?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Flag Next Entry
Crew Dragon взорвался
zelenyikot


Космический корабль компании SpaceX Crew Dragon сегодня взорвался при наземном испытании системы аварийного спасения. Ранее он успешно слетал к Международной космической станции в беспилотном режиме и вернулся на Землю.



Компания проводила наземные испытания на мысе Канаверал, которые должны были подготовить корабль к важному испытательному старту с отстрелом капсулы во время полета. Двигатели SuperDraco должны осуществлять аварийное катапультирование корабля, если произойдет нештатная ситуация с ракетой. О чем конструкторы, похоже, не подумали - что с системой аварийного спасения тоже возможны нештатные ситуации.

В режиме обычного полета SuperDraco запускать не предполагали, хотя ранее предусматривали возможность ракетной посадки на сушу без применения парашюта.



В штатном режиме корабль совершает посадку на море при помощи парашютов. Первый полет корабля прошел успешно в марте, и приводнившуюся капсулу предполагали использовать для дальнейшего испытания системы аварийного спасения. После этого ее предполагалось отправить в музей.


Нынешняя авария приведет к задержке программы испытаний и сертификации кораблей Crew Dragon к пилотируемым полетам. Задержки с разработкой другого американского корабля Boeing Starliner могут привести к тому, что еще год и более пилотируемые полеты на Международную космическую станцию будут проходить только на российских «Союзах-МС».

zelenyikot

Чтобы не пропускать новые посты, подпишитесь на мои страницы в соцсетях:
в ЖЖ, Facebook, Вконтакте, Twitter.


Поддержать выход новых постов можно через сервис Patreon.
Другие способы оказать поддержку.



promo zelenyikot september 5, 2018 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
В русском языке "пилотируемый" означает, что есть возможность посадить внутрь пилота (ну, или где-то снаружи, но неважно), и при этом пилот будет именно управлять кораблём. А "беспилотный", то есть тот же "беспилотник" значит, что наличие человека на борту не исключается (если машина достаточно велика, а не какая-нибудь игрушка), но управление отдано компьютеру или человеку на земле, при этом человек на борту будет лететь лишь в качестве пассажира.

Да это во всех языках где присутствует здравый смысл так, может кроме юридического и дипломатического.
"Пилотируемый" значит управляемый пилотом. А "Беспилотником" может управлять хоть кто, хоть Илон Маск.

Так что вчера у пиндосов взорвался беспилотник. Который до взрыва льстиво называли "пилотируемым".

Бгг. Вы докопалась до нормального термина. У нас в "Роскосмосе", например, есть ТПК "Союз МС" (транспортный пилотируемый корабль) и ТГК "Прогресс МС" (транспортный грузовой корабль). А ещё есть ПТК "Федерация" в составе ППТС (пилотируемый транспортный корабль в составе перспективной пилотируемый транспортной системы). А ведь "Федерация" ещё даже никуда не полетела, даже в беспилотном варианте. Так что, "Федерация" тоже льстиво называется пилотируемой?

"У нас в "Роскосмосе" нет такого даже намёка чтобы после каждого успешного запуска людей в космос орать на всю планету что мы всех конкурентов угробили, вместе с их странами,у всех отобрали рынок, все от нас отстали на сотни лет и тому подобное. ПОСЛЕ запуска, а не ПЕРЕД, без малейших оснований открывать рот. Если бы такое было у нас, в Роскосмосе, моё возмущение было бы ещё сердитей !

Так что-то не видно, чтобы Маск у себя в твиттере или ещё где "орал на всю планету", что он всех угробил.

До полёта Гагарина Королёв проводил экспериментальные пуски, в том числе с манекеном, но корабль назывался "пилотируемым" с самого начала, потому что он спроектирован как пилотируемый.

То, что первых космонавтов называли "пилотами", а космические корабли - "пилотируемыми", было скорее идеологией, нежели фактическим положением вещей. Сегодня в части космических аппаратов определение даётся хитрее - "пилотируемый" значит 1) предназначенный для людей и 2) снабжённый системами управления. При этом не уточняется, кто именно осуществляет управление, экипаж или ЦУП на земле - он "пилотируемый" в обоих случаях.

> снабжённый системами управления

плохо сформулировано. Любой аппарат снабжён системами управления. Наверное "органами управления".

Но это всё фигня, продукты русской терминологии, русской культуры и русской школы мысли. За деталями к классике (например "правила пользования уборной артиллерийского полка" и "нечто о вранье).

В английском есть crewed spacecraft и manned/unmanned launch.

В википедии Crew Dragon классифицирован как "crewed spacecraft in development". Никаких коннотаций про наличие органов управления или кто управляет.

Корабль crewed потому что позволяет перевозить crew (тут надо понимать что стюардесса на самолёте - это cabin crew). Даже если не готов (in development) или crew не управляет или не управляет по-настоящему (например fly-by-wire). Если в будущем будет возможность не оборудовать корабль органами разрешения нештатных ситуаций (большинство органов - это всё же даже не непрямое управление, а диагностика и переключение на резерв) и системой жизнеобеспечения (например перевозя "обратимо замороженных" технически мёртвых людей) то корабли всё равно останутся crewed.

Касательно управления надо понимать, что у корабля большое количество степеней свободы исполнительных механизмов (на аполлоне порядка 20, в основном большое кол-во сопел ACS), и человек просто физически не в состоянии ими всеми одновременно управлять. Поэтому был режим аварийного взлёта с луны с 3 степенями свободы (2 направление гимбала и 1 тяга взлётного двигателя, ACS отключена или управляется компьютером), который в результате ни разу не понадобился.

То есть мораль такова что компьютер всегда находится между человеком и кораблём, то есть идея делить корабли на "по-настоящему пилотируемые" и "ненастоящие поскольку компьютер всё равно..." несостоятельна.



"То, что первых космонавтов называли "пилотами", а космические корабли - "пилотируемыми", было скорее идеологией"

Не могу спорить с этим утверждением, поскольку даже очень приблизительно не могу понять, при чём здесь идеология.

>Не могу спорить с этим утверждением, поскольку даже очень приблизительно не могу понять, при чём здесь идеология.

Можете подобрать другое слово. Просто назвать Гагарина "пассажиром" ни у Королёва, ни у кого-либо другого не повернулся бы язык - назвали "пилотом" (точнее, "лётчиком-космонавтом"). Это было "верно идеологически, но неверно фактически". Сегодня с определениями опять-таки хитрее, и "космонавтом" называют того, кто "эксплуатирует" космическую технику в полёте.

Я раньше не слышал, чтобы Гагарина называли пилотом. Его называли лётчиком-космонавтом, и это было логичным, то есть правильным: он действительно лётчик (а не, скажем, врач или инженер), и он действительно был в том полёте космонавтом, независимо от того, летел он в роли пилота (этого не было) или пассажира (так и было, хоть об этом и мало говорят).

Я сейчас ввёл поисковый заброс "космонавт словарь" (без кавычек). На вершине результатов был такой ответ:
"Значение слова КОСМОНАВТ в Толковом словаре Ефремовой Человек, совершающий полет в космос с целью испытания космической техники и ведения научных наблюдений".
Этот ответ подходит и для времён Гагарина, и для нынешнего времени.

Сейчас делят на космонавт-испытатель и космонавт-исследователь.

>Я раньше не слышал, чтобы Гагарина называли пилотом.
В Интернете легко найти газету "Правда" с новостью о его полёте, и там на первой полосе его назвали "капитаном" ("Капитан первого звездолёта - наш, советский"), а в самой новости - "Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является..." Сам Королёв рассуждал о "пилотируемом корабле-спутнике". Я это просто к тому, что и тогда, и сейчас "пилотируемым" в космосе называют не совсем то, что принято считать. Поэтому споры о том, является ли "Дракон" пилотируемым, выглядят странно.

Хм, спасибо, это интересно. Я уверен, что раньше никогда в жизни не встречал слово "пилот-космонавт" (не только по отношению к Гагарину, а и вообще).

  • 1