?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Flag Next Entry
Чем светит Dragon Роскосмосу
zelenyikot


Космический корабль Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковался к Международной космической станции после суточного полета. Пока на корабле прилетел только манекен Ripley и 180 кг груза, но если испытания пройдут успешно, через полгода на нем должны отправиться первые астронавты. Сегодняшний успех очень важен для США, но и на российскую космонавтику он окажет существенное влияние.



После старта и стыковки, следующий важный этап полета — посадка — ожидается через пять дней. Через несколько недель новый пуск для испытания системы аварийной посадки на этапе полета ракеты в атмосфере. И только потом космический корабль получит сертификат безопасности и первый экипаж. Когда пилотируемый полет Dragon станет реальностью это будет означать, что США вернули себе возможность летать в космос со своей территории, чего у них не было с 2011 года. Тогда завершилась программа Space Shuttle и доставку всех международных экипажей взял на себя Роскосмос.

Российские «Союзы» с 2011 года по настоящее время летают не только на чувстве взаимопомощи и сотрудничества, но и щедро финансируются американской стороной. По программе МКС NASA оплачивает места американским, канадским, европейским и японским астронавтам. Вообще полеты американцев на российских кораблях «Союз» начались еще в 90-е годы, но тогда это были полеты по обмену — взамен российские космонавты летали на шаттлах. С 2006 года начались платные экспедиции. С тех пор слетало семь десятков человек.

Поначалу ценник для астронавтов на «Союзе» начинался с умеренных $25 млн за одно место — чуть дороже чем билеты первых туристов. Однако программа астронавтов существенно отличается от развлекательной: им надо работать, т.е. усложняется подготовка, и длительность экспедиции не 10 дней, а полгода. Да и денег у NASA было явно больше чем у частников. После финального полета Space Shuttle «билеты» на российские корабли постоянно дорожали. К 2018 году цена для одного астронавта достигла $82 млн. Для примера стоимость ракеты «Союз» и трехместного корабля «Союз-МС» — около $70 млн, т.е. один астронавт с лихвой окупал полет для всего экипажа.



В среднем, после 2011 года Роскосмос зарабатывал по $300-400 млн в год на «извозе» до МКС. Учитывая, что суммарный объем государственного финансирования Роскосмоса (Федеральная космическая программа, оборонный заказ, федеральные целевые программы) около $3-4 млрд в год, то выходит, что около 10% всего финансирования российской космонавтики обеспечивала американская пилотируемая космонавтика.

Соответственно, если поток американских «союзодолларов» иссякнет, то Роскосмос предстанет перед выбором — сохранять прежние объемы производства пилотируемых кораблей себе в убыток или сокращать серию. Увеличивать российский экипаж не планируется до запуска модуля МЛМ «Наука», и без этого модуля в них не будет большого практического смысла. И есть сомнения, что он вообще полетит и будет штатно использоваться. Поэтому решение Роскосмос видит в кратковременных полетах всех желающих, способных оплатить полет.

Первая группа клиентов уже нашлась — отряд космонавтов Объединенных Арабских Эмиратов (стоимость их билетов не разглашается). Второй источник платежеспособных пассажиров — туризм. Недавно уже объявили идею запуска пилотируемых кораблей «по гагаринскому маршруту», т.е. без стыковки с МКС и длительностью десятки минут или несколько часов. С точки зрения науки такие полеты будут практически бесполезны, в лучшем случае подойдут для каких-нибудь студенческих проектов и тренировки космонавтов. С практической точки зрения это просто программа сохранения рабочих мест на РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс», которые выпускают корабли и ракеты «Союз».



Туристический билет, скорее всего, будет дешевле чем для NASA, т.к. полет на МКС продлится не более 10 дней, а рейс без стыковки и того меньше. Один из пилотов космического корабля всегда будет профессиональным космонавтом, т.е. за один тур получится свозить не более двух «отдыхающих», это дает нижнюю планку цены — не менее $35 млн, любая скидка будет за счет российских налогоплательщиков. Десятидневный туристический полет на МКС в 2015 году оценивался в $55 млн, что также ниже оплаты NASA.

С туристическими посещениями МКС есть и организационная проблема: поскольку корабли летают раз в 4 месяца, то туриста можно только привезти одним кораблем, а вернуть на Землю другим, в это время космонавт уступивший кресло остается на станции до следующего рейса. Так что больше двух туристов в год пожить на станции не отвезешь.

Получается, даже если Роскосмос найдет новых пассажиров на все будущие «Союзы», его ждет сокращение финансирования на 5%, если не найдет, то на все 10%. Уменьшение же количества запускаемых «Союзов» приведет к росту их стоимости для госбюджета за счет накладных расходов.

Проблема Роскосмоса еще в том, что Илон Маск сможет конкурировать и в космическом туризме, запуская желающих по «маршруту Джона Гленна», т.е. совершая кратковременные полеты без стыковки с МКС. Сейчас для NASA запуск одного пилотируемого четырехместного Dragon оценивается в $405 млн. Если сравнивать с разницей коммерческой стоимости ракет ($62 млн) и пусков в интересах NASA ($89-99 млн), то коммерческая цена запуска Dragon может быть около $250 млн. Если запускать корабль в семиместном варианте и без профессионального «водителя», то цена за полет приближается к тем же $35 млн. Использование многоразовых ступеней Falcon 9 и обитаемых отсеков Dragon может обещать снижение цены, так что и здесь Роскосмос способен уступить SpaceX.

Впрочем, пилотируемая космонавтика, за редким исключением, это заведомо убыточная деятельность, поэтому в ущерб финансам Роскосмос может сохранить лицо и прежние объемы производства за счет возвращения практики полетов по обмену. Так наши космонавты получат опыт полетов на Dragon SpaceX и Starliner Boeing, а наши чиновники по старой традиции смогут прилюдно подчеркивать «американцы не могут без нас». Правда тут есть опасность «эффекта Tesla», когда автолюбители прокатившись на электромобилях Tesla теряют интерес к вождению бензиновых машин.



В целом же, можно приветствовать успех SpaceX, мир действительно входит в новую эру пилотируемых полетов, но ничего хорошего нынешнему лидеру это не обещает.

zelenyikot

Поддержать выход новых постов можно через сервис Patreon.
Другие способы оказать поддержку.



promo zelenyikot september 5, 2018 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
Мены вот что удивляет и в этой истории, и в статье, и в комментариях к ней. Две вещи

Первое -- как можно в разговоре о будущем, которое будет когда-то там потом, игнорировать уже строящиеся новые проекты? Мы на полном серьезе говорим о полетах туристов по "гагаринскому маршруту" на Союзах -- хотя это пока что чистая болтология и на Драконах -- хотя там даже болтологии нет.

Но ни слова ни о станциях Бигелоу (хотя там есть уже и оборудование, и контракт на запуск, и реальная возможность все это профинансировать), ни о Старшипе, который теоретически, способен на Луну свозить погулять в скафандрах человек пятьдесят, не говоря уж покатать вокруг шарика (а он уже строится)

Второе -- это вот это вот жлобство, зацикленность на ценностях сохранения и безопасности, которое заставляет беспокоиться о том, что ах, как бы там не случилось что с Роскосмосом или радоваться тому, что ах, Роскосмосу пипец, у кого что болит.

И это заставляет у упор не видеть огромных открывающихся возможностей (в том числе, блин, и для Роскосмоса)

Edited at 2019-03-04 01:55 pm (UTC)

можно поподробнее про огромные открывающиеся возможности для Роскосмоса

Они довольно очевидные. Например, если SpaceX так сильно хочет сделать ракету для того, чтобы полететь на Марс, то можно полететь на Марс. За условно небольшие деньги, а то и вообще по бартеру. То, чего при других раскладах не будет приблизительно никогда

А если Бигелоу так нравится делать его надувные модули, можно купить один, прицепить к МКС и наконец перестать мучить банку, сделанную тридцать с лишним лет назад. А подвернутся туристы -- ещё и отбить успеть


Edited at 2019-03-04 04:11 pm (UTC)

Возможность у кого то чонить купить, это да
Огромаднейшие перспективы

Кстати, да. Например, возможность купить туалетную бумагу в магазине -- это огромадная перспектива не вытирать зад газетой Правда.

Приблизительно все материальные вещи, что у вас есть, есть по причине того, что у вас была возможность это купить. А в магазинах они лежат по причине того, что у кого-то была возможность купить оборудование для того, чтобы их произвести.

Но не вопрос, можно и дальше продолжать стонать о потерянном рае и рисовать прожекты из прошлого века, которые не будут реализованы никогда


Дп согласен, с вами, согласен
Наипрекраснейшие перспективы для РосКосмоса

если SpaceX так сильно хочет сделать ракету для того, чтобы полететь на Марс, то можно полететь на Марс. За условно небольшие деньги, а то и вообще по бартеру.

Нет, нельзя. Во-первых, SpaceX не интересно купить (подход купить неликвиды по дешевке и сделать из них конфетку - это Orbital Sciences с Антаресом, и все видели их успехи), им интересно сделать самим. Быстрее, дешевле, лучше чем может кто-то ещё. И что характерно, у них это получается. И тут самое время задать вопрос: а что 20 лет мешало Роскосмосу без всякой связи со SpaceX поставить себе хоть какую значимую цель и вот так же эффективно добиться ее достижения? Ответ известен :(

Что ответ известен -- это да. Но у меня претензии не к руководству страны или отрасли, понятно, что они конченные и ловить там нечего. Претензии к тому, что и как мы здесь обсуждаем.

Насчет того, что интересно SpaceX.

Колонизация Марса -- это в тысячу раз более сложный проект, чем простое создание транспортной системы, за которое взялась компания и куда она сейчас ухнет все свои ресурсы.

Думаю, есть значительный список вещей, за которые они будут готовы доставить кого угодно на Марс даже без денег. Первым на ум тут ядерный реактор приходит, потому что есть очевидная проблема с выработкой большого объема электроэнергии для производства топлива. Они же не будут его сами делать-то

Edited at 2019-03-09 07:16 pm (UTC)

> огромных открывающихся возможностей (в том числе, блин, и для Роскосмоса)

Когда вас увольняют -- это новые возможности! :)

Вообще, я, конечно не об увольнении

Но увольнение -- это да, новые возможности (и отсутствие некоторых старых)

Бигелоу БИМ-300 не ранее, чем через три года

Думаешь, "Науку" к тому времени уже запустят? :)


Думаю, Науку уже не запустят никогда((

Как по мне, вся эта история (не только с Наукой, а вообще) очень сильно попахивает некрофилией

----------------------

А ведь если подумать, то это все объясняет. Не только то, как руководят российским космосом, а вообще все

Edited at 2019-03-05 12:44 pm (UTC)

Угу. "Прекратить разврат!" Сказал пилот и откопали стюардессу.

  • 1