?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Чем светит Dragon Роскосмосу
zelenyikot


Космический корабль Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковался к Международной космической станции после суточного полета. Пока на корабле прилетел только манекен Ripley и 180 кг груза, но если испытания пройдут успешно, через полгода на нем должны отправиться первые астронавты. Сегодняшний успех очень важен для США, но и на российскую космонавтику он окажет существенное влияние.



После старта и стыковки, следующий важный этап полета — посадка — ожидается через пять дней. Через несколько недель новый пуск для испытания системы аварийной посадки на этапе полета ракеты в атмосфере. И только потом космический корабль получит сертификат безопасности и первый экипаж. Когда пилотируемый полет Dragon станет реальностью это будет означать, что США вернули себе возможность летать в космос со своей территории, чего у них не было с 2011 года. Тогда завершилась программа Space Shuttle и доставку всех международных экипажей взял на себя Роскосмос.

Российские «Союзы» с 2011 года по настоящее время летают не только на чувстве взаимопомощи и сотрудничества, но и щедро финансируются американской стороной. По программе МКС NASA оплачивает места американским, канадским, европейским и японским астронавтам. Вообще полеты американцев на российских кораблях «Союз» начались еще в 90-е годы, но тогда это были полеты по обмену — взамен российские космонавты летали на шаттлах. С 2006 года начались платные экспедиции. С тех пор слетало семь десятков человек.

Поначалу ценник для астронавтов на «Союзе» начинался с умеренных $25 млн за одно место — чуть дороже чем билеты первых туристов. Однако программа астронавтов существенно отличается от развлекательной: им надо работать, т.е. усложняется подготовка, и длительность экспедиции не 10 дней, а полгода. Да и денег у NASA было явно больше чем у частников. После финального полета Space Shuttle «билеты» на российские корабли постоянно дорожали. К 2018 году цена для одного астронавта достигла $82 млн. Для примера стоимость ракеты «Союз» и трехместного корабля «Союз-МС» — около $70 млн, т.е. один астронавт с лихвой окупал полет для всего экипажа.



В среднем, после 2011 года Роскосмос зарабатывал по $300-400 млн в год на «извозе» до МКС. Учитывая, что суммарный объем государственного финансирования Роскосмоса (Федеральная космическая программа, оборонный заказ, федеральные целевые программы) около $3-4 млрд в год, то выходит, что около 10% всего финансирования российской космонавтики обеспечивала американская пилотируемая космонавтика.

Соответственно, если поток американских «союзодолларов» иссякнет, то Роскосмос предстанет перед выбором — сохранять прежние объемы производства пилотируемых кораблей себе в убыток или сокращать серию. Увеличивать российский экипаж не планируется до запуска модуля МЛМ «Наука», и без этого модуля в них не будет большого практического смысла. И есть сомнения, что он вообще полетит и будет штатно использоваться. Поэтому решение Роскосмос видит в кратковременных полетах всех желающих, способных оплатить полет.

Первая группа клиентов уже нашлась — отряд космонавтов Объединенных Арабских Эмиратов (стоимость их билетов не разглашается). Второй источник платежеспособных пассажиров — туризм. Недавно уже объявили идею запуска пилотируемых кораблей «по гагаринскому маршруту», т.е. без стыковки с МКС и длительностью десятки минут или несколько часов. С точки зрения науки такие полеты будут практически бесполезны, в лучшем случае подойдут для каких-нибудь студенческих проектов и тренировки космонавтов. С практической точки зрения это просто программа сохранения рабочих мест на РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс», которые выпускают корабли и ракеты «Союз».



Туристический билет, скорее всего, будет дешевле чем для NASA, т.к. полет на МКС продлится не более 10 дней, а рейс без стыковки и того меньше. Один из пилотов космического корабля всегда будет профессиональным космонавтом, т.е. за один тур получится свозить не более двух «отдыхающих», это дает нижнюю планку цены — не менее $35 млн, любая скидка будет за счет российских налогоплательщиков. Десятидневный туристический полет на МКС в 2015 году оценивался в $55 млн, что также ниже оплаты NASA.

С туристическими посещениями МКС есть и организационная проблема: поскольку корабли летают раз в 4 месяца, то туриста можно только привезти одним кораблем, а вернуть на Землю другим, в это время космонавт уступивший кресло остается на станции до следующего рейса. Так что больше двух туристов в год пожить на станции не отвезешь.

Получается, даже если Роскосмос найдет новых пассажиров на все будущие «Союзы», его ждет сокращение финансирования на 5%, если не найдет, то на все 10%. Уменьшение же количества запускаемых «Союзов» приведет к росту их стоимости для госбюджета за счет накладных расходов.

Проблема Роскосмоса еще в том, что Илон Маск сможет конкурировать и в космическом туризме, запуская желающих по «маршруту Джона Гленна», т.е. совершая кратковременные полеты без стыковки с МКС. Сейчас для NASA запуск одного пилотируемого четырехместного Dragon оценивается в $405 млн. Если сравнивать с разницей коммерческой стоимости ракет ($62 млн) и пусков в интересах NASA ($89-99 млн), то коммерческая цена запуска Dragon может быть около $250 млн. Если запускать корабль в семиместном варианте и без профессионального «водителя», то цена за полет приближается к тем же $35 млн. Использование многоразовых ступеней Falcon 9 и обитаемых отсеков Dragon может обещать снижение цены, так что и здесь Роскосмос способен уступить SpaceX.

Впрочем, пилотируемая космонавтика, за редким исключением, это заведомо убыточная деятельность, поэтому в ущерб финансам Роскосмос может сохранить лицо и прежние объемы производства за счет возвращения практики полетов по обмену. Так наши космонавты получат опыт полетов на Dragon SpaceX и Starliner Boeing, а наши чиновники по старой традиции смогут прилюдно подчеркивать «американцы не могут без нас». Правда тут есть опасность «эффекта Tesla», когда автолюбители прокатившись на электромобилях Tesla теряют интерес к вождению бензиновых машин.



В целом же, можно приветствовать успех SpaceX, мир действительно входит в новую эру пилотируемых полетов, но ничего хорошего нынешнему лидеру это не обещает.

zelenyikot

Поддержать выход новых постов можно через сервис Patreon.
Другие способы оказать поддержку.


Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot september 5, 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
да все так, все соответствуют вашим словам.

Но почему вы не стали отвечать на вопросы то?

какие? про заборы?
ну так и вы же на заборах в пререкания не вступаете - или вступаете? :))

ответ один - потому что это моя страна. а не режима, временно ее контролирующего.
и да, а почему бы вам не уехать из моей страны в северную корею и не наслаждаться тоталитарным раем там?
как вам такой вариант?

ну помилуйте какая же это ваша страна? Ну побойтесь Бога то, зачем так врать то.

Вы же Россию люто ненавидите, людей проживающих в ней презираете и т.д. Любой полиставший ваш блог, любой погугливший ваши коменты это скажет.

> ну так и вы же на заборах в пререкания не вступаете - или вступаете? :))

и кстати, я с вами в пререкания не вступал. смысл то? ваша жизненная позиция ясна и понятна. Я просто спросил - почему вы живете в стране, которую искренне презираете?

Вам уже ответили на этот вопрос - страну любим, режим ее контролирующий презираем.

Читать разучились?

И да - слово патриот последнее время стало ругательным. Впрочем точно так же как и слово либерал. Скажите за это спасибо режиму, в тот краткий миг, когда когда вы перестанете вылизывать ему жопу и у вас освободиться язык.

не разучился, поэтому и пишу, real_wass искреннее ненавидит Россию и как минимум 5/6 её населения.

ps

я правильно понимаю, вы не житель России.

> я правильно понимаю, вы не житель России

Неправильно поняли.
Я житель России, живу в Петербурге, жил при СССР, люблю свою страну и очень не люблю государство.

Точно так же вы заблуждаетесь и насчет real_wass. "искреннее ненавидит Россию" - чушь какая-то. Даю подсказку - тот то не любит нынешнюю власть он как раз и любит свою страну.

"Любой полиставший ваш блог, любой погугливший ваши коменты это скажет."

да, конечно, любой дурак именно так и скажет, потому что дурак не способен думать и понимать сарказм и высмеивание негативных пороков общества.
например, раньше анекдоты служили именно такой целью, стебаться над глупостью, тупостью и невежеством - именно поэтому такие анекдоты никогда не нравились дуракам, дураки с ними всегда боролись и запрещали их рассказывать.
и, по большому счету, ничего же ни изменилось - дураки так и не способны до сих пор воспринимать критику, высказанную в легкой или предельно циничной иронической форме - для дурака это всегда личное оскорбление.

И это хорошо - потому что дураки отсеиваются автоматически.
в большинстве случаев.

"Я просто спросил - почему вы живете в стране, которую искренне презираете?"
я уже ответил.
если вы не способны понять ответ - не досаждайте мне больше.

Edited at 2019-03-05 01:43 am (UTC)

ха-ха, "не досаждайте мне больше."

Но все такие хотелось понять - Россию вы считаете тоталитарным мордором, 5/6 её населения идиотами и все такое. И все таки живете среди нас? А, потомок Смердякова? Чего так?

И да, "сарказм", "стеб" и т.п. это не про вас. Ну не умеете вы в это, не умете, ибо трудно вам свою смердяковскую сущность скрыть, прет из вас дерьмецо наружу, ой как прет.

вам очень сложно понять то, что вы понимать не хотите.
весь предыдущий разговор этот наглядно продемонстрировал, причем в этой ветке вам это объяснял не только я, а еще и множество других людей.

ну так и зачем мне пытаться делать бессмысленную работу? в этом нет никакой практической пользы для меня.
сообщите мне, чего ради?

и, учитывая вашу упоротость, про сарказм - это явно не к вам :D
а вообще, весь наш разговор можно подытожить одной картинкой.



Edited at 2019-03-06 03:16 am (UTC)

"критику, высказанную в легкой или предельно циничной иронической форме". Дело в том что только для дураков такая форма и подходит. Умному достаточно легкой. В хороших анекдотах так всегда и было - называется тонкий намек на толстые обстоятельства. У вас же только юродствование в предельно вычурной форме, потому воспринимается не как критика, а как психологическая атака со всеми вытекающими. И ругательным слово патриот стало с подачи таких как вы и ботов госдепа. Хотя современная власть тоже поспособстовала, как всегда неумело пытаясь возглавить и координировать патриотические движения в своей неповторимо неуклюжей манере.

Когда критика была лёгкой, вы её никак не воспринимали или называли критикующего предателем. Сейчас с вами, логично, разговаривают, как с говном. А вы что хотели? Люди просто спустились до вашего уровня общения, чтобы вам было понятнее.

Куда рученки-то растопырил на страну? Она не только твоя, а еще 150 миллионов и их мнение немножко не совпадает с твоим, так что подвинишься ты. И уж если выбирать, то лучше такой режим, чем раздолье таких как ты. Вот потому и нет альтернативы - либо это либо совсем уроды. 90-е не так давно кончились, чтобы хотеть их повторять.

во первых не 150, а 144,5

а во вторых - ну-ка быстренько отучаемся говорить за всех, ок?
или каждый из этих миллионов сказал что его мнение с моим не совпадает? нет? ну тогда что это за выпад был?

если дать выбирать вам, то вы выберете 37-й год - уж лучше 90-е.
там хотя бы свобода была.

А, ну всё понятно. Любитель ловить рыбку в мутной воде. Теперь все очевидно. Так вот, зря надеешься - в ближайшее время тебе не на что рассчитывать.

  • 1