?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Чем светит Dragon Роскосмосу
zelenyikot


Космический корабль Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковался к Международной космической станции после суточного полета. Пока на корабле прилетел только манекен Ripley и 180 кг груза, но если испытания пройдут успешно, через полгода на нем должны отправиться первые астронавты. Сегодняшний успех очень важен для США, но и на российскую космонавтику он окажет существенное влияние.



После старта и стыковки, следующий важный этап полета — посадка — ожидается через пять дней. Через несколько недель новый пуск для испытания системы аварийной посадки на этапе полета ракеты в атмосфере. И только потом космический корабль получит сертификат безопасности и первый экипаж. Когда пилотируемый полет Dragon станет реальностью это будет означать, что США вернули себе возможность летать в космос со своей территории, чего у них не было с 2011 года. Тогда завершилась программа Space Shuttle и доставку всех международных экипажей взял на себя Роскосмос.

Российские «Союзы» с 2011 года по настоящее время летают не только на чувстве взаимопомощи и сотрудничества, но и щедро финансируются американской стороной. По программе МКС NASA оплачивает места американским, канадским, европейским и японским астронавтам. Вообще полеты американцев на российских кораблях «Союз» начались еще в 90-е годы, но тогда это были полеты по обмену — взамен российские космонавты летали на шаттлах. С 2006 года начались платные экспедиции. С тех пор слетало семь десятков человек.

Поначалу ценник для астронавтов на «Союзе» начинался с умеренных $25 млн за одно место — чуть дороже чем билеты первых туристов. Однако программа астронавтов существенно отличается от развлекательной: им надо работать, т.е. усложняется подготовка, и длительность экспедиции не 10 дней, а полгода. Да и денег у NASA было явно больше чем у частников. После финального полета Space Shuttle «билеты» на российские корабли постоянно дорожали. К 2018 году цена для одного астронавта достигла $82 млн. Для примера стоимость ракеты «Союз» и трехместного корабля «Союз-МС» — около $70 млн, т.е. один астронавт с лихвой окупал полет для всего экипажа.



В среднем, после 2011 года Роскосмос зарабатывал по $300-400 млн в год на «извозе» до МКС. Учитывая, что суммарный объем государственного финансирования Роскосмоса (Федеральная космическая программа, оборонный заказ, федеральные целевые программы) около $3-4 млрд в год, то выходит, что около 10% всего финансирования российской космонавтики обеспечивала американская пилотируемая космонавтика.

Соответственно, если поток американских «союзодолларов» иссякнет, то Роскосмос предстанет перед выбором — сохранять прежние объемы производства пилотируемых кораблей себе в убыток или сокращать серию. Увеличивать российский экипаж не планируется до запуска модуля МЛМ «Наука», и без этого модуля в них не будет большого практического смысла. И есть сомнения, что он вообще полетит и будет штатно использоваться. Поэтому решение Роскосмос видит в кратковременных полетах всех желающих, способных оплатить полет.

Первая группа клиентов уже нашлась — отряд космонавтов Объединенных Арабских Эмиратов (стоимость их билетов не разглашается). Второй источник платежеспособных пассажиров — туризм. Недавно уже объявили идею запуска пилотируемых кораблей «по гагаринскому маршруту», т.е. без стыковки с МКС и длительностью десятки минут или несколько часов. С точки зрения науки такие полеты будут практически бесполезны, в лучшем случае подойдут для каких-нибудь студенческих проектов и тренировки космонавтов. С практической точки зрения это просто программа сохранения рабочих мест на РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс», которые выпускают корабли и ракеты «Союз».



Туристический билет, скорее всего, будет дешевле чем для NASA, т.к. полет на МКС продлится не более 10 дней, а рейс без стыковки и того меньше. Один из пилотов космического корабля всегда будет профессиональным космонавтом, т.е. за один тур получится свозить не более двух «отдыхающих», это дает нижнюю планку цены — не менее $35 млн, любая скидка будет за счет российских налогоплательщиков. Десятидневный туристический полет на МКС в 2015 году оценивался в $55 млн, что также ниже оплаты NASA.

С туристическими посещениями МКС есть и организационная проблема: поскольку корабли летают раз в 4 месяца, то туриста можно только привезти одним кораблем, а вернуть на Землю другим, в это время космонавт уступивший кресло остается на станции до следующего рейса. Так что больше двух туристов в год пожить на станции не отвезешь.

Получается, даже если Роскосмос найдет новых пассажиров на все будущие «Союзы», его ждет сокращение финансирования на 5%, если не найдет, то на все 10%. Уменьшение же количества запускаемых «Союзов» приведет к росту их стоимости для госбюджета за счет накладных расходов.

Проблема Роскосмоса еще в том, что Илон Маск сможет конкурировать и в космическом туризме, запуская желающих по «маршруту Джона Гленна», т.е. совершая кратковременные полеты без стыковки с МКС. Сейчас для NASA запуск одного пилотируемого четырехместного Dragon оценивается в $405 млн. Если сравнивать с разницей коммерческой стоимости ракет ($62 млн) и пусков в интересах NASA ($89-99 млн), то коммерческая цена запуска Dragon может быть около $250 млн. Если запускать корабль в семиместном варианте и без профессионального «водителя», то цена за полет приближается к тем же $35 млн. Использование многоразовых ступеней Falcon 9 и обитаемых отсеков Dragon может обещать снижение цены, так что и здесь Роскосмос способен уступить SpaceX.

Впрочем, пилотируемая космонавтика, за редким исключением, это заведомо убыточная деятельность, поэтому в ущерб финансам Роскосмос может сохранить лицо и прежние объемы производства за счет возвращения практики полетов по обмену. Так наши космонавты получат опыт полетов на Dragon SpaceX и Starliner Boeing, а наши чиновники по старой традиции смогут прилюдно подчеркивать «американцы не могут без нас». Правда тут есть опасность «эффекта Tesla», когда автолюбители прокатившись на электромобилях Tesla теряют интерес к вождению бензиновых машин.



В целом же, можно приветствовать успех SpaceX, мир действительно входит в новую эру пилотируемых полетов, но ничего хорошего нынешнему лидеру это не обещает.

zelenyikot

Поддержать выход новых постов можно через сервис Patreon.
Другие способы оказать поддержку.



promo zelenyikot сентябрь 5, 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
Как-то болеть за маркетолога который хайпится где возможно, но упрекать журналиста в обещаниях немного двойные стандарты.
Маск занимается только лишь запусками.Удешевление,конкуренция это всё очень хорошо.
РК занимается не только запусками,в его составе теже компании которые занимаются строительством космодрома.Немного разные задачи.

А экспансия,имхо,опять пиар.Какие там могут быть практичные задачи кроме банального флаговтыка ?

ну во первых все таки инженер, а не маркетолог.
хотя не исключено что его публичная деятельность таки корректируется специалистами-маркетологами.

насчет второго пункта, ВНЕЗАПНО - Бока-Чика, Техас. Google it.

практические задачи в том, чтобы научиться зарабатывать в космосе и жить там - без этого не будет новой эпохи великих географических открытий.

Это когда это он успел из маркетолога переквалифицироваться в инженера ?С Мюллером не путаете ?

Ок,засчитано.Правда там разные масштабы,но это уже так,к теме не относится.
До этого Маск спокойно обходился уже готовыми пусковыми.

Зарабатывать в космосе и жить там это отправив человека куда ?На Луну,Марс ?Как это решит задачу ?
Вот обьясните,какую практическую задачу будет решать самый первый экипаж на Марсе.Кроме флаговтыка ?

вот я не понимаю этого подхода "маск не инженер!!1" - это вообще что?
чувак был главным инженером компании с момента ее основания, под его руководством и его идеями была разработана самая первая ракета Falcon-1, он отлично разбирается во всех разработках и свободно оперируют цифрами и техническими терминами в любых публичных выступлениях.
то есть все указывает на то, что он абсолютно точно разбирается в инженерном деле и его идеи во многом имеют влияние на деятельность его компаний.
сказать что он не инженер - примерно то же самое, как сказать что Цукерберг не программист - за него все пишут другие кодеры.
но у нас, отдельно одаренные личности, зачем-то включили вот эту шарманку что он не инженер.
Зачем?
единственный логичный вывод - это попытка принизить личность Маска ( по принципу ad hominem ) и на основании этого ошибочного предположения сделать умозаключение что он, якобы, является всего лишь ширмой и вообще таких людей быть не может и все это заговор проклятых США против Великой Прекрасной России.
*facepalm*


да хоть на луну, хоть на астероиды.
Практические задачи на текущий момент - исследование.
человек способен залезть туда, куда робот не сможет, в пещеры например.
управление роботами без пинга в несколько минут.
отработка на практике возможности продолжительного пребывания, вплоть до бесконечности.
задач и возможностей миллион.

Edited at 2019-03-06 04:04 pm (UTC)

Если посмотреть на проблему непредвзято, то можно сделать неутешительный вывод, что человеку в космосе делать нечего. Условия слишком жесткие для кожаных мешков, перелеты длятся годами, а то и десятилетиями. Сейчас забрезжила на горизонте перспектива хотя бы слабого ИИ и роботов, передвигающихся на конечностях (что в ряде случаев увеличивает их проходимость). Лет через 20 они будут способны облазить всю планету и обнюхать все её дыры гораздо быстрее и эффективнее любого человека, запакованного в скафандр. И воздух им будет не нужен и от радиации они так быстро не дохнут. А передавать будут только интересную информацию и получать указания для дальнейших действий. При необходимости и построить базу для кожаных мешков смогут. Хотя это и не нужно, разве что для туристов или совсем оголтелых планетологов, которые захотят прям сами полазить по тем камням (сомневаюсь что на их отправку и поддержание будут затрачены такие гигантские ресурсы, которые можно потратить с бОльшей пользой). Всё это реальная перспектива ближайшей четверти века. Примерно столько же нужно для отправки человека на Марс (скорее первый вариант даже быстрее). Но если обследование и освоение солнечной системы роботами в долгосрочной перспективе вещь стратегически полезная (созданную группировку роботов можно в дальнейшем перенацеливать на разные задачи, периодически отправляя новых и запчасти для ремонта), то человек.. Ну прилетели, потусили.. Дальше что? Вот американцы слетали на луну. Потоптались, ага. Улетели и все как было так и осталось - только намусорили, как водится. Если бы наши не забросили свой путь (как всегда нет пророка в своем отечестве - нам же надо как у "НИХ" - шоб обязательно флаг воткнуть и передать привет всем коммунистам земли - вот уж точно рукалицо) - путь исследования автоматическими станциями, то сейчас бы там уже давно работала автоматическая лунная база с кучей луноходов, лунокопов и бог весть какие еще вещи были бы доступны! А НАСА глядя на наши "Венеры" и "луноходы" взялась за ум - теперь у них марсоходы роют землю носом на марсе в прямом и переносном смысле - и весьма успешно во всех смыслах! А мы пойдя по их тухлому пути только лишь сбились со своего - верного! И это уже неоднократно!

Edited at 2019-03-07 05:49 am (UTC)

Мюллер имеет сказать по первому пункту:
https://twitter.com/lrocket/status/1099411086711746560

  • 1