?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Чем светит Dragon Роскосмосу
zelenyikot


Космический корабль Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковался к Международной космической станции после суточного полета. Пока на корабле прилетел только манекен Ripley и 180 кг груза, но если испытания пройдут успешно, через полгода на нем должны отправиться первые астронавты. Сегодняшний успех очень важен для США, но и на российскую космонавтику он окажет существенное влияние.



После старта и стыковки, следующий важный этап полета — посадка — ожидается через пять дней. Через несколько недель новый пуск для испытания системы аварийной посадки на этапе полета ракеты в атмосфере. И только потом космический корабль получит сертификат безопасности и первый экипаж. Когда пилотируемый полет Dragon станет реальностью это будет означать, что США вернули себе возможность летать в космос со своей территории, чего у них не было с 2011 года. Тогда завершилась программа Space Shuttle и доставку всех международных экипажей взял на себя Роскосмос.

Российские «Союзы» с 2011 года по настоящее время летают не только на чувстве взаимопомощи и сотрудничества, но и щедро финансируются американской стороной. По программе МКС NASA оплачивает места американским, канадским, европейским и японским астронавтам. Вообще полеты американцев на российских кораблях «Союз» начались еще в 90-е годы, но тогда это были полеты по обмену — взамен российские космонавты летали на шаттлах. С 2006 года начались платные экспедиции. С тех пор слетало семь десятков человек.

Поначалу ценник для астронавтов на «Союзе» начинался с умеренных $25 млн за одно место — чуть дороже чем билеты первых туристов. Однако программа астронавтов существенно отличается от развлекательной: им надо работать, т.е. усложняется подготовка, и длительность экспедиции не 10 дней, а полгода. Да и денег у NASA было явно больше чем у частников. После финального полета Space Shuttle «билеты» на российские корабли постоянно дорожали. К 2018 году цена для одного астронавта достигла $82 млн. Для примера стоимость ракеты «Союз» и трехместного корабля «Союз-МС» — около $70 млн, т.е. один астронавт с лихвой окупал полет для всего экипажа.



В среднем, после 2011 года Роскосмос зарабатывал по $300-400 млн в год на «извозе» до МКС. Учитывая, что суммарный объем государственного финансирования Роскосмоса (Федеральная космическая программа, оборонный заказ, федеральные целевые программы) около $3-4 млрд в год, то выходит, что около 10% всего финансирования российской космонавтики обеспечивала американская пилотируемая космонавтика.

Соответственно, если поток американских «союзодолларов» иссякнет, то Роскосмос предстанет перед выбором — сохранять прежние объемы производства пилотируемых кораблей себе в убыток или сокращать серию. Увеличивать российский экипаж не планируется до запуска модуля МЛМ «Наука», и без этого модуля в них не будет большого практического смысла. И есть сомнения, что он вообще полетит и будет штатно использоваться. Поэтому решение Роскосмос видит в кратковременных полетах всех желающих, способных оплатить полет.

Первая группа клиентов уже нашлась — отряд космонавтов Объединенных Арабских Эмиратов (стоимость их билетов не разглашается). Второй источник платежеспособных пассажиров — туризм. Недавно уже объявили идею запуска пилотируемых кораблей «по гагаринскому маршруту», т.е. без стыковки с МКС и длительностью десятки минут или несколько часов. С точки зрения науки такие полеты будут практически бесполезны, в лучшем случае подойдут для каких-нибудь студенческих проектов и тренировки космонавтов. С практической точки зрения это просто программа сохранения рабочих мест на РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс», которые выпускают корабли и ракеты «Союз».



Туристический билет, скорее всего, будет дешевле чем для NASA, т.к. полет на МКС продлится не более 10 дней, а рейс без стыковки и того меньше. Один из пилотов космического корабля всегда будет профессиональным космонавтом, т.е. за один тур получится свозить не более двух «отдыхающих», это дает нижнюю планку цены — не менее $35 млн, любая скидка будет за счет российских налогоплательщиков. Десятидневный туристический полет на МКС в 2015 году оценивался в $55 млн, что также ниже оплаты NASA.

С туристическими посещениями МКС есть и организационная проблема: поскольку корабли летают раз в 4 месяца, то туриста можно только привезти одним кораблем, а вернуть на Землю другим, в это время космонавт уступивший кресло остается на станции до следующего рейса. Так что больше двух туристов в год пожить на станции не отвезешь.

Получается, даже если Роскосмос найдет новых пассажиров на все будущие «Союзы», его ждет сокращение финансирования на 5%, если не найдет, то на все 10%. Уменьшение же количества запускаемых «Союзов» приведет к росту их стоимости для госбюджета за счет накладных расходов.

Проблема Роскосмоса еще в том, что Илон Маск сможет конкурировать и в космическом туризме, запуская желающих по «маршруту Джона Гленна», т.е. совершая кратковременные полеты без стыковки с МКС. Сейчас для NASA запуск одного пилотируемого четырехместного Dragon оценивается в $405 млн. Если сравнивать с разницей коммерческой стоимости ракет ($62 млн) и пусков в интересах NASA ($89-99 млн), то коммерческая цена запуска Dragon может быть около $250 млн. Если запускать корабль в семиместном варианте и без профессионального «водителя», то цена за полет приближается к тем же $35 млн. Использование многоразовых ступеней Falcon 9 и обитаемых отсеков Dragon может обещать снижение цены, так что и здесь Роскосмос способен уступить SpaceX.

Впрочем, пилотируемая космонавтика, за редким исключением, это заведомо убыточная деятельность, поэтому в ущерб финансам Роскосмос может сохранить лицо и прежние объемы производства за счет возвращения практики полетов по обмену. Так наши космонавты получат опыт полетов на Dragon SpaceX и Starliner Boeing, а наши чиновники по старой традиции смогут прилюдно подчеркивать «американцы не могут без нас». Правда тут есть опасность «эффекта Tesla», когда автолюбители прокатившись на электромобилях Tesla теряют интерес к вождению бензиновых машин.



В целом же, можно приветствовать успех SpaceX, мир действительно входит в новую эру пилотируемых полетов, но ничего хорошего нынешнему лидеру это не обещает.

zelenyikot

Поддержать выход новых постов можно через сервис Patreon.
Другие способы оказать поддержку.



promo zelenyikot сентябрь 5, 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
> Если бы не частники

Вот именно. Частники. Если один разорится -- ну и хрен с ним, с максимом.

> куда ушло оборудование Шатлов?

SLS? Не, не слыхал.

И вы упустили важный момент -- в другие компании уйдут востребованное оборудование и люди (ну и интеллекутальная собственность). Ибо если оно нафиг никому не надо -- то смысла продолжать тащить это на горбу?

Так вот я и спрашиваю, куда ушли Шатлы? Где они теперь производятся и летают?

Шаттл после строительства МКС оказался невостребован. Канул в Лету. Впрочем его наследие во многом будет в SLS -- RS-25, ТТУ у блока 1, баки, и ХЗ что еще. Персонал тоже отнюдь не на улице поголовно оказался.

Дальше что? Надо было продолжать его тащить на горбу до конца столетия? Может и Форд Т надо было до сих пор производить? Такая ведь успешная машина в свое время была.

Повторюсь, то что вы считаете багом -- возможность банкротства частников -- это на самом деле крутая фича капитализма, ибо обеспечивает конкуренцию, мотивацию, и обеспечивает относительно быстрый вывод устаревших или оказавшихся ненужными вещей.

Вот почему у СССР такая жопа в экономике была в 80х? Да в частности потому, что социалистическая плановая модель не смогла обеспечить нормального темпа обновления основных фондов.

Ты был когда нибуть в США ? Если нет, то загляни на Гугл карты. И увидишь, что ВСЕ столбы электропередач ( кроме магистральных) там деревянные. Более того, судя по фоткам их даже ничем не обмазывают, что бы они не превращались со временем в труху. У нас же их обмазывали креазотом. Но это было давно а сейчас столбы делают исключительно железобетонные. Так они дольше стоят. И так у нас во всем. Поэтому, что такое шутдаун у нас в стране слышали только из новостей об Америке. А вот в Америке выгоднее ставить одноразовые столбы а потом бесконечно чинить обрывы и падения.Так просто дешевле. Ничего личного, чистый бизнес.
Поэтому наша ракета Союз с кораблем стоит 80 миллионов. А Дракон больше 400.И это еще не предел. А значит всегда есть вероятность, что НАСА может таки выбрать наш Союз, просто потому, что ему не выделят достаточно денег.Ничего личного, просто вы не конкурентноспособны по сравнению со сраным совком.


> что такое шутдаун у нас в стране слышали только из новостей об Америке

Это в той стране, которая за последний век дважды разваливалась, с радикальной сменой государственной модели? Да, образец стабильности.

> наша ракета Союз с кораблем стоит 80 миллионов. А Дракон больше 400

Имею мнение, что у Союза не учтено куча расходов, которые учли в документе НАСА. Впрочем это и неважно.

Важно тут то, что СССР так и не смог заменить Союз, надорвавшись как раз когда его должны были менять на комбинаию Зенита с новым кораблем и Энергию/Буран -- аналог Шаттла который у американцев слетал 135 раз и выведен на почетную пенсию.

Толку с низкой стоимости корабля родом из шестидесятых, обеспечиваемой в числе прочего нищенскими зарплатами и преступно низкими инвестициями в будущее? Вы так и будете этот космический Форд Т до скончания века делать? Вперед и с песней.

Edited at 2019-03-04 06:51 pm (UTC)

Ну, я помню как ~2/3 Москвы были обесточены "выключи NumLock, спаси Москву" и приличная часть рунета сдохла. Забавно было наблюдать со стороны. Впечатление, как будто "приснился сон прекрасный: Москва сгорела целиком", только мгновенно. Первую инфу получил из ЖЖ спустя час или больше. А конторы, где стояли наши сервера даже мяукнуть не успели.

"Ты был когда нибуть в США ?"
Он там живёт, так то... Так что не лечи его за капитализм, он с ним знаком лучше...

Вот пусть и не рассуждает как совок из социализма.

А Буран много теперь летает?

Ибо если оно нафиг никому не надо -- то смысла продолжать тащить это на горбу?
По этой схеме накрылась Римская империя...

  • 1