zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Особая ракетная магия Илона Маска
zelenyikot
Любое обсуждение российского ракетостроения, можно превратить в многостраничный холивар, если написать слово из четырех букв: "Маск". Тут же найдутся его сторонники, которые вспомнят, что с Байконура летают ракеты, разработанные еще в 60-е, а компания Маска SpaceX появилась всего 12 лет назад, и уже делает многоразовую ракету. В ответ можно будет услышать про "секту любителей Маска" и эксцентричного шарлатана, который решил бросить вызов формуле Циолковского. В любом случае, равнодушные быстро покинут обсуждение, а неравнодушные продолжат схватку за свои идеалы.



Что же это за человек такой Илон Маск (или Элон, кому как нравится), почему его появление вынудило Роскосмос говорить о "наступающих на пятки конкурентов", а его марсианские мечты вдохновляют энтузиастов космоса по обе стороны океана?

Обозначу основные моменты становления Илона, как ракетного магната, а потом порассуждаем, на тему многоразовых ракет и "культа Маска".

Илон Маск - это бывший совладелец платежной системы PayPal. Продав свою долю за $165 млн долл в 2002-м, он остался с деньгами, но без дела. Тогда он задумался куда бы их небанально потратить, и решил отправить земное растение в гидропонной банке на Марс. По его задумке, картина зеленого побега на Красной планете вдохновит человечество на новые космические свершения.


Арт из группы ВК elonmusk

С этой целью Маск посещал Россию и приценивался к конверсионным ракетам "Днепр". Их стоимость - около $20 млн долл. позволяла ему осуществить задуманное. Но вместо покупки, Маск стал размышлять, почему старые российские ракеты стоят в десять раз дешевле новых американских. Из раздумий рождается идея производить собственные ракеты и сделать их еще дешевле российских.

Его решение удачно легло на желание американского государства разбавить ракетный монополизм Boeing и Lockheed Martin, которые в 2006 году объединились в United Launch Alliance (ULA) и фактически подсадили NASA и Пентагон на ракеты с российскими двигателями первой ступени Atlac V. Целеустремленность Маска активно вскармливалось госзаказами DARPA, а позже NASA. Разрабатывал ракеты Маск на свои, а запуски оплачивало государство. За четыре года компания SpaceX создала легкую ракету Falcon 1, а спустя еще четыре года успешно стартует Falcon 9 - средняя ракета, сравнимая по характеристикам с российским "Союз-2".

К этому времени NASA закрывает программу Space Shuttle и остается без пилотируемых космических кораблей. Для ликвидации отставания от России и Китая, в США объявляются конкурсы на создание грузовых и пилотируемых космических кораблей. SpaceX берется решить обе задачи, и уже в 2012 году к МКС успешно стартует первый грузовик Dragon.



На волне успеха, Маск заявляет свои следующие амбициозные цели: многоразовая ракета, сверхтяжелая ракета и колония на Марсе.

В 2012 году публикуется видеоконцепт первой идеи.



И начинаются испытания многоразового ракетного модуля Grasshopper.



Оба видео становятся источником яростных дискуссий в этих наших интернетах.
Сторонники Маска начинают считать метры, на которые "прыгает кузнечик" (англ. Grasshopper) - 2 - 5 - 9 - 40 - 80 - 250 - 325 - 744... Критики, напоминают, что до околоземной орбиты немного выше, а музыка Muse не даст нужной прибавки тяги, для успешного решения формулы Циолковского.

В серьезность намерений Маска верят единицы инвесторов, вкладывающих в SpaceX, и толпы поклонников. Специалисты же более сдержаны. Скептики говорят, что Grasshopper скачет по Техасу для успокоения инвесторов, которые не поняли как Маск их "развел" многоразовой ракетой и мечтой о Марсе. Многочисленные ракетные эксперты Вконтакта, в перерывах между геополитическими дискуссиями, рассуждают о недальновидности Маска, забывшего про парашют. И даже реальные эксперты вроде Андрея Ионина, главного аналитика НП "ГЛОНАСС", доверяющие Илону, полагают, что Grasshopper нужен для отработки посадки на Марс, т.е. не верят в многоразовую ракету.

Тем временем SpaceX продолжает развиваться модернизирует двигатели и сам Falcon 9, испытывает головной обтекатель, подходящий для коммерческих запусков и будущей сверхтяжелой ракеты, и запускает спутник на геостационарную орбиту, т.е. претендует на рынок не только "Союза", но и "Протона".

В 2013-м Grasshopper уходит на покой, а его место занимает более продвинутая модель Falcon 9R.
R означает reusable, т.е. “многоразовый”. Это уже настоящая ракетная ступень с ногами, аналоги которой должны отправляться в будущем на высоту около 100 км и возвращаться невредимыми.



При этом, SpaceX продолжает запуски по контракту с NASA, и пуски коммерческих спутников. Они никак не связаны с созданием многоразовой ракеты. Но SpaceX умудряется совмещать выполнение контрактов и отработку технологий будущего.

В сентябре 2013 года он запускают ракету, первая ступень которой впервые должна попытаться маневрировать после выполнения основной задачи. В ходе этого пуска ступень должна была принять вертикальное положение, что необходимо для будущей мягкой посадки.


Попытки управления падающей ступенью видны с 4-й минуты.

Испытания закончились неудачей, при том, что основная задача - выведение на орбиту канадского спутника Cassiope, решена успешно. Но на обратном пути ракетная ступень принялась вращаться в продольной оси, топливо в баках поднялось вверх под действием центробежной силы и двигатели загорелись. Несмотря на неудачу, Маск отрапортовал: "Теперь мы знаем, что надо делать".

И вот, 18 апреля 2014 года, после многочисленных переносов, состоялся запуск первой настоящей ракеты с ногами.
Выведение космического корабля Dragon прошло безупречно, но самое интересное началось позже. Первая ступень ракеты, после отделения, принялась маневрировать. Сначала надо было достигнуть первую цель - вертикализировать ракету. Это было достигнуто благодаря второму этапу испытаний - раскрытию опорных “ног”. Ракета садилась/падала в Атлантический океан, и, к сожалению, там был шторм.

Несмотря на ветер и волны первая ступень смогла войти в воду на малой скорости и практически в идеально вертикальном положении. То есть цели испытания были полностью достигнуты, но корабли не смогли найти ракету в бушующем море и нам осталось только невнятное видео, которое смогли принять по радио.



В этом ролике можно увидеть финал посадки - раскрытые “ноги” и волна на поверхности океана, расходящаяся от работающих двигателей.

Так почему же затея Маска вызывает столь жаркие обсуждения в России?

Даже сейчас, с его одноразовыми ракетами, стоимость выведения полезной нагрузки у SpaceX сравнимо с российскими ценами. А Россия только благодаря ценам и надежности носителей держит лидерское положение на мировом рынке запусков. Но и полных фейлов у Falcon 9 не было (был один частичный, когда потеряли попутные микроспутники). При этом SpaceX оплачивало не только производство, но и разработку ракеты. Конструирование российских моделей, по большей части, оплатил еще бюджет СССР. Кто-то считает, что нынешние цены Маска - это сознательный демпинг в надежде на будущие заказы. Даже если так, он уже показал свое превосходство перед российскими современными ракетостроителями, если сравнить время создания “Ангары” и Falcon.

Маск - не супергерой. 4-5 лет на ракету - это реально. Тот же “Протон” был создан за 3 года. Но, как мне кажется, между создателями “Протона” и Маском гораздо больше общего, чем между создателями “Протона” и “Ангары”. Маск одержим космосом, известна его фраза, что он мечтает закончить жизнь на Марсе, и не от удара о поверхность. Точно так же были одержимы космосом Королев и Челомей. Сроки с которыми они решали задачи, поражают, в сравнении с сегодняшней российской космической тягомотиной.

Сегодняшняя цель российских космических предприятий - госзаказ. И чем дольше он продлится тем им же лучше. Цель Илона Маска - Марс, а госзаказ - это лишь средство, которое он использует в своих интересах. Сделает он многоразовую ракету или нет - это не так важно. Вся суть в его стремлении вверх, в развитии и постоянном совершенствовании технологии. Это и вдохновляет его сторонников по всему миру.

Хотя очень многие надеются, и действительно верят как в чудо, в его Falcon 9 Reusable. Если он его действительно создаст, это обрушит цены на выведение на низкую околоземную орбиту, оставит позади даже дешевые “Днепры”, и откроет новый этап в освоении космоса.

И я хочу, чтобы это свершилось! Чтобы “Союз”, “Протон” и еще не родившаяся “Ангара” стали слишком дорогими и ненужными ракетами. Тогда, Роскосмосу придется проснуться от бюрократической спячки, вспомнить советскую молодость, и заняться, наконец, прорывными разработками будущего, чтобы наверстать конкурентов. Может ли он такое сделать? Не знаю. Однако

В Центральном аэрогидродинамическом институте им. проф. Н.Е. Жуковского завершен первый этап комплексных исследований многоразовых ракет-носителей (МРКН). Специалистами ЦАГИ сформированы предложения по усовершенствованию перспективной системы выведения на орбиту, разрабатываемой ГКНПЦ имени М.В. Хруничева в кооперации с более чем двадцатью предприятиями авиационно-космической отрасли.
Планируется, что новое семейство МРКН обеспечит выведение полезных грузов массой от 20 до 60 т без полей падения первой ступени, что является качественно новым шагом в отечественном ракетостроении...




Поживем - увидим.

Подпишитесь, если вам интересно исследование и освоение космоса.

Космос от zelenyikot в Twitter, Instagramm, Facebook, Вконтакте.
Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot июнь 20, 08:50 201
Buy for 800 tokens
Закончился важный период в моей жизни, связанный с частной космической компанией Dauria Aerospace. С апреля 2013 года я там работал специалистом по связям с общественностью. Мы ездили на Байконур на запуск нашего спутника, проводили пресс-конференции, организовывали встречи с журналистами,…

Интересно, спасибо!! %)

Да, будем надеяться, что деньги будут вкладываться в хороших разработчиков, а не только в цыркопарк хороших менеджеров :))

будете смеяться - но недостаток хороших менеджеров очень большая проблема нашей космической отрасли. считайте это инсайдерской информацией :) и если вспомнить, то Королев был как раз тем, кого сейчас бы назвали "хорошим менеджером"

Ну, околоземная орбита и полёт на Марс - слишком большая разница. Боюсь, не успеет Маск туда при жизни.

Для путешествия в Солнечной системе путь на НОО самый затратный и сложный - остальное проще.

Ну хоть кто-то начал прорываться. Интересно, сколько у Маска при испытаниях носителя было неудачных? И что там горючее- тот же НДМГ?

У него было два падения Falcon 1. Нет, керосин. Собирается переходить на метан.

У Маска, поди, лучшие разработчики наши и НАСА?

Скорее NASA. Насчет наших упоминаний не встречал.

Никакого рывка Роскосмос не совершит,т.к. время успешно действующих огромных госкорпораций прошло.Нужны российские космические частники.

(Deleted comment)
фантастика... я когда то давно читала книгу о таком миллионере...читала и думала, что вообще-то это не такая уж и фантастика...

"Человек который продал Луну" Р.Хайнлайн

(Deleted comment)
Нет, в Теслу он тоже неслабо вложился и одно время казалось, что это будет мертворожденный проект. Но он и его вытащил.

Судьба благосклонна к Маску.
Возникли условия, когда средства американских и европейских налогоплательщиков меньше будут расходоваться на содержание российского ВПК и больше на европейские и американские предприятия.
Возможно, что часть средств попадет к Маску.

Кто-то скажет "повезло", я же скажу: "с присущим ему талантом использовал ситуацию в своих интересах".

Очень хочется увидеть возвращение 1-ой ступени и её посадку на сушу.

Мало одному Роскосмосу проснуться от бюрократической спячки и вспомнить былую советскую молодость. Надо, чтобы многое поменялось в сознании людей в нашей стране. Ведь СССР жил по совсем другим критериям и законам, чем сегодняшняя Россия. Если измениться общество, то мы многое сможем. Посмотрим, как будет развиваться история нашей страны.

Сейчас уже многие говорят про воскрешение СССР. Надеюсь вернется и что-то хорошее от него, а не только отрицательные стороны.

Думаю, что мораторий на поставку РД-80 их подтолкнет
А может и вообще убьет отрасль коммерческих запусков.

РД-180 стоят на первой ступени "Алтаса" - ракеты, которую делает Локхид-Мартин, а пускает Untined Launch Alliance. Это прямые конкуренты SpaceX.

Средств запуска сейчас, что у США, что у ЕС, что у остальных - в разы больше, чем полезных нагрузок. Нет проблемы с тем, чтобы доставить что-то на околоземную орбиту. Проблемы с тем, чтобы оттуда куд-то долететь.

На фоне текущих горячих новостей, ваш пост - бальзам на душу.
Отвлекает внимание от дел земных..

ИМХО у Маска все получится. Последний запуск Falcon 9R был вполне успешный - хотя они и не пытались действительно посадить ракету (они просто отрабатывали систему), но ракета успешно снизилась и затормозила.

Следующая попытка скорее всего будет с полноценной посадкой. А как только это произойдет, цены на запуски упадут радикально - маск говорил что 1я ступень стоит 80% всей цены запуска, и если удастся использовать первую ступень много раз - цена запуска упадет раза в 3-4.

А по мере отработки технологии и переходу к многократному использованию всех ступеней - то цена вывода может упасть и в 10 раз, что принципиально изменит экономику всего этого дела.

Плюс к этому Falcon Heavy сможет выводить полезную нагрузку достаточную для посадки на луну или экспедиций на марс - и уже ясно что Маск сможет ее построить.

еще лет 20 назад слышал утверждение, что тщательная проверка для повторного запуска стоит столько же сколько и постройка нового, поэтому никто не заморачивался созданием многоразовых кораблей.

ещё интереснее история Tesla Motors, конечно. И не только потому, что я автоблогер :). Чуть не обанкротился, ходил по грани, играл против всего мира, потратил все сбережения, но в итоге оказалось, что в одиночку устроил революцию и поменял правила игры этого самого мира.

А уж HyperLoop....

И, кстати.. Прошу прощения, но всё-таки Илон Маск. Да, у нас с чьей-то подачи начали писать как Элон, но это ошибка.

+100
Кстати, а что у него сейчас с этим гиперлупом?

?

Log in

No account? Create an account