?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Чем светит Dragon Роскосмосу
zelenyikot


Космический корабль Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковался к Международной космической станции после суточного полета. Пока на корабле прилетел только манекен Ripley и 180 кг груза, но если испытания пройдут успешно, через полгода на нем должны отправиться первые астронавты. Сегодняшний успех очень важен для США, но и на российскую космонавтику он окажет существенное влияние.



После старта и стыковки, следующий важный этап полета — посадка — ожидается через пять дней. Через несколько недель новый пуск для испытания системы аварийной посадки на этапе полета ракеты в атмосфере. И только потом космический корабль получит сертификат безопасности и первый экипаж. Когда пилотируемый полет Dragon станет реальностью это будет означать, что США вернули себе возможность летать в космос со своей территории, чего у них не было с 2011 года. Тогда завершилась программа Space Shuttle и доставку всех международных экипажей взял на себя Роскосмос.

Российские «Союзы» с 2011 года по настоящее время летают не только на чувстве взаимопомощи и сотрудничества, но и щедро финансируются американской стороной. По программе МКС NASA оплачивает места американским, канадским, европейским и японским астронавтам. Вообще полеты американцев на российских кораблях «Союз» начались еще в 90-е годы, но тогда это были полеты по обмену — взамен российские космонавты летали на шаттлах. С 2006 года начались платные экспедиции. С тех пор слетало семь десятков человек.

Поначалу ценник для астронавтов на «Союзе» начинался с умеренных $25 млн за одно место — чуть дороже чем билеты первых туристов. Однако программа астронавтов существенно отличается от развлекательной: им надо работать, т.е. усложняется подготовка, и длительность экспедиции не 10 дней, а полгода. Да и денег у NASA было явно больше чем у частников. После финального полета Space Shuttle «билеты» на российские корабли постоянно дорожали. К 2018 году цена для одного астронавта достигла $82 млн. Для примера стоимость ракеты «Союз» и трехместного корабля «Союз-МС» — около $70 млн, т.е. один астронавт с лихвой окупал полет для всего экипажа.



В среднем, после 2011 года Роскосмос зарабатывал по $300-400 млн в год на «извозе» до МКС. Учитывая, что суммарный объем государственного финансирования Роскосмоса (Федеральная космическая программа, оборонный заказ, федеральные целевые программы) около $3-4 млрд в год, то выходит, что около 10% всего финансирования российской космонавтики обеспечивала американская пилотируемая космонавтика.

Соответственно, если поток американских «союзодолларов» иссякнет, то Роскосмос предстанет перед выбором — сохранять прежние объемы производства пилотируемых кораблей себе в убыток или сокращать серию. Увеличивать российский экипаж не планируется до запуска модуля МЛМ «Наука», и без этого модуля в них не будет большого практического смысла. И есть сомнения, что он вообще полетит и будет штатно использоваться. Поэтому решение Роскосмос видит в кратковременных полетах всех желающих, способных оплатить полет.

Первая группа клиентов уже нашлась — отряд космонавтов Объединенных Арабских Эмиратов (стоимость их билетов не разглашается). Второй источник платежеспособных пассажиров — туризм. Недавно уже объявили идею запуска пилотируемых кораблей «по гагаринскому маршруту», т.е. без стыковки с МКС и длительностью десятки минут или несколько часов. С точки зрения науки такие полеты будут практически бесполезны, в лучшем случае подойдут для каких-нибудь студенческих проектов и тренировки космонавтов. С практической точки зрения это просто программа сохранения рабочих мест на РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс», которые выпускают корабли и ракеты «Союз».



Туристический билет, скорее всего, будет дешевле чем для NASA, т.к. полет на МКС продлится не более 10 дней, а рейс без стыковки и того меньше. Один из пилотов космического корабля всегда будет профессиональным космонавтом, т.е. за один тур получится свозить не более двух «отдыхающих», это дает нижнюю планку цены — не менее $35 млн, любая скидка будет за счет российских налогоплательщиков. Десятидневный туристический полет на МКС в 2015 году оценивался в $55 млн, что также ниже оплаты NASA.

С туристическими посещениями МКС есть и организационная проблема: поскольку корабли летают раз в 4 месяца, то туриста можно только привезти одним кораблем, а вернуть на Землю другим, в это время космонавт уступивший кресло остается на станции до следующего рейса. Так что больше двух туристов в год пожить на станции не отвезешь.

Получается, даже если Роскосмос найдет новых пассажиров на все будущие «Союзы», его ждет сокращение финансирования на 5%, если не найдет, то на все 10%. Уменьшение же количества запускаемых «Союзов» приведет к росту их стоимости для госбюджета за счет накладных расходов.

Проблема Роскосмоса еще в том, что Илон Маск сможет конкурировать и в космическом туризме, запуская желающих по «маршруту Джона Гленна», т.е. совершая кратковременные полеты без стыковки с МКС. Сейчас для NASA запуск одного пилотируемого четырехместного Dragon оценивается в $405 млн. Если сравнивать с разницей коммерческой стоимости ракет ($62 млн) и пусков в интересах NASA ($89-99 млн), то коммерческая цена запуска Dragon может быть около $250 млн. Если запускать корабль в семиместном варианте и без профессионального «водителя», то цена за полет приближается к тем же $35 млн. Использование многоразовых ступеней Falcon 9 и обитаемых отсеков Dragon может обещать снижение цены, так что и здесь Роскосмос способен уступить SpaceX.

Впрочем, пилотируемая космонавтика, за редким исключением, это заведомо убыточная деятельность, поэтому в ущерб финансам Роскосмос может сохранить лицо и прежние объемы производства за счет возвращения практики полетов по обмену. Так наши космонавты получат опыт полетов на Dragon SpaceX и Starliner Boeing, а наши чиновники по старой традиции смогут прилюдно подчеркивать «американцы не могут без нас». Правда тут есть опасность «эффекта Tesla», когда автолюбители прокатившись на электромобилях Tesla теряют интерес к вождению бензиновых машин.



В целом же, можно приветствовать успех SpaceX, мир действительно входит в новую эру пилотируемых полетов, но ничего хорошего нынешнему лидеру это не обещает.

zelenyikot

Поддержать выход новых постов можно через сервис Patreon.
Другие способы оказать поддержку.



promo zelenyikot september 5, 2018 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
Пирамида Маска скоро не лопнет.
Её поддерживает НАСА и Пентагон.
Эта теперь такая стратегия США.

Когда США обделались с программой Созвездие (повторного полёта на Луну) декларированной Бушем и закрытой Обамой, якобы по ФИНАНСОВЫМ соображениям, а на самом деле не смогли сделать новый и/или повторить двигатель подобный F-1, что у них был на Сатурне-5 (что следует из их собственного доклада комиссии Огустина), тогда была принята новая стратегия :))

Теперь за космические программы США платят налогоплатильщики, а развитие космической отрасли отдано частным компаниям и за всё платят АКЦИОНЕРЫ.

США выгодно "доить" лохов через прокладку пирамиды Маска как можно дольше.

У Маска непубличная компания.
Непубличный статус SpaceX позволяет держать в секрете, как им удается удерживать такие низкие цены:))
Он может демпинговать с пусками, крутить мозги лохам и строить финансовые пирамиды ещё долго.

Характерная цитата как крутить мозги лохам :
Маск ранее заявлял, что долгосрочные цели компании не очень хорошо согласуются с квартальными ожиданиями акционеров. То есть в случае выхода на IPO компании придется поменять цели и стремиться не к освоению Марса, а к повышению текущей прибыльности, что может помешать этому освоению. Поэтому, по его словам, компания может стать публичной лишь после того, как SpaceX обеспечит регулярные полеты на Марс. По текущему плану первый грузовой полет ожидается в 2022 году. К тому же публичность может снизить шансы на получение некоторых военных контрактов. В некоторых интервью можно встретить слова Маска, который спрашивает инвесторов о том, готовы ли они ждать по 10-15 лет возврата своих инвестиций, поэтому в ближайшие годы IPO маловероятно.


Любому с мозгами из это пассажа Маска ясно, что финмодели у Маска - "тухляк" и вся его бурная деятельность - развод лохов на бабки.

И это - реальность, ровно такая же, как и та, что все проекты Маска убыточны.

Кстати, Маск очень жалеет, что он был вынужден сднлать Теслу публичной компанией, разводить лохов стало сложнее :))

Ещё год назад подробный разбор Теслы дала bloomberg
https://www.bloomberg.com/graphics/2018-tesla-burns-cash/

bloomberg предсказывало ВОЗМОЖНОЕ банкротство Теслы в марте 2019 г.

Но Маск проскочил. Но убытки Тесла как генерировала, так и генерирует.
В конце января Tesla опубликовала финансовый отчет, из которого следовало, что она получила убыток в $976 млн.

Убытки у Теслы как компании постоянны. И только растут из года в год - это факт.

Финмодель Теслы - "тухляк".

Все завиральности Маска никогда не реализуются ни в сроках, ни по форме, ни в деньгах.



Edited at 2019-03-06 08:34 am (UTC)

Чувак, у меня палец устал твою перхоть пролистывать. Сходил бы реально к врачу, чтоль.

Контрольный: Маск - гений современности.

Маск - гений современности.

Это даже и спора нет :))

Что нужно знать про Маска?

Маск - отличный продавец, пиарщик умеющий красиво продавать дорогую и бессмысленную идею акционерам. Он умеет красиво упаковать технические решения, которые по сути не являются ни новыми, ни уникальными, и создать иллюзию успешного бизнес-проекта.


Маск позиционирует себя как супер успешный бизнесмен. Но все бизнес-проекты у Маска убыточны.

Строительство Маск-пирамид на марше.

Проваливая один бизнес-проект за другим, доводя убытки каждого до многомиллиардных сумм, Маск каждый раз перескакивает в новый проект. Убытки предыдущих проектов каждый раз Мак пытается камуфлировать путем объединения новыми перспективными проектами. И опять расписывает акционерам молочные реки и кисельные берега. Начиная этот проект Маск опять рисует прибыльные перспективы, которые позволят ему осуществить воплощение в жизнь ещё более амбициозного проекта – полета на Марс и основания там поселения.

Маск – классический пример модели развития с неограниченным увеличением долговых заимствований и при том, что по основному телу этих заимствований никогда и никому выплат не будет, а будут только текущие платежи.

При этом Маску много проще чем США как государству, он первоначально беря кредиты далее привлекает для развития своих проектов акционерный капитал, а это не трежерис.

Что позволяет работать этому «вечному двигателю»?

Такая система считается системой с открытым контуром, и только постоянная подпитка новыми ресурсами позволяет ей продолжать работать.

И пока есть «доверие», «глупость» и «жадность» , есть и эта подпитка ресурсами.
"Маск - гений современности." :)))

Но сколько бы верёвочки не виться, а конец всегда есть.
По крайней мере для акционеров Маска всегда этот конец один – убытки.

Когда же акционеры с этой веревкой захотят повесить Маска за причинные места, то у них ничего не выйдет. «Кому вершки, а кому корешки (с)». И Маск всегда в прибыли, он всегда хорошо зарабатывает на процессе строительства пирамид.

Маски Маска сорваны. Истинное лицо Маска - вечный лохотрон для акционеров.


Маск - гений современности, разводить лохов на бабки !

  • 1