?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Автоматический плавучий космопорт возвращается из открытого моря
zelenyikot
asds_21-100

Автоматическая баржа Drone Ship Marmac 300 прибывает в порт. В субботу на нее производилась посадка первой ступени ракеты Falcon-9 частной космической компании SpaceX. Ракета успешно вывела грузовой космический корабль Dragon, который в понедельник должен состыковаться с Международной космической станцией. Но посадка первой ступени оказалась жесткой.

asds_1-copy

asds_3

asds_4

На плавучую платформу попытались мягко посадить первую ступень ракеты Falcon-9, но "прибаржение" оказалось жестким. Ракета не успела полностью погасить скорость и потерпела крушение. По заявлению основателя компании SpaceX Илона Маска, причиной аварии стало исчерпание гидравлической жидкости в системе управления решетчатыми стабилизаторами. Вот тут еще несколько дополнений.

На видео с полигона видна работа этих стабилизаторов:



Как оказалось, они управляются открытой гидравлической системой, т.е. после совершения работы жидкость не возвращается по замкнутому циклу, а сбрасывается в атмосферу. Это делается для снижения посадочной массы ракетной ступени. В этот раз, говорят, жидкости не хватило всего 10%, и на следующий запуск обещают залить на 50% больше. Вполне вероятно новая попытка посадки на плавучий космодром произойдет уже в январе или феврале этого года.

Баржа имеет размеры 100 на 60 метров, и попадание в такой "пятачок" в океане с высоты 60 км ступенью, которая создана для взлета, а не посадки, уже заслуживает уважения. А незначительные повреждения на платформе указывают, что скорость снижение ракеты была совсем незначительной, поэтому будущая мягкая посадка с возвращением ступени, выглядит вполне реалистично.

Подробнее о схеме посадки и целях такой операции, а так же ответы на часто задаваемые вопросы написаны вот здесь.

На представленных снимках сложно рассмотреть, что является поврежденными элементами построек на борту платформы, а что осталось от ракеты. Вероятно, ракета вообще упала за борт и затонула, хотя какие-то фрагменты, накрытые брезентом, на палубе рассмотреть удается.

asds_21-crop
Источник фото.

Еще в пятницу портовые камеры записали процесс вывода баржи в открытое море:



А это уже разгрузка каких-то обломков, судя по всему, остатков ступени:

asds_8

asds_9

asds_10

asds_11

asds_12

Остается надеяться, что SpaceX опубликует ночное видео жесткой посадки, и обстоятельства станут более ясными.

UPD:
Появилось фото и видео снижения ступени, которое смог записать астрофотограф Scott Ferguson, с побережья Флориды, при помощи 200 мм телескопа:

Scott-Ferguson-falcon9descent1_1420941803



Возможно, мы видим результат одного из двух тормозных включений ракетных двигателей, которые осуществлялись еще на большой высоте.

Будем следить за развитием событий.

А вот и то, чего многие ждали, и многие сомневались, что покажут:



zelenyikot
Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot сентябрь 5, 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
Насколько с понял из обсуждения на форуме nasaspaceflight -
*** вертикальная скорость перед посадкой была полностью погашена;
*** посадка прошла с отклонением от вертикали больше допустимого всего на пару градусов;
*** этого оказалось достаточно чтобы одна из ног деформировалась (разрушилась) и ракета опрокинулась;
*** истощение запаса жидкости в гидравлике Grid Fins произошло за 15-20 сек до посадки, т.е., когда скорость была уже почти погашена.

Чего я так и не понял: Grid Fins обеспечивают *рулёжку* и вертикальную стабилизацию только на значительных скоростях - их эффективная площадь невелика. На малых скоростях и в момент посадки за вертикальную стабилизацию отвечают уже Cold Gas Thrusters. Так что какая тут связь -- не ясно...
Возможно, что залипание Grid Fins - сбило с толку программу - но это уже мои фантазии :)

Ясно другое - SpaceX попали в пятачок 60х100 м - ракетой из космоса, и погасили скорость. По-моему, до них этого не делал никто.
И второе - следующая попытка будет на запуске CRS-6 - через месяц-полтора.

Удачи, SpaceX !!

Давно в штате SpaceX ?

Когда буду в штате SpaceX я сообщу. Место своей работы я не скрываю.

Тоже так думал, что только на значительных скоростях. Посмотрите видео испытания Grid Fins, по крайней мере вращение ракеты они успешно гасят до самого момента посадки. Кстати, я больше склоняюсь к версии не полностью погашеного вращения ракеты, а скорость снижения действительно была погашена. При вращении она могла завалится на одну ногу и упасть за борт.

>>я больше склоняюсь к версии не полностью погашеного вращения ракеты, а скорость снижения действительно была погашена.
Согласен - скорее всего именно так.

КВО межконтинентальных менее 100 м., правда им скорость гасить без надобности.

Посмотрите определение КВО.

для КВО берут не менее 50% попадания N-ного кол-ва боеприпасов в заданный радиус,

пока было одно почти попадание в баржу.

ждем повторного пуска.

На видео испытания Grid Fins скорость снижения совсем небольшая однако руление происходит явно вполне эффективно. Думаю действовало два фактора одновременно:
- перестала стабилизироваться ракета с помощью Grid Fins
- застывшие(4 штуки) Grid Fins мешали дальнейшему маневрированию с помощью Cold Gas Thrusters

По моему последний фактор был более весомый.

Edited at 2015-01-12 05:55 pm (UTC)

>>На видео испытания Grid Fins скорость снижения совсем небольшая...
Это иллюзия, эффект короткофокусного объектива.
Большая часть спуска идет в режиме свободного падения с ускорением ~ 0.5 G. Обратите внимание на последний этап спуска на видео - там, где появляется в кадре тень от ракеты (кстати, по ней на раскадровке можно неплохо оченить значения мгновенной скорости). Так что скорость приличная - они специально разгоняют ракету для отработки алгоритма торможения.

Что касается факторов - я думаю, что прав nero_schwarz, и ракету погубило осевое вращение. Без GF его погасить нельзя.

Кстати вот текст на английском описания тестовых испытаний Grid Fins.
http://www.spaceflight101.com/spacex---f9r-development-updates.html
Жаль, что в английском не очень силён:( Но кое-что удалось понять:)
Там указано для каких диапазонов скоростей они задумывались: "Grid-fins perform well in all velocity ranges including supersonic and subsonic speeds with the exception of the trans-sonic regime due to the shock wave enveloping the grid." Жалко не написано конкретно на каких дозвуковых скоростях они ещё эффективны.

И на версию о непогашеном вращении меня навело вот это (если я конечно правильно перевёл и roll="вращение вокру оси", а не крен):
"At the start of the descent, the four grid-fins were deployed and F9R intentionally introduced a roll rate on the vehicle as it started descending to demonstrate that the fins could compensate the roll."

Edited at 2015-01-12 09:04 pm (UTC)

Я не совсем ясно выразился, согласен. Выше шла речь что решетчатые рули эффективны только при скоростях близких к звуковым. Я имел ввиду что скорость на видео очень далека от звуковой, а рули отлично действуют.

  • 1