?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Санкт-Петербург космический
zelenyikot


Сейчас мало кто воспринимает СПб, как родину отечественной космонавтики, он легче представляется городом морской или военной истории. Задумываясь о космосе, кто-то вспомнит Калугу Циолковского, Звездный городок в Подмосковье или Байконур. Но именно в Ленинграде возникли первые ракетные кружки, которые в XX веке выросли в лидирующие конструкторские бюро. Сейчас о космосе в Питере напоминает немногое, но если хорошо поискать, то найти можно.

Музей Связи

Еще в мае, в День музеев, меня заинтересовала афиша Музея Связи, приглашавшая на экспозицию, посвященную связи с внеземными цивилизациями. Тогда выбраться не удалось, но на днях заглянул.

Сам музей довольно объемный, с богатой коллекцией, которую не ожидаешь увидеть при виде скромного входа в полуподвальное помещение. Основная выставка посвящена почте, телефонии, радио и телевидению. В общем рай для техногика. Для многих посетителей выставка может стать причиной ностальгических чувств, и воспоминаний об архаичных телевизорах и радиоприемниках, занимавших комоды в домах бабушек и дедушек. А если выбраться во внутренние атриумы (внутренние дворы, накрытые прозрачной крышей), то там уже можно найти больше космоса.

Например пообедать под огромным спутником связи "Луч-15" (фото в начале).
Я думал это макет, но потом оказалось, что это настоящий космический аппарат, которому в 2000-м году не нашлось ракеты. Сейчас три таких аппарата нового поколения выведены на геостационарную орбиту, и готовятся к обеспечению широкого канала связи для космонавтов МКС, и выполнению кучи других задач. Когда заработают - расскажу подробнее.

Во втором атриуме Музея Связи нашлись и инопланетяне. Видимо я наткнулся только на остатки выставки, в которой достойными внимания оказались только реплики табличек Pioneer-10 и Voyager.





Несмотря на скромную "внеземную" выставку, музей однозначно достоин посещения.

Музей космонавтики им. Валентина Глушко

Пару недель назад в Петропавловской крепости, после долгого ремонта, открылся еще Музей Космонавтики. Старого я не видел, а вот на новый взглянуть хотелось.

Космос в Петропавловской крепости начинается направо от входа со стороны Заячьего моста.
Если искать специально, то можно найти мемориальную табличку, которая рассказывает о первенстве Питера в космосе.



Но гораздо больше внимания привлекает капсула топографического спутника "Комета". Она фактически является беспилотной копией гагаринского "Востока", только вместо космонавта и пульта управления - фотоаппаратура.



Капсула обгоревшая, т.к. возвращалась на Землю, когда в фотоаппарате заканчивалась пленка, и приходила пора ее проявлять. Мхом поросла за годы нахождения под открытым небом где-то во дворе отраслевого предприятия. На люди ее вывезли лишь недавно.



Установили капсулу только в июне 2015 года, но какой же Питер без древней мистической легенды?



Идем дальше, и натыкаемся на ракетный двигатель в аквариуме. По секрету, мне рассказали, что в этом аквариуме когда- то стоял раритетный автомобиль"Руссо-Балт" Владимира Ленина, но сейчас ему нашлось более достойное наполнение.



Модель одной из первых жидкостных ракет РЛА-1 указывает на вход в музей.





Здесь, согласно классике отечественного музееведения, вначале выставлено все самое скучное и неинтересное для 95% всех посетителей: книги, научные журналы, публикации пионеров теоретической космонавтики, вдохновлявшие пионеров практической.



Наверное чтобы хоть как-то разнообразить зал, организаторы привлекли дизайнеров.
И дизайнеры... Не сказать, что они плохо дизайнерили. С эстетической точки зрения зал оформлен довольно гармонично.



Но, создается впечатление, что оформители хоть и делали исправно свою работу, но с изрядной долей пофигизма.



- Как нам удержать внимание посетителя?
- Давай в проходе положим скелет ракеты, из стальных ребер, о которые так легко разбить голову. И натянем между ними веревки, чтобы дети пытались по ним взобраться, а музейные служащие нарушали свой сон окриками "Не залезать на ракету!"
- Точно! Это наверняка привлечет дополнительное внимание к выставке пороховых двигателей.



Даже если не углубляться в тонкости дизайнерского искусства, то я не мог спокойно пройти мимо изображения оскорбляющего мои религиозные чувства:



Радарную карту Венеры подписать "Марс"!
Да, она такая же рыжая, и середина вырезана, но как можно было проигнорировать горы Максвелла?

Ладно, идем дальше, и в углу находим настоящий раритет: первый прототип, от которого началось рождение отечественного электроракетного двигателя.



Это сейчас плазменные двигатели рулят многотонными спутниками на геостационарных орбитах, вроде того же "Луча", а меньше ста лет назад все начиналось с фонарных изоляторов, газоразрядных ламп и классического рубильника в соседней комнате.

Но пока дизайн не отпускает. Вот есть стена с цитатами о конструкторских талантах Глушко.



Цитаты не известно кем высказаны, и непонятно где и когда опубликованы. Может просто приснились дизайнеру, и он не оставил свой автограф из природной скромности.

Стены вообще лучше не читать, а то можно пострадать от когнитивного диссонанса при виде патента на теплоизоляцию ракетной камеры, который выдан за разработку ракетного топлива.



Видимо другие бланки в патентном бюро закончились, поэтому выдавали какие есть. Да в 20-е годы люди часто изобретали ракетное топливо, и бланки печатались оптом.

Дальше, наконец-то дизайн отступает, и можно запереть внутреннего дизайнера и выпустить внутреннего инженера.



Эх, зря верстак в аквариум спрятали. Это же такой интерактив - промерить штангелем движок, покрутить какую-нибудь гайку, зажать ее в тисках. Все равно ведь это макеты, так отдали бы их на растерзание детворы. Или опасаются, что угловатым штангенциркулем могут покалечиться дети, которые смогли без травм преодолеть скелет ракеты?

Все-все, больше никакой критики, только космос!

Нетривиальным занятием оказывается попытка разобраться в двигателе: куда что втекало, откуда вытекало и как циркулировало:



Как старому знакомому по музею в "Энергомаше" киваем ракетному ускорителю РД-2 для самолетов времен Войны.



И выбираемся, наконец на оперативный простор.
Космическая аллея начинается с макета королевской "семерки", и "Спутника".



Тут уже можно спустить с поводка своего внутреннего фаната космонавтики.



Встречаемся с марсианским малышом ПрОП-М, роняя скупую слезу о его нелегкой судьбе - не добраться до Марса всего 70 см.



Любуемся на модель сверхсекретного спутника-шпиона "Лотос-С", разработанного в питерском "Арсенале", и запущенного в конце 2014 года.



Останавливаемся возле редкого экспоната - модели межпланетной станции "Марс-1".



Этот космический аппарат стартовал к Марсу раньше всех - в 1962 году, но связь с ним была только на первой части маршрута. Уже неуправляемый аппарат пролетел мимо Марса на расстоянии около 200 тыс. км, поэтому первенство досталось Mariner-4 NASA в 1965-м. Иначе все бы звали самый большой каньон в Солнечной системе не Valles Marineris, а Dolina Marsodina.

Под макетом зонда расположена длинная полоса черно-белого снимка марсианской поверхности, видимо из какой-то более поздней миссии. Фото не подписано, поэтому обращаемся к ближайшему музейному смотрителю, дремавшему неподалеку:

- Подскажите пожалуйста, а это его снимок? - указываю на "Марс-1".
- Да-да, его.
- Спасибо...

А на пути снова раритет: пульт управления "Луноходом". Оригинал этого пульта когда-то находился в Крыму, но под Ленинградом проектировали и ПрОП-М, и шасси "Лунохода", поэтому такие экспонаты неслучайны именно в Петропавловской крепости.



Было бы круто "воскресить" пульт: поменять монитор, загрузить в него какой-нибудь симулятор марсохода/лунохода, и давать возможность посетителям поуправлять легендарным аппаратом, хоть и виртуальным. Пока же приходится полагаться только на свое воображение.

Ощутить романтику освоения космоса, представить команды Подготовка к сеансу, Девятое колесо опущено, Расчековка антенны произведена, отдаваемые хорошо поставленным военным голосом, немного мешает детская мебель, расставленная неподалеку.



Вероятно тут проводят занятия с младшими группами, но мне почему-то представились операторы "Лунохода", уставшие и довольные, после интенсивной рулежки по Луне, с радостным галдежом рассаживающиеся по разноцветным стульчикам, чтобы выпить по стакану молока и разойтись на тихий час.

Дальше место пилотируемой космонавтики, но оно еще не готово.
Ложементы - космические кресла - только устанавливают. Витрины оформляют.



Поэтому на прощанье остается только приложить ладонь к белоснежной спускаемой капсуле "Союза-16".



И найти выход, стараясь не перепутать его с люком "Бурана".



Дверью не хлопаем, чтобы не потревожить спящего в углу космонавта...



В общем, музей однозначно достоин посещения. В нем найдутся экспонаты, которых не найти больше нигде, или мало где. На дизайнерское баловство можно не обращать внимания (некоторые мелочи несложно исправить, и я надеюсь это будет сделано). Коллекция насыщенная, хоть и слишком быстро заканчивается. Думаю, по запасникам питерских предприятий пылится еще немало раритетов зари освоения космоса, и, надеюсь, они когда-нибудь доберутся до экспозиции.

zelenyikot
И если хочется добавить космоса себе в ленту, то можно подписаться на мой блог ЖЖ или Twitter.
Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot september 5, 07:45 69
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
"Было бы круто "воскресить" пульт: поменять монитор, загрузить в него какой-нибудь симулятор марсохода/лунохода, и давать возможность посетителям поуправлять легендарным аппаратом, хоть и виртуальным."

Только не надо этого пожалуйста! На пластиковое говно и компьютерные игрушки все уже насмотрелись. А целой добротной техники середины 20-го века остаётся всё меньше!

Воскрешать не надо, а вот поставить рядом добротную копию с ХОРОШО сделанным симулятором можно и даже нужно.

Зачем? Всё равно похожим на настоящее или информативным оно не будет. Разве что личинок человека развлекать, но для них это не лучше любого другого баловства.

Ну это смотря как сделать. Согласен, что всяких развлекух на разные способы слишком много. Поэтому сделать, что-то стоящее трудновато. Но это не значит, лучше вообще ничего не делать. Даже если такая штука (симулятор) поможет всего-лишь одной "личинке" выбрать путь космического инженера, значит её существование оправдано.

Ну это вопрос как к делу подойти. Пульт то не был с Луноходом соединен напрямую, а выдавал какие то команды. Их можно интерпретировать и исполнять на модели (менять монитор конечно наверное не стоит).
Да и вообще большой вопрос, что там внутри этого пульта...

Вряд ли оно исправно. Ремонтировать и поддерживать в рабочем состоянии никто не будет. А тем более - разбираться как изначально работала система. Особенно если учесть, что никакой информации о том как работала телемеханика Луноходов в свободном доступе нет.

Сейчас всё решается "проще". Выбрасывается родной монтаж с военной приёмкой, взамен запихиваются сопли и клубки проводов на ардуйне, чтобы мигало всё как попало. Но чаще в пульт просто пихается настольная лампа.

Так что лучшее что может произойти - если вещь оставят в покое.

  • 1