?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Flag Next Entry
Чем светит Dragon Роскосмосу
zelenyikot


Космический корабль Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковался к Международной космической станции после суточного полета. Пока на корабле прилетел только манекен Ripley и 180 кг груза, но если испытания пройдут успешно, через полгода на нем должны отправиться первые астронавты. Сегодняшний успех очень важен для США, но и на российскую космонавтику он окажет существенное влияние.



После старта и стыковки, следующий важный этап полета — посадка — ожидается через пять дней. Через несколько недель новый пуск для испытания системы аварийной посадки на этапе полета ракеты в атмосфере. И только потом космический корабль получит сертификат безопасности и первый экипаж. Когда пилотируемый полет Dragon станет реальностью это будет означать, что США вернули себе возможность летать в космос со своей территории, чего у них не было с 2011 года. Тогда завершилась программа Space Shuttle и доставку всех международных экипажей взял на себя Роскосмос.

Российские «Союзы» с 2011 года по настоящее время летают не только на чувстве взаимопомощи и сотрудничества, но и щедро финансируются американской стороной. По программе МКС NASA оплачивает места американским, канадским, европейским и японским астронавтам. Вообще полеты американцев на российских кораблях «Союз» начались еще в 90-е годы, но тогда это были полеты по обмену — взамен российские космонавты летали на шаттлах. С 2006 года начались платные экспедиции. С тех пор слетало семь десятков человек.

Поначалу ценник для астронавтов на «Союзе» начинался с умеренных $25 млн за одно место — чуть дороже чем билеты первых туристов. Однако программа астронавтов существенно отличается от развлекательной: им надо работать, т.е. усложняется подготовка, и длительность экспедиции не 10 дней, а полгода. Да и денег у NASA было явно больше чем у частников. После финального полета Space Shuttle «билеты» на российские корабли постоянно дорожали. К 2018 году цена для одного астронавта достигла $82 млн. Для примера стоимость ракеты «Союз» и трехместного корабля «Союз-МС» — около $70 млн, т.е. один астронавт с лихвой окупал полет для всего экипажа.



В среднем, после 2011 года Роскосмос зарабатывал по $300-400 млн в год на «извозе» до МКС. Учитывая, что суммарный объем государственного финансирования Роскосмоса (Федеральная космическая программа, оборонный заказ, федеральные целевые программы) около $3-4 млрд в год, то выходит, что около 10% всего финансирования российской космонавтики обеспечивала американская пилотируемая космонавтика.

Соответственно, если поток американских «союзодолларов» иссякнет, то Роскосмос предстанет перед выбором — сохранять прежние объемы производства пилотируемых кораблей себе в убыток или сокращать серию. Увеличивать российский экипаж не планируется до запуска модуля МЛМ «Наука», и без этого модуля в них не будет большого практического смысла. И есть сомнения, что он вообще полетит и будет штатно использоваться. Поэтому решение Роскосмос видит в кратковременных полетах всех желающих, способных оплатить полет.

Первая группа клиентов уже нашлась — отряд космонавтов Объединенных Арабских Эмиратов (стоимость их билетов не разглашается). Второй источник платежеспособных пассажиров — туризм. Недавно уже объявили идею запуска пилотируемых кораблей «по гагаринскому маршруту», т.е. без стыковки с МКС и длительностью десятки минут или несколько часов. С точки зрения науки такие полеты будут практически бесполезны, в лучшем случае подойдут для каких-нибудь студенческих проектов и тренировки космонавтов. С практической точки зрения это просто программа сохранения рабочих мест на РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс», которые выпускают корабли и ракеты «Союз».



Туристический билет, скорее всего, будет дешевле чем для NASA, т.к. полет на МКС продлится не более 10 дней, а рейс без стыковки и того меньше. Один из пилотов космического корабля всегда будет профессиональным космонавтом, т.е. за один тур получится свозить не более двух «отдыхающих», это дает нижнюю планку цены — не менее $35 млн, любая скидка будет за счет российских налогоплательщиков. Десятидневный туристический полет на МКС в 2015 году оценивался в $55 млн, что также ниже оплаты NASA.

С туристическими посещениями МКС есть и организационная проблема: поскольку корабли летают раз в 4 месяца, то туриста можно только привезти одним кораблем, а вернуть на Землю другим, в это время космонавт уступивший кресло остается на станции до следующего рейса. Так что больше двух туристов в год пожить на станции не отвезешь.

Получается, даже если Роскосмос найдет новых пассажиров на все будущие «Союзы», его ждет сокращение финансирования на 5%, если не найдет, то на все 10%. Уменьшение же количества запускаемых «Союзов» приведет к росту их стоимости для госбюджета за счет накладных расходов.

Проблема Роскосмоса еще в том, что Илон Маск сможет конкурировать и в космическом туризме, запуская желающих по «маршруту Джона Гленна», т.е. совершая кратковременные полеты без стыковки с МКС. Сейчас для NASA запуск одного пилотируемого четырехместного Dragon оценивается в $405 млн. Если сравнивать с разницей коммерческой стоимости ракет ($62 млн) и пусков в интересах NASA ($89-99 млн), то коммерческая цена запуска Dragon может быть около $250 млн. Если запускать корабль в семиместном варианте и без профессионального «водителя», то цена за полет приближается к тем же $35 млн. Использование многоразовых ступеней Falcon 9 и обитаемых отсеков Dragon может обещать снижение цены, так что и здесь Роскосмос способен уступить SpaceX.

Впрочем, пилотируемая космонавтика, за редким исключением, это заведомо убыточная деятельность, поэтому в ущерб финансам Роскосмос может сохранить лицо и прежние объемы производства за счет возвращения практики полетов по обмену. Так наши космонавты получат опыт полетов на Dragon SpaceX и Starliner Boeing, а наши чиновники по старой традиции смогут прилюдно подчеркивать «американцы не могут без нас». Правда тут есть опасность «эффекта Tesla», когда автолюбители прокатившись на электромобилях Tesla теряют интерес к вождению бензиновых машин.



В целом же, можно приветствовать успех SpaceX, мир действительно входит в новую эру пилотируемых полетов, но ничего хорошего нынешнему лидеру это не обещает.

zelenyikot

Поддержать выход новых постов можно через сервис Patreon.
Другие способы оказать поддержку.



promo zelenyikot september 5, 2018 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1

Кто до запаса старшины? Ну, с брюхом девку взял в жёны

Ну, что же вы все наконец-то старшие сержанты и со сверх-срочной выйдете со званием старшина запаса Советской Армии, так как ракетная отрасль это не авиация и не флот. Вон тем сынам алкоголиков и бывших партизан Белоруссии и Северной Украины вы скажете, что вон та ракета это и есть знаменитая гагаринская семёрка хотя она толще на 15 % и в полтора раза выше. Как итог манипуляции с лохами это удвоенный объём и удвоенная масса ракетной платформы со спаянным нижним ярусом из пяти труб с движками.

Центральная труба впрочем отделяется от нижней четвёрки благодаря бананам из Африки, что в промышленных микроволновых печах стали практически графитом. Ясен пень, что за кражу фунта графита ни вас, ни подчинённых рядовых лохов не накажут. Зато за пуд графита на каждого особист задаст вопрос- На хрена вам столько краски на девку для превращения в негритянку с именно чёрной кожей? Вы же не будете брехать, что вам столько почти графита для письма мамочке? На девку и по одному фунту графита в масле хватит, дабы стать типа девкой из Анголы конкретно с именно чёрной кожей.

Так вот графит из особо мощной печи, куда запихивают бананы из Африки, позволяет в Плесецке отделить центральный стержень с движком от использованного нижнего ракетного блока с тайной пробой выдвижных крыльев и кстати проверьте календарь, вдруг сейчас не 12 сентября 1977 года? Учтите, что Вашингтон сечёт фишку и знает от нашего атташе про повышенную массу типа Р-7, где вместо 380 тонн именно 731 тонна и плевать, что это совпало с номером японского отряда по бактериологическому оружию. Москва дескать верит слуху про четвёртый рейх из гитлеровских недобитков с их сыновьями и потому запускает новую ракету Р-7 практически вдвое тяжелее с попыткой удешевления за счёт плавного приземления первой ступени из спаянных четырёх труб с движками повторного использования, ибо три минуты и сорок секунд работы при гарантии работы 7 часов это мало.

Ну, да, прорыв с уплотнением металла произошёл буквально в 1974 году и ракетный движок вместо 23 минут работы с 15 % превышением расчётной мощи выдал сразу 5 часов стабильной работы с 15 % превышением чуть-чуть увеличенной расчётной мощи, то есть на четверть больше, чем первоначальная. Одна тонна просто слитка уплотнённого на атомном уровне металла стоит как таксопарк на 100 автомобилей правда в деревянном купеческом сарае и никак не в современном здании. Тем не менее цена двигателя из супер-железа запредельно высокая и не гоже потому использовать ракету всего один раз. Хотя бы нижний ярус нужно аккуратно приземлить на крыльях, естественно, с беспроводным управлением с кабины симуляции полёта.

Ракета взлетит с Плесецка и ракетный нижний ярус уже над облаками достигнет высоты в 70 километров и отделится от центральной ракеты с движками на 27 минут по прежней технологии. Вот их крыльями не снабдят и они как прежде брякнут эдак в Охотское море или в Иркутской области или в пустыне в Индии. Последнее коль индийский спутник-ретранслятор договоримся на орбиту запустить. Ну, для Польши же запустили, так почему это не повторить? Сынам бывших партизан и нынешних пьяниц деталей нашей беседы не говорите, так как они лохи и лохами большая часть останется. Да, запуск с Крайнего Севера уменьшает возможную нагрузку на четверть и порой в полтора раза, вот почему нижний ярус и выдвижные крылья рисовались до эпохального открытия на советском ускорителе элементарных частиц эффекта уплотнения железа именно на атомном уровне на 15 % по плотности, прибавка +700 C° к температуре плавления и 17 раз увеличения удельной прочности, чем эталонная танковая броня 1968 года.


Будь такой супер-металл у гитлеровцев и "Тигр" с эквивалентом брони в 900 миллиметров разжевал бы нашу танковую бригаду в одиночку и стал бы ждать подвоза боеприпасов и топлива. Правда супер-железо вправду жутко дорогое и производится на пределе мощности ускорителя частиц с ионизацией оборудования и с поиском места захоронения, то есть пещеру ищут на просторах чаще Сибири. Условно на того козла УАЗ-69 в усиленном варианте на 1200 килограмм из супер-железа надо малый эшелон ионизированного оборудования массой эдак в 404 тонны. Соотношение именно такое 1 тонна супер-металла с божественными характеристиками для ракетной техники на 333 тонны никелированного оборудования с ионизацией и сроком хранения в 2000 лет до фона в 20 микро-рентген в час.

Проще говоря 50 тысяч тонн никеля из Норильска в год разбавляем 450 тысячами тонн железа и получаем 1500 тонн супер-железа при массе движка лунной ракеты в 5-7 тонн. Ставим таких 7 штук на огромную ракету и вуаля русские на Луне в условном 1994 году через 17 лет от нуля до величественного прилунения. Однако вслед США Москва идти не хочет и вопрос поставлен о первом Лунном городе с фамилией поляка из города Калуга. Для названия "Циолковкий" Лунному городу мы ни у кого не спросим разрешения и так его и назовём. Просто на это надо прорву времени с изобретением технологий, которых вообще ни у кого сейчас нету, и это реально займёт десятилетия с блёклостью радужных мечтаний 60-х годов. Увы и ах, во взрывающиеся банки космонавты и астронавты не желают и потому повышение безопасности пилотируемых полётов по ближнему космосу стоит на первом месте.

Вам по 23 года и вы возможно доживёте до времени Лунного города, коль родились в 1954 году и ровесники снятого с производства Ту-104... Полковник встал, подошёл к телевизору, нажал на кнопку пуска, и старшие сержанты снова посмотрели в записи хоккейный матч СССР-Канада, когда наши проигрывали 0-3 в конце первого периода и забили 7 шайб за оставшиеся 40 минут. Канадцы ответили лишь одной шайбой и проиграли со счётом 4-7...

Edited at 2019-03-06 01:14 am (UTC)

Вы неподражаемы. Пишите еще

Мне кажется кто-то просто алгоритм тренирует и постит сюда результаты.

  • 1