стартовые комплексы на Мысе Канаверал и авиационной базе Ванденберг, откуда осуществляет запуски, в том числе и коммерческие. ВВС США и NASA заключили со SpaceX контракты на аренду, которые включают в себя поддержание работоспособного состояния, строительство и модернизацию в интересах коммерческой компании. О стоимости аренды информации нет, и, судя по всему, ее либо вообще нет, либо она незначительна. Для государственного собственника это снятие с себя части расходов на те же задачи, плюс поддержание своего частника, который создает новые возможности и повышает в том числе и государственный потенциал.

Предоставление государственной инфраструктуры частному оператору США точно так же не является оправданием для коммерческих неудач Роскосмоса. Ведь российские ракетостроители точно так же не содержат Байконур или Восточный, для этого есть Федеральная целевая программа «Развитие космодромов» и финансируемый за счет бюджета Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры. Да и убытки космических предприятий России компенсируются за счет бюджета.

Получается, что в США государственная поддержка Илона Маска оказывается удобным инструментом для завоевания мирового рынка, и Роскосмос не в состоянии справиться с этой конкуренцией располагая всей государственной космонавтикой и всеми инструментами государственной поддержки.

Ситуацию обостряет еще тот факт, что в России госконтракты значительно менее выгодны чем в США. Норма прибыли для госпредприятия Роскосмоса по госконтракту составляет считанные проценты, и только на коммерческих заказах можно «наесть жирок». Попытка продажи «Протона-М» российскому Министерству обороны за $100 млн стала бы основанием уголовного дела о нецелевом расходовании бюджетных средств. Реальная стоимость пуска «Протона-М» по госзаказу составляет около $53 млн. Поэтому-то Маск и вызывает бурю эмоций у российских ракетостроителей, что может получать госконтракты в полтора раза выгоднее чем коммерческие. С точки зрения Пентагона или NASA эти контракты все равно намного выгоднее всего, что есть на внутреннем рынке США, поэтому их не смущают даже $97 млн за ракету, ведь ближайшая альтернатива — Atlas 5 — обойдется в $160 млн.

Вместо того чтобы пересказывать друг другу мифы о демпинге Илона Маска, нашим ракетостроителям стоило бы принять реальность. Де факто это уже произошло, только вместо серьезной конкурентной борьбы за потребителя Роскосмос решил сдаться без боя. Иначе никак нельзя объяснить тот факт, что единственный рыночный конкурент Falcon 9 — облегченный вариант «Протона» фактически закрыт так и не начавшись. Россия еще пытается бороться за спрос на легкие и средние ракеты, но практически полностью сдала самый денежный рынок геостационарных пусков. Глава Роскосмоса обещает вернуться с обновленной «Ангарой», через несколько лет, но экономических перспектив у этой ракеты еще меньше чем у «Протона».

zelenyikot

Финансово поддержать выход новых материалов можно через сервис Patreon.
Другие способы
оказать поддержку.

Чтобы не пропускать новые посты, подпишитесь на мои страницы:
в ЖЖ, Facebook, Вконтакте, Twitter.


Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot september 5, 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1

Два пять шапок серебра при царизме ракета.

Люди, поймите простую вещь, что КПД ракеты это 3-4 % и КПД пушки это 36-42 %. Правда в последнем случае снаряд-ракета с твёрдым топливом разгоняется в туннельном орудии всего до 2700 метров/секунду и далее на высоте от 70 до 120 километров включается ракетный двигатель с металлическим водородом, этим ноу-хау советских физиков, увы уже покойных учёных за редким исключением. Ну, да, при гипотетической победе Чан Кай Ши в конце 40-х годов против агрессии буржуазного Китая планировались огромные пушечные ракеты с будущими атомными зарядами, летящими на дальность до 200-270 километров именно на развилки горных дорог на водоразделе Амура и Хуанхэ.

Подготовка к поражению Мао Цзе Дуна велась под видом строительства тоннеля на Сахалин. Однако китайские коммунисты победили, и от ракетных туннельных орудий отказались из-за их неповоротливости и стационарности. Каждая такая туннельная пушка с длиной подземного горизонтального ствола в три километра и калибром около 900 миллиметров стоила бы чудовищных денег в эквивалент лёгкого крейсера, зато она была бы надёжно защищена от любой ковровой бомбардировки буржуазных китайских националистов, ныне отсиживающихся на Тайване.

Затем Москву уговорили не применять пушечные старты грузовых ракет с топливом из магния и натрия, то есть предтечи нынешних "Тополей", ибо такую технологию могли бы воспроизводить страны третьего мира, что конфликтовали с соседями и не нуждались в ракетах стратегической дальности в четверть экватора. Им вполне бы подошли ракетные туннели, направленные в сторону столетних врагов и соседей. Этот кошмар Москва также не желала и потому согласилась на 20-летний мораторий с пушечными стартами ракет ещё до скорого рождения Илона Маска. Это произошло при встрече Кеннеди и Хрущева в августе 1963 года.

Затем уже при Брежневе в середине 70-х годов советские физики получили на ускорителе элементарных частиц металлический водород с плотностью в 2000 килограмм на 1 кубометр и тем самым отправили NASA в жестокий нокдаун, от которого США оправились лишь чудовищным военным бюджетом при Рейгане. Ну, правда советские маршалы авиации использовали металлический водород для бомб объёмного взрыва в Афганистане, и тысячи убитых пуштунов легли кровавой кашей на советскую технологию получения лучшего химического ракетного топлива, то есть на ускорители элементарных частиц и атомную физику в целом.

Однако эффект от 9,5-тонной бомбы объёмного взрыва это примерно 60-70 тонн тротила, то есть железнодорожный вагон, и потому пуштунам досталось на орехи в советской операции по ландшафтному дизайну против пещерного города и военного склада. Так игра с тактическими припасами наложила кровавый след на металлический водород и снова на десятилетия отложила ракетную технологию туннельного старта с ускорениями в 30-40 g, то есть в 300-400 метров/секунду за секунду. Со времени смерти пуштунов в 1984 году прошло уже 34 года и это достаточный срок, чтобы наши пушечные старты ракет с твёрдым топливом не хаяли хотя бы в третьем мире.

Ясен пень, что при туннельных ракетных орудиях на Дальнем Востоке вывод каждого грузового модуля-снаряда на опорную орбиту резко подешевеет эдак с 5-7 тысяч долларов за 1 килограмм до 40-70 тысяч рублей за 1 килограмм. Так Илон Маск как мавр уже не будет нужен и уйдёт в бизнес электромобилей в своей Тесле. Другими словами Дмитрий Рогозин скажет ЛУНА НАША и на земной орбите из модулей-снарядов соберут наконец лунную "Федерацию", что станет первой станцией человечества вокруг естественного спутника Земли.


Пушка которая стреляет раз в два месяца - не окупится.
Пот когда придумают что выводить на орбиту хотя бы раз в день - тогда да.

По моей версии в планах Роскосмоса выведение на низкую околоземную орбиту по 60-70 тонн еженедельно именно при помощи пушечных туннелей более широкого веера, чем при гипотетическом обстреле скоплений китайских войск на горных перевалах к югу от Амура. С учётом калибра гигантских горизонтальных орудий порядка 2000 миллиметров с кривизной стволов у дула почти строго вверх их снаряды-ракеты с формой удлинённого напёрстка имеют массу порядка 20-30 тонн, то есть полезная нагрузка это 5-7 тонн при каждом старте.

Тогда Русь будет запускать по 2-3 ракетных снаряда за сутки из 5-7 ракетных орудий, предназначенных лишь для грузовых модулей с перегрузками внутри стволов порядка 30-40 g. Кроме того уже есть десятки более коротких ракетных орудий с меньшими калибрами эдак 570 миллиметров для запуска бочек с болтами против спутников США с плутониевыми реакторами и с угрозой падения на крупный город типа Найроби, Мельбурна, Кейптауна и так далее. Эта дрянь может упасть в любой момент и в любом месте, как наследие холодной войны начала 80-х годов. Эти американские спутники следили за СССР, Варшавским блоком и Китаем, потом их вывели на более высокие орбиты с постепенным снижением и со сгоревшей электроникой в неуправляемом режиме.

С учётом отмены полётов "Шаттлов" плутониевые реакторы некому забирать, и они время от времени падают, за что США вынуждены выплачивать триллионы долларов общей компенсации, списанной на войну на Ближнем Востоке. Наши ракетные орудия на Дальнем Востоке сбивают эту американскую жуть и эта дрянь с плутонием падает в Тихий океан между Хоккайдо и Гавайскими островами. Так что пушечное оружие против спутников у России уже есть и это огорчительно для Вашингтона.

По моей версии в планах Роскосмоса выведение на низкую

(строгим голосом) где эта чёртова медсестра, что забыла закрыть палату с буйными на ключ?!

Re: Два пять шапок серебра при царизме ракета.

Какие перегрузки будут действовать на полезную нагрузку при выстреле этой полезной нагрузкой из пушки? 30-40 g? Не многовато ли? Кто захочет выводить нагрузку по этой технологии? Космонавт выдерживает, вроде как, 9g или 6g. Насколько вырастут в цене ракетные пуски, если часть пусков будет осуществляться по "пушечной" технологии? Стоит ли овчинка выделки?

Re: Два пять шапок серебра при царизме ракета.

Если кристаллическая электроника выдерживает залп из обычного орудия с ускорением в десятки тысяч g, то как-нибудь сумеет остаться целой при 30-40 g при выстреле из гигантской тоннельной пушки. Да, особо ценные спутники при пушечном старте непригодны из-за сильнейшей вибрации и ускорении, однако спутники-мусорщики для сведения с орбиты крупных и средних объектов, либо вовсе направление на орбитальный плавильный цех, уже произведены массовой серией с дешевизной сотен изделий и с более крепкой конструкцией.

Потом после очистки земной орбиты и постройки лунного корабля те же спутники-мусорщики сыграют роль геологических зондов при ударах по Луне в поисках рудного месторождения. С учётом использования металлического водорода без необходимости окислителя на орбиту будут выводится вся масса третьей ступени любой химической ракеты, так не прибавится крупногабаритного мусора и вырастет полезная нагрузка от классического старта.

Землянам скажут правду, что металлический водород намного дороже биологического алюминия для пороховых двигателей "Шаттлов" с ценой первого элемента порядка 5-7 долларов за 1 грамм и при цене второго элемента около 70 долларов за 100 грамм. Зато полезная нагрузка с топливом из металлического водорода повышена в 3-4 раза, то есть со всей массой третьей ступени в управляемом полёте к месту монтажа и частичной переплавки.

Словом выведение груза ракетным способом будет дороже раза в 2, что как раз поспособствует применению пушечных стартов со спутниками-мусорщиками и с металлическим водородом для их сравнительно недолгой работы на время постройки корабля "Федерация". Никаких реакторов с изотопами в качестве топлива, ибо риск их падений перевешивает все преимущества управляемых спутников как правило военного назначения со слежкой за базами соперника.

  • 1