?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Автоматический плавучий космопорт возвращается из открытого моря
zelenyikot
asds_21-100

Автоматическая баржа Drone Ship Marmac 300 прибывает в порт. В субботу на нее производилась посадка первой ступени ракеты Falcon-9 частной космической компании SpaceX. Ракета успешно вывела грузовой космический корабль Dragon, который в понедельник должен состыковаться с Международной космической станцией. Но посадка первой ступени оказалась жесткой.

asds_1-copy

asds_3

asds_4

На плавучую платформу попытались мягко посадить первую ступень ракеты Falcon-9, но "прибаржение" оказалось жестким. Ракета не успела полностью погасить скорость и потерпела крушение. По заявлению основателя компании SpaceX Илона Маска, причиной аварии стало исчерпание гидравлической жидкости в системе управления решетчатыми стабилизаторами. Вот тут еще несколько дополнений.

На видео с полигона видна работа этих стабилизаторов:



Как оказалось, они управляются открытой гидравлической системой, т.е. после совершения работы жидкость не возвращается по замкнутому циклу, а сбрасывается в атмосферу. Это делается для снижения посадочной массы ракетной ступени. В этот раз, говорят, жидкости не хватило всего 10%, и на следующий запуск обещают залить на 50% больше. Вполне вероятно новая попытка посадки на плавучий космодром произойдет уже в январе или феврале этого года.

Баржа имеет размеры 100 на 60 метров, и попадание в такой "пятачок" в океане с высоты 60 км ступенью, которая создана для взлета, а не посадки, уже заслуживает уважения. А незначительные повреждения на платформе указывают, что скорость снижение ракеты была совсем незначительной, поэтому будущая мягкая посадка с возвращением ступени, выглядит вполне реалистично.

Подробнее о схеме посадки и целях такой операции, а так же ответы на часто задаваемые вопросы написаны вот здесь.

На представленных снимках сложно рассмотреть, что является поврежденными элементами построек на борту платформы, а что осталось от ракеты. Вероятно, ракета вообще упала за борт и затонула, хотя какие-то фрагменты, накрытые брезентом, на палубе рассмотреть удается.

asds_21-crop
Источник фото.

Еще в пятницу портовые камеры записали процесс вывода баржи в открытое море:



А это уже разгрузка каких-то обломков, судя по всему, остатков ступени:

asds_8

asds_9

asds_10

asds_11

asds_12

Остается надеяться, что SpaceX опубликует ночное видео жесткой посадки, и обстоятельства станут более ясными.

UPD:
Появилось фото и видео снижения ступени, которое смог записать астрофотограф Scott Ferguson, с побережья Флориды, при помощи 200 мм телескопа:

Scott-Ferguson-falcon9descent1_1420941803



Возможно, мы видим результат одного из двух тормозных включений ракетных двигателей, которые осуществлялись еще на большой высоте.

Будем следить за развитием событий.

А вот и то, чего многие ждали, и многие сомневались, что покажут:



zelenyikot
Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot september 5, 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
Если сделали, значит лучше, чем если не сделали, а нарисовали.

Вам не понятны даже простые суждения и примеры, это очевидно.

все рассуждения: дешево-дешево, Маск придумал - Маск гений, Маск создал, все получится.

Лучше подумать, а потом трясти. Это они потолок долга повышают, а не мы :))))

Вот суждения: Согласен, если возврат первой ступени позволяет сэкономить, то это отлично. И если это возможно, то мы бы это делали. И я думаю, будем делать, если наши конструктора закладывают многоразовость в двигатели. Но просто не так "в лоб" - всю ступень в целом виде, а например, обеспечивать возвращение неповрежденного турбонасосного агрегата, камер, т.е. самых сложных и дорогих элементов двигателя. Это проще в сто раз и дешевле. Рама-парашют, сняли особо ценные агрегаты, остальное в переплавку.

Неужели они после посадки трубопроводы, тяги, провода, чипы не поменяют? Это все равно копейки (сами трубки), а сохраняют получается всей этой сложностью посадки - именно их, как самые хрупкие элементы, но не самые ценные! Защитить основные агрегаты и спустить их на парашюте - это обеспечить гораздо легче, чем тратить тонны топлива (3 тонны - это выход на геостационар, например) на сохранение в целости самого корпуса ракеты (алюминий!), всяких копеечных трубок, приводов управления, проводов и чипов. Не согласны?

ладно. что мы имеем: Стоимость подготовки и обеспечения старта - это половина примерно, это всяко остается. Т.е. на возврате двигателей можно "сэкономить" не более 50-40% и минус:
- непроданная по 3300$-11650$ за кг масса систем возврата и топлива - (до 30%, т.е. уже под минус 20 млн. долл)
- стоимость обеспечения посадки (разработка, содержание, обслуживание)
- стоимость разборки, тестирования допустим компенсируется экономией на сохраненные сложные детали, но при этом двигатели там вроде бы еще и открытого типа, т.е. далеко не самые крутые и дорогие - было бы что сохранять. Вернее, в их "эффективной" экономике эта кастрюля Мерлин как наш РД-190 поди стоит, но это их проблемы.

Т.о. сэкономленная стоимость и непроданная нагрузка примерно равны. Зачем? Зато пиар проекта, Маск придумал! Маск - гений, все получится - пошли деньги инвесторов, а вы повелись :)))

> И я думаю, будем делать, если наши конструктора закладывают многоразовость в двигатели.
Закладывали еще при СССР, наши продолжают традицию т.к. двигатели одного семейства. Делать будут, к концу 20-х годов собираются.

> Неужели они после посадки трубопроводы, тяги, провода, чипы не поменяют?
По первоначальной задумке - нет.

> непроданная по 3300$-11650$ за кг масса систем возврата и топлива - до 30%
И как у вас вышло 30%? Только давайте вы не будете говорить, что пользовались ошибочной и примитивной формулой "тонна топлива у земли - тонна груза на орбите". Правильная математика: "тонна топлива у земли - 1-2 килограмма на орбите".

>Мерлин как наш РД-190 поди стоит
РД-190 (точнее его экспортный вариант РД-181) - стоит в десять раз дороже Мерлина.

== тонна топлива у земли - 1-2 килограмма на орбите ==

Это как? Топлива в ракете - примерно 500 тонн, масса корабля с грузом - 7,5 тонн. Коэффициент по любому меньше 70 получается.

Кроме того, речь не о "тоннах топлива у земли", а о "тоннах топлива после отработки первой ступени". Мне кажется, коэффициент порядка 11 должен быть (топлива во второй ступени - порядка 100 тонн). Так что это не совсем копейки, выводимая ПН наверняка на несколько процентов упадёт. Хотя всё равно выгодно должно быть.

Или я ошибся где-то?

да, вопрос какой процент от тонны "на высоте 90 км" становится килограммами на орбите

Edited at 2015-01-13 07:09 am (UTC)

Если вас на самом деле волнует вопрос, можете посчитать. Данные найти легко:
1) масса второй ступени;
2) Запас топлива первой.

Первое приближение - поделить.


/ до 30%
все тонны топлива и оборудование, необходимые для торможения и посадки выводятся если не на орбиту, но на высоту отделения второй ступени как ни крути

/РД-190 (точнее его экспортный вариант РД-181) - стоит в десять раз дороже Мерлина

зачем тогда возвращать, если он дешевый?

Возвращаются не только двигатели. И десяток другой млн. не рублей стоят того, чтобы вернуть. Но главное, если научиться возвращать, можно сильно улучшить ракету, повысить надежность.

вот, нашел по ангаре:
МОСКВА, 14 ноября. /ТАСС/. Подмосковное НПО "Энергомаш", разработавшее и производящее ракетный двигатель РД-191 первой ступени ракеты "Ангара", рассматривает возможность его многоразового применения.

"Эту задачу предлагается решить путем размещения двигателя в индивидуальной негерметичной капсуле, защищающей его от повреждений и загрязнений, возникающих после отделения капсулы от первой ступени ракеты-носителя при последующем спуске в атмосфере и посадке на поверхность Земли", - говорится в тезисах.
Согласно проекту, двигатель от первой ступени "Ангары" предлагается снабдить парашютом, тепловым экраном и посадочным устройством, состоящим либо из надувной подушки, либо из двигателей мягкой посадки.
Спасение двигателя после проведения пуска позволит использовать его до десяти раз, поскольку при разработке РД-191 был предусмотрен десятикратный запас работоспособности его агрегатов, отмечается в тезисах доклада.

Отрицательным моментом является то, что, по расчетам специалистов, увеличение массы носителя за счет системы спасения приводит к уменьшению массы выводимого полезного груза на 2,6%, то есть при использовании ракеты "Ангара-1.2" она сможет выводить на орбиту не 3,8 тонны, а только 3,7 тонны груза.

------------------------------------------------

это только одни движки с парашютной системой минус 3% от ПН. Самая простая система - 3%. А тут труба, все оборудование и сколько-то, может и десятков тонн топлива. Никто же не знает. Тоталитарная Энергия дает данные, а свободный Маск замалчивает :))))

Вы не знаете какова масса системы возврата, поэтому не можете заявлять, что вам все рассказали. Если говорить об армейских образцах, то там она занимает от 11 до 17% от массы сажаемого груза. Это примерно сравнимо с затратами керосина при посадке ступени SpaceX. И да, "Энергия" и "Энергомаш" - это разные предприятия.

  • 1