?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Чем светит Dragon Роскосмосу
zelenyikot


Космический корабль Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковался к Международной космической станции после суточного полета. Пока на корабле прилетел только манекен Ripley и 180 кг груза, но если испытания пройдут успешно, через полгода на нем должны отправиться первые астронавты. Сегодняшний успех очень важен для США, но и на российскую космонавтику он окажет существенное влияние.



После старта и стыковки, следующий важный этап полета — посадка — ожидается через пять дней. Через несколько недель новый пуск для испытания системы аварийной посадки на этапе полета ракеты в атмосфере. И только потом космический корабль получит сертификат безопасности и первый экипаж. Когда пилотируемый полет Dragon станет реальностью это будет означать, что США вернули себе возможность летать в космос со своей территории, чего у них не было с 2011 года. Тогда завершилась программа Space Shuttle и доставку всех международных экипажей взял на себя Роскосмос.

Российские «Союзы» с 2011 года по настоящее время летают не только на чувстве взаимопомощи и сотрудничества, но и щедро финансируются американской стороной. По программе МКС NASA оплачивает места американским, канадским, европейским и японским астронавтам. Вообще полеты американцев на российских кораблях «Союз» начались еще в 90-е годы, но тогда это были полеты по обмену — взамен российские космонавты летали на шаттлах. С 2006 года начались платные экспедиции. С тех пор слетало семь десятков человек.

Поначалу ценник для астронавтов на «Союзе» начинался с умеренных $25 млн за одно место — чуть дороже чем билеты первых туристов. Однако программа астронавтов существенно отличается от развлекательной: им надо работать, т.е. усложняется подготовка, и длительность экспедиции не 10 дней, а полгода. Да и денег у NASA было явно больше чем у частников. После финального полета Space Shuttle «билеты» на российские корабли постоянно дорожали. К 2018 году цена для одного астронавта достигла $82 млн. Для примера стоимость ракеты «Союз» и трехместного корабля «Союз-МС» — около $70 млн, т.е. один астронавт с лихвой окупал полет для всего экипажа.



В среднем, после 2011 года Роскосмос зарабатывал по $300-400 млн в год на «извозе» до МКС. Учитывая, что суммарный объем государственного финансирования Роскосмоса (Федеральная космическая программа, оборонный заказ, федеральные целевые программы) около $3-4 млрд в год, то выходит, что около 10% всего финансирования российской космонавтики обеспечивала американская пилотируемая космонавтика.

Соответственно, если поток американских «союзодолларов» иссякнет, то Роскосмос предстанет перед выбором — сохранять прежние объемы производства пилотируемых кораблей себе в убыток или сокращать серию. Увеличивать российский экипаж не планируется до запуска модуля МЛМ «Наука», и без этого модуля в них не будет большого практического смысла. И есть сомнения, что он вообще полетит и будет штатно использоваться. Поэтому решение Роскосмос видит в кратковременных полетах всех желающих, способных оплатить полет.

Первая группа клиентов уже нашлась — отряд космонавтов Объединенных Арабских Эмиратов (стоимость их билетов не разглашается). Второй источник платежеспособных пассажиров — туризм. Недавно уже объявили идею запуска пилотируемых кораблей «по гагаринскому маршруту», т.е. без стыковки с МКС и длительностью десятки минут или несколько часов. С точки зрения науки такие полеты будут практически бесполезны, в лучшем случае подойдут для каких-нибудь студенческих проектов и тренировки космонавтов. С практической точки зрения это просто программа сохранения рабочих мест на РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс», которые выпускают корабли и ракеты «Союз».



Туристический билет, скорее всего, будет дешевле чем для NASA, т.к. полет на МКС продлится не более 10 дней, а рейс без стыковки и того меньше. Один из пилотов космического корабля всегда будет профессиональным космонавтом, т.е. за один тур получится свозить не более двух «отдыхающих», это дает нижнюю планку цены — не менее $35 млн, любая скидка будет за счет российских налогоплательщиков. Десятидневный туристический полет на МКС в 2015 году оценивался в $55 млн, что также ниже оплаты NASA.

С туристическими посещениями МКС есть и организационная проблема: поскольку корабли летают раз в 4 месяца, то туриста можно только привезти одним кораблем, а вернуть на Землю другим, в это время космонавт уступивший кресло остается на станции до следующего рейса. Так что больше двух туристов в год пожить на станции не отвезешь.

Получается, даже если Роскосмос найдет новых пассажиров на все будущие «Союзы», его ждет сокращение финансирования на 5%, если не найдет, то на все 10%. Уменьшение же количества запускаемых «Союзов» приведет к росту их стоимости для госбюджета за счет накладных расходов.

Проблема Роскосмоса еще в том, что Илон Маск сможет конкурировать и в космическом туризме, запуская желающих по «маршруту Джона Гленна», т.е. совершая кратковременные полеты без стыковки с МКС. Сейчас для NASA запуск одного пилотируемого четырехместного Dragon оценивается в $405 млн. Если сравнивать с разницей коммерческой стоимости ракет ($62 млн) и пусков в интересах NASA ($89-99 млн), то коммерческая цена запуска Dragon может быть около $250 млн. Если запускать корабль в семиместном варианте и без профессионального «водителя», то цена за полет приближается к тем же $35 млн. Использование многоразовых ступеней Falcon 9 и обитаемых отсеков Dragon может обещать снижение цены, так что и здесь Роскосмос способен уступить SpaceX.

Впрочем, пилотируемая космонавтика, за редким исключением, это заведомо убыточная деятельность, поэтому в ущерб финансам Роскосмос может сохранить лицо и прежние объемы производства за счет возвращения практики полетов по обмену. Так наши космонавты получат опыт полетов на Dragon SpaceX и Starliner Boeing, а наши чиновники по старой традиции смогут прилюдно подчеркивать «американцы не могут без нас». Правда тут есть опасность «эффекта Tesla», когда автолюбители прокатившись на электромобилях Tesla теряют интерес к вождению бензиновых машин.



В целом же, можно приветствовать успех SpaceX, мир действительно входит в новую эру пилотируемых полетов, но ничего хорошего нынешнему лидеру это не обещает.

zelenyikot

Поддержать выход новых постов можно через сервис Patreon.
Другие способы оказать поддержку.



promo zelenyikot september 5, 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
> То,что Зенит перепиливают незначит что-то плохое.

Нет. Но ракета уже морально устарела, хотя для девяностых была весьма крутой.

> Федерацию может зарежут, а может и через год бац! и покажут.

Может и покажут, но что-то не верится (про "через год"-то уж точно).

Недавние метания с реинкарнацией Л1 намекают.

> Ангару допилят до более-менее вменяемого результата

Посмотрим. По идее обязаны конечно, после таких-то трат.

> Спектр-Р один из проектов.А проектов достаточно.

Назовите другой российский проект, столь же успешный в научном плане.

Чем же она устарела? Двигатели на ней до сих пор самые лучшие в мире. Система управления будет новая. Полезная нагрузка - космический корабль - тоже будет абсолютно новый. В придачу с новым двигателем 2 ступени. Что остается? Корпус и баки? Они устарели и в этом загвоздка? Фанатики такие фанатики..

> Двигатели на ней до сих пор самые лучшие в мире

Почему вы решили, что РД-171 лучший? По каким параметрам вы его сравниваете с другими двигателями, и почему эти параметры важны?

> Система управления будет новая
> космический корабль - тоже будет абсолютно новый
> новым двигателем 2 ступени

Знаете, что забавно? Ненавидящие космические инновации российские фанатики последние лет шесть ехидно цедили сквозь зубы "как будет -- тогда и поговорим". Но чем дальше, тем легче становится их травить этой же фразой. Ибо у Маска и впрямь есть, а у Роскосмоса одно только планов громадье.

Так что как будет новая система управления, новый космический корабль, новый двигатель второй ступени, и прочие фантазии -- вот тогда и поговорим. А пока дай бог советский Зенит суметь воспроизвести по советским чертежам, сделав соотношение ступеней чуть более оптимальным.

(Deleted comment)
Если ты без понятия об отличительных качествах двигателей семейства РД-170 (половину которого даже штаты покупают, не смотря на всё свое самодовольство - в ИХ отечестве аналогичных не нашлось, не то что лучше) то с тобой бессмысленно разговаривать. Но я думаю это просто предлог перевести разговор. Ты не вихляй, не соскакивай с темы - ты скажи в чем устаревание! Иначе это не что иное как слив! Бзднул - отвечай за свои слова!

> Если ты без понятия об отличительных качествах двигателей семейства РД-170 (половину которого даже штаты покупают, не смотря на всё свое самодовольство - в ИХ отечестве аналогичных не нашлось, не то что лучше) то с тобой бессмысленно разговаривать

Я так и думал, что аргументов по существу у вас не будет. Тезис про лучший в мире двигатель мне доказывать необязательно, ибо выдвинул его не я. Опровергать же бездоказательный тезис это сизифов труд.

А про двигатели я знаю достаточно. Например знаю, что на Зените стоит РД-171 -- который мы и обсуждаем в этой ветке. А упомянутый вами РД-170 был предназначен для блока А Энергии, и качался в двух плоскостях, вместой одной как у 171.

Edited at 2019-03-06 07:50 pm (UTC)

Да нет, бздунишка - это у тебя должны быть аргументы, для подтверждения твоего тезиса устаревания. Покуда мы их не видим, ты остаешься пустым брехлом, у которого нет аргументов, а только словесный понос. Вот дождемся твоих аргументов - перейдем к следующим вопросам, но не ранее. По скольку это вторая попытка соскочить, то думаю ожидать чего-то конкретного не стоит. Слив, как грица защитан с подтверждением.

Человек перепутал РД-170 и РД-171, запутавшись в трёх соснах, но апломб не умерил :) Смешно.

PS А, пустой журнал. Понятно.

Человек не знает что РД-170, 171, 180 и 190 - двигатели одной серии, построенные на одних и тех же ТНА и камерах сгорания (не считая модернизации отдельных узлов), из чего вытекают все их основные характеристики - о чем можно говорить! Третья попытка соскока - слив засчитан без права на апелляцию. Уводите.

(Deleted comment)
>Нет. Но ракета уже морально устарела, хотя для девяностых была весьма крутой.

Для чего ?Не сможет поднимаца в космос ?
Ну,запилят новую систему управления,поставят двигатели.Чем не решение ?

>Может и покажут, но что-то не верится (про "через год"-то уж точно).
Недавние метания с реинкарнацией Л1 намекают.

С верой это в храм.
Какие ещё реинкарнации Л1 ?

>Посмотрим. По идее обязаны конечно, после таких-то трат.

Дело не в тратах даже.
Байконур в Казахстане так-то.Ставить российский космос в зависимость от политической коньюнктуры - такое себе.А ронять баки с гептилом в тайге - не лучше.По этому и в 90-ые Борька-алкашь и подписал указ о начале работ по Ангаре.

>Назовите другой российский проект, столь же успешный в научном плане.

Я не писал о реализованных.Я писал о проектах,которые в том числе загнулись из-за недофинансирования.

> Для чего ?Не сможет поднимаца в космос ?

Применяем вашу логику к Форду Т. Если его сделать сегодня по старым чертежам, то он сможет ездить. Эрго Форд Т не является морально устаревшим автомобилем. Вы согласны с этим утверждением?

> запилят новую систему управления,поставят двигатели.Чем не решение ?

РД-171 тоже морально устарел уже. Что подразумевается под новой системой управления и в чем будет её круть не знаю, но в любом случае -- когда будет, тогда и поговорим (с)

> Какие ещё реинкарнации Л1 ?

http://kosmolenta.com/index.php/1359-2019-01-25-roscosmos

Ну, точнее реинкарнация Л3.

> Я не писал о реализованных.Я писал о проектах

А какой смысл сравнивать планов громадье? Куда интереснее сравнивать, чего реально добились. И кроме Спектр-Р мне никакой сравнимый по успеху космический проект РФ в голову не идет. Ну, может российский сегмент МКС еще, хотя научный выхлоп от самой станции никакой.

>Применяем вашу логику к Форду Т. Если его сделать сегодня по старым чертежам, то он сможет ездить. Эрго Форд Т не является морально устаревшим автомобилем. Вы согласны с этим утверждением?

Я соглашусь с тем что аналогия не ваша лучшая черта.Опять с этим соглашусь.Вы таки по теме лучче скажите.

>РД-171 тоже морально устарел уже. Что подразумевается под новой системой управления и в чем будет её круть не знаю, но в любом случае -- когда будет, тогда и поговорим (с)

Это потому что вы так сказали ?Ну от вас другого ожидать неприходится,бгг.

>http://kosmolenta.com/index.php/1359-2019-01-25-roscosmos
Ну, точнее реинкарнация Л3.


Закусывайте хоть иногда.

>А какой смысл сравнивать планов громадье? Куда интереснее сравнивать, чего реально добились. И кроме Спектр-Р мне никакой сравнимый по успеху космический проект РФ в голову не идет. Ну, может российский сегмент МКС еще, хотя научный выхлоп от самой станции никакой.

Строительство инфраструктуры.Это тоже входит в задачу Роскосмоса.
И выполняет их по факту,по имеющимся средствам.

  • 1