?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Чем светит Dragon Роскосмосу
zelenyikot


Космический корабль Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковался к Международной космической станции после суточного полета. Пока на корабле прилетел только манекен Ripley и 180 кг груза, но если испытания пройдут успешно, через полгода на нем должны отправиться первые астронавты. Сегодняшний успех очень важен для США, но и на российскую космонавтику он окажет существенное влияние.



После старта и стыковки, следующий важный этап полета — посадка — ожидается через пять дней. Через несколько недель новый пуск для испытания системы аварийной посадки на этапе полета ракеты в атмосфере. И только потом космический корабль получит сертификат безопасности и первый экипаж. Когда пилотируемый полет Dragon станет реальностью это будет означать, что США вернули себе возможность летать в космос со своей территории, чего у них не было с 2011 года. Тогда завершилась программа Space Shuttle и доставку всех международных экипажей взял на себя Роскосмос.

Российские «Союзы» с 2011 года по настоящее время летают не только на чувстве взаимопомощи и сотрудничества, но и щедро финансируются американской стороной. По программе МКС NASA оплачивает места американским, канадским, европейским и японским астронавтам. Вообще полеты американцев на российских кораблях «Союз» начались еще в 90-е годы, но тогда это были полеты по обмену — взамен российские космонавты летали на шаттлах. С 2006 года начались платные экспедиции. С тех пор слетало семь десятков человек.

Поначалу ценник для астронавтов на «Союзе» начинался с умеренных $25 млн за одно место — чуть дороже чем билеты первых туристов. Однако программа астронавтов существенно отличается от развлекательной: им надо работать, т.е. усложняется подготовка, и длительность экспедиции не 10 дней, а полгода. Да и денег у NASA было явно больше чем у частников. После финального полета Space Shuttle «билеты» на российские корабли постоянно дорожали. К 2018 году цена для одного астронавта достигла $82 млн. Для примера стоимость ракеты «Союз» и трехместного корабля «Союз-МС» — около $70 млн, т.е. один астронавт с лихвой окупал полет для всего экипажа.



В среднем, после 2011 года Роскосмос зарабатывал по $300-400 млн в год на «извозе» до МКС. Учитывая, что суммарный объем государственного финансирования Роскосмоса (Федеральная космическая программа, оборонный заказ, федеральные целевые программы) около $3-4 млрд в год, то выходит, что около 10% всего финансирования российской космонавтики обеспечивала американская пилотируемая космонавтика.

Соответственно, если поток американских «союзодолларов» иссякнет, то Роскосмос предстанет перед выбором — сохранять прежние объемы производства пилотируемых кораблей себе в убыток или сокращать серию. Увеличивать российский экипаж не планируется до запуска модуля МЛМ «Наука», и без этого модуля в них не будет большого практического смысла. И есть сомнения, что он вообще полетит и будет штатно использоваться. Поэтому решение Роскосмос видит в кратковременных полетах всех желающих, способных оплатить полет.

Первая группа клиентов уже нашлась — отряд космонавтов Объединенных Арабских Эмиратов (стоимость их билетов не разглашается). Второй источник платежеспособных пассажиров — туризм. Недавно уже объявили идею запуска пилотируемых кораблей «по гагаринскому маршруту», т.е. без стыковки с МКС и длительностью десятки минут или несколько часов. С точки зрения науки такие полеты будут практически бесполезны, в лучшем случае подойдут для каких-нибудь студенческих проектов и тренировки космонавтов. С практической точки зрения это просто программа сохранения рабочих мест на РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс», которые выпускают корабли и ракеты «Союз».



Туристический билет, скорее всего, будет дешевле чем для NASA, т.к. полет на МКС продлится не более 10 дней, а рейс без стыковки и того меньше. Один из пилотов космического корабля всегда будет профессиональным космонавтом, т.е. за один тур получится свозить не более двух «отдыхающих», это дает нижнюю планку цены — не менее $35 млн, любая скидка будет за счет российских налогоплательщиков. Десятидневный туристический полет на МКС в 2015 году оценивался в $55 млн, что также ниже оплаты NASA.

С туристическими посещениями МКС есть и организационная проблема: поскольку корабли летают раз в 4 месяца, то туриста можно только привезти одним кораблем, а вернуть на Землю другим, в это время космонавт уступивший кресло остается на станции до следующего рейса. Так что больше двух туристов в год пожить на станции не отвезешь.

Получается, даже если Роскосмос найдет новых пассажиров на все будущие «Союзы», его ждет сокращение финансирования на 5%, если не найдет, то на все 10%. Уменьшение же количества запускаемых «Союзов» приведет к росту их стоимости для госбюджета за счет накладных расходов.

Проблема Роскосмоса еще в том, что Илон Маск сможет конкурировать и в космическом туризме, запуская желающих по «маршруту Джона Гленна», т.е. совершая кратковременные полеты без стыковки с МКС. Сейчас для NASA запуск одного пилотируемого четырехместного Dragon оценивается в $405 млн. Если сравнивать с разницей коммерческой стоимости ракет ($62 млн) и пусков в интересах NASA ($89-99 млн), то коммерческая цена запуска Dragon может быть около $250 млн. Если запускать корабль в семиместном варианте и без профессионального «водителя», то цена за полет приближается к тем же $35 млн. Использование многоразовых ступеней Falcon 9 и обитаемых отсеков Dragon может обещать снижение цены, так что и здесь Роскосмос способен уступить SpaceX.

Впрочем, пилотируемая космонавтика, за редким исключением, это заведомо убыточная деятельность, поэтому в ущерб финансам Роскосмос может сохранить лицо и прежние объемы производства за счет возвращения практики полетов по обмену. Так наши космонавты получат опыт полетов на Dragon SpaceX и Starliner Boeing, а наши чиновники по старой традиции смогут прилюдно подчеркивать «американцы не могут без нас». Правда тут есть опасность «эффекта Tesla», когда автолюбители прокатившись на электромобилях Tesla теряют интерес к вождению бензиновых машин.



В целом же, можно приветствовать успех SpaceX, мир действительно входит в новую эру пилотируемых полетов, но ничего хорошего нынешнему лидеру это не обещает.

zelenyikot

Поддержать выход новых постов можно через сервис Patreon.
Другие способы оказать поддержку.



promo zelenyikot сентябрь 5, 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
Продолжение

Если не осилили текста, то с чего решили возражать?
Прочтите ваш коммент внимательно. Вы пишете опять банальные глупости.
Вы непрофессионал, вы школяр дилетант.
И вам это показано прямо, что вы пишете одну глупость вслед другой.

У вас нет никаких аргументов.

1. Не надо вам было переходить на личности .Это не аргумент.

2. Тем более не аргумент, вам, кто себя записал в "профессионалы" :)) опираться на мнение десятка дилетантов школяров из поколения СМС, кто как и вы сами не в состоянии осмыслит даже свой текст, а тем более чужой более 5 абзацев. Ваши жалобы на "портянки" вас всех школяров-дилетанотв ярко характеризует.

Про школярский уровень интеллекта вашей тусовки часто рассказывает мне жена закончившая мех-мат МГУ и работающая доцентом в Бауманке. Она регулярно жалуется на то, что большая часть современных студентов умственно бессильны, не знают элементарных азов школьной программы, не способны к логике, не могут осмысливать и выделять основные понятия из текста.

Это и есть ваша - тусовка. Вы её - типичный представитель

Вы не способны осмысливать ни свой текст, ни чужой.
У вас нет никаких аргументов, вы не способны вести разговор по теме и всегда скатываетесь на "обзывашки". Детский сад - штаны на лямках :)) И инфантильно прячетесь за спины "ВСЕХ", ровно таких же как и вы :))

Вы не понимаете элементарных понятий.

Любое мнение хотя бы и 100 и более человек и не школяров-дилетантов, а даже и из сообщества профи, не является никакой истиной в последней инстанции.
Критерий истины любых теорий практика, а не схоластика и мнения.

А практика свидетельствует против вас.
И это мной вам явно показано.
С полным разбором ваших глупых фраз которые сами себе противоречат.
С полным и подробным разбором проектов Маска.

3. Именно вы не понимаете, что есть операционная прибыль ПРЕДПРИЯТИЯ, и как она отличается от прибыли ПРОЕКТА в целом, что вы постоянно демонстрируете.
Речь именно о проекте а целом.
Об лохах акционерах которых разводит Маск на бабки и ни о чем другом.

4. Вы не понимаете азов.
А именно то, что непубличная компания может формировать свою финансовую и налоговую отчётность так, как она считает нужным. Она не может показывать отсутствие операционной прибыли в бухгалтерском учете для налогообложения и только. Все остальные манипуляции возможны.
Именно вы, школяр и дилетант, не понимаете азов и реалий финансовой и бухгалтерской отчётности.

5. Я понимаю, что значит операционная прибыль в отличии от вас. И именно вы постоянно путаете что значит операционная прибыль. И вам ваши путанные фразы были явно продемонстрированы. И не надо вам надувать щёк, при том что вы сами свою "профессиональную" :)) некомпетентность явно продемонстрировали не раз и продолжаете в том же духе.

5. Здесь речь идет именно о прибыли проекта, о точке безубыточности и о точке окупаемости ПРОЕКТА в целом, а не об операционной прибыли за период отчётности.
Вы продолжаете упорствовать в своих глупостях, их постоянно демонстрируя.
Показателен ваш пример с операционной прибылью за 4 кв. Теслы. Вы сами не понимаете, что этот пример, показывает всю вашу проф некомпетентность.
По году 2018 у Теслы в итоге убыток чуть менее ярда $.
И кто даст гарантии, что в этом году Тесла не получит опять убыток, при чем с возрастанием его величины? Маск "проскочил" :)) банкротство Теслы, что Блумберг предсказывало ещё год назад на март 2019 г. Но это вовсе не значит, что и далее с Теслой Маск будет "проскакивать.
Ровно наоборот. И это вашей школярской дилетантской тусовке также было показано с аргументами.
Но вы ничего, кроме опер. прибыли за 4 кв. 2018 г. не смогли аргументировать, тем самым опять продемонстрировав ваше умственное бессилие и очередную глупость.


Edited at 2019-03-12 10:42 am (UTC)

  • 1