Тяжелая «Ангара» успешно полетела во второй раз, и вывела вторую болванку на геостационарную орбиту, и это хорошо. Это значит, что Россия остается в «высшей ракетной лиге» стран, которым доступна эта орбита. Если б не «Ангара», то с окончанием ракет «Протон» мы бы лишились такой возможности.
Старт прошел еще утром, но выведение полезной (точнее бесполезной) нагрузки и разгонного блока «Бриз-М» на рассчетную орбиту произошло только к вечеру, и теперь можно уверенно говорить об успешных испытаниях. Запуск «болванки» — это нормально, т.к. сейчас испытывают ракету. Можно было бы запустить, например «УАЗ-Патриот», но он легче 2,5 т, которые весит имитатор спутника.
Геостационарная орбита - это одна из самых востребованных областей космоса с прикладной точки зрения. Здесь, на расстоянии почти 36 тыс км и в плоскости экватора, спутники обращаются вокруг Земли за 24 часа, т.е. для жителя Земли, находятся в одной точке неба.
Это положение удобно для ретрансляции данных через космос, телевещания и наблюдения за климатом планеты. Например там работают российские метеоспутники серии «Электро-Л»:
Программа полета не предполагала отделение болванки на геостационарной орбите, а только её имитацию. В дальнейшем, разгонный блок перевел нагрузку на «орбиту захоронения», чтобы не захламлять рабочую орбиту.
«Ангара-А5» — это модульная ракета, собранная по «пакетной» схеме. Примерно так же собирается российская ракета «Союз» или американские Falcon Heavy или Delta IV Heavy. Только у наших четыре боковых блока, а у американских по два.
Можно запускать и одну часть «пакета», как отдельную ракету «Ангара-А1», но вряд ли она будет востребованна, пока имеются более дешевые аналоги: «Рокот» и «Союз-2.1в».
Предыдущий старт «Ангары-А5» прошел шесть лет назад. Наверно это рекордный перерыв между пусками серийной ракеты, за всю историю космонавтики. Хотя есть ракеты, которые запускают 1-2 раза в год. Такой большой перерыв был связан с переносом производства «Ангары» из Москвы в Омск, и нынешний старт — это экзамен для нового производства. Производство в Сибири удобнее, т.к. до космодрома Восточный оттуда ближе чем из Москвы.
Пока «Ангара»; может стартовать только с одной пусковой площадки на Плесецке, но её штатная эксплуатация начнется когда на Восточном закончат строительство «второй очереди», т.е. сборочно-пусковой инфраструктуры для пуска ракет этой модели.
В ближайшие годы «Ангара» летать будет редко, т.к. пока есть другие тяжелые ракеты - «Протон-М». Но они уже сняты с производства, и с Байконура будет летать их запас. В 2025 году соглашение между Россией и Казахстаном завершится, и «Протоны»; уже никогда не поднимутся в воздух, даже если останутся на складе. Тогда-то и наступит золотой век «Ангары» и Восточного.
Сама по себе «Ангара» далеко не самая совершенная ракета. По своей стоимости она никогда не будет конкурентоспособна на мировом рынке. Но благодаря ей Россия не только сохранила доступ в космос на любые типы орбит со своей территории, но и смогла сохранить технологии и опыт разработки и производства тяжелых ракет, а значит есть возможности сделать новое поколение ракет более эффективное и конкурентоспособное.
zelenyikot
Journal information