?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Чем светит Dragon Роскосмосу
zelenyikot


Космический корабль Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковался к Международной космической станции после суточного полета. Пока на корабле прилетел только манекен Ripley и 180 кг груза, но если испытания пройдут успешно, через полгода на нем должны отправиться первые астронавты. Сегодняшний успех очень важен для США, но и на российскую космонавтику он окажет существенное влияние.



После старта и стыковки, следующий важный этап полета — посадка — ожидается через пять дней. Через несколько недель новый пуск для испытания системы аварийной посадки на этапе полета ракеты в атмосфере. И только потом космический корабль получит сертификат безопасности и первый экипаж. Когда пилотируемый полет Dragon станет реальностью это будет означать, что США вернули себе возможность летать в космос со своей территории, чего у них не было с 2011 года. Тогда завершилась программа Space Shuttle и доставку всех международных экипажей взял на себя Роскосмос.

Российские «Союзы» с 2011 года по настоящее время летают не только на чувстве взаимопомощи и сотрудничества, но и щедро финансируются американской стороной. По программе МКС NASA оплачивает места американским, канадским, европейским и японским астронавтам. Вообще полеты американцев на российских кораблях «Союз» начались еще в 90-е годы, но тогда это были полеты по обмену — взамен российские космонавты летали на шаттлах. С 2006 года начались платные экспедиции. С тех пор слетало семь десятков человек.

Поначалу ценник для астронавтов на «Союзе» начинался с умеренных $25 млн за одно место — чуть дороже чем билеты первых туристов. Однако программа астронавтов существенно отличается от развлекательной: им надо работать, т.е. усложняется подготовка, и длительность экспедиции не 10 дней, а полгода. Да и денег у NASA было явно больше чем у частников. После финального полета Space Shuttle «билеты» на российские корабли постоянно дорожали. К 2018 году цена для одного астронавта достигла $82 млн. Для примера стоимость ракеты «Союз» и трехместного корабля «Союз-МС» — около $70 млн, т.е. один астронавт с лихвой окупал полет для всего экипажа.



В среднем, после 2011 года Роскосмос зарабатывал по $300-400 млн в год на «извозе» до МКС. Учитывая, что суммарный объем государственного финансирования Роскосмоса (Федеральная космическая программа, оборонный заказ, федеральные целевые программы) около $3-4 млрд в год, то выходит, что около 10% всего финансирования российской космонавтики обеспечивала американская пилотируемая космонавтика.

Соответственно, если поток американских «союзодолларов» иссякнет, то Роскосмос предстанет перед выбором — сохранять прежние объемы производства пилотируемых кораблей себе в убыток или сокращать серию. Увеличивать российский экипаж не планируется до запуска модуля МЛМ «Наука», и без этого модуля в них не будет большого практического смысла. И есть сомнения, что он вообще полетит и будет штатно использоваться. Поэтому решение Роскосмос видит в кратковременных полетах всех желающих, способных оплатить полет.

Первая группа клиентов уже нашлась — отряд космонавтов Объединенных Арабских Эмиратов (стоимость их билетов не разглашается). Второй источник платежеспособных пассажиров — туризм. Недавно уже объявили идею запуска пилотируемых кораблей «по гагаринскому маршруту», т.е. без стыковки с МКС и длительностью десятки минут или несколько часов. С точки зрения науки такие полеты будут практически бесполезны, в лучшем случае подойдут для каких-нибудь студенческих проектов и тренировки космонавтов. С практической точки зрения это просто программа сохранения рабочих мест на РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс», которые выпускают корабли и ракеты «Союз».



Туристический билет, скорее всего, будет дешевле чем для NASA, т.к. полет на МКС продлится не более 10 дней, а рейс без стыковки и того меньше. Один из пилотов космического корабля всегда будет профессиональным космонавтом, т.е. за один тур получится свозить не более двух «отдыхающих», это дает нижнюю планку цены — не менее $35 млн, любая скидка будет за счет российских налогоплательщиков. Десятидневный туристический полет на МКС в 2015 году оценивался в $55 млн, что также ниже оплаты NASA.

С туристическими посещениями МКС есть и организационная проблема: поскольку корабли летают раз в 4 месяца, то туриста можно только привезти одним кораблем, а вернуть на Землю другим, в это время космонавт уступивший кресло остается на станции до следующего рейса. Так что больше двух туристов в год пожить на станции не отвезешь.

Получается, даже если Роскосмос найдет новых пассажиров на все будущие «Союзы», его ждет сокращение финансирования на 5%, если не найдет, то на все 10%. Уменьшение же количества запускаемых «Союзов» приведет к росту их стоимости для госбюджета за счет накладных расходов.

Проблема Роскосмоса еще в том, что Илон Маск сможет конкурировать и в космическом туризме, запуская желающих по «маршруту Джона Гленна», т.е. совершая кратковременные полеты без стыковки с МКС. Сейчас для NASA запуск одного пилотируемого четырехместного Dragon оценивается в $405 млн. Если сравнивать с разницей коммерческой стоимости ракет ($62 млн) и пусков в интересах NASA ($89-99 млн), то коммерческая цена запуска Dragon может быть около $250 млн. Если запускать корабль в семиместном варианте и без профессионального «водителя», то цена за полет приближается к тем же $35 млн. Использование многоразовых ступеней Falcon 9 и обитаемых отсеков Dragon может обещать снижение цены, так что и здесь Роскосмос способен уступить SpaceX.

Впрочем, пилотируемая космонавтика, за редким исключением, это заведомо убыточная деятельность, поэтому в ущерб финансам Роскосмос может сохранить лицо и прежние объемы производства за счет возвращения практики полетов по обмену. Так наши космонавты получат опыт полетов на Dragon SpaceX и Starliner Boeing, а наши чиновники по старой традиции смогут прилюдно подчеркивать «американцы не могут без нас». Правда тут есть опасность «эффекта Tesla», когда автолюбители прокатившись на электромобилях Tesla теряют интерес к вождению бензиновых машин.



В целом же, можно приветствовать успех SpaceX, мир действительно входит в новую эру пилотируемых полетов, но ничего хорошего нынешнему лидеру это не обещает.

zelenyikot

Поддержать выход новых постов можно через сервис Patreon.
Другие способы оказать поддержку.


Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot september 5, 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
Как-то болеть за маркетолога который хайпится где возможно, но упрекать журналиста в обещаниях немного двойные стандарты.
Маск занимается только лишь запусками.Удешевление,конкуренция это всё очень хорошо.
РК занимается не только запусками,в его составе теже компании которые занимаются строительством космодрома.Немного разные задачи.

А экспансия,имхо,опять пиар.Какие там могут быть практичные задачи кроме банального флаговтыка ?

ну во первых все таки инженер, а не маркетолог.
хотя не исключено что его публичная деятельность таки корректируется специалистами-маркетологами.

насчет второго пункта, ВНЕЗАПНО - Бока-Чика, Техас. Google it.

практические задачи в том, чтобы научиться зарабатывать в космосе и жить там - без этого не будет новой эпохи великих географических открытий.

Это когда это он успел из маркетолога переквалифицироваться в инженера ?С Мюллером не путаете ?

Ок,засчитано.Правда там разные масштабы,но это уже так,к теме не относится.
До этого Маск спокойно обходился уже готовыми пусковыми.

Зарабатывать в космосе и жить там это отправив человека куда ?На Луну,Марс ?Как это решит задачу ?
Вот обьясните,какую практическую задачу будет решать самый первый экипаж на Марсе.Кроме флаговтыка ?

вот я не понимаю этого подхода "маск не инженер!!1" - это вообще что?
чувак был главным инженером компании с момента ее основания, под его руководством и его идеями была разработана самая первая ракета Falcon-1, он отлично разбирается во всех разработках и свободно оперируют цифрами и техническими терминами в любых публичных выступлениях.
то есть все указывает на то, что он абсолютно точно разбирается в инженерном деле и его идеи во многом имеют влияние на деятельность его компаний.
сказать что он не инженер - примерно то же самое, как сказать что Цукерберг не программист - за него все пишут другие кодеры.
но у нас, отдельно одаренные личности, зачем-то включили вот эту шарманку что он не инженер.
Зачем?
единственный логичный вывод - это попытка принизить личность Маска ( по принципу ad hominem ) и на основании этого ошибочного предположения сделать умозаключение что он, якобы, является всего лишь ширмой и вообще таких людей быть не может и все это заговор проклятых США против Великой Прекрасной России.
*facepalm*


да хоть на луну, хоть на астероиды.
Практические задачи на текущий момент - исследование.
человек способен залезть туда, куда робот не сможет, в пещеры например.
управление роботами без пинга в несколько минут.
отработка на практике возможности продолжительного пребывания, вплоть до бесконечности.
задач и возможностей миллион.

Edited at 2019-03-06 04:04 pm (UTC)

Если посмотреть на проблему непредвзято, то можно сделать неутешительный вывод, что человеку в космосе делать нечего. Условия слишком жесткие для кожаных мешков, перелеты длятся годами, а то и десятилетиями. Сейчас забрезжила на горизонте перспектива хотя бы слабого ИИ и роботов, передвигающихся на конечностях (что в ряде случаев увеличивает их проходимость). Лет через 20 они будут способны облазить всю планету и обнюхать все её дыры гораздо быстрее и эффективнее любого человека, запакованного в скафандр. И воздух им будет не нужен и от радиации они так быстро не дохнут. А передавать будут только интересную информацию и получать указания для дальнейших действий. При необходимости и построить базу для кожаных мешков смогут. Хотя это и не нужно, разве что для туристов или совсем оголтелых планетологов, которые захотят прям сами полазить по тем камням (сомневаюсь что на их отправку и поддержание будут затрачены такие гигантские ресурсы, которые можно потратить с бОльшей пользой). Всё это реальная перспектива ближайшей четверти века. Примерно столько же нужно для отправки человека на Марс (скорее первый вариант даже быстрее). Но если обследование и освоение солнечной системы роботами в долгосрочной перспективе вещь стратегически полезная (созданную группировку роботов можно в дальнейшем перенацеливать на разные задачи, периодически отправляя новых и запчасти для ремонта), то человек.. Ну прилетели, потусили.. Дальше что? Вот американцы слетали на луну. Потоптались, ага. Улетели и все как было так и осталось - только намусорили, как водится. Если бы наши не забросили свой путь (как всегда нет пророка в своем отечестве - нам же надо как у "НИХ" - шоб обязательно флаг воткнуть и передать привет всем коммунистам земли - вот уж точно рукалицо) - путь исследования автоматическими станциями, то сейчас бы там уже давно работала автоматическая лунная база с кучей луноходов, лунокопов и бог весть какие еще вещи были бы доступны! А НАСА глядя на наши "Венеры" и "луноходы" взялась за ум - теперь у них марсоходы роют землю носом на марсе в прямом и переносном смысле - и весьма успешно во всех смыслах! А мы пойдя по их тухлому пути только лишь сбились со своего - верного! И это уже неоднократно!

Edited at 2019-03-07 05:49 am (UTC)

Мюллер имеет сказать по первому пункту:
https://twitter.com/lrocket/status/1099411086711746560

  • 1