?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Flag Next Entry
Автоматический плавучий космопорт возвращается из открытого моря
zelenyikot
asds_21-100

Автоматическая баржа Drone Ship Marmac 300 прибывает в порт. В субботу на нее производилась посадка первой ступени ракеты Falcon-9 частной космической компании SpaceX. Ракета успешно вывела грузовой космический корабль Dragon, который в понедельник должен состыковаться с Международной космической станцией. Но посадка первой ступени оказалась жесткой.

asds_1-copy

asds_3

asds_4

На плавучую платформу попытались мягко посадить первую ступень ракеты Falcon-9, но "прибаржение" оказалось жестким. Ракета не успела полностью погасить скорость и потерпела крушение. По заявлению основателя компании SpaceX Илона Маска, причиной аварии стало исчерпание гидравлической жидкости в системе управления решетчатыми стабилизаторами. Вот тут еще несколько дополнений.

На видео с полигона видна работа этих стабилизаторов:



Как оказалось, они управляются открытой гидравлической системой, т.е. после совершения работы жидкость не возвращается по замкнутому циклу, а сбрасывается в атмосферу. Это делается для снижения посадочной массы ракетной ступени. В этот раз, говорят, жидкости не хватило всего 10%, и на следующий запуск обещают залить на 50% больше. Вполне вероятно новая попытка посадки на плавучий космодром произойдет уже в январе или феврале этого года.

Баржа имеет размеры 100 на 60 метров, и попадание в такой "пятачок" в океане с высоты 60 км ступенью, которая создана для взлета, а не посадки, уже заслуживает уважения. А незначительные повреждения на платформе указывают, что скорость снижение ракеты была совсем незначительной, поэтому будущая мягкая посадка с возвращением ступени, выглядит вполне реалистично.

Подробнее о схеме посадки и целях такой операции, а так же ответы на часто задаваемые вопросы написаны вот здесь.

На представленных снимках сложно рассмотреть, что является поврежденными элементами построек на борту платформы, а что осталось от ракеты. Вероятно, ракета вообще упала за борт и затонула, хотя какие-то фрагменты, накрытые брезентом, на палубе рассмотреть удается.

asds_21-crop
Источник фото.

Еще в пятницу портовые камеры записали процесс вывода баржи в открытое море:



А это уже разгрузка каких-то обломков, судя по всему, остатков ступени:

asds_8

asds_9

asds_10

asds_11

asds_12

Остается надеяться, что SpaceX опубликует ночное видео жесткой посадки, и обстоятельства станут более ясными.

UPD:
Появилось фото и видео снижения ступени, которое смог записать астрофотограф Scott Ferguson, с побережья Флориды, при помощи 200 мм телескопа:

Scott-Ferguson-falcon9descent1_1420941803



Возможно, мы видим результат одного из двух тормозных включений ракетных двигателей, которые осуществлялись еще на большой высоте.

Будем следить за развитием событий.

А вот и то, чего многие ждали, и многие сомневались, что покажут:



zelenyikot

promo zelenyikot september 5, 2018 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
Это если не быть инженером. А инженер смотрит что сделать надо.

Ступень в воздухе выровнится сама. Хотя лучше, чтоб не кубарем. У нее только один конец тяжелый. Можете посмотреть, что остается от упавших ступеней на земле. Они целые, но мятые.

Итого: надо предотвратить раскрутку, обеспечить запуск двигателей, навести на площадку и погасить скорость в конце. Уже не так страшно.

Вообще-то я инженер, хотя и не механик.

Снижение/замедление не слишком сложно, но выполнить посадку очень непросто. У ступени хоть и вес внизу, но как только начинает работать двигатель - то появляется опрокидывающий момент, причем для руления и наведения в точку посадки нужно позволить ступени наклонится, но на точно выверенный угол, при этом работая тягой двигателя и углом отклонения двигателя чтобы двигаться в нужном направлении. Плюс ко всему этому - атмосфера создает дополнительные воздействия на ступень, а парусность там очень большая, и это все надо аккуратно компенсировать. Я просто понимаю насколько это непросто сделать.

С планером (вроде Шаттла или Бурана) на порядок проще - обычно планер стабилен в некотором диапазоне режимов, и достаточно удерживать его в нужном режиме подруливанием. И тот же обычный спускаемый аппарат (тот же Союз) - тоже сделан вполне определенной формы чтобы он сам стабилизировался - им даже рулить не надо, главное войти в коридор с нужной скоростью под нужным углом, а там дальше парашют.

Инженер это мировозрение. Как и ученый. Как и артист.

Когда ракета летит вверх, она тоже опирается на тягу. Воздух еще больше мешает, хотя проходится быстрее. Парусность помогает сохранить положение при снижении.

Шаттл или Буран для возвращения на первой космической. В несколько раз большая скорость. Инженер помнит о разах. И умеет их отделать от процентов.

Чем меня умиляют советские/россиянские люди - это ненавязчивым хамством :-)

Только вот не знаю связано ли невысокое качество советских разработок с этой особенностью или это независимое явление. Почему-то мне кажется что это проявления каких-то общих причин.

Да, у вас ненавязчиво выходит. Что-то такое действительно есть.

Я в общем-то довольно успешный (во всех смыслах) технарь в своей области, и когда мне так между делом пытаются рассказать что мол я не инженер - то говорить тут в общем-то не о чем.

  • 1