?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Flag Next Entry
Автоматический плавучий космопорт возвращается из открытого моря
zelenyikot
asds_21-100

Автоматическая баржа Drone Ship Marmac 300 прибывает в порт. В субботу на нее производилась посадка первой ступени ракеты Falcon-9 частной космической компании SpaceX. Ракета успешно вывела грузовой космический корабль Dragon, который в понедельник должен состыковаться с Международной космической станцией. Но посадка первой ступени оказалась жесткой.

asds_1-copy

asds_3

asds_4

На плавучую платформу попытались мягко посадить первую ступень ракеты Falcon-9, но "прибаржение" оказалось жестким. Ракета не успела полностью погасить скорость и потерпела крушение. По заявлению основателя компании SpaceX Илона Маска, причиной аварии стало исчерпание гидравлической жидкости в системе управления решетчатыми стабилизаторами. Вот тут еще несколько дополнений.

На видео с полигона видна работа этих стабилизаторов:



Как оказалось, они управляются открытой гидравлической системой, т.е. после совершения работы жидкость не возвращается по замкнутому циклу, а сбрасывается в атмосферу. Это делается для снижения посадочной массы ракетной ступени. В этот раз, говорят, жидкости не хватило всего 10%, и на следующий запуск обещают залить на 50% больше. Вполне вероятно новая попытка посадки на плавучий космодром произойдет уже в январе или феврале этого года.

Баржа имеет размеры 100 на 60 метров, и попадание в такой "пятачок" в океане с высоты 60 км ступенью, которая создана для взлета, а не посадки, уже заслуживает уважения. А незначительные повреждения на платформе указывают, что скорость снижение ракеты была совсем незначительной, поэтому будущая мягкая посадка с возвращением ступени, выглядит вполне реалистично.

Подробнее о схеме посадки и целях такой операции, а так же ответы на часто задаваемые вопросы написаны вот здесь.

На представленных снимках сложно рассмотреть, что является поврежденными элементами построек на борту платформы, а что осталось от ракеты. Вероятно, ракета вообще упала за борт и затонула, хотя какие-то фрагменты, накрытые брезентом, на палубе рассмотреть удается.

asds_21-crop
Источник фото.

Еще в пятницу портовые камеры записали процесс вывода баржи в открытое море:



А это уже разгрузка каких-то обломков, судя по всему, остатков ступени:

asds_8

asds_9

asds_10

asds_11

asds_12

Остается надеяться, что SpaceX опубликует ночное видео жесткой посадки, и обстоятельства станут более ясными.

UPD:
Появилось фото и видео снижения ступени, которое смог записать астрофотограф Scott Ferguson, с побережья Флориды, при помощи 200 мм телескопа:

Scott-Ferguson-falcon9descent1_1420941803



Возможно, мы видим результат одного из двух тормозных включений ракетных двигателей, которые осуществлялись еще на большой высоте.

Будем следить за развитием событий.

А вот и то, чего многие ждали, и многие сомневались, что покажут:



zelenyikot

promo zelenyikot september 5, 2018 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
они верят в превосходство запада во всем. Просто верят и все тут. Голова отключена. Если так сделали в америке - значит так лучше :))))

Маск, понимая, что 10% (или сколько там) резервного топлива все равно падают на землю ,решил его использовать. Но как только появилась новая задача, то появились и новые резервы жидкости, системы управления, еще немного топлива как резерв под новую задачу и т.д. Откажутся, понятно от этого.

Если сделали, значит лучше, чем если не сделали, а нарисовали.

Вам не понятны даже простые суждения и примеры, это очевидно.

все рассуждения: дешево-дешево, Маск придумал - Маск гений, Маск создал, все получится.

Лучше подумать, а потом трясти. Это они потолок долга повышают, а не мы :))))

Вот суждения: Согласен, если возврат первой ступени позволяет сэкономить, то это отлично. И если это возможно, то мы бы это делали. И я думаю, будем делать, если наши конструктора закладывают многоразовость в двигатели. Но просто не так "в лоб" - всю ступень в целом виде, а например, обеспечивать возвращение неповрежденного турбонасосного агрегата, камер, т.е. самых сложных и дорогих элементов двигателя. Это проще в сто раз и дешевле. Рама-парашют, сняли особо ценные агрегаты, остальное в переплавку.

Неужели они после посадки трубопроводы, тяги, провода, чипы не поменяют? Это все равно копейки (сами трубки), а сохраняют получается всей этой сложностью посадки - именно их, как самые хрупкие элементы, но не самые ценные! Защитить основные агрегаты и спустить их на парашюте - это обеспечить гораздо легче, чем тратить тонны топлива (3 тонны - это выход на геостационар, например) на сохранение в целости самого корпуса ракеты (алюминий!), всяких копеечных трубок, приводов управления, проводов и чипов. Не согласны?

ладно. что мы имеем: Стоимость подготовки и обеспечения старта - это половина примерно, это всяко остается. Т.е. на возврате двигателей можно "сэкономить" не более 50-40% и минус:
- непроданная по 3300$-11650$ за кг масса систем возврата и топлива - (до 30%, т.е. уже под минус 20 млн. долл)
- стоимость обеспечения посадки (разработка, содержание, обслуживание)
- стоимость разборки, тестирования допустим компенсируется экономией на сохраненные сложные детали, но при этом двигатели там вроде бы еще и открытого типа, т.е. далеко не самые крутые и дорогие - было бы что сохранять. Вернее, в их "эффективной" экономике эта кастрюля Мерлин как наш РД-190 поди стоит, но это их проблемы.

Т.о. сэкономленная стоимость и непроданная нагрузка примерно равны. Зачем? Зато пиар проекта, Маск придумал! Маск - гений, все получится - пошли деньги инвесторов, а вы повелись :)))

> И я думаю, будем делать, если наши конструктора закладывают многоразовость в двигатели.
Закладывали еще при СССР, наши продолжают традицию т.к. двигатели одного семейства. Делать будут, к концу 20-х годов собираются.

> Неужели они после посадки трубопроводы, тяги, провода, чипы не поменяют?
По первоначальной задумке - нет.

> непроданная по 3300$-11650$ за кг масса систем возврата и топлива - до 30%
И как у вас вышло 30%? Только давайте вы не будете говорить, что пользовались ошибочной и примитивной формулой "тонна топлива у земли - тонна груза на орбите". Правильная математика: "тонна топлива у земли - 1-2 килограмма на орбите".

>Мерлин как наш РД-190 поди стоит
РД-190 (точнее его экспортный вариант РД-181) - стоит в десять раз дороже Мерлина.

== тонна топлива у земли - 1-2 килограмма на орбите ==

Это как? Топлива в ракете - примерно 500 тонн, масса корабля с грузом - 7,5 тонн. Коэффициент по любому меньше 70 получается.

Кроме того, речь не о "тоннах топлива у земли", а о "тоннах топлива после отработки первой ступени". Мне кажется, коэффициент порядка 11 должен быть (топлива во второй ступени - порядка 100 тонн). Так что это не совсем копейки, выводимая ПН наверняка на несколько процентов упадёт. Хотя всё равно выгодно должно быть.

Или я ошибся где-то?

да, вопрос какой процент от тонны "на высоте 90 км" становится килограммами на орбите

Edited at 2015-01-13 07:09 am (UTC)

Если вас на самом деле волнует вопрос, можете посчитать. Данные найти легко:
1) масса второй ступени;
2) Запас топлива первой.

Первое приближение - поделить.


/ до 30%
все тонны топлива и оборудование, необходимые для торможения и посадки выводятся если не на орбиту, но на высоту отделения второй ступени как ни крути

/РД-190 (точнее его экспортный вариант РД-181) - стоит в десять раз дороже Мерлина

зачем тогда возвращать, если он дешевый?

Возвращаются не только двигатели. И десяток другой млн. не рублей стоят того, чтобы вернуть. Но главное, если научиться возвращать, можно сильно улучшить ракету, повысить надежность.

вот, нашел по ангаре:
МОСКВА, 14 ноября. /ТАСС/. Подмосковное НПО "Энергомаш", разработавшее и производящее ракетный двигатель РД-191 первой ступени ракеты "Ангара", рассматривает возможность его многоразового применения.

"Эту задачу предлагается решить путем размещения двигателя в индивидуальной негерметичной капсуле, защищающей его от повреждений и загрязнений, возникающих после отделения капсулы от первой ступени ракеты-носителя при последующем спуске в атмосфере и посадке на поверхность Земли", - говорится в тезисах.
Согласно проекту, двигатель от первой ступени "Ангары" предлагается снабдить парашютом, тепловым экраном и посадочным устройством, состоящим либо из надувной подушки, либо из двигателей мягкой посадки.
Спасение двигателя после проведения пуска позволит использовать его до десяти раз, поскольку при разработке РД-191 был предусмотрен десятикратный запас работоспособности его агрегатов, отмечается в тезисах доклада.

Отрицательным моментом является то, что, по расчетам специалистов, увеличение массы носителя за счет системы спасения приводит к уменьшению массы выводимого полезного груза на 2,6%, то есть при использовании ракеты "Ангара-1.2" она сможет выводить на орбиту не 3,8 тонны, а только 3,7 тонны груза.

------------------------------------------------

это только одни движки с парашютной системой минус 3% от ПН. Самая простая система - 3%. А тут труба, все оборудование и сколько-то, может и десятков тонн топлива. Никто же не знает. Тоталитарная Энергия дает данные, а свободный Маск замалчивает :))))

Вы не знаете какова масса системы возврата, поэтому не можете заявлять, что вам все рассказали. Если говорить об армейских образцах, то там она занимает от 11 до 17% от массы сажаемого груза. Это примерно сравнимо с затратами керосина при посадке ступени SpaceX. И да, "Энергия" и "Энергомаш" - это разные предприятия.

  • 1