?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Особая ракетная магия Илона Маска
zelenyikot
Любое обсуждение российского ракетостроения, можно превратить в многостраничный холивар, если написать слово из четырех букв: "Маск". Тут же найдутся его сторонники, которые вспомнят, что с Байконура летают ракеты, разработанные еще в 60-е, а компания Маска SpaceX появилась всего 12 лет назад, и уже делает многоразовую ракету. В ответ можно будет услышать про "секту любителей Маска" и эксцентричного шарлатана, который решил бросить вызов формуле Циолковского. В любом случае, равнодушные быстро покинут обсуждение, а неравнодушные продолжат схватку за свои идеалы.



Что же это за человек такой Илон Маск (или Элон, кому как нравится), почему его появление вынудило Роскосмос говорить о "наступающих на пятки конкурентов", а его марсианские мечты вдохновляют энтузиастов космоса по обе стороны океана?

Обозначу основные моменты становления Илона, как ракетного магната, а потом порассуждаем, на тему многоразовых ракет и "культа Маска".

Илон Маск - это бывший совладелец платежной системы PayPal. Продав свою долю за $165 млн долл в 2002-м, он остался с деньгами, но без дела. Тогда он задумался куда бы их небанально потратить, и решил отправить земное растение в гидропонной банке на Марс. По его задумке, картина зеленого побега на Красной планете вдохновит человечество на новые космические свершения.


Арт из группы ВК elonmusk

С этой целью Маск посещал Россию и приценивался к конверсионным ракетам "Днепр". Их стоимость - около $20 млн долл. позволяла ему осуществить задуманное. Но вместо покупки, Маск стал размышлять, почему старые российские ракеты стоят в десять раз дешевле новых американских. Из раздумий рождается идея производить собственные ракеты и сделать их еще дешевле российских.

Его решение удачно легло на желание американского государства разбавить ракетный монополизм Boeing и Lockheed Martin, которые в 2006 году объединились в United Launch Alliance (ULA) и фактически подсадили NASA и Пентагон на ракеты с российскими двигателями первой ступени Atlac V. Целеустремленность Маска активно вскармливалось госзаказами DARPA, а позже NASA. Разрабатывал ракеты Маск на свои, а запуски оплачивало государство. За четыре года компания SpaceX создала легкую ракету Falcon 1, а спустя еще четыре года успешно стартует Falcon 9 - средняя ракета, сравнимая по характеристикам с российским "Союз-2".

К этому времени NASA закрывает программу Space Shuttle и остается без пилотируемых космических кораблей. Для ликвидации отставания от России и Китая, в США объявляются конкурсы на создание грузовых и пилотируемых космических кораблей. SpaceX берется решить обе задачи, и уже в 2012 году к МКС успешно стартует первый грузовик Dragon.



На волне успеха, Маск заявляет свои следующие амбициозные цели: многоразовая ракета, сверхтяжелая ракета и колония на Марсе.

В 2012 году публикуется видеоконцепт первой идеи.



И начинаются испытания многоразового ракетного модуля Grasshopper.



Оба видео становятся источником яростных дискуссий в этих наших интернетах.
Сторонники Маска начинают считать метры, на которые "прыгает кузнечик" (англ. Grasshopper) - 2 - 5 - 9 - 40 - 80 - 250 - 325 - 744... Критики, напоминают, что до околоземной орбиты немного выше, а музыка Muse не даст нужной прибавки тяги, для успешного решения формулы Циолковского.

В серьезность намерений Маска верят единицы инвесторов, вкладывающих в SpaceX, и толпы поклонников. Специалисты же более сдержаны. Скептики говорят, что Grasshopper скачет по Техасу для успокоения инвесторов, которые не поняли как Маск их "развел" многоразовой ракетой и мечтой о Марсе. Многочисленные ракетные эксперты Вконтакта, в перерывах между геополитическими дискуссиями, рассуждают о недальновидности Маска, забывшего про парашют. И даже реальные эксперты вроде Андрея Ионина, главного аналитика НП "ГЛОНАСС", доверяющие Илону, полагают, что Grasshopper нужен для отработки посадки на Марс, т.е. не верят в многоразовую ракету.

Тем временем SpaceX продолжает развиваться модернизирует двигатели и сам Falcon 9, испытывает головной обтекатель, подходящий для коммерческих запусков и будущей сверхтяжелой ракеты, и запускает спутник на геостационарную орбиту, т.е. претендует на рынок не только "Союза", но и "Протона".

В 2013-м Grasshopper уходит на покой, а его место занимает более продвинутая модель Falcon 9R.
R означает reusable, т.е. “многоразовый”. Это уже настоящая ракетная ступень с ногами, аналоги которой должны отправляться в будущем на высоту около 100 км и возвращаться невредимыми.



При этом, SpaceX продолжает запуски по контракту с NASA, и пуски коммерческих спутников. Они никак не связаны с созданием многоразовой ракеты. Но SpaceX умудряется совмещать выполнение контрактов и отработку технологий будущего.

В сентябре 2013 года он запускают ракету, первая ступень которой впервые должна попытаться маневрировать после выполнения основной задачи. В ходе этого пуска ступень должна была принять вертикальное положение, что необходимо для будущей мягкой посадки.


Попытки управления падающей ступенью видны с 4-й минуты.

Испытания закончились неудачей, при том, что основная задача - выведение на орбиту канадского спутника Cassiope, решена успешно. Но на обратном пути ракетная ступень принялась вращаться в продольной оси, топливо в баках поднялось вверх под действием центробежной силы и двигатели загорелись. Несмотря на неудачу, Маск отрапортовал: "Теперь мы знаем, что надо делать".

И вот, 18 апреля 2014 года, после многочисленных переносов, состоялся запуск первой настоящей ракеты с ногами.
Выведение космического корабля Dragon прошло безупречно, но самое интересное началось позже. Первая ступень ракеты, после отделения, принялась маневрировать. Сначала надо было достигнуть первую цель - вертикализировать ракету. Это было достигнуто благодаря второму этапу испытаний - раскрытию опорных “ног”. Ракета садилась/падала в Атлантический океан, и, к сожалению, там был шторм.

Несмотря на ветер и волны первая ступень смогла войти в воду на малой скорости и практически в идеально вертикальном положении. То есть цели испытания были полностью достигнуты, но корабли не смогли найти ракету в бушующем море и нам осталось только невнятное видео, которое смогли принять по радио.



В этом ролике можно увидеть финал посадки - раскрытые “ноги” и волна на поверхности океана, расходящаяся от работающих двигателей.

Так почему же затея Маска вызывает столь жаркие обсуждения в России?

Даже сейчас, с его одноразовыми ракетами, стоимость выведения полезной нагрузки у SpaceX сравнимо с российскими ценами. А Россия только благодаря ценам и надежности носителей держит лидерское положение на мировом рынке запусков. Но и полных фейлов у Falcon 9 не было (был один частичный, когда потеряли попутные микроспутники). При этом SpaceX оплачивало не только производство, но и разработку ракеты. Конструирование российских моделей, по большей части, оплатил еще бюджет СССР. Кто-то считает, что нынешние цены Маска - это сознательный демпинг в надежде на будущие заказы. Даже если так, он уже показал свое превосходство перед российскими современными ракетостроителями, если сравнить время создания “Ангары” и Falcon.

Маск - не супергерой. 4-5 лет на ракету - это реально. Тот же “Протон” был создан за 3 года. Но, как мне кажется, между создателями “Протона” и Маском гораздо больше общего, чем между создателями “Протона” и “Ангары”. Маск одержим космосом, известна его фраза, что он мечтает закончить жизнь на Марсе, и не от удара о поверхность. Точно так же были одержимы космосом Королев и Челомей. Сроки с которыми они решали задачи, поражают, в сравнении с сегодняшней российской космической тягомотиной.

Сегодняшняя цель российских космических предприятий - госзаказ. И чем дольше он продлится тем им же лучше. Цель Илона Маска - Марс, а госзаказ - это лишь средство, которое он использует в своих интересах. Сделает он многоразовую ракету или нет - это не так важно. Вся суть в его стремлении вверх, в развитии и постоянном совершенствовании технологии. Это и вдохновляет его сторонников по всему миру.

Хотя очень многие надеются, и действительно верят как в чудо, в его Falcon 9 Reusable. Если он его действительно создаст, это обрушит цены на выведение на низкую околоземную орбиту, оставит позади даже дешевые “Днепры”, и откроет новый этап в освоении космоса.

И я хочу, чтобы это свершилось! Чтобы “Союз”, “Протон” и еще не родившаяся “Ангара” стали слишком дорогими и ненужными ракетами. Тогда, Роскосмосу придется проснуться от бюрократической спячки, вспомнить советскую молодость, и заняться, наконец, прорывными разработками будущего, чтобы наверстать конкурентов. Может ли он такое сделать? Не знаю. Однако

В Центральном аэрогидродинамическом институте им. проф. Н.Е. Жуковского завершен первый этап комплексных исследований многоразовых ракет-носителей (МРКН). Специалистами ЦАГИ сформированы предложения по усовершенствованию перспективной системы выведения на орбиту, разрабатываемой ГКНПЦ имени М.В. Хруничева в кооперации с более чем двадцатью предприятиями авиационно-космической отрасли.
Планируется, что новое семейство МРКН обеспечит выведение полезных грузов массой от 20 до 60 т без полей падения первой ступени, что является качественно новым шагом в отечественном ракетостроении...




Поживем - увидим.

Подпишитесь, если вам интересно исследование и освоение космоса.

Космос от zelenyikot в Twitter, Instagramm, Facebook, Вконтакте.
Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot сентябрь 5, 07:45 73
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

Интересно, спасибо!! %)

Да, будем надеяться, что деньги будут вкладываться в хороших разработчиков, а не только в цыркопарк хороших менеджеров :))

будете смеяться - но недостаток хороших менеджеров очень большая проблема нашей космической отрасли. считайте это инсайдерской информацией :) и если вспомнить, то Королев был как раз тем, кого сейчас бы назвали "хорошим менеджером"

Ну, околоземная орбита и полёт на Марс - слишком большая разница. Боюсь, не успеет Маск туда при жизни.

Для путешествия в Солнечной системе путь на НОО самый затратный и сложный - остальное проще.

Ну хоть кто-то начал прорываться. Интересно, сколько у Маска при испытаниях носителя было неудачных? И что там горючее- тот же НДМГ?

У него было два падения Falcon 1. Нет, керосин. Собирается переходить на метан.

У Маска, поди, лучшие разработчики наши и НАСА?

Скорее NASA. Насчет наших упоминаний не встречал.

Никакого рывка Роскосмос не совершит,т.к. время успешно действующих огромных госкорпораций прошло.Нужны российские космические частники.

(Deleted comment)
фантастика... я когда то давно читала книгу о таком миллионере...читала и думала, что вообще-то это не такая уж и фантастика...

"Человек который продал Луну" Р.Хайнлайн

(Deleted comment)
Нет, в Теслу он тоже неслабо вложился и одно время казалось, что это будет мертворожденный проект. Но он и его вытащил.

Судьба благосклонна к Маску.
Возникли условия, когда средства американских и европейских налогоплательщиков меньше будут расходоваться на содержание российского ВПК и больше на европейские и американские предприятия.
Возможно, что часть средств попадет к Маску.

Кто-то скажет "повезло", я же скажу: "с присущим ему талантом использовал ситуацию в своих интересах".

Очень хочется увидеть возвращение 1-ой ступени и её посадку на сушу.

Мало одному Роскосмосу проснуться от бюрократической спячки и вспомнить былую советскую молодость. Надо, чтобы многое поменялось в сознании людей в нашей стране. Ведь СССР жил по совсем другим критериям и законам, чем сегодняшняя Россия. Если измениться общество, то мы многое сможем. Посмотрим, как будет развиваться история нашей страны.

Сейчас уже многие говорят про воскрешение СССР. Надеюсь вернется и что-то хорошее от него, а не только отрицательные стороны.

Думаю, что мораторий на поставку РД-80 их подтолкнет
А может и вообще убьет отрасль коммерческих запусков.

РД-180 стоят на первой ступени "Алтаса" - ракеты, которую делает Локхид-Мартин, а пускает Untined Launch Alliance. Это прямые конкуренты SpaceX.

Средств запуска сейчас, что у США, что у ЕС, что у остальных - в разы больше, чем полезных нагрузок. Нет проблемы с тем, чтобы доставить что-то на околоземную орбиту. Проблемы с тем, чтобы оттуда куд-то долететь.

На фоне текущих горячих новостей, ваш пост - бальзам на душу.
Отвлекает внимание от дел земных..

ИМХО у Маска все получится. Последний запуск Falcon 9R был вполне успешный - хотя они и не пытались действительно посадить ракету (они просто отрабатывали систему), но ракета успешно снизилась и затормозила.

Следующая попытка скорее всего будет с полноценной посадкой. А как только это произойдет, цены на запуски упадут радикально - маск говорил что 1я ступень стоит 80% всей цены запуска, и если удастся использовать первую ступень много раз - цена запуска упадет раза в 3-4.

А по мере отработки технологии и переходу к многократному использованию всех ступеней - то цена вывода может упасть и в 10 раз, что принципиально изменит экономику всего этого дела.

Плюс к этому Falcon Heavy сможет выводить полезную нагрузку достаточную для посадки на луну или экспедиций на марс - и уже ясно что Маск сможет ее построить.

еще лет 20 назад слышал утверждение, что тщательная проверка для повторного запуска стоит столько же сколько и постройка нового, поэтому никто не заморачивался созданием многоразовых кораблей.

ещё интереснее история Tesla Motors, конечно. И не только потому, что я автоблогер :). Чуть не обанкротился, ходил по грани, играл против всего мира, потратил все сбережения, но в итоге оказалось, что в одиночку устроил революцию и поменял правила игры этого самого мира.

А уж HyperLoop....

И, кстати.. Прошу прощения, но всё-таки Илон Маск. Да, у нас с чьей-то подачи начали писать как Элон, но это ошибка.

+100
Кстати, а что у него сейчас с этим гиперлупом?