?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Кажется мы стали забывать что такое освоение космоса
zelenyikot


Бесконечная череда проблем отечественной космической отрасли и попытки найти выход из кризиса уводят наше внимание от главной цели, ради которой всё затевалось — освоения космоса. Смена руководства космических агентств и предприятий, бесконечные дискуссии о полетах на астероиды, Луну или Марс, размышления о судьбе МКС, коррупционные скандалы, споры о многоразовости и перспективах частной космонавтики — это, конечно, важно. Но не стоит за деревьями терять из виду лес, и стоит всегда помнить зачем мы полезли в этот бурелом.

Сразу оговорюсь, говоря в заголовке «мы» я прежде всего имею в виду себя, но думаю, я такой не один.

К этим мыслям меня подтолкнул просмотр фильма «Марсианин», хотя должны были драматичные события четверга в небе Байконура, где риску для жизни оказались подвергнуты реальные люди, а не выдуманные. Но в кино удалось лучше передать настроение покорения космоса, чем лентам информагентств или твиттера.

Если посмотреть «Марсианин» или «Гравитацию» или просто последние новости о работе космонавтов на орбите, то возникает логичный вопрос: зачем это всё? Зачем постоянное превозмогание, постоянный риск и борьба с бездушным, молчаливым и безучастным космосом, который методично убивает тебя? Зачем люди забираются в алюминиевые банки и стремятся в какой-то вакуум, Луну или Марс, где их никто не ждет кроме смерти, притаившейся за каждым углом? Не проще ли остаться на теплой твердой Земле, дышать полной грудью и любоваться звездным небом в комфорте и безопасности?



Но с другой стороны, так ли комфортна наша земная жизнь? Здесь точно так же одно неосторожное движение или фраза может погубить результат многолетних трудов. Точно так же здоровье и жизнь зависит от реакции, внимания, и соблюдения инструкций. Точно так же приходится справляться с постоянной нехваткой ресурсов, дефицитом энергии и несоответствием целей и возможностей. Космонавтика — это концентрированная жизнь, которая обостряет все те проблемы, которые сопутствуют каждому из нас. И как любой человек «пробует на прочность этот мир каждый миг» в учебе, карьере или личностных отношениях, так и человечество пробует на прочность космос — шаг за шагом продвигаясь дальше, расширяя свое присутствие и свои возможности.

Космонавтика — это не выкидывание денег в космос, а дополнительные усилия в расширении зоны комфорта, в которой может жить и развиваться человек. Даже если сейчас там не очень комфортно, то теперь мы знаем, что нас ждет и к чему надо быть готовым. Точно также когда-то люди шагали под темные своды пещер, отталкивались от берега в на плотах из соломы, поднимали в воздух конструкции из фанеры и парусины. И рисковали.

Космонавтика — это постоянное движение по краю, постоянное напряжение, высокая вероятность ошибки и ее высокая цена. Оказываясь на краю, надо понимать и помнить зачем мы совершили этот выход. Выход на край нужен с одной целью — узнать, что за ним, и отодвинуть край чуть дальше.



Когда я начинал рассказывать о путешествии марсохода Curiosity именно эта возможность заглянуть за край привлекала меня. Каждый шаг по Марсу — это открытие нового, возможность увидеть то, что никто не видел до тебя. Оказалось, что там одни камни, пыль и песок, и чувство восторга стало замыливаться. То же самое происходит во всей космонавтике: сначала каждый шаг — полет в космос, выход из корабля, след на Луне — вызывал восторг, а потом полеты на МКС превратились в рутину.

Однако ничего не изменилось: полеты в космос — это движение по краю чтобы заглянуть за край. Это движение нужно для каждого человека на Земле чтобы у каждого было больше возможностей, больше выбора и больше простора для маневра в своей собственной ходьбе по своему собственному краю. Не будем об этом забывать.

Советский Союз, а затем Россия предприняла немалые усилия в продвижении человечества в космос. И сегодня, когда обсуждается судьба и предназначение нашей космонавтики, нужно понимать, что ракеты летают в космос не для того чтобы загрузить работой трудяг в Королёве, Воронеже, Перми и Самаре, не для того чтобы победить всех в длине и количестве своих ракет, а для того чтобы стоять в авангарде всего мира, расширяя обитаемые пределы Вселенной. Это высокая цель была провозглашена нашим соотечественником Циолковским, реализована нашим соотечественником Королёвым, и нашему поколению доверена высокая ответственность продолжать их стремление и развивать достигнутые успехи.

Роскосмос — это авангард Человечества. Наш вклад в расширение ареала обитания человеческого вида, а значит повышения комфорта и безопасности всего мира. Непросто осознавать этот факт, когда в популярных новостях только взрывы ракет, дырки в обшивке, и пустоты под стартовым столом. Уж какой авангард есть, хотя где-то за кадром трудятся десятки тысяч человек чтобы сделать возможным шаг за пределы, заглянуть за которые могли только мечтать наши предки.

Космонавтика — дорогое дело, поэтому перед государством всегда стоит выбор: продолжать вкладывать средства в сохранение места в первых рядах идущих за край или перебраться в зрительские ряды, направив ресурсы на какие-либо более насущные задачи. Да и самому Роскосмосу не стоит забывать зачем он здесь: зачем каждый чиновник или сотрудник ракетно-космического предприятия утром встает на работу.

Зачем рискуют космонавты, зачем «РадиоАстрон» всматривается в ядра активных галактик за миллионы световых лет, зачем «ЭкзоМарс» ловит редкие нейтроны вылетающие из поверхности Красной планеты? За краем. Мы идем туда где еще никто не был и смотрим, что там есть. Ищем возможности для следующего шага.



У частной космонавтики другие задачи, но цель у всех общая. Государство расширяет возможности, создает технологии и инфраструктуру, финансирует фундаментальные исследования, а частники нужны чтобы сделать эти возможности доступными для всех, и улучшать жизнь живущих на Земле. Не всегда это получается, но успехи в навигации, картографии, спутниковой связи наглядно показывают, что это вполне реально. Пилотируемая космонавтика пока отстает, и не приносит всеобщего блага, но это стимул для дальнейшего развития.

Я постараюсь чтобы моя работа популяризатора космонавтики в блоге, книгах, лекциях, будущем видеоканале, всегда была направлена на популяризацию этих мыслей, и только в этом я буду ощущать смысл своей деятельности.

zelenyikot

Материально поддержать мое дело можно через сервис Patreon.
Другие способы
оказать поддержку.

Чтобы не пропускать новые посты, подпишитесь на мои страницы:
в ЖЖ, Facebook, Вконтакте, Twitter.


Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot september 5, 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
чё не поделитесь? или опять с голой жопой на Луну?

Когда-то пересечь Атлантику было тяжело и стремно. Но один смог, а потом понеслось и поехало. И всякое бывало. И хорошее и Титаник. Точно так же и с космосом. Только туда гооооораздо дороже и труднее чем через океан сплавать. Еще 60 лет не прошло как первый косм сказал - ПОЕХАЛИ. А вы хотите чтобы на Марсе уже яблони цвели. Терпение, терпение и бабло побеждают зло.

Edited at 2018-10-16 11:14 am (UTC)

только для полётов далеко нужны принципиально другие технологии.

Что бы были принципиально новые технологии нужно развивать текущие технологии и вкладывать средства исследования. Даже вложенные миллиарды - триллиарды не дадут моментального эффекта (выхлопа), на всё нужно время. Если вложить не миллиард, а триллиард - то на получение очередного научного достижения уйдёт не 10 лет, а допустим 9 или 9,5 лет.

Главное - это поддержка энтузиастов, которые "могут" заглянуть за грань и дальнейшее развитие их идей (помощь в воплощении)

Edited at 2018-10-17 08:43 am (UTC)

сколько не вкладывай в допиливание одной технологии новой там не появится, нужно спонсирование поисков принципиально других типов топлива/двигателей.

ну то есть раздача денег фантазёрам и аферистам, типа водородных проектов от прохоровых :)

то есть кроме финансирования проходимцев и финансирования тех, кто не в состоянии ничего нового предложить вариантов больше нет?

то есть представления о "новом" не всегда совпадают именно с вашими личными представлениями.

Вот кстати нет. Вбухивание неограниченных средств, конечно, не может вот прям завтра решить проблему колонизации Марса, к примеру, но есть много других примеров, когда деньги могли серьёзно продвинуть, в частности, космонавтику и продвигали её! А отсутствие денег - херило то что уже почти летало и было очень перспективно! Примеры? Их есть у меня!
1) После полета Гагарина америка была в глубокой Ж в космических технологиях, однако в течение десятилетия они построили целую индустрию космоса и даже обогнали нас в гонке на луну. Бабло сократило несколько десятилетий до одного.
2) Прекрасный проект космического самолета "Бор" был доведен до запуска прототипа в космос и он был гораздо лучше и перспективней американского Шаттла и на голову обгонял "семерки" был закрыт потому что "партия сказала надо!" делать "как у американцев", соответственно, деньги не выделили, а частного инвестора в СССР быть не могло. Теперь догоняем то, что у нас уже было 30 лет назад почти готово, но денег уже опять нет, поэтому и последующие инкарнации типа "клипер" пошли в утиль.
И таких проектов было не один и не два. Как начинаешь перечитывать - одна боль и досада за потраченные жизни талантливых инженеров на то, что в последующем не состоялось. Конечно, не все проекты бы "выстрелили", так на то они и проекты - если делать один, по указанию кормчего, велик шанс промахнуться (вспомните Буран и Ангару и их востребованность), а если делать всё что хотя бы на стадии проекта не является фейлом, то шанс сделать шедевр резко возрастает. Деньги, деньги... А для каждого проекта нужно много человеко-лет упорного труда, проб и ошибок. Это тоже деньги и с их помощью сроки можно сокращать. Не до бесконечности. Но вот растягивать их в отсутствии финансов можно уже без всяких рамок - что мы и наблюдаем прямо сейчас наиболее ярко.
Мог бы посморить, что если бы у меня были деньги как у не к ночи будь помянутого И. Маска (на самом деле конечно больше, но тут можно у государства помощи попросить), то я бы раньше его построил и "Феникса" и "Федерацию" (только я бы назвал корабль в честь Ю. Гагарина" и клипер, для бОльшего разнообразия средств для разных целей. На самом деле всё там готово к тому чтобы взять и начать строить (все компоненты есть, нужно только в кучу собать, доработать двигатели под новую специфику, сварить новые бочки и все протестить). Нет заказа и денег. Маск не мог пользоваться для своих целей нашими разработками, по понятным причинам (и то читал что он таки приезжал смотреть на Зениты, да кое-какую информацию добывал). Если бы я этим занимался, я бы делал это для РФ, поэтому мог бы пользоваться нашими разработками, поэтому почти ничего не надо было бы делать с нуля, как ему!

Если бы Колумб ждал пока изобретут самолёт, америку бы открыли на полтыщи лет позже.
Если бы вообще открыли, двигатель для самолёта вряд ли возможен без создания паровой машины, а та нужна для пароходов.

корабли до сих пор целесообразней самолётов в грузовых доставках, поэтому про Колумба и самолёты - откровенная глупость.

с кем? с вами? с хуя ли?

чё со мной-то? мне нах космос не упёрся, со страной делись, упырь.

  • 1