?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Чем светит Dragon Роскосмосу
zelenyikot


Космический корабль Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковался к Международной космической станции после суточного полета. Пока на корабле прилетел только манекен Ripley и 180 кг груза, но если испытания пройдут успешно, через полгода на нем должны отправиться первые астронавты. Сегодняшний успех очень важен для США, но и на российскую космонавтику он окажет существенное влияние.



После старта и стыковки, следующий важный этап полета — посадка — ожидается через пять дней. Через несколько недель новый пуск для испытания системы аварийной посадки на этапе полета ракеты в атмосфере. И только потом космический корабль получит сертификат безопасности и первый экипаж. Когда пилотируемый полет Dragon станет реальностью это будет означать, что США вернули себе возможность летать в космос со своей территории, чего у них не было с 2011 года. Тогда завершилась программа Space Shuttle и доставку всех международных экипажей взял на себя Роскосмос.

Российские «Союзы» с 2011 года по настоящее время летают не только на чувстве взаимопомощи и сотрудничества, но и щедро финансируются американской стороной. По программе МКС NASA оплачивает места американским, канадским, европейским и японским астронавтам. Вообще полеты американцев на российских кораблях «Союз» начались еще в 90-е годы, но тогда это были полеты по обмену — взамен российские космонавты летали на шаттлах. С 2006 года начались платные экспедиции. С тех пор слетало семь десятков человек.

Поначалу ценник для астронавтов на «Союзе» начинался с умеренных $25 млн за одно место — чуть дороже чем билеты первых туристов. Однако программа астронавтов существенно отличается от развлекательной: им надо работать, т.е. усложняется подготовка, и длительность экспедиции не 10 дней, а полгода. Да и денег у NASA было явно больше чем у частников. После финального полета Space Shuttle «билеты» на российские корабли постоянно дорожали. К 2018 году цена для одного астронавта достигла $82 млн. Для примера стоимость ракеты «Союз» и трехместного корабля «Союз-МС» — около $70 млн, т.е. один астронавт с лихвой окупал полет для всего экипажа.



В среднем, после 2011 года Роскосмос зарабатывал по $300-400 млн в год на «извозе» до МКС. Учитывая, что суммарный объем государственного финансирования Роскосмоса (Федеральная космическая программа, оборонный заказ, федеральные целевые программы) около $3-4 млрд в год, то выходит, что около 10% всего финансирования российской космонавтики обеспечивала американская пилотируемая космонавтика.

Соответственно, если поток американских «союзодолларов» иссякнет, то Роскосмос предстанет перед выбором — сохранять прежние объемы производства пилотируемых кораблей себе в убыток или сокращать серию. Увеличивать российский экипаж не планируется до запуска модуля МЛМ «Наука», и без этого модуля в них не будет большого практического смысла. И есть сомнения, что он вообще полетит и будет штатно использоваться. Поэтому решение Роскосмос видит в кратковременных полетах всех желающих, способных оплатить полет.

Первая группа клиентов уже нашлась — отряд космонавтов Объединенных Арабских Эмиратов (стоимость их билетов не разглашается). Второй источник платежеспособных пассажиров — туризм. Недавно уже объявили идею запуска пилотируемых кораблей «по гагаринскому маршруту», т.е. без стыковки с МКС и длительностью десятки минут или несколько часов. С точки зрения науки такие полеты будут практически бесполезны, в лучшем случае подойдут для каких-нибудь студенческих проектов и тренировки космонавтов. С практической точки зрения это просто программа сохранения рабочих мест на РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс», которые выпускают корабли и ракеты «Союз».



Туристический билет, скорее всего, будет дешевле чем для NASA, т.к. полет на МКС продлится не более 10 дней, а рейс без стыковки и того меньше. Один из пилотов космического корабля всегда будет профессиональным космонавтом, т.е. за один тур получится свозить не более двух «отдыхающих», это дает нижнюю планку цены — не менее $35 млн, любая скидка будет за счет российских налогоплательщиков. Десятидневный туристический полет на МКС в 2015 году оценивался в $55 млн, что также ниже оплаты NASA.

С туристическими посещениями МКС есть и организационная проблема: поскольку корабли летают раз в 4 месяца, то туриста можно только привезти одним кораблем, а вернуть на Землю другим, в это время космонавт уступивший кресло остается на станции до следующего рейса. Так что больше двух туристов в год пожить на станции не отвезешь.

Получается, даже если Роскосмос найдет новых пассажиров на все будущие «Союзы», его ждет сокращение финансирования на 5%, если не найдет, то на все 10%. Уменьшение же количества запускаемых «Союзов» приведет к росту их стоимости для госбюджета за счет накладных расходов.

Проблема Роскосмоса еще в том, что Илон Маск сможет конкурировать и в космическом туризме, запуская желающих по «маршруту Джона Гленна», т.е. совершая кратковременные полеты без стыковки с МКС. Сейчас для NASA запуск одного пилотируемого четырехместного Dragon оценивается в $405 млн. Если сравнивать с разницей коммерческой стоимости ракет ($62 млн) и пусков в интересах NASA ($89-99 млн), то коммерческая цена запуска Dragon может быть около $250 млн. Если запускать корабль в семиместном варианте и без профессионального «водителя», то цена за полет приближается к тем же $35 млн. Использование многоразовых ступеней Falcon 9 и обитаемых отсеков Dragon может обещать снижение цены, так что и здесь Роскосмос способен уступить SpaceX.

Впрочем, пилотируемая космонавтика, за редким исключением, это заведомо убыточная деятельность, поэтому в ущерб финансам Роскосмос может сохранить лицо и прежние объемы производства за счет возвращения практики полетов по обмену. Так наши космонавты получат опыт полетов на Dragon SpaceX и Starliner Boeing, а наши чиновники по старой традиции смогут прилюдно подчеркивать «американцы не могут без нас». Правда тут есть опасность «эффекта Tesla», когда автолюбители прокатившись на электромобилях Tesla теряют интерес к вождению бензиновых машин.



В целом же, можно приветствовать успех SpaceX, мир действительно входит в новую эру пилотируемых полетов, но ничего хорошего нынешнему лидеру это не обещает.

zelenyikot

Поддержать выход новых постов можно через сервис Patreon.
Другие способы оказать поддержку.



promo zelenyikot september 5, 2018 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
Ошибаться может каждый и в этом нет большой беды.
Беда в упорствовании в свих ошибках и заблуждениях.

Отец ругал сына не за то, что он играл, а за то, что пытался отыгрываться.


Что опять?
Вы опять ничего не знаете и знать не желаете ?
Вы опять слышали звон и не поняли где он ?

Вы опять так и не смогли в который раз текст осмыслить.

Моя общая фраза :
Понятие лохотрона вытекает из того, что ВСЕ проекты Маска УЖЕ убыточные.
А будущие проекты убыточны уже по самой бизнес и финмодели декларируемой Маском


Ну и при чем PayPal и Маск?

1. Даже если бы PayPal был проектом Маска, и был бы прибыльным при его текущем руководстве, то это никак не влияет на общий тренд убыточности проектов Маска и убыточности будущих проектов уже по самой бизнес и финмодели декларируемой Маском.

2. Даже если бы PayPal был проектом Маска, и был бы прибыльным при его текущем руководстве , то любое исключение только подтверждает общее правило и общий тренд убыточности проектов Маска и убыточности будущих проектов.

3. Даже если бы PayPal был проектом Маска, и был бы прибыльным при его текущем руководстве, то и тогда вы сравнивали бы Красное и Круглое .
При чем PayPal – банк, не банк, а платёжная система и технические проекты Маска?
В технике Маск ни в зуб ногой, как и в управлении и анализе проектов связанных с техникой.

Маск прогрер и спекулянт-рекламщик-разводила, но не инженер и не проектный управляющий или аналитик.

Про PayPal
Вы опять пишете о том, что вы не знаете.

Считается, что основателями PayPal являются : Илон Маск, Питер Тиль, Макс Левчин, Luke Nosek, Ken Howery, Yu Pan

На самом деле это не так.

Сначала Маск со своим братом Кимбалом основал компанию Zip2, которая специализировалась на программном обеспечении для новостных компаний. В 1999 году Zip2 была приобретена Compaq за 307 млн $. Маск получил 7 % от суммы продажи (22 млн $).

Название PayPal имело одно из отделений компании Confinity, которую создали Питер Тиль и Макс Левчин

1998 — Confinity

Confinity начала свою деятельность в декабре 1998 года в качестве криптографической компании для Palm (криптография – это одно из умений Макса Левчина). Макс Левчин (паренёк из России) разработал приложение для шифрования. В нем использовались инфракрасные лучи для передачи идентификационной информации с одного устройства Palm на другое.

1999 — X.com

В марте 1999 года Элон Маск стал одним из основателей X.com

2000 — X.com покупает Confinity

В 2000 году произошло приобретение компании Confinity, одно из отделений которой имело название PayPal. Обе системы (X.com и PayPal) занимались обеспечением персональных электронных денежных переводов посредством электронной почты.

С марта по октябрь 2000 года Элон Маск занимал должность генерального директора PayPal. В октябре гендиректором стал Питер Тиль.

2002 — продажа eBay

В октябре 2002 года компания PayPal была поглощена корпорацией eBay за 1.5 миллиарда долларов.

Всё что сделал Маск это УБРАЛ конкурента путем СЛИЯНИЯ с ним, получив его технологии. Этой сделкой и он просто "надул шар капитализации", а далее он просто СПЕКУЛЬНУЛ.

Ну и при чем PayPal и Маск с его ТЕХНИЧЕСКИМИ проектами, которые основаны на ПРОДАЖАХ реальных "прибамбасов", а не на предоставлении услуги платежа онлайн?


  • 1