?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Чем светит Dragon Роскосмосу
zelenyikot


Космический корабль Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковался к Международной космической станции после суточного полета. Пока на корабле прилетел только манекен Ripley и 180 кг груза, но если испытания пройдут успешно, через полгода на нем должны отправиться первые астронавты. Сегодняшний успех очень важен для США, но и на российскую космонавтику он окажет существенное влияние.



После старта и стыковки, следующий важный этап полета — посадка — ожидается через пять дней. Через несколько недель новый пуск для испытания системы аварийной посадки на этапе полета ракеты в атмосфере. И только потом космический корабль получит сертификат безопасности и первый экипаж. Когда пилотируемый полет Dragon станет реальностью это будет означать, что США вернули себе возможность летать в космос со своей территории, чего у них не было с 2011 года. Тогда завершилась программа Space Shuttle и доставку всех международных экипажей взял на себя Роскосмос.

Российские «Союзы» с 2011 года по настоящее время летают не только на чувстве взаимопомощи и сотрудничества, но и щедро финансируются американской стороной. По программе МКС NASA оплачивает места американским, канадским, европейским и японским астронавтам. Вообще полеты американцев на российских кораблях «Союз» начались еще в 90-е годы, но тогда это были полеты по обмену — взамен российские космонавты летали на шаттлах. С 2006 года начались платные экспедиции. С тех пор слетало семь десятков человек.

Поначалу ценник для астронавтов на «Союзе» начинался с умеренных $25 млн за одно место — чуть дороже чем билеты первых туристов. Однако программа астронавтов существенно отличается от развлекательной: им надо работать, т.е. усложняется подготовка, и длительность экспедиции не 10 дней, а полгода. Да и денег у NASA было явно больше чем у частников. После финального полета Space Shuttle «билеты» на российские корабли постоянно дорожали. К 2018 году цена для одного астронавта достигла $82 млн. Для примера стоимость ракеты «Союз» и трехместного корабля «Союз-МС» — около $70 млн, т.е. один астронавт с лихвой окупал полет для всего экипажа.



В среднем, после 2011 года Роскосмос зарабатывал по $300-400 млн в год на «извозе» до МКС. Учитывая, что суммарный объем государственного финансирования Роскосмоса (Федеральная космическая программа, оборонный заказ, федеральные целевые программы) около $3-4 млрд в год, то выходит, что около 10% всего финансирования российской космонавтики обеспечивала американская пилотируемая космонавтика.

Соответственно, если поток американских «союзодолларов» иссякнет, то Роскосмос предстанет перед выбором — сохранять прежние объемы производства пилотируемых кораблей себе в убыток или сокращать серию. Увеличивать российский экипаж не планируется до запуска модуля МЛМ «Наука», и без этого модуля в них не будет большого практического смысла. И есть сомнения, что он вообще полетит и будет штатно использоваться. Поэтому решение Роскосмос видит в кратковременных полетах всех желающих, способных оплатить полет.

Первая группа клиентов уже нашлась — отряд космонавтов Объединенных Арабских Эмиратов (стоимость их билетов не разглашается). Второй источник платежеспособных пассажиров — туризм. Недавно уже объявили идею запуска пилотируемых кораблей «по гагаринскому маршруту», т.е. без стыковки с МКС и длительностью десятки минут или несколько часов. С точки зрения науки такие полеты будут практически бесполезны, в лучшем случае подойдут для каких-нибудь студенческих проектов и тренировки космонавтов. С практической точки зрения это просто программа сохранения рабочих мест на РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс», которые выпускают корабли и ракеты «Союз».



Туристический билет, скорее всего, будет дешевле чем для NASA, т.к. полет на МКС продлится не более 10 дней, а рейс без стыковки и того меньше. Один из пилотов космического корабля всегда будет профессиональным космонавтом, т.е. за один тур получится свозить не более двух «отдыхающих», это дает нижнюю планку цены — не менее $35 млн, любая скидка будет за счет российских налогоплательщиков. Десятидневный туристический полет на МКС в 2015 году оценивался в $55 млн, что также ниже оплаты NASA.

С туристическими посещениями МКС есть и организационная проблема: поскольку корабли летают раз в 4 месяца, то туриста можно только привезти одним кораблем, а вернуть на Землю другим, в это время космонавт уступивший кресло остается на станции до следующего рейса. Так что больше двух туристов в год пожить на станции не отвезешь.

Получается, даже если Роскосмос найдет новых пассажиров на все будущие «Союзы», его ждет сокращение финансирования на 5%, если не найдет, то на все 10%. Уменьшение же количества запускаемых «Союзов» приведет к росту их стоимости для госбюджета за счет накладных расходов.

Проблема Роскосмоса еще в том, что Илон Маск сможет конкурировать и в космическом туризме, запуская желающих по «маршруту Джона Гленна», т.е. совершая кратковременные полеты без стыковки с МКС. Сейчас для NASA запуск одного пилотируемого четырехместного Dragon оценивается в $405 млн. Если сравнивать с разницей коммерческой стоимости ракет ($62 млн) и пусков в интересах NASA ($89-99 млн), то коммерческая цена запуска Dragon может быть около $250 млн. Если запускать корабль в семиместном варианте и без профессионального «водителя», то цена за полет приближается к тем же $35 млн. Использование многоразовых ступеней Falcon 9 и обитаемых отсеков Dragon может обещать снижение цены, так что и здесь Роскосмос способен уступить SpaceX.

Впрочем, пилотируемая космонавтика, за редким исключением, это заведомо убыточная деятельность, поэтому в ущерб финансам Роскосмос может сохранить лицо и прежние объемы производства за счет возвращения практики полетов по обмену. Так наши космонавты получат опыт полетов на Dragon SpaceX и Starliner Boeing, а наши чиновники по старой традиции смогут прилюдно подчеркивать «американцы не могут без нас». Правда тут есть опасность «эффекта Tesla», когда автолюбители прокатившись на электромобилях Tesla теряют интерес к вождению бензиновых машин.



В целом же, можно приветствовать успех SpaceX, мир действительно входит в новую эру пилотируемых полетов, но ничего хорошего нынешнему лидеру это не обещает.

zelenyikot

Поддержать выход новых постов можно через сервис Patreon.
Другие способы оказать поддержку.


Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot september 5, 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
во первых почему вражеский?
и во вторых - ведь для вас слова "патриот страны" страшное оскорбление. Разве не так, а потомок Смердякова?

Нет хуже оскорбления для страны - чем те люди, которых сегодня считают "патриотами".

о, боты-виртуалы набежали. что случилось?
зы
Хотя не отвечайте, я лучше вас сразу в игнор-лист внесу.

Edited at 2019-03-04 11:46 am (UTC)

Отличный способ диалога.

очередной пустожурнальный вируал. в игнор.

Графоманы почему-то считают, что их мнение важнее мнения читателей, не являющихся писателями.

Да-да, бот, в игнор, я в курсе. Удачи.

потому что тут пишут неприятные вам вещи всякие "вражеские элементы", которым вы, после прочтения, советуете убраться с территории страны - вот у меня и вопрос, зачем вы ходите по таким местам?
а во вторых, у меня нет претензий к слову "патриот", у меня есть претензии к тому значению, которое оно приобрело в современной россии, когда любое чмо с отбитой критичностью считает себя вправе указывать другим гражданам страны на то, как им себя вести, что им говорить и как думать.
а любую критику правящего режима, любые упоминания недостатков общества и власти, воспринимает как враждебные действия в отношении страны в целом и объявляет собеседника врагом народа, предлагая ему убраться подальше.
и это в лучшем случае - в худшем просто предлагают расстрелять.
что самое смешное, они же при этом одновременно отрицают масштабы сталинских репрессии, например.

теперь доступно объяснил?

Edited at 2019-03-04 11:56 am (UTC)

> тут пишут неприятные вам вещи всякие "вражеские элементы"
дык, пусть пишут, вон некоторые на заборах пишут гадости, так что иза них все заборы сжечь. да?

Но я же вас просто просил объяснить - зачем вы живете в России? если для вас фраза "патриот страны" страшнейшее оскорбление. Зачем вы мучаетесь то?

> а во вторых, у меня нет претензий к слову "патриот"

конечно нет, за исключение одной мелочи, типа - патриотом России нельзя быть, патриотов другой страны можно. Разве нет? я полистал ваш блог.

> теперь доступно объяснил?

нет.

ну и что же не так в моем блоге?

и да, таким "патриотом", которого я описал выше - быть действительно нельзя.

Edited at 2019-03-04 12:01 pm (UTC)

да все так, все соответствуют вашим словам.

Но почему вы не стали отвечать на вопросы то?

Да он рад бы уехать, но в американский ПВО его почему-то не берут (см. выше феерический по своей идиотии тред про боеголовки).

Да тут такое дело,сколько читаю ЖЖ ,всё люди делятся на два условных лагеря - одни ставят икону Маску и гыгыкают по поводу батутчика Рогозина яростно отставивая позицию СпэйсХэ,другие с точностью до наоборот.


И очень мало людей абсолютно безпристрастных,которые радуются успехам человечества в космосе.


не знаю, я вот вполне способен порадоваться успехам и российской космонавтики, другое дело что их еще поискать надо.
вот, например, скоро полетит Спектр-РГ - прекрасное событие и я только за то чтобы он успешно был выведен и отработал как минимум планируемый срок эксплуатации.
было бы очень круто восстановить Спектр-Р - тоже отличная машина.
мне очень жаль было проект Фобос Грунт, я искренне надеюсь что вторая станция сможет реализовать его задачи.

но у российской космонавтики все такие успехи можно пересчитать по пальцам.
все амбициозные заявления обычно заканчиваются просто пшиком и пустыми обещаниями.
все планы строятся с расчетом "к тому времени помрет или ишак или падишах"
и поэтому когда очередной рогозин заявляет про базы на луне +10 лет от сегодняшнего дня, ему уже никто не верит и реакция на него будет именно такая - высмеивание и презрение.

а хочется-то здесь и сейчас. не обязательно именно заявленных достижений, но хотя бы постоянных успешных шагов к заявленным целям.
поэтому извините, но сложно упрекнуть людей в том, что они искренне болеют за Маска, который декларирует такие классные цели как удешевление пусков на порядок и в достаточно обозримой перспективе. И, к тому же, пропагандирует экспансию в космос - да мы все с детства мечтаем об этом, черт подери..
И планомерно и успешно движется к этой цели, причем.

и сложно упрекнуть людей которые радуются успехам АМС от НАСА - это достижение всего человечества.

вот и вся логика.
поэтому до тех пор, пока роскосмос делом не докажет свои цели, пока не будет череды пусть и маленьких, но успешных шагов к развитию человечества в космосе - я буду стебаться над его пиар-заявлениями и заунывным плачем о том что "мы были первые" и все такое.
да были - но все просрали.
стыдиться надо этого, а не орать при каждом удобном случае.

Edited at 2019-03-05 03:59 am (UTC)

Как-то болеть за маркетолога который хайпится где возможно, но упрекать журналиста в обещаниях немного двойные стандарты.
Маск занимается только лишь запусками.Удешевление,конкуренция это всё очень хорошо.
РК занимается не только запусками,в его составе теже компании которые занимаются строительством космодрома.Немного разные задачи.

А экспансия,имхо,опять пиар.Какие там могут быть практичные задачи кроме банального флаговтыка ?

> почему вражеский?

Путин именно так считает, давеча даже ртом это сказал.

  • 1