?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Чем светит Dragon Роскосмосу
zelenyikot


Космический корабль Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковался к Международной космической станции после суточного полета. Пока на корабле прилетел только манекен Ripley и 180 кг груза, но если испытания пройдут успешно, через полгода на нем должны отправиться первые астронавты. Сегодняшний успех очень важен для США, но и на российскую космонавтику он окажет существенное влияние.



После старта и стыковки, следующий важный этап полета — посадка — ожидается через пять дней. Через несколько недель новый пуск для испытания системы аварийной посадки на этапе полета ракеты в атмосфере. И только потом космический корабль получит сертификат безопасности и первый экипаж. Когда пилотируемый полет Dragon станет реальностью это будет означать, что США вернули себе возможность летать в космос со своей территории, чего у них не было с 2011 года. Тогда завершилась программа Space Shuttle и доставку всех международных экипажей взял на себя Роскосмос.

Российские «Союзы» с 2011 года по настоящее время летают не только на чувстве взаимопомощи и сотрудничества, но и щедро финансируются американской стороной. По программе МКС NASA оплачивает места американским, канадским, европейским и японским астронавтам. Вообще полеты американцев на российских кораблях «Союз» начались еще в 90-е годы, но тогда это были полеты по обмену — взамен российские космонавты летали на шаттлах. С 2006 года начались платные экспедиции. С тех пор слетало семь десятков человек.

Поначалу ценник для астронавтов на «Союзе» начинался с умеренных $25 млн за одно место — чуть дороже чем билеты первых туристов. Однако программа астронавтов существенно отличается от развлекательной: им надо работать, т.е. усложняется подготовка, и длительность экспедиции не 10 дней, а полгода. Да и денег у NASA было явно больше чем у частников. После финального полета Space Shuttle «билеты» на российские корабли постоянно дорожали. К 2018 году цена для одного астронавта достигла $82 млн. Для примера стоимость ракеты «Союз» и трехместного корабля «Союз-МС» — около $70 млн, т.е. один астронавт с лихвой окупал полет для всего экипажа.



В среднем, после 2011 года Роскосмос зарабатывал по $300-400 млн в год на «извозе» до МКС. Учитывая, что суммарный объем государственного финансирования Роскосмоса (Федеральная космическая программа, оборонный заказ, федеральные целевые программы) около $3-4 млрд в год, то выходит, что около 10% всего финансирования российской космонавтики обеспечивала американская пилотируемая космонавтика.

Соответственно, если поток американских «союзодолларов» иссякнет, то Роскосмос предстанет перед выбором — сохранять прежние объемы производства пилотируемых кораблей себе в убыток или сокращать серию. Увеличивать российский экипаж не планируется до запуска модуля МЛМ «Наука», и без этого модуля в них не будет большого практического смысла. И есть сомнения, что он вообще полетит и будет штатно использоваться. Поэтому решение Роскосмос видит в кратковременных полетах всех желающих, способных оплатить полет.

Первая группа клиентов уже нашлась — отряд космонавтов Объединенных Арабских Эмиратов (стоимость их билетов не разглашается). Второй источник платежеспособных пассажиров — туризм. Недавно уже объявили идею запуска пилотируемых кораблей «по гагаринскому маршруту», т.е. без стыковки с МКС и длительностью десятки минут или несколько часов. С точки зрения науки такие полеты будут практически бесполезны, в лучшем случае подойдут для каких-нибудь студенческих проектов и тренировки космонавтов. С практической точки зрения это просто программа сохранения рабочих мест на РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс», которые выпускают корабли и ракеты «Союз».



Туристический билет, скорее всего, будет дешевле чем для NASA, т.к. полет на МКС продлится не более 10 дней, а рейс без стыковки и того меньше. Один из пилотов космического корабля всегда будет профессиональным космонавтом, т.е. за один тур получится свозить не более двух «отдыхающих», это дает нижнюю планку цены — не менее $35 млн, любая скидка будет за счет российских налогоплательщиков. Десятидневный туристический полет на МКС в 2015 году оценивался в $55 млн, что также ниже оплаты NASA.

С туристическими посещениями МКС есть и организационная проблема: поскольку корабли летают раз в 4 месяца, то туриста можно только привезти одним кораблем, а вернуть на Землю другим, в это время космонавт уступивший кресло остается на станции до следующего рейса. Так что больше двух туристов в год пожить на станции не отвезешь.

Получается, даже если Роскосмос найдет новых пассажиров на все будущие «Союзы», его ждет сокращение финансирования на 5%, если не найдет, то на все 10%. Уменьшение же количества запускаемых «Союзов» приведет к росту их стоимости для госбюджета за счет накладных расходов.

Проблема Роскосмоса еще в том, что Илон Маск сможет конкурировать и в космическом туризме, запуская желающих по «маршруту Джона Гленна», т.е. совершая кратковременные полеты без стыковки с МКС. Сейчас для NASA запуск одного пилотируемого четырехместного Dragon оценивается в $405 млн. Если сравнивать с разницей коммерческой стоимости ракет ($62 млн) и пусков в интересах NASA ($89-99 млн), то коммерческая цена запуска Dragon может быть около $250 млн. Если запускать корабль в семиместном варианте и без профессионального «водителя», то цена за полет приближается к тем же $35 млн. Использование многоразовых ступеней Falcon 9 и обитаемых отсеков Dragon может обещать снижение цены, так что и здесь Роскосмос способен уступить SpaceX.

Впрочем, пилотируемая космонавтика, за редким исключением, это заведомо убыточная деятельность, поэтому в ущерб финансам Роскосмос может сохранить лицо и прежние объемы производства за счет возвращения практики полетов по обмену. Так наши космонавты получат опыт полетов на Dragon SpaceX и Starliner Boeing, а наши чиновники по старой традиции смогут прилюдно подчеркивать «американцы не могут без нас». Правда тут есть опасность «эффекта Tesla», когда автолюбители прокатившись на электромобилях Tesla теряют интерес к вождению бензиновых машин.



В целом же, можно приветствовать успех SpaceX, мир действительно входит в новую эру пилотируемых полетов, но ничего хорошего нынешнему лидеру это не обещает.

zelenyikot

Поддержать выход новых постов можно через сервис Patreon.
Другие способы оказать поддержку.



promo zelenyikot september 5, 2018 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
Вы совсем невменяемы.

Вы букв не разбираете.

Ещё год назад подробный разбор Теслы дала bloomberg
https://www.bloomberg.com/graphics/2018-tesla-burns-cash/

bloomberg предсказывало ВОЗМОЖНОЕ банкротство Теслы в марте 2019 г.


Тухлях оценка от bloomberg :)))

После сообщения о закрытии значительной части магазинов Tesla 1 марта акции компании упали в цене на 8%. Негативное влияние оказывает и то, что в конце января Tesla опубликовала финансовый отчет, из которого следовало, что она получила убыток в $976 млн.

Убытки Тесла показывает из года в год.

При чем опер прибыль?
Вы не понимаете азов.

(Deleted comment)
Вы совсем невменяемы.

Вы букв не разбираете.

Вы написали глупость : "В прошлом году тесла вышла на опер прибыльность в третьем квартале. Акции растут"

Вас ткнули носом в вашу глупость :

После сообщения о закрытии значительной части магазинов Tesla 1 марта акции компании упали в цене на 8%. Негативное влияние оказывает и то, что в конце января Tesla опубликовала финансовый отчет, из которого следовало, что она получила убыток в $976 млн.

Убытки Тесла показывает из года в год.

При чем опер прибыль?
Вы не понимаете азов.


Брысь, вы, Невменяемый, надоели вашей агрессивной глупостью.

(Deleted comment)
Не выдумывайте.
Россия в дерьме не живет.
И от США в космосе не отстает. Скорее наоборот :))

США до сего времени закупают у России двигатели для ракет.
И летают на Союзах.
И пока не имеют своего корабля.
Как и не имели ранее опыта орбитальной станции

И будут и далее летать на Союзах, когда США наконец создадут свой пилотируемый корабль.

Аэрокосмическое агентство NASA хотело бы продолжить использовать российские космические аппараты «Союз» для доставки своих астронавтов к Международной космической станции даже после того, как к работе будут готовые частные американские космические корабли, которые агентство будет использовать для тех же целей. Кроме того, отмечается, что агентство хотело бы отправлять российских космонавтов к МКС на своих пилотируемых аппаратах, когда те вступят в строй. Об этом со ссылкой на представителя американского ведомства Стэфани Ширхольц сообщает портал Space.com.


Брысь, вы, Невменяемый, мне надоели вашей агрессивной глупостью.

Edited at 2019-03-05 01:27 pm (UTC)

амерам просто россию стало жалко, они уже спасли роскосмос от полоного развала в 90х когда роскосмос на коленях ползал с криками "денег дай" и они сжалилились - ....американцам спасать русских от развала очередной индустрии не впервой) опять подбросят вам бабла чтобы вы опять провороввались и пробухались как обычно и опять к США на коленях приползли как в 90х


Вы фантазируете.
Нет и рядом того, что вы пишете.
Всё ровно наоборот.
У США никогда не было даже в планах спасать Роскосмос.
1. Просто в 90-е у США не было надёжных и конкурентных пилотируемых аппаратов.
Шатлы показали ровно то, что пуски их безмерно дороги и ненадёжны.
2. У США не было никакого опыта по созданию орбитальной станции. Развалившееся при пуске бочка Скайлаба , которую чудом удалось спасти и частично реанимировать не в счёт.
3. США не имели надежных двигателей для первой ступени тяжелых ракет.

США было просто выгодно сотрудничество с русским, которые за копейки отдали свои технологии.
Особо смешно, что США так и не смогли даже скопировать глушковские двигатели и даже сейчас закупили их впрок :))

Более того повторяю специально для вас :

У США до сего времени нет ШТАТНОГО КА подобного Союзу.
Пока только они к этому стремятся.

А что касается конкретно данного вопроса поднятого в посту, то он не стоит и выведенного яйца.

Первый беспилотный запуск пилотируемой версии космического корабля Dragon компании SpaceX провела как и планировала в 2019 году. Далее, в течение нескольких месяцев беспилотный испытательный запуск своего корабля CST-100 Starliner должна будет провести компания Boeing. Как только оба аппарата пройдут все необходимые проверки, астронавты будут использовать их для полетов на околоземную орбиту и возвращения домой.

Аэрокосмическое агентство NASA хотело бы продолжить использовать российские космические аппараты «Союз» для доставки своих астронавтов к Международной космической станции даже после того, как к работе будут готовые частные американские космические корабли, которые агентство будет использовать для тех же целей. Кроме того, отмечается, что агентство хотело бы отправлять российских космонавтов к МКС на своих пилотируемых аппаратах, когда те вступят в строй. Об этом со ссылкой на представителя американского ведомства Стэфани Ширхольц сообщает портал Space.com.






Edited at 2019-03-06 08:46 am (UTC)

Простите, а статистикой вы свои слова подтвердить можете?
Хотя бы в части надежности/ненадежности Шаттлов и Союзов.

К чему ваши врпросы?
Поисковиками не умеете пользоваться?
Статистика в открытом доступе.
Погулите и узнайте сколько угробили два ШТАТНЫХ шатла астронавтов.
И сколько погибло на Союзах и когда.


Вопросы - чтобы понять, сознательно вы лжёте, или заблуждаетесь.
Про количество погибших и надежность системы: а вы точно инженер, а не пропагандон?

Что вы хамите?
Еще раз повторяю.

Статистика в открытом доступе.
Погулите и узнайте сколько угробили два ШТАТНЫХ шатла астронавтов.
И сколько погибло на Союзах и когда.




  • 1