?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Чем светит Dragon Роскосмосу
zelenyikot


Космический корабль Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковался к Международной космической станции после суточного полета. Пока на корабле прилетел только манекен Ripley и 180 кг груза, но если испытания пройдут успешно, через полгода на нем должны отправиться первые астронавты. Сегодняшний успех очень важен для США, но и на российскую космонавтику он окажет существенное влияние.



После старта и стыковки, следующий важный этап полета — посадка — ожидается через пять дней. Через несколько недель новый пуск для испытания системы аварийной посадки на этапе полета ракеты в атмосфере. И только потом космический корабль получит сертификат безопасности и первый экипаж. Когда пилотируемый полет Dragon станет реальностью это будет означать, что США вернули себе возможность летать в космос со своей территории, чего у них не было с 2011 года. Тогда завершилась программа Space Shuttle и доставку всех международных экипажей взял на себя Роскосмос.

Российские «Союзы» с 2011 года по настоящее время летают не только на чувстве взаимопомощи и сотрудничества, но и щедро финансируются американской стороной. По программе МКС NASA оплачивает места американским, канадским, европейским и японским астронавтам. Вообще полеты американцев на российских кораблях «Союз» начались еще в 90-е годы, но тогда это были полеты по обмену — взамен российские космонавты летали на шаттлах. С 2006 года начались платные экспедиции. С тех пор слетало семь десятков человек.

Поначалу ценник для астронавтов на «Союзе» начинался с умеренных $25 млн за одно место — чуть дороже чем билеты первых туристов. Однако программа астронавтов существенно отличается от развлекательной: им надо работать, т.е. усложняется подготовка, и длительность экспедиции не 10 дней, а полгода. Да и денег у NASA было явно больше чем у частников. После финального полета Space Shuttle «билеты» на российские корабли постоянно дорожали. К 2018 году цена для одного астронавта достигла $82 млн. Для примера стоимость ракеты «Союз» и трехместного корабля «Союз-МС» — около $70 млн, т.е. один астронавт с лихвой окупал полет для всего экипажа.



В среднем, после 2011 года Роскосмос зарабатывал по $300-400 млн в год на «извозе» до МКС. Учитывая, что суммарный объем государственного финансирования Роскосмоса (Федеральная космическая программа, оборонный заказ, федеральные целевые программы) около $3-4 млрд в год, то выходит, что около 10% всего финансирования российской космонавтики обеспечивала американская пилотируемая космонавтика.

Соответственно, если поток американских «союзодолларов» иссякнет, то Роскосмос предстанет перед выбором — сохранять прежние объемы производства пилотируемых кораблей себе в убыток или сокращать серию. Увеличивать российский экипаж не планируется до запуска модуля МЛМ «Наука», и без этого модуля в них не будет большого практического смысла. И есть сомнения, что он вообще полетит и будет штатно использоваться. Поэтому решение Роскосмос видит в кратковременных полетах всех желающих, способных оплатить полет.

Первая группа клиентов уже нашлась — отряд космонавтов Объединенных Арабских Эмиратов (стоимость их билетов не разглашается). Второй источник платежеспособных пассажиров — туризм. Недавно уже объявили идею запуска пилотируемых кораблей «по гагаринскому маршруту», т.е. без стыковки с МКС и длительностью десятки минут или несколько часов. С точки зрения науки такие полеты будут практически бесполезны, в лучшем случае подойдут для каких-нибудь студенческих проектов и тренировки космонавтов. С практической точки зрения это просто программа сохранения рабочих мест на РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс», которые выпускают корабли и ракеты «Союз».



Туристический билет, скорее всего, будет дешевле чем для NASA, т.к. полет на МКС продлится не более 10 дней, а рейс без стыковки и того меньше. Один из пилотов космического корабля всегда будет профессиональным космонавтом, т.е. за один тур получится свозить не более двух «отдыхающих», это дает нижнюю планку цены — не менее $35 млн, любая скидка будет за счет российских налогоплательщиков. Десятидневный туристический полет на МКС в 2015 году оценивался в $55 млн, что также ниже оплаты NASA.

С туристическими посещениями МКС есть и организационная проблема: поскольку корабли летают раз в 4 месяца, то туриста можно только привезти одним кораблем, а вернуть на Землю другим, в это время космонавт уступивший кресло остается на станции до следующего рейса. Так что больше двух туристов в год пожить на станции не отвезешь.

Получается, даже если Роскосмос найдет новых пассажиров на все будущие «Союзы», его ждет сокращение финансирования на 5%, если не найдет, то на все 10%. Уменьшение же количества запускаемых «Союзов» приведет к росту их стоимости для госбюджета за счет накладных расходов.

Проблема Роскосмоса еще в том, что Илон Маск сможет конкурировать и в космическом туризме, запуская желающих по «маршруту Джона Гленна», т.е. совершая кратковременные полеты без стыковки с МКС. Сейчас для NASA запуск одного пилотируемого четырехместного Dragon оценивается в $405 млн. Если сравнивать с разницей коммерческой стоимости ракет ($62 млн) и пусков в интересах NASA ($89-99 млн), то коммерческая цена запуска Dragon может быть около $250 млн. Если запускать корабль в семиместном варианте и без профессионального «водителя», то цена за полет приближается к тем же $35 млн. Использование многоразовых ступеней Falcon 9 и обитаемых отсеков Dragon может обещать снижение цены, так что и здесь Роскосмос способен уступить SpaceX.

Впрочем, пилотируемая космонавтика, за редким исключением, это заведомо убыточная деятельность, поэтому в ущерб финансам Роскосмос может сохранить лицо и прежние объемы производства за счет возвращения практики полетов по обмену. Так наши космонавты получат опыт полетов на Dragon SpaceX и Starliner Boeing, а наши чиновники по старой традиции смогут прилюдно подчеркивать «американцы не могут без нас». Правда тут есть опасность «эффекта Tesla», когда автолюбители прокатившись на электромобилях Tesla теряют интерес к вождению бензиновых машин.



В целом же, можно приветствовать успех SpaceX, мир действительно входит в новую эру пилотируемых полетов, но ничего хорошего нынешнему лидеру это не обещает.

zelenyikot

Поддержать выход новых постов можно через сервис Patreon.
Другие способы оказать поддержку.



promo zelenyikot september 5, 2018 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
ну вот зачем так, без смазки-то...

я когда общаюсь с настоящими патриотами на предмет космоса и цитирую автора этого блога или даю на него ссылку - в ответ мне сразу говорят что мнение этого русофоба не стоит и ломаного гроша.

надо же чем-то такие новости подсластить, рассказать как мы тут всех уделали и в чем наша победа.

странно, зачем вы вообще в России живете то, если для вас "патриот" бранное слово и страшное оскорбление. Кстати, вон Маск себя считает патриотом своей страны, а для вас это гнусность.

Видать вы из рода Смердяковых.


странно, зачем вы вообще выходите во вражеский интернет, если тут можно прочитать сообщения таких людей как я, которые не проявляют достаточной почтительности к отечеству и позволяют себе, о ужас, высказывать критику в отношении страны.

во первых почему вражеский?
и во вторых - ведь для вас слова "патриот страны" страшное оскорбление. Разве не так, а потомок Смердякова?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Да-да, надо думающим свалить, ведь для обслуживания нефтегазовой трубы хватит и 30-40 миллионов, правда ватан?

Маск себя считает патриотом своей страны

какой именно страны?

Как это слово понимают наши "патриоты" - это действительно бранное слово.

(Deleted comment)
Гнусно, это когда русофобом называют за то что говно говном называешь. Потому что патриотичной аксиомой считается "свое говно не воняет!"
Думаете Варламова русофобом не называют за его посты об этих жутких муравейниках и всяких косяках? Думаете если пальцем ткнешь в мусор и попросишь убрать сразу не побегут в гугл искать зарубежный мусор, мол держи, русофоб, у них тоже есть? Эта ущербность и комплексы сегодня и выдаются за псевдопатриотизм, хотя от истинного патриотизма она далеко.
Ошибки надо уметь признавать. А тут оппоненты только браваду гонят о том как Маск за 10 лет догнал 60-е годы. А сами-то далеко за последние 50 лет от 60-х годов уехали?

Ну ты и сравнил США и Россию. Там хоть есть чем гордиться. А чем гордится в раше кроме мертвых миллионов дидов и прочего говна?

Маск - патриот своей страны, делает ее великой. Рассказывающий о своём величии, потому что «диды летали ещё в 1960е», о том какие все жулики за пределами отчизны, как надо ещё ужаться гражданам страны ради роста ее «величия», переводящий любой неудобный вопрос на состояние соседа, и при этом нихера не делающий или, ещё лучше, мечтающий как бы самому пристроиться к сытной госкормушке - «патриот», подлец и мерзавец. Да, во втором случае - бранное слово и страшное оскорбление, что с этим не так? Или тебе надо с самого начала объяснять как нормальные люди от мудаков отличаются?

Маск - патриот ЮАР?
(он вообще-то там родился)

Патриотизм не в том, чтобы кричать по каждому поводу: «все равно мы лучше»! Истинный патриотизм в том, чтобы не врать себе и другим, честно признавать наши недостатки и стараться понять что же мы делаем не так. Не надо называть «патриотизмом» банальный страх перед саморазоблачением.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Потому, что патриот, все больше становится синонимом идиота. Настоящий патриот работает на тем. чтобы в его стране было хорошо, наши "патриоты" мечтают только о том, чтобы у других было плохо.

ебливый поцреот отрыгнул )))

  • 1