?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Чем светит Dragon Роскосмосу
zelenyikot


Космический корабль Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковался к Международной космической станции после суточного полета. Пока на корабле прилетел только манекен Ripley и 180 кг груза, но если испытания пройдут успешно, через полгода на нем должны отправиться первые астронавты. Сегодняшний успех очень важен для США, но и на российскую космонавтику он окажет существенное влияние.



После старта и стыковки, следующий важный этап полета — посадка — ожидается через пять дней. Через несколько недель новый пуск для испытания системы аварийной посадки на этапе полета ракеты в атмосфере. И только потом космический корабль получит сертификат безопасности и первый экипаж. Когда пилотируемый полет Dragon станет реальностью это будет означать, что США вернули себе возможность летать в космос со своей территории, чего у них не было с 2011 года. Тогда завершилась программа Space Shuttle и доставку всех международных экипажей взял на себя Роскосмос.

Российские «Союзы» с 2011 года по настоящее время летают не только на чувстве взаимопомощи и сотрудничества, но и щедро финансируются американской стороной. По программе МКС NASA оплачивает места американским, канадским, европейским и японским астронавтам. Вообще полеты американцев на российских кораблях «Союз» начались еще в 90-е годы, но тогда это были полеты по обмену — взамен российские космонавты летали на шаттлах. С 2006 года начались платные экспедиции. С тех пор слетало семь десятков человек.

Поначалу ценник для астронавтов на «Союзе» начинался с умеренных $25 млн за одно место — чуть дороже чем билеты первых туристов. Однако программа астронавтов существенно отличается от развлекательной: им надо работать, т.е. усложняется подготовка, и длительность экспедиции не 10 дней, а полгода. Да и денег у NASA было явно больше чем у частников. После финального полета Space Shuttle «билеты» на российские корабли постоянно дорожали. К 2018 году цена для одного астронавта достигла $82 млн. Для примера стоимость ракеты «Союз» и трехместного корабля «Союз-МС» — около $70 млн, т.е. один астронавт с лихвой окупал полет для всего экипажа.



В среднем, после 2011 года Роскосмос зарабатывал по $300-400 млн в год на «извозе» до МКС. Учитывая, что суммарный объем государственного финансирования Роскосмоса (Федеральная космическая программа, оборонный заказ, федеральные целевые программы) около $3-4 млрд в год, то выходит, что около 10% всего финансирования российской космонавтики обеспечивала американская пилотируемая космонавтика.

Соответственно, если поток американских «союзодолларов» иссякнет, то Роскосмос предстанет перед выбором — сохранять прежние объемы производства пилотируемых кораблей себе в убыток или сокращать серию. Увеличивать российский экипаж не планируется до запуска модуля МЛМ «Наука», и без этого модуля в них не будет большого практического смысла. И есть сомнения, что он вообще полетит и будет штатно использоваться. Поэтому решение Роскосмос видит в кратковременных полетах всех желающих, способных оплатить полет.

Первая группа клиентов уже нашлась — отряд космонавтов Объединенных Арабских Эмиратов (стоимость их билетов не разглашается). Второй источник платежеспособных пассажиров — туризм. Недавно уже объявили идею запуска пилотируемых кораблей «по гагаринскому маршруту», т.е. без стыковки с МКС и длительностью десятки минут или несколько часов. С точки зрения науки такие полеты будут практически бесполезны, в лучшем случае подойдут для каких-нибудь студенческих проектов и тренировки космонавтов. С практической точки зрения это просто программа сохранения рабочих мест на РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс», которые выпускают корабли и ракеты «Союз».



Туристический билет, скорее всего, будет дешевле чем для NASA, т.к. полет на МКС продлится не более 10 дней, а рейс без стыковки и того меньше. Один из пилотов космического корабля всегда будет профессиональным космонавтом, т.е. за один тур получится свозить не более двух «отдыхающих», это дает нижнюю планку цены — не менее $35 млн, любая скидка будет за счет российских налогоплательщиков. Десятидневный туристический полет на МКС в 2015 году оценивался в $55 млн, что также ниже оплаты NASA.

С туристическими посещениями МКС есть и организационная проблема: поскольку корабли летают раз в 4 месяца, то туриста можно только привезти одним кораблем, а вернуть на Землю другим, в это время космонавт уступивший кресло остается на станции до следующего рейса. Так что больше двух туристов в год пожить на станции не отвезешь.

Получается, даже если Роскосмос найдет новых пассажиров на все будущие «Союзы», его ждет сокращение финансирования на 5%, если не найдет, то на все 10%. Уменьшение же количества запускаемых «Союзов» приведет к росту их стоимости для госбюджета за счет накладных расходов.

Проблема Роскосмоса еще в том, что Илон Маск сможет конкурировать и в космическом туризме, запуская желающих по «маршруту Джона Гленна», т.е. совершая кратковременные полеты без стыковки с МКС. Сейчас для NASA запуск одного пилотируемого четырехместного Dragon оценивается в $405 млн. Если сравнивать с разницей коммерческой стоимости ракет ($62 млн) и пусков в интересах NASA ($89-99 млн), то коммерческая цена запуска Dragon может быть около $250 млн. Если запускать корабль в семиместном варианте и без профессионального «водителя», то цена за полет приближается к тем же $35 млн. Использование многоразовых ступеней Falcon 9 и обитаемых отсеков Dragon может обещать снижение цены, так что и здесь Роскосмос способен уступить SpaceX.

Впрочем, пилотируемая космонавтика, за редким исключением, это заведомо убыточная деятельность, поэтому в ущерб финансам Роскосмос может сохранить лицо и прежние объемы производства за счет возвращения практики полетов по обмену. Так наши космонавты получат опыт полетов на Dragon SpaceX и Starliner Boeing, а наши чиновники по старой традиции смогут прилюдно подчеркивать «американцы не могут без нас». Правда тут есть опасность «эффекта Tesla», когда автолюбители прокатившись на электромобилях Tesla теряют интерес к вождению бензиновых машин.



В целом же, можно приветствовать успех SpaceX, мир действительно входит в новую эру пилотируемых полетов, но ничего хорошего нынешнему лидеру это не обещает.

zelenyikot

Поддержать выход новых постов можно через сервис Patreon.
Другие способы оказать поддержку.



promo zelenyikot september 5, 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
странно, зачем вы вообще выходите во вражеский интернет, если тут можно прочитать сообщения таких людей как я, которые не проявляют достаточной почтительности к отечеству и позволяют себе, о ужас, высказывать критику в отношении страны.

во первых почему вражеский?
и во вторых - ведь для вас слова "патриот страны" страшное оскорбление. Разве не так, а потомок Смердякова?

Нет хуже оскорбления для страны - чем те люди, которых сегодня считают "патриотами".

о, боты-виртуалы набежали. что случилось?
зы
Хотя не отвечайте, я лучше вас сразу в игнор-лист внесу.

Edited at 2019-03-04 11:46 am (UTC)

Отличный способ диалога.

очередной пустожурнальный вируал. в игнор.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
потому что тут пишут неприятные вам вещи всякие "вражеские элементы", которым вы, после прочтения, советуете убраться с территории страны - вот у меня и вопрос, зачем вы ходите по таким местам?
а во вторых, у меня нет претензий к слову "патриот", у меня есть претензии к тому значению, которое оно приобрело в современной россии, когда любое чмо с отбитой критичностью считает себя вправе указывать другим гражданам страны на то, как им себя вести, что им говорить и как думать.
а любую критику правящего режима, любые упоминания недостатков общества и власти, воспринимает как враждебные действия в отношении страны в целом и объявляет собеседника врагом народа, предлагая ему убраться подальше.
и это в лучшем случае - в худшем просто предлагают расстрелять.
что самое смешное, они же при этом одновременно отрицают масштабы сталинских репрессии, например.

теперь доступно объяснил?

Edited at 2019-03-04 11:56 am (UTC)

> тут пишут неприятные вам вещи всякие "вражеские элементы"
дык, пусть пишут, вон некоторые на заборах пишут гадости, так что иза них все заборы сжечь. да?

Но я же вас просто просил объяснить - зачем вы живете в России? если для вас фраза "патриот страны" страшнейшее оскорбление. Зачем вы мучаетесь то?

> а во вторых, у меня нет претензий к слову "патриот"

конечно нет, за исключение одной мелочи, типа - патриотом России нельзя быть, патриотов другой страны можно. Разве нет? я полистал ваш блог.

> теперь доступно объяснил?

нет.

ну и что же не так в моем блоге?

и да, таким "патриотом", которого я описал выше - быть действительно нельзя.

Edited at 2019-03-04 12:01 pm (UTC)

да все так, все соответствуют вашим словам.

Но почему вы не стали отвечать на вопросы то?

(Deleted comment)
Да он рад бы уехать, но в американский ПВО его почему-то не берут (см. выше феерический по своей идиотии тред про боеголовки).

Да тут такое дело,сколько читаю ЖЖ ,всё люди делятся на два условных лагеря - одни ставят икону Маску и гыгыкают по поводу батутчика Рогозина яростно отставивая позицию СпэйсХэ,другие с точностью до наоборот.


И очень мало людей абсолютно безпристрастных,которые радуются успехам человечества в космосе.


не знаю, я вот вполне способен порадоваться успехам и российской космонавтики, другое дело что их еще поискать надо.
вот, например, скоро полетит Спектр-РГ - прекрасное событие и я только за то чтобы он успешно был выведен и отработал как минимум планируемый срок эксплуатации.
было бы очень круто восстановить Спектр-Р - тоже отличная машина.
мне очень жаль было проект Фобос Грунт, я искренне надеюсь что вторая станция сможет реализовать его задачи.

но у российской космонавтики все такие успехи можно пересчитать по пальцам.
все амбициозные заявления обычно заканчиваются просто пшиком и пустыми обещаниями.
все планы строятся с расчетом "к тому времени помрет или ишак или падишах"
и поэтому когда очередной рогозин заявляет про базы на луне +10 лет от сегодняшнего дня, ему уже никто не верит и реакция на него будет именно такая - высмеивание и презрение.

а хочется-то здесь и сейчас. не обязательно именно заявленных достижений, но хотя бы постоянных успешных шагов к заявленным целям.
поэтому извините, но сложно упрекнуть людей в том, что они искренне болеют за Маска, который декларирует такие классные цели как удешевление пусков на порядок и в достаточно обозримой перспективе. И, к тому же, пропагандирует экспансию в космос - да мы все с детства мечтаем об этом, черт подери..
И планомерно и успешно движется к этой цели, причем.

и сложно упрекнуть людей которые радуются успехам АМС от НАСА - это достижение всего человечества.

вот и вся логика.
поэтому до тех пор, пока роскосмос делом не докажет свои цели, пока не будет череды пусть и маленьких, но успешных шагов к развитию человечества в космосе - я буду стебаться над его пиар-заявлениями и заунывным плачем о том что "мы были первые" и все такое.
да были - но все просрали.
стыдиться надо этого, а не орать при каждом удобном случае.

Edited at 2019-03-05 03:59 am (UTC)

Как-то болеть за маркетолога который хайпится где возможно, но упрекать журналиста в обещаниях немного двойные стандарты.
Маск занимается только лишь запусками.Удешевление,конкуренция это всё очень хорошо.
РК занимается не только запусками,в его составе теже компании которые занимаются строительством космодрома.Немного разные задачи.

А экспансия,имхо,опять пиар.Какие там могут быть практичные задачи кроме банального флаговтыка ?

> почему вражеский?

Путин именно так считает, давеча даже ртом это сказал.

  • 1