zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Как мы запускали космический телескоп Gaia
zelenyikot
Gaia - уникальный космический телескоп Европейского космического агентства, приступает к свое работе в 1,5 млн км от Земли. А 19 декабря 2013 года мы провожали его из Центра управления полетами. Телескоп отправился в космос на российской ракете "Союз-СТ-Б" с разгонным блоком "Фрегат-МТ". Старт производился с космодрома Куру во Французской Гвиане. 10 января 2014 года Gaia успешно достигла точки назначения, и теперь готовится создать самую точную карту Галактики в истории.



Запуск прошел успешно, а как он проходил мне удалось наблюдать из Центра управления полетами НПО им. С.А. Лавочкина, куда пригласили нескольких блогеров. НПОЛ является производителем разгонного блока "Фрегат", поэтому контролирует его работу во время выведения космических аппаратов. Фактически команды из подмосковного ЦУПа на "Фрегат" не отдаются, а только принимается и анализируется информация. Поэтому в данной миссии функция работы ЦУП-Л - это предоставление информационных услуг компании Arianspace, которая осуществляет запуск ракеты. Т.е. посторонние посетители, вроде всяких блогеров, не помешали бы успешному выведению ракеты и телескопа. К сожалению, подобных тонкостей я не знал, поэтому оставил дома большой зеркальный фотоаппарат, чтобы не отвлекать им работников Центра. Взял цифромыльницу с суперзумом, что сказалось на качестве снимков, за что прошу прощения у читателей.

Командование пуском осуществлялось французами в Гвиане, а после отделения аппарата от разгонного блока управление перешло в ЦУП ESA в Дармштадте.

ЦУП-Л не очень похож на те, из которых управляют пилотируемыми запусками или МКС. Он меньше размером и тут всего один ряд столов с компьютерами. Зато огромный экран во всю стену присутствует как и положено.



Точнее их тут целых два. На втором выведена информация по уже действующим аппаратам НПОЛ: "Электро-Л" и "Спектр-Р":


Обратите внимание на расстояние от Земли, в правом нижнем углу. Почти до Луны долетел. Ориентация аппарата на Землю и Солнце соответствует положению на орбите в реальном времени, и определяется по передаваемой телеметрии.

В ЦУП-Л мы прибыли за полтора часа до старта. Нас разместили на балконе, откуда можно наблюдать за происходящими событиями и не отвлекать от работы тех, кто находится внизу. Громкоговорители транслировали команды, которые отдавали на космодроме. Ракету разместили еще за несколько дней, поэтому перед стартом требовалось только провести заключительные подготовительные процедуры, и разогнать всех подальше из опасной зоны.



Пространство на балконе заполнялось. Подходили, в основном, представители руководства, был начальник ЦУП-Л Юрий Казакевич, по приглашению, которого мы оказались там; был и главный конструктор "Фрегата" Владимир Асюшкин. Генеральный директор предприятия Виктор Хартов в это время находился на космодроме в Гвиане.

Для НПОЛ этот пуск особенный - это сороковой "Фрегат". Практически все его полеты были успешными, за исключением частично успешного запуска спутника "Меридиан-2", который вывели на нерасчетную орбиту в 2009 году, но там вина лежит на третьей ступени ракеты, а "Фрегат" наоборот вытянул аппарат хоть куда-то, не позволив упасть. Неудачей можно считать только "Фобос-Грунт", его создавали на основе "Фрегата", но там была полностью заменена система управления, и внесен ряд конструктивных изменений, поэтому формально это был уже не "Фрегат". В общем на сегодня это один из самых надежных разгонных блоков России, что объясняет, почему им пользуются и европейцы.

image

Тем временем на стартовой площадке скомандовали "Минутная готовность". Я уже знал, что это не означает старта через минуту. До пуска оставалось еще несколько минут, но напряжение нарастало. Посетители балкона ЦУПа, которые до того переговаривались или читали циклограмму и баллистические данные, поднялись и пристально смотрели на мониторы.



Там техники пытались наладить прямую трансляцию с космодрома. Подходящего спутника-ретранслятора не нашлось, поэтому дали картинку с сайта Arianspace. Любопытно, что она шла с 60-секундной задержкой, т.е. мы получали информацию на минуту раньше чем весь остальной мир.



Французские представители располагались внизу слева. Там же можно рассмотреть факс. Хотя этот аппарат кажется сегодня анахронизмом, но именно такой метод передачи информации принят в Arianspace. Впрочем, Роскосмос, по факсу тоже работает охотнее чем по e-mail.

На центральном мониторе была выведена модель Земли, с отмеченной траекторией полета ракеты и разгонного блока. Красным цветом отмечены активные участки на которых работают ракетные двигатели, белым цветом - пассивные. Желтое кольцо - линия терминатора, т.е. граница дня и ночи. Желтым цветом на поверхности обозначены станции слежения: Галлиот, Наталь, Асансьон (остров Вознесения), Либревиль, Маврикий, Перт, которые получают информацию с космического корабля:



Помните советские научные корабли с гигантскими тарелками?

image

Вот для этого они были нужны - контролировать полет наших аппаратов там, где нет возможности "вести" их с Земли. Сейчас у России таких кораблей нет, поэтому значительную часть пути наши аппараты летят в слепой зоне. Только в условиях форс-мажора, иностранцы нам могут предоставить помощь своих станций. Например "Фобос-Грунт" ловили всем миром..

Зазвучали заветные команды "Ключ на старт", "Протяжка", "Продувка"... "Есть контакт подъема":





Все замерли всматриваясь в цифры на мониторах. Это были наши "девять минут страха". "Союз" - надежная ракета, но от ошибки никто не застрахован, поэтому напряжение достигло предела.

Пока летела ракета, команды отдавали самарцы, и в сухих отчетах "Параметры системы управления в норме", "Параметры конструкции в норме", "Двигатель второй ступени работает нормально", "Стабилизация изделия устойчивая", слышалась неподдельная гордость и, мне показалось, даже какая-то агрессия. Как будто говоривший бросал эти фразы всем скептикам, которые торопились написать про океанскую спутниковую группировку, когда слышали, что Gaia выводится "Союзом".



Наконец прозвучал долгожданный, для Самары, отчет: "Есть выключение двигателя третьей ступени. Есть отделение головного блока. Разгонный блок "Фрегат-МТ" с космическим аппаратом Gaia выведены на незамкнутую орбиту. Репортаж окончен".



Началась недолгая жизнь "Фрегата".

Незамкнутая орбита означает, что без дополнительного разгонного импульса космический аппарат снова вошел бы в плотные слои атмосферы и сгорел. Разгонному блоку необходимо довести скорость до первой космической и продолжить работу, для того, чтобы отправить телескоп на отлетную траекторию. Первое включение маршевой двигательной установки нужно для набора первой космической скорости, и выхода на опорную орбиту. После этого, над Атлантикой, проходил пассивный участок полета, а потом снова включался двигатель.

Как нам рассказали: 15 минутная непрерывная работа двигателя - это рекорд для "Фрегата". Ранее он обходился более короткими импульсами. На испытаниях двигатель показал возможность получасовой работы. Еще он позволяет производить неоднократные включения. Опять-таки испытания доказали его возможность осуществлять до 40 включений, хотя на практике более шести раз двигатель не запускался. Иногда несколько спутников за один полет требуется развести на разные орбиты.



Второй запуск двигателя при выведении Gaia был необходим для набора высоты и отправки телескопа на эллиптическую орбиту. Перед подъемом, космический корабль наоборот немного снизился, а уже потом рванул вверх:



Таблица траектории показывает три значения: красно-белая линия - это путь, которым должен лететь корабль по программе; зеленая - то как он летит по данным бортовых устройств ориентации; желтая - по данным внешних систем наблюдения.

"Горка" началась над Африкой. На схеме стало заметно, как увеличивается пределы радиовидимости "Фрегата" по мере увеличения высоты. Я надеялся, что над Индийским океаном он поднимется достаточно высоко, чтобы стать заметным для "Электро-Л", но он поднялся чуть выше 1,5 тыс. км, что явно недостаточно для камеры метеорологического спутника на геостационарной орбите.



Спустя несколько минут после второго выключения двигателя "Фрегата", состоялось самое важное, для НПО Лавочкина, событие этого дня. Громкоговоритель огласил очередные сообщения: "Выдана команда на отделение космического аппарата Gaia от разгонного блока "Фрегат", и следом: "Внимание. По данным телеметрической информации, есть отделение космического аппарата":



Раздались аплодисменты, напряжение рассеялось, и все бросились жать друг другу руки и поздравлять. Россия сделала свой вклад в будущий успех космического телескопа и картографа Галактики Gaia. Она была выведена на эллиптическую орбиту максимальной высотой 952 тыс. км и минимальной 350 км. Но на минимум телескоп возвращаться не должен. Ему необходимо включить свои собственные двигатели, чтобы набрать вторую космическую скорость, и "разорвать" эллипс, чтобы навсегда покинуть околоземную орбиту. Процесс разгона и коррекции, для выхода на отлетную траекторию должен занять 96 часов или 4 суток, т.е. на данный момент он еще не завершен. Путь же до цели - точки L2 системы Земля-Солнце, на расстоянии 1,5 млн. км, займет несколько недель.

Но для "Фрегата" работа еще не завершилась. Его надо было увести подальше от космического аппарата, чтобы исключить опасность столкновения. Обычно разгонные блоки стараются топить, чтобы не оставлять космического мусора на орбите. Однако, в данном случае это стало невозможно из-за высокой скорости, большой высоты полета космического аппарата, и недостаточных запасов топлива. Единственное, что тут можно было сделать - убрать "Фрегат" в сторону.



Третье непродолжительное включение двигателя отправило разгонный блок на орбиту, фактически, вечного хранения. Теперь он будет вращаться вокруг Земли отлетая на 2,16 млн. км и возвращаясь каждые 130 суток, чтобы промчаться над нами на высоте 381 км. Единственное, что можно сделать, для предотвращения излишнего засорения космоса - это провести пассивацию: в топливных баках открываются отверстия, через которые стравливаются остатки топлива. Теперь он, по крайней мере, не взорвется от нагрева солнечными лучами. Ранее такое случалось с разгонными блоками и третьими ступенями ракет.

После того как "Фрегат" отправился в свой последний путь, нас проводили этажом выше и показали "мозг" ЦУП-Л - аналитический отдел. Это место, где ведется основная работа для обеспечения информацией Центр управления полетами - тут получают и анализируют телеметрическую информацию. Этот отдел поразил разницей в возрасте сотрудников. Впрочем, такая картина скорее показывает общее состояние с кадрами в отрасли. Там удалось сделать фото, которое я бы назвал: "Российский космос сегодня: седина и гики":





Хочется надеяться, что эти парни и девчонки сделают еще свой рывок в космос, подобно тем, кто сейчас делится с ними опытом. Нам остается только морально поддержать их в этом стремлении.

Еще надо поблагодарить руководство НПО им. С.А. Лавочкина, за то, что они делают первые шаги для того, чтобы сделать российский космос более открытым для общественности.

Подпишитесь, на мой журнал (zelenyikot) если интересно исследование космоса.



promo zelenyikot декабрь 8, 07:51 25
Buy for 800 tokens
Я не только пишу о космосе, но могу и рассказать о любимых темах для широкой или узкой аудитории. За последние два года я уже провел несколько десятков лекций во многих городах России. Часто приглашают на фестивали науки, профориентационные мероприятия для студентов, на конференции и выставки.…

Поздравляю! А куда же делись корабли с большими тарелками, неужели распилили?

Самым натуральным образом распилили.

а зачем им нужен день недели? да и еще такими большими буквами?

Это не буквы большие - это зум хороший :)

(Deleted comment)
Замечательный репортаж!
Как романтично: Фрегат стал Летучим Голландцем Космоса)))

Какой великолепный репортаж! в процессе стал сопереживать словно в "прямом эфире".
Молодцы деды и пацаны!

Интересно,я не знал,что на НПО им.Лавочкина есть свой ЦУП. Думал,есть тока единственный на всю страну ЦУП в Звездном. Увлекательно было наблюдать за полетом.

С Байконура ракета по другому взлетает - вертикально. А здесь сначала поднялась вертикально, а потом как-то в сторону полетела. Я если бы не прочитал Ваш репортаж до просмотра видео, подумал бы что что-то снова "пошло не так".

Это зависит от широты расположения космодрома. Гвиана она почти на экваторе.

Я так и не понял ― кто командовал пуском ракеты, которая запускалась с космодрома Куру во Французской Гвиане? У кого под пальцем была кнопка?

У французов в Гвиане. А после отделения аппарата от разгонного блока управление перешло в ЦУП ESA в Дармштадте.

Спасибо! Как же радостно увидеть молодых в космической отрасли!
Пусть у них всё получится! :))

Подобные репортажи наводят на мысль, что прогресс в отрасли сдерживает не техника, а низкий уровень IT технологий.
Что-то изменится, когда смогут запилить AI хотя бы как у таракана, чтобы носитель с КА мог сам взлететь и долететь куда надо. Не нужна будет эта орава персонала, корабли с тарелками, ЦУ по всему миру.

А он сам летает и долетает. Вся эта орава, корабли с тарелками, нужны только что бы знать что там происходит и если что-то пошло не так, то помочь.

Спасибо за репортаж! Очень интересно.

Людям надо платить достойную зарплату, набирая свежий персонал из лучших молодых умов, и тогда всё у всех получится.

Отличные фотографии, напрасно скромничаете! Спасибо за репортаж!

Спасибо, прочитал с интересом

От так, блин!))))

Интересный репортаж, спасибо!
У нас во ВНИИЭМе оборудован сектор главного конструктора, он - понятно - такой красивой подачи информации не обеспечивает.
Если не секрет, какой телеметрический параметр "Фрегата" обозначен как ШПДА (нижний, "стрелочный" индикатор)? А в случае, если по телеметрии видна нештатная ситуация на борту "Фрегата" операторы ЦУП-Л могут её парировать какими-либо командами на разгонный блок?
И пользуясь случаем поздравляю с очередным безаварийным запуском!

Как я понял ШПДА - это заряд аккумуляторов "Фрегата".

Насчет внештатной ситуации не знаю. Надеюсь, что могут.

?

Log in

No account? Create an account