?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Чем светит Dragon Роскосмосу
zelenyikot


Космический корабль Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковался к Международной космической станции после суточного полета. Пока на корабле прилетел только манекен Ripley и 180 кг груза, но если испытания пройдут успешно, через полгода на нем должны отправиться первые астронавты. Сегодняшний успех очень важен для США, но и на российскую космонавтику он окажет существенное влияние.



После старта и стыковки, следующий важный этап полета — посадка — ожидается через пять дней. Через несколько недель новый пуск для испытания системы аварийной посадки на этапе полета ракеты в атмосфере. И только потом космический корабль получит сертификат безопасности и первый экипаж. Когда пилотируемый полет Dragon станет реальностью это будет означать, что США вернули себе возможность летать в космос со своей территории, чего у них не было с 2011 года. Тогда завершилась программа Space Shuttle и доставку всех международных экипажей взял на себя Роскосмос.

Российские «Союзы» с 2011 года по настоящее время летают не только на чувстве взаимопомощи и сотрудничества, но и щедро финансируются американской стороной. По программе МКС NASA оплачивает места американским, канадским, европейским и японским астронавтам. Вообще полеты американцев на российских кораблях «Союз» начались еще в 90-е годы, но тогда это были полеты по обмену — взамен российские космонавты летали на шаттлах. С 2006 года начались платные экспедиции. С тех пор слетало семь десятков человек.

Поначалу ценник для астронавтов на «Союзе» начинался с умеренных $25 млн за одно место — чуть дороже чем билеты первых туристов. Однако программа астронавтов существенно отличается от развлекательной: им надо работать, т.е. усложняется подготовка, и длительность экспедиции не 10 дней, а полгода. Да и денег у NASA было явно больше чем у частников. После финального полета Space Shuttle «билеты» на российские корабли постоянно дорожали. К 2018 году цена для одного астронавта достигла $82 млн. Для примера стоимость ракеты «Союз» и трехместного корабля «Союз-МС» — около $70 млн, т.е. один астронавт с лихвой окупал полет для всего экипажа.



В среднем, после 2011 года Роскосмос зарабатывал по $300-400 млн в год на «извозе» до МКС. Учитывая, что суммарный объем государственного финансирования Роскосмоса (Федеральная космическая программа, оборонный заказ, федеральные целевые программы) около $3-4 млрд в год, то выходит, что около 10% всего финансирования российской космонавтики обеспечивала американская пилотируемая космонавтика.

Соответственно, если поток американских «союзодолларов» иссякнет, то Роскосмос предстанет перед выбором — сохранять прежние объемы производства пилотируемых кораблей себе в убыток или сокращать серию. Увеличивать российский экипаж не планируется до запуска модуля МЛМ «Наука», и без этого модуля в них не будет большого практического смысла. И есть сомнения, что он вообще полетит и будет штатно использоваться. Поэтому решение Роскосмос видит в кратковременных полетах всех желающих, способных оплатить полет.

Первая группа клиентов уже нашлась — отряд космонавтов Объединенных Арабских Эмиратов (стоимость их билетов не разглашается). Второй источник платежеспособных пассажиров — туризм. Недавно уже объявили идею запуска пилотируемых кораблей «по гагаринскому маршруту», т.е. без стыковки с МКС и длительностью десятки минут или несколько часов. С точки зрения науки такие полеты будут практически бесполезны, в лучшем случае подойдут для каких-нибудь студенческих проектов и тренировки космонавтов. С практической точки зрения это просто программа сохранения рабочих мест на РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс», которые выпускают корабли и ракеты «Союз».



Туристический билет, скорее всего, будет дешевле чем для NASA, т.к. полет на МКС продлится не более 10 дней, а рейс без стыковки и того меньше. Один из пилотов космического корабля всегда будет профессиональным космонавтом, т.е. за один тур получится свозить не более двух «отдыхающих», это дает нижнюю планку цены — не менее $35 млн, любая скидка будет за счет российских налогоплательщиков. Десятидневный туристический полет на МКС в 2015 году оценивался в $55 млн, что также ниже оплаты NASA.

С туристическими посещениями МКС есть и организационная проблема: поскольку корабли летают раз в 4 месяца, то туриста можно только привезти одним кораблем, а вернуть на Землю другим, в это время космонавт уступивший кресло остается на станции до следующего рейса. Так что больше двух туристов в год пожить на станции не отвезешь.

Получается, даже если Роскосмос найдет новых пассажиров на все будущие «Союзы», его ждет сокращение финансирования на 5%, если не найдет, то на все 10%. Уменьшение же количества запускаемых «Союзов» приведет к росту их стоимости для госбюджета за счет накладных расходов.

Проблема Роскосмоса еще в том, что Илон Маск сможет конкурировать и в космическом туризме, запуская желающих по «маршруту Джона Гленна», т.е. совершая кратковременные полеты без стыковки с МКС. Сейчас для NASA запуск одного пилотируемого четырехместного Dragon оценивается в $405 млн. Если сравнивать с разницей коммерческой стоимости ракет ($62 млн) и пусков в интересах NASA ($89-99 млн), то коммерческая цена запуска Dragon может быть около $250 млн. Если запускать корабль в семиместном варианте и без профессионального «водителя», то цена за полет приближается к тем же $35 млн. Использование многоразовых ступеней Falcon 9 и обитаемых отсеков Dragon может обещать снижение цены, так что и здесь Роскосмос способен уступить SpaceX.

Впрочем, пилотируемая космонавтика, за редким исключением, это заведомо убыточная деятельность, поэтому в ущерб финансам Роскосмос может сохранить лицо и прежние объемы производства за счет возвращения практики полетов по обмену. Так наши космонавты получат опыт полетов на Dragon SpaceX и Starliner Boeing, а наши чиновники по старой традиции смогут прилюдно подчеркивать «американцы не могут без нас». Правда тут есть опасность «эффекта Tesla», когда автолюбители прокатившись на электромобилях Tesla теряют интерес к вождению бензиновых машин.



В целом же, можно приветствовать успех SpaceX, мир действительно входит в новую эру пилотируемых полетов, но ничего хорошего нынешнему лидеру это не обещает.

zelenyikot

Поддержать выход новых постов можно через сервис Patreon.
Другие способы оказать поддержку.



promo zelenyikot september 5, 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
20 млн - это за грузовой. В него еще можно грузить штабелями и снизить цену до $1 млн.

Корабль многоразовый, а разработка уже оплачена. Вряд ли себестоимость производства нового Дракона-2 превышает 150 лямов.

Многоразовость ракет снижает цену на 30%, если коммерческая цена пилотируемого Dragon 250 млн, то многоразовость даст 170 млн, и уж никак не 20.

Многоразовость ракеты снижает стоимость на Цену Первой ступени, но увеличивает Цену межрейсового техобслуживания - МРТО).
С кораблем не так, он целиком может быть использовать, значит корабль как бы становится бесплатным, если не считать МРТО.
Но все равно, даже 6 набрать, готовых по 10-20 млн выложить? Трудно.

//С кораблем не так, он целиком может быть использовать,
Мда?? И что служебный модуль то же?? я то думал он сгорает при возврращении..

Неправильно думали.
Служебный отсек располагается по периметру нижней части возвращаемой капсулы.
Не возвращается только грузовой отсек, но это недорогая часть по сути труба такая.

> С кораблем не так, он целиком может быть использовать,

Ну да, конечно же! https://ru.wikipedia.org/wiki/Абляционная_защита

Покрытие меняется, но по словам НАСА спейсы смогли в 10 раз снизить себестоимость PICA-X, технологию которую им передали.

(Deleted comment)
У ракеты многоразовая только нижняя ступень. А Дракон весь такой.

250 лямов - это необоснованное предположение. Сумма в 400 лямов за пуск включает ведь в себя разраты на разработку.

Собственно, уже сказано, что стоимость пуска Дракона-2 будет порядка 160 лямов при условии заказа не менее 4 пусков в год (неоднократно видел цитату сегодня, но сейчас обыскался и не смог найти).

UPD: Во:
At a NASA news conference on May 18, 2012, SpaceX confirmed again that their target launch price for crewed Dragon flights is $160 million, or $20 million per seat if the maximum crew of 7 is aboard, and if NASA orders at least four DragonRider flights per year.

https://en.wikipedia.org/wiki/Dragon_2

UPD-2: Стоп. Дезавуирую цитату. 2012-й год, не обратил внимания...

Edited at 2019-03-04 07:16 am (UTC)

NASA планирует заказывать 1 запуск в год и на 4 места, так что про 160 и 20 можно забыть.

Нет не все - в цену включены повторные пуски. Это же тестовая программа. Просто у Маска всё идёт гораздо лучше чем у НАСА шло раньше с пилотируемой программой.

В цене нет патентной R&D корпорации так как она остаётся в собственности корпорации. НАСА её не оплачивает.

Но всё остальное НАСА оплачивает и по закрытию контракта у SpaceX будет большая премия.

От своих слов про 160 Маск не отказывался как не отказывался он от 60 миллионов за пуск девяток которые он озвучил ещё в 2009 году.

Он всегда достигает финансовых целей.

С учётом того что ничего не взрывалось пуск уже стоит 240 миллионов долларов. Если так продолжится то к концу стартового пакета это будет уже 160

Многоразовость ракет снижает цену на 30%

Эмммм... а откуда такая интересная арифметика?

160 миллионов за пуск это целевая у Маска а мы знаем как он умет достигать цели. 405 за пуск это стоимость тестовой программы с учётом повторных пусков Сейчас она реальна 240 потому что взрывов не было.

Себестоимость - кто же тебе скажет, но по открытой отчётности они закладывают в корабль 18% прибыли. 160*,88=140,8 - это у них целевая себестоимость. Пока они её не достигли. Но достигнут если стартовый пакет пройдёт полностью успешно.

"SpaceX confirmed again that their target launch price for crewed Dragon flights is $160 million, or $20 million per seat if the maximum crew of 7 is aboard, and if NASA orders at least four DragonRider flights per year."

  • 1