?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Чем светит Dragon Роскосмосу
zelenyikot


Космический корабль Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковался к Международной космической станции после суточного полета. Пока на корабле прилетел только манекен Ripley и 180 кг груза, но если испытания пройдут успешно, через полгода на нем должны отправиться первые астронавты. Сегодняшний успех очень важен для США, но и на российскую космонавтику он окажет существенное влияние.



После старта и стыковки, следующий важный этап полета — посадка — ожидается через пять дней. Через несколько недель новый пуск для испытания системы аварийной посадки на этапе полета ракеты в атмосфере. И только потом космический корабль получит сертификат безопасности и первый экипаж. Когда пилотируемый полет Dragon станет реальностью это будет означать, что США вернули себе возможность летать в космос со своей территории, чего у них не было с 2011 года. Тогда завершилась программа Space Shuttle и доставку всех международных экипажей взял на себя Роскосмос.

Российские «Союзы» с 2011 года по настоящее время летают не только на чувстве взаимопомощи и сотрудничества, но и щедро финансируются американской стороной. По программе МКС NASA оплачивает места американским, канадским, европейским и японским астронавтам. Вообще полеты американцев на российских кораблях «Союз» начались еще в 90-е годы, но тогда это были полеты по обмену — взамен российские космонавты летали на шаттлах. С 2006 года начались платные экспедиции. С тех пор слетало семь десятков человек.

Поначалу ценник для астронавтов на «Союзе» начинался с умеренных $25 млн за одно место — чуть дороже чем билеты первых туристов. Однако программа астронавтов существенно отличается от развлекательной: им надо работать, т.е. усложняется подготовка, и длительность экспедиции не 10 дней, а полгода. Да и денег у NASA было явно больше чем у частников. После финального полета Space Shuttle «билеты» на российские корабли постоянно дорожали. К 2018 году цена для одного астронавта достигла $82 млн. Для примера стоимость ракеты «Союз» и трехместного корабля «Союз-МС» — около $70 млн, т.е. один астронавт с лихвой окупал полет для всего экипажа.



В среднем, после 2011 года Роскосмос зарабатывал по $300-400 млн в год на «извозе» до МКС. Учитывая, что суммарный объем государственного финансирования Роскосмоса (Федеральная космическая программа, оборонный заказ, федеральные целевые программы) около $3-4 млрд в год, то выходит, что около 10% всего финансирования российской космонавтики обеспечивала американская пилотируемая космонавтика.

Соответственно, если поток американских «союзодолларов» иссякнет, то Роскосмос предстанет перед выбором — сохранять прежние объемы производства пилотируемых кораблей себе в убыток или сокращать серию. Увеличивать российский экипаж не планируется до запуска модуля МЛМ «Наука», и без этого модуля в них не будет большого практического смысла. И есть сомнения, что он вообще полетит и будет штатно использоваться. Поэтому решение Роскосмос видит в кратковременных полетах всех желающих, способных оплатить полет.

Первая группа клиентов уже нашлась — отряд космонавтов Объединенных Арабских Эмиратов (стоимость их билетов не разглашается). Второй источник платежеспособных пассажиров — туризм. Недавно уже объявили идею запуска пилотируемых кораблей «по гагаринскому маршруту», т.е. без стыковки с МКС и длительностью десятки минут или несколько часов. С точки зрения науки такие полеты будут практически бесполезны, в лучшем случае подойдут для каких-нибудь студенческих проектов и тренировки космонавтов. С практической точки зрения это просто программа сохранения рабочих мест на РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс», которые выпускают корабли и ракеты «Союз».



Туристический билет, скорее всего, будет дешевле чем для NASA, т.к. полет на МКС продлится не более 10 дней, а рейс без стыковки и того меньше. Один из пилотов космического корабля всегда будет профессиональным космонавтом, т.е. за один тур получится свозить не более двух «отдыхающих», это дает нижнюю планку цены — не менее $35 млн, любая скидка будет за счет российских налогоплательщиков. Десятидневный туристический полет на МКС в 2015 году оценивался в $55 млн, что также ниже оплаты NASA.

С туристическими посещениями МКС есть и организационная проблема: поскольку корабли летают раз в 4 месяца, то туриста можно только привезти одним кораблем, а вернуть на Землю другим, в это время космонавт уступивший кресло остается на станции до следующего рейса. Так что больше двух туристов в год пожить на станции не отвезешь.

Получается, даже если Роскосмос найдет новых пассажиров на все будущие «Союзы», его ждет сокращение финансирования на 5%, если не найдет, то на все 10%. Уменьшение же количества запускаемых «Союзов» приведет к росту их стоимости для госбюджета за счет накладных расходов.

Проблема Роскосмоса еще в том, что Илон Маск сможет конкурировать и в космическом туризме, запуская желающих по «маршруту Джона Гленна», т.е. совершая кратковременные полеты без стыковки с МКС. Сейчас для NASA запуск одного пилотируемого четырехместного Dragon оценивается в $405 млн. Если сравнивать с разницей коммерческой стоимости ракет ($62 млн) и пусков в интересах NASA ($89-99 млн), то коммерческая цена запуска Dragon может быть около $250 млн. Если запускать корабль в семиместном варианте и без профессионального «водителя», то цена за полет приближается к тем же $35 млн. Использование многоразовых ступеней Falcon 9 и обитаемых отсеков Dragon может обещать снижение цены, так что и здесь Роскосмос способен уступить SpaceX.

Впрочем, пилотируемая космонавтика, за редким исключением, это заведомо убыточная деятельность, поэтому в ущерб финансам Роскосмос может сохранить лицо и прежние объемы производства за счет возвращения практики полетов по обмену. Так наши космонавты получат опыт полетов на Dragon SpaceX и Starliner Boeing, а наши чиновники по старой традиции смогут прилюдно подчеркивать «американцы не могут без нас». Правда тут есть опасность «эффекта Tesla», когда автолюбители прокатившись на электромобилях Tesla теряют интерес к вождению бензиновых машин.



В целом же, можно приветствовать успех SpaceX, мир действительно входит в новую эру пилотируемых полетов, но ничего хорошего нынешнему лидеру это не обещает.

zelenyikot

Поддержать выход новых постов можно через сервис Patreon.
Другие способы оказать поддержку.



promo zelenyikot september 5, 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1

Вы обычный школяр - дилетант, что вы постоянно демонстрируете.
Вы можете числить себя кем угодно :)), но вы непрофессионал.
Особо смешны, ваши заявления о том, что вы осилили только первую "портянку".

Ну и что? Ну не осилили. Это только свидетельствует о вашем интеллектуальном бессилии и инфантильной глупости. "Не читал, но осуждаю" - это полный идиотизм.

Если не осилили, то с чего возражаете?
И зачем вы опять пишете одну глупость вслед другой ?

И не стоит вам надувать щёк :)), а тем более прятаться за спины "ВСЕХ" - ровно таких же дилетантов школяров :))

Вы не профи. :))
Это следует из всех ваших дилетантских школярских утверждений, глупость которых вам я уже показал не раз.
Но вы опять пишете одну глупость вслед другой.

Ваша фраза:
"Если компания демонстрирует операционную прибыль и высокие темпы роста как Space X - она окупится"
обычная глупость дилетанта, которую вы с ослиным упорством в который раз демонстрируете.

Любому профи понятно :

1. Демонстрация НЕПУБЛИЧНОЙ компанией операционной прибыли без возможности ее независимой реальной проверки не свидетельствует о наличии операционной прибыли в реальной деятельности компании.

2. Демонстрация операционной прибыли за отчетный период не гарантирует того, что далее компания не получит убытки в будущих периодах.

3. Демонстрация операционной прибыли никак не гарантирует, что в итоге будет пройдена точка безубыточности проекта, а акционеры вернут свои инвестиции и будут получать прибыль.

Это азы. 2+2. Вы не профи. Вы- дилетант.

Более того :
4. Наличие высоких темпов роста ровно также ни о чем не свидетельствует в части прохождения точки безубыточности.

Тем более конкретно для Space X , которая входит на рынок демпингуя в цене пусков.

И вам это все подробно было показано и не раз.

В том числе и с ограниченностью рынка пусков.

И конкретно с показом, того что и темпы роста и демпинг с ценой при входе на рынок это обычная практика многих.

Но это никак не гарантирует того, что будет пройдена точка безубыточности.

5. Ваш дилетантизм еще и в том, что вы не рассматриваете конкретно вопросы по проекту Space X , а пытаетесь съехать на то, что вы считаете "аналогами". Любой профи такой глупостью заниматься не будет, а будет конкретно рассматривать ПРОЕКТ.

Любой профи рассматривает конкретно проект.
Вы не профи, а обычный школяр дилетант из этого сообщества дилетантов, для кого любой текст более 5 абзацев "портянка" осмыслить который вы не в состоянии.

И то, что вы стали откровенно хамить только свидетельствует о вашем умственном бессилии и только.

Ничего вы так и не смогли не только осмыслить, но и не смогли даже сформулировать конкретно ваши возражения.
Более того, ваши фразы - обычная инфантильная школярская глупость.
Не стоило вам вообще её демонстрировать.

Если вы, что не знаете, или не в состоянии осознать, или не желаете осознать, то это не значит, что этого нет.
Просто вы не знаете, не в состоянии осознать, или просто не желаете осознавать реальность.

Отрицание вами реальности никак на реальность не влияет















Edited at 2019-03-12 04:13 pm (UTC)

(Deleted comment)
Эко вас прорвало:))
При чем Росскосмос?
Вы совсем уже не знаете что отвечать по теме:))

Что вы Дурень за дурней прячетесь:)) ?
Цитировать их без смеха нет возможности

vakhnenko - у SpaceX нет никаких акций, ибо компания не публичная
chippos - Когда акционеры получают убытки от своих вложений, это называется выход на прибыльность
Степан Козлов - Скорее обанкротится и развалится россия, чем Тесла или Space X

амерам просто россию стало жалко, они уже спасли роскосмос от полоного развала в 90х когда роскосмос на коленях ползал с криками "денег дай" и они сжалилились


fighttovictory Во первых я профессионал,

Я вообше не понимаю откуда вывод
"Из заявлений Маска можно сделать вывод, что для него эта точка безубыточности будет тогда, когда будет не менее 2-4 пусков в ДЕНЬ."
или откуда вы взяли вот это "Финмодель Маска работает исключительно когда есть МАССОВОЕ производство пусков, только тогда финансовая модель проекта позволяет в РАЗЫ снизить цену

2) Выход компании на прибыльность означает что она прошла точку безубыточности. То есть ее операционные доходы превышают ее операционные и прямые затраты. Спейс Х этот период прошла еще в 2015
3) Прошла ли Спейс Х точку окупаемости мне неизвестно.


Так, вы не просто, Дитятко Неразумное, обычный школяр дилетант. Вы еще и психически неуравновешены.

Кышь, вы надоели своей школярской глупостью и истеричной хамлватостью.



Edited at 2019-03-13 05:56 am (UTC)

  • 1