?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Автоматический плавучий космопорт возвращается из открытого моря
zelenyikot
asds_21-100

Автоматическая баржа Drone Ship Marmac 300 прибывает в порт. В субботу на нее производилась посадка первой ступени ракеты Falcon-9 частной космической компании SpaceX. Ракета успешно вывела грузовой космический корабль Dragon, который в понедельник должен состыковаться с Международной космической станцией. Но посадка первой ступени оказалась жесткой.

asds_1-copy

asds_3

asds_4

На плавучую платформу попытались мягко посадить первую ступень ракеты Falcon-9, но "прибаржение" оказалось жестким. Ракета не успела полностью погасить скорость и потерпела крушение. По заявлению основателя компании SpaceX Илона Маска, причиной аварии стало исчерпание гидравлической жидкости в системе управления решетчатыми стабилизаторами. Вот тут еще несколько дополнений.

На видео с полигона видна работа этих стабилизаторов:



Как оказалось, они управляются открытой гидравлической системой, т.е. после совершения работы жидкость не возвращается по замкнутому циклу, а сбрасывается в атмосферу. Это делается для снижения посадочной массы ракетной ступени. В этот раз, говорят, жидкости не хватило всего 10%, и на следующий запуск обещают залить на 50% больше. Вполне вероятно новая попытка посадки на плавучий космодром произойдет уже в январе или феврале этого года.

Баржа имеет размеры 100 на 60 метров, и попадание в такой "пятачок" в океане с высоты 60 км ступенью, которая создана для взлета, а не посадки, уже заслуживает уважения. А незначительные повреждения на платформе указывают, что скорость снижение ракеты была совсем незначительной, поэтому будущая мягкая посадка с возвращением ступени, выглядит вполне реалистично.

Подробнее о схеме посадки и целях такой операции, а так же ответы на часто задаваемые вопросы написаны вот здесь.

На представленных снимках сложно рассмотреть, что является поврежденными элементами построек на борту платформы, а что осталось от ракеты. Вероятно, ракета вообще упала за борт и затонула, хотя какие-то фрагменты, накрытые брезентом, на палубе рассмотреть удается.

asds_21-crop
Источник фото.

Еще в пятницу портовые камеры записали процесс вывода баржи в открытое море:



А это уже разгрузка каких-то обломков, судя по всему, остатков ступени:

asds_8

asds_9

asds_10

asds_11

asds_12

Остается надеяться, что SpaceX опубликует ночное видео жесткой посадки, и обстоятельства станут более ясными.

UPD:
Появилось фото и видео снижения ступени, которое смог записать астрофотограф Scott Ferguson, с побережья Флориды, при помощи 200 мм телескопа:

Scott-Ferguson-falcon9descent1_1420941803



Возможно, мы видим результат одного из двух тормозных включений ракетных двигателей, которые осуществлялись еще на большой высоте.

Будем следить за развитием событий.

А вот и то, чего многие ждали, и многие сомневались, что покажут:



zelenyikot

promo zelenyikot сентябрь 5, 2018 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
Это если не быть инженером. А инженер смотрит что сделать надо.

Ступень в воздухе выровнится сама. Хотя лучше, чтоб не кубарем. У нее только один конец тяжелый. Можете посмотреть, что остается от упавших ступеней на земле. Они целые, но мятые.

Итого: надо предотвратить раскрутку, обеспечить запуск двигателей, навести на площадку и погасить скорость в конце. Уже не так страшно.

Вообще-то я инженер, хотя и не механик.

Снижение/замедление не слишком сложно, но выполнить посадку очень непросто. У ступени хоть и вес внизу, но как только начинает работать двигатель - то появляется опрокидывающий момент, причем для руления и наведения в точку посадки нужно позволить ступени наклонится, но на точно выверенный угол, при этом работая тягой двигателя и углом отклонения двигателя чтобы двигаться в нужном направлении. Плюс ко всему этому - атмосфера создает дополнительные воздействия на ступень, а парусность там очень большая, и это все надо аккуратно компенсировать. Я просто понимаю насколько это непросто сделать.

С планером (вроде Шаттла или Бурана) на порядок проще - обычно планер стабилен в некотором диапазоне режимов, и достаточно удерживать его в нужном режиме подруливанием. И тот же обычный спускаемый аппарат (тот же Союз) - тоже сделан вполне определенной формы чтобы он сам стабилизировался - им даже рулить не надо, главное войти в коридор с нужной скоростью под нужным углом, а там дальше парашют.

Инженер это мировозрение. Как и ученый. Как и артист.

Когда ракета летит вверх, она тоже опирается на тягу. Воздух еще больше мешает, хотя проходится быстрее. Парусность помогает сохранить положение при снижении.

Шаттл или Буран для возвращения на первой космической. В несколько раз большая скорость. Инженер помнит о разах. И умеет их отделать от процентов.

Чем меня умиляют советские/россиянские люди - это ненавязчивым хамством :-)

Только вот не знаю связано ли невысокое качество советских разработок с этой особенностью или это независимое явление. Почему-то мне кажется что это проявления каких-то общих причин.

Да, у вас ненавязчиво выходит. Что-то такое действительно есть.

Я в общем-то довольно успешный (во всех смыслах) технарь в своей области, и когда мне так между делом пытаются рассказать что мол я не инженер - то говорить тут в общем-то не о чем.

  • 1